Книга судей Израилевых
I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Содержание книги, в которой излагается история израил. народа во времена, определило ее название. В годы бедствий Бог призывал судей, поручая им освобождать народ от чужеземных поработителей и вершить правосудие согл. Божьему Закону. Через них Бог совершал деяния на благо народа Израиля.
II. АВТОР
Автор книги не назван. Очевидно, в ее основу положен список судей, довольно избирательно дополненный либо подробными описаниями их дел, либо краткими заметками о времени их служения. По-видимому, это коллективный труд, в котором использованы древние предания, заимствованные из различных источников.
III. СОДЕРЖАНИЕ
1) истор. период, о котором сообщается в К.С.И., охватывает прим. три столетия – 1300–1000 гг. до Р.Х. Этот период начался после смерти Иисуса Навина, когда была покорена земля обетованная, и закончился годами служения Самуила, когда Израиль сформировался как гос-во (⇒ Судьи, II,2);
2) в Суд. 1– Суд.3 дан общий обзор, являющийся ключом к пониманию всей эпохи. Покорение земли обетованной не было завершено, здесь еще жили остатки языч. племен (Суд. 1:21–36; Суд. 3:1–6). Они являли постоянную угрозу религии Израиля, вновь и вновь склоняя народ к идолослужению (⇒ Идол, идолослужение), означающему отпадение от Бога. Для времени судей характерны резкие перемены в отношении израильтян к Богу – послушание Ему сменялось забвением Его. Внешне это проявлялось в смене периодов независимости периодами угнетения народа (Суд. 2:10–23), когда Бог «передавал» израильтян в руки язычников (Суд. 3:8; Суд. 4:2; Суд. 10:7; ср. также Суд. 3:12; Суд. 6:1). Порабощение всегда заканчивалось «воплем Израиля к Господу» и ⇒ «воздвижением» судьи (Суд. 3:9; Суд. 3:15; Суд. 4:3; Суд. 6:6). В книге имеются фрагменты, выпадающие из основной канвы повествования: мощно звучащая песнь Деворы (Суд. 5), рассказ о неудавшейся попытке Авимелеха, сына Гедеона, воцариться в Сихеме (Суд. 9), рассказ об идолослужении Михи и о том, как колено Дана переняло это идолослужение (Суд 17–18), сообщение о надругательстве над наложницей в Гиве и о наказании колена Вениамина (Суд 19–21). Все эти рассказы создают достаточно полную картину времени судей, полного бедствий и страданий израил. народа.
IV. КОМПОЗИЦИЯ
1. Вооруж. борьба после смерти Иисуса Навина (Суд. 1:1–36).
2. Духовная характеристика времени судей (Суд. 2:1 – Суд. 3:6).
II. Повествования о судьях (Суд. 3– Суд. 16:31):
1. Гофониил (Суд. 3:7–11).
2. Аод (Суд. 3:12–30).
3. Самегар (Суд. 3:31).
4. Девора и Варак (Суд. 4– Суд. 5:31).
5: а) Гедеон (Суд. 6– Суд. 8:35);
б) Авимелех (Суд. 9:1–57).
6. Фола (Суд. 10:1–2).
7. Иаир (Суд. 10:3–5).
8. Иеффай (Суд. 10– Суд. 12:7).
9. Есевон (Суд. 12:8–10).
10. Елон (Суд. 12:11.12).
11. Авдон (Суд. 12:13–15).
12. Самсон (Суд. 13– Суд. 16:31).
III. Повествование о двух израил. коленах:
1. Колено Дана (Суд. 17– Суд. 18:31).
2. Вениамитяне (Суд. 19– Суд. 21:25).
V. БОГОСЛОВСКИЙ АСПЕКТ КНИГИ
В книге рассказывается об истории ⇒ Израиля как народа Божьего в переходный период. Народу Израиля, вступившему во владение землей обетованной, предстояло выдержать новые испытания: после сорокалетней изоляции в пустыне народу предстояло выработать правильное отношение к соседям-язычникам, к их идолослужению и культу плодородия (Суд 2 и след.). Но израильтяне не справились с этой задачей и все больше подпадали под влияние языческих племен (Суд. 3:7.12; Суд. 4:1; Суд. 6:1.25–40); особенно ясно это видно на примерах Авимелеха (Суд. 9) и Самсона (Суд 13–16). Отступничество израильтян от Божьих заповедей ярко проявилось и в историях, рассказанных о коленах Дана и Вениамина (Суд 17–21). Тем не менее, Израиль не отходил окончат. от своего Бога. Даже в периоды рабства израильский народ, отданный Богом в руки язычников, не мог полностью адаптироваться среди них, поскольку он жил по иным законам. Судей, как освободителей, всегда воздвигал и благословлял на борьбу с язычниками Бог. Бог, действуя через судей, руководил Своим народом. Освободительные войны израильтян принцип. отличались от войн язычников (Суд. 7:7), ибо это были Божьи войны и Божьи победы. В К.С.И. Израиль представлен народом, который, в силу вступления в завет с Богом (⇒ Союз, завет), оказался чуждым всем прочим племенам, населявшим Ханаан. Его конфликты происходили от чужеродности, а существование зависело от послушания Богу и исповедания союза с Ним. К.С.И. может служить прекрасной иллюстрацией к первой заповеди; но она показывает также, что Израиль, в своей непокорности Богу, следовал не Божьим, а своим путем и отказался от этого пути лишь на время, в период становления своего государства.