Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Книга пророка Софонии

I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

Об авторе книги известно только его имя и имена его предков на протяжении четырех поколений (Соф. 1:1). Родословие заканчивается на некоем Езекии, которого некоторые комментаторы отождествляют с царем Иудеи; по времени такое отождествление возможно, хотя и не доказано. Софония, видимо, жил в Иерусалиме, во всяком случае, здесь он возвестил свое пророчество; об этом свидетельствует тот факт, что Софония называет этот город «место сие», а также упоминает целый ряд точных характеристик столицы Иудеи. Выступление Софонии приходится на время царствования ⇒ Иосии (639–609 гг. до Р.Х.) и предшествовало разрушению Ниневии (Соф. 2:13–15; 612 г. до Р.Х.). Из Соф. 3(см. также Соф. 1:4; «остатки Ваала»), видимо, следует, что реформа Иосии, начатая в 628 г. до Р.Х., находит свое завершение с находкой Книги Закона и с празднованием Пасхи 622 г. до Р.Х. Проведение этого праздника натолкнулось на сопротивление князей, судей, пророков и священников (Соф 3 и след.). Т.о., Софония – современник молодого пр. Иеремии, который был призван на служение в 627 г. до Р.Х. Подлинность книги оспаривается с конца прошлого столетия, однако, по мнению совр. исследователей ВЗ, для этого нет основательных причин.

II. КОМПОЗИЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ

Заголовок (Соф. 1:1).

I. Суд, грозящий Иудейскому царству (Соф. 1Соф. 2:3):

1. Суд за грехи Иудейского царства (Соф. 1:2–13);

2. Судный день Господа (Соф. 1:14–18);

3. Призыв к обращению (Соф. 2:1–3).

II. Суд над народами (Соф. 2:4–15) и обетование остатку Израиля:

1. Суд над филистимлянами (Соф. 2:4–7).

2. Суд над Моавом и Аммоном (Соф. 2:8–10).

3. Суд над народами запада и юга (Соф 2 и след.).

4. Суд над Ассирией (Соф. 2:13–15).

III. Горе ожесточившемуся Иерусалиму (Соф. 3:1–7).

IV. Гнев Господень на Последнем суде и грядущее спасение (Соф. 3:8–20):

1. Только остаток из язычников и иудеев выстоит на суде (Соф. 3:8–13).

2. Спасение для Иерусалима (Соф. 3:14–20).

III. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Самое важное в пророчестве Софонии – это весть о ⇒ Дне Господнем. Божий суд неотвратим и неизбежен, даже если люди закрывают на него глаза (Соф. 1:12). Время милости миновало (Соф. 3:2–4). Царь пытается вновь обратить свой народ к Богу и спасти его, но встречает сопротивление (Соф. 3:1–4). Несмотря на все усилия восстановить правильное богослужение, грех распространяется: наряду с Богом иудеи поклоняются Ваалу, идолам и небесному воинству (Соф 1 и след.), клянутся одноврем. Господом и Милкомом (в Синод. пер. – «царем своим»). Другие совсем отпали от Бога и больше не вопрошают о Нем. В народе царят чуждые нравы, суеверные обычаи (ср. 1Цар. 5:5), корыстолюбие, обман и насилие (Соф 1 и след.). На такое беззаконие грядет суд Господень. Это будет день трубы, зовущей к Божьей брани, к брани против народа, который Бог когда-то называл Своим. Господь хочет устрашить людей; они, подобно слепым, будут топтаться на месте, не находя выхода, ибо Бог решил разметать «кровь их, как прах» и истребить всех жителей земли (Соф. 1:14–18). Но перед лицом грозящей катастрофы Бог еще раз предупреждает Свой народ о том, что ему грозит. Еще раз Бог призывает беззаконных к обращению, а тех, кто соблюдает Его Закон, призывает еще решительнее «взыскать Господа». Это последняя возможность избежать суда (Соф. 2:1–30). Затем взор автора обращается к соседним народам и царствам – и они подвержены гневу Господа. Суд распространяется на все стороны света и постигает на западе землю Филистимскую и острова язычников, на востоке – Моав и Аммон, на юге – Эфиопию, а на севере – Ассирию. Остаток Израиля овладеет землей филистимлян, а с Моава и Аммона получит добычу и унаследует эти земли. Но Иерусалим не прислушивается ни к угрозам, ни к обетованиям Господа: он не желает покориться, и его вожди предаются греху больше, чем когда-либо (Соф. 3:1–4). Поэтому Господь отвергает Свой народ и оставляет его (ср. Мф. 23:37–39) до тех пор, пока не наступит срок окончат. суда, который постигнет весь мир (Соф. 3:8). Только когда Господь выплеснет Свой гнев, останется ⇒ остаток Израиля, бедный и малочисл. народ, который вновь научится уповать на Господа (Соф. 3:12). Язычники, которые останутся в живых, также будут служить Богу. Спасенные Богом будут прославлять и благодарить Его за милосердие и прощение. И избавит Бог Свой народ от всякого страха, соберет притесняемых (Соф. 3:16,19,20) и поклоняющихся Ему из других народов, будет их могуществ. Спасителем и станет радоваться за тех, кого Он спас.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle