Книга Екклесиаста
К.Е. относится в евр. Библии к «свиткам» (мегиллот). Ее зачитывали во время богослужения на ⇒ празднике Кущей. В НЗ она не цитируется, но среди речений Господа, записанных на папирусе из Оксиринха, обнаружена ссылка на Екк. 10:9: «Иисус говорит: где собраны двое, там Я посреди них, и где кто-то находится один, то говорю вам: Я с ним. Передвигаешь ли камни, там находишь Меня, колешь ли дрова, и Я пребываю с тобой».
I. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
1) евр. название книги – «Кохелет». Слово кохелет происходит от кахал – «собрание». Окончание в слове кохелет, указывающее на форму жен. рода, часто встречается в словах, обознач. мужчин, занимающих адм. должность. Т.о., кохелет – это руководитель или оратор на некоем собрании. В Септуагинте это слово переведено как экклесиастес (отсюда и рус. название книги), а в Вульгате как конционатор;
2) Кохелет (Екклесиаст), как сказано в книге, был сыном Давида, царем в Иерусалиме, причем, видимо, здесь подразумевается не отдаленный потомок Давида, а Соломон. Автор говорит: «Я, Екклесиаст, был царем над Израилем в Иерусалиме» (Екк. 1:12). На авторство Соломона указывает и упоминание о том, что Екклесиаст снискал славу и обрел богатства большие, чем все, царствовавшие до него в Иерусалиме (Екк 2:9 и след.), а также о том, что он стремился к познанию мудрости, к постижению всего того, что совершается под солнцем (Екк. 8:9). Автор наделен великой мудростью и делится ею с другими (Екк. 1:16; Екк. 12:9). Таким в ВЗ изображен только Соломон (3Цар. 2:9; 3Цар. 3:12; 3Цар 4 и след.; 3Цар. 10:1). Автор – сторонник жесткой и неогранич. цар. власти (Екк. 8:2–4; Екк. 10:4,16–20); это не противоречит концепции об авторстве Соломона, методы правления которого (ср. 3Цар. 12:4), как и методы правления живших ранее или одноврем. с ним ханаан. или арам. царей, нельзя назвать либеральными. Примеров утраты царства неразумными правителями или восхождения на престол незнатного баловня судьбы (Екк. 4:13–16) история Востока знает немало, к тому же сам Соломон знал о том, что его преемником должен был стать не его сын, а Иеровоам (3Цар. 11:26–40);
3) очевидно и то, что окончат. вид книге придал не Соломон, а кто-то др. (ср. Екк. 1:2; Екк. 7:27; Екк. 12:8–14). Неизвестно, кто сделал подборку изречений Соломона, не установлено и время, когда это произошло. Некоторые исследователи, указывая на присутствие в книге позднеевр. и арам. выражений, относят ее к периоду после вавил. плена, другие, отмечая финик. и халдейское влияние, датируют ее более ранним временем. Но недостаточное исследование древних языков делает подобные аргументы неубедительными; в этом случае любое новое открытие может опрокинуть все прежние доводы.
II. КОМПОЗИЦИЯ
I. О трудах человеч. (Екк. 1-Екк. 3:15):
1. Круговращение (Екк. 1:2–11).
2. Тщетное стремление познать мудрость (Екк. 1:12–18).
3. Суетность всех дел человеческих (Екк. 2:1–11).
4. Непознаваемость грядущего (Екк. 2:12–26).
5. Всему свое время (Екк. 3:1–11).
Вывод: вечно лишь соделанное Богом (Екк. 3:12–15).
II. О человеч. неправедности (Екк. 3– Екк. 5:19):
1. Смерть – конец всего живущего (Екк. 3:16–22).
2. Неправда под солнцем (Екк. 4:1–16).
3. Преимущество слушания слова Божьего перед жертвоприношением (Екк. 4:17).
4. Глупые пред Богом (Екк. 5:1–6).
5. Опасность богатства (Екк. 5:7–16).
Вывод: следует довольствоваться тем, что дал Бог (Екк. 5:17–19).
III. Уроки мудрости (Екк. 6-Екк. 9:10):
1. Наслаждение настоящим (Екк. 6:1–12).
2. Лучшее (Екк. 7:1–14).
3. Уроки опыта (Екк. 7:15–29).
4. Благочестие и благополучие (Екк.8-Екк. 9:6).
Вывод: наслаждайся той жизнью, которая дана (Екк. 9:7–10).
IV. О мудрости и глупости (Екк.9-Екк. 11:10):
1. Ценность мудрости (Екк. 9:11–18).
2. Мудрость и глупость (Екк. 10:1–20).
3. Жизнь и труд в веселии (Екк. 11:1–8).
Вывод: наслаждаясь жизнью, помни о суде Божьем (Екк. 11:9–10).
Заключительное предостережение (Екк. 12:1–14).
III. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
1) иерусалимский царь видит, какая трудная роль определена ему Богом. Он созерцает жизнь и стремится определить ее порядок, т.е. «ищет мудрость», а это нелегкое занятие (Екк. 1:13). Хотя он и наделен мудростью больше, чем к.-л. из людей, но искать мудрость – значит скорбеть, учиться, страдать. Царь же обращается к наслаждению жизнью и к труду, становясь «великим и богатым больше всех». Он не возбраняет своему сердцу «никакого веселия» (Екк. 2:10), но все это не приносит ему удовлетворения, потому что он знает: ему предстоит умереть и плоды его труда окажутся невостребованными. Итак, каждый, кто хочет получить ч.-л. от жизни, должен принять то, что происходит «от руки Божией», и наслаждаться этим (Екк. 2:24–26). В человеч. делах нет ни прямых путей, ни постоянства. Только дела Бога вечны и всегда праведны, но Он оставляет людей в их тщетном стремлении постичь мир (Екк. 3:11). Бог попускает и безбожие, ибо оно показывает, что без Бога люди – подобны животным. Мудрый молчит пред Богом и боится Его, потому что каждое слово и каждый обет должны быть исполнены (Екк. 5:3). Раздумья мешают наслаждаться даров. Богом радостями. Возникающий в мире беспорядок происходит не от Бога, Который сделал человека правым, а от людей, которые пустились во многие помыслы и стремятся идти своими путями (Екк. 7:29), вместо того чтобы предать себя в руки Господа, творящего «как дни благополучия», так и «дни несчастия». Избежать беды сможет только тот, кто боится Бога и угоден Ему (Екк 8 и след.). Люди не могут устранить из мира зло и неправду, это доступно лишь Богу, Он должен судить всех людей (Екк. 3:17) и этого суда никому не дано избежать (Екк. 11:9). Поэтому можно и должно наслаждаться даров. Богом жизнью, не забывая при этом о предстоящем ⇒ суде (Екк 12:13 и след.);
2) К.Е. относится к литературе премудрости, которая, наряду с данным Самим Богом ⇒ Законом и полномочным словом ⇒ пророков, является третьей формой Божьего руководства. Первоначально ⇒ мудрость означала знание любого рода (Иов. 38:37), но в Библии это понятие ограничивается знанием Божьей воли и Его установлений, по которым человек должен направлять свою жизнь (Притч. 18:15; Екк. 8:5). Поскольку полностью эти установления знает один только Бог, то и мудр только Он (Рим. 14:26). Господь дает через дух премудрости способности, необходимые для каждого дела, будь то сооружение святилища (Исх. 28:3) или управление народом (3Цар. 4:29). Воспринятая от Него мудрость превращает Соломона в учителя народа, излагающего свои познания как в пространных поучениях, так и в кратких притчах (⇒ Притчи Соломоновы). От многообразной литературы премудрости других народов обе назв. книги отличаются своей основной идеей: ⇒ верой в единого, устраивающего все в мире и вершащего суд Бога, а также своей целью: со всей рассудительностью указывать людям путь к жизни в благочестии и довольстве (ср. 1Тим. 6:3–10). Усталость и безразличие, к которым в конечном итоге приводит пресыщенность, относятся только к этому миру и преодолеваются верой в Бога Творца.