Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Мудрость, премудрость, мудрый, мудрец

Слово «мудрость» [евр. даат; греч. софиа] означает способность постижения смысла явлений в их взаимосвязи. Человек обретает М. частично благодаря врожд. способности, частично из опыта, но всегда как дар Божий (Притч. 2:6).

I. МУДРОСТЬ БОЖИЯ

Божья М. проявляется в Его чудесном деянии ⇒ сотворении мира (Пс. 103:24; Притч 3 и след.; Иер. 10:12) и в Его руководстве миром (Иер. 31:2; Дан 2 и след.), но прежде всего – в откровении Его воли и деяний, направл. на спасение человека (Рим. 11:33; Еф. 3:10; 1Тим 1 и след.). Говоря об откровении ВЗ, Иисус называет его «премудростью Божией» (Лк. 11:49).

II. МУДРОСТЬ ХРИСТОВА

Еще ВЗ говорит о М. как о личности (Притч. 1:20–33; Притч. 8Притч. 9:12), а НЗ называет Христа воплощ. М. (1Кор. 1:24); в Нем сокрыты все сокровища премудрости и ведения (Кол. 2:3). Но Бог открыл эту спасит. М. таким образом, который воспринимается безбожным человеком как юродство (1Кор. 1:21–25). Поэтому М. названа также и тайной, сокров. (1Кор. 2:7), раскрывающейся лишь тем, кто не противится воздействию Св. Духа. В верующих, как в «теле Христовом», «многоразличная премудрость Божия» открывается также и для невидимого мира (Еф. 3:10). Еще в отрочестве Иисус был вооружен премудростью и благодатью (Лк. 2:40.52), и когда Он учил, у слушателей возникал вопрос: откуда у Него такая М. и власть (Мф. 13:54; Мк. 6:2)? Господу передана вся премудрость Божья (Откр. 5:12), поэтому для всех верующих в Него Он может быть источником и дарителем всякой М. (1Кор. 1:30; Кол. 2:3).

III. МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ

1) в ВЗ М., даруемая человеку Богом, включает в себя и навыки в области ремесла и иск-ва; исполн. премудрости (т.е. мастерства, умения, искусности) называются изготовители священнических облачений (Исх. 28:3) и ремесленники, сооружавшие скинию (Исх. 31:1–11; Исх. 35:31.35), а также главы израильских колен (Втор. 1:13.15) и Иисус Навин, преемник Моисея (Втор. 34:9). М. ценилась прежде всего как добродетель властителей, судей и советников (2Цар. 16:23; 3Цар. 3:28; Притч. 8:15; Притч. 20:26), но люди осознавали, что она не всегда награждается по заслугам (Екк. 9:15). Иуд предание из всех мудрецов ВЗ особо выделяет трех мужей: Соломона (3Цар. 3:28; 3Цар 5 и след.; 3Цар. 10:1; Мф. 12:42), Иосифа (Быт. 41:39) и Даниила (Дан. 2:48). Мудрецы имелись не только в народе Израиля. В языч. странах они, наряду с предсказателями и чародеями, часто являлись советниками властителей: в Египте (Быт. 41:8; Исх. 7:11), Вавилонии (Иер. 39:3; Иер. 50:35; Дан. 1:20; 2), Персии (Есф. 1:13). Особой М. славились египтяне (3Цар. 4:30; Деян. 7:22), но упоминаются также и мудрецы Эдома (Иер. 49:7; Авд. 1:8), Тира и Сидона (Иез. 28:3–5; Зах. 9:2). В отличие от языч. народов, у израильтян М. была связана с осознанием той истины, что ее началом является Господь (Пс. 110:10; Притч. 1:7; Притч. 9:10). Представление о богатстве М. израильтян дают Книга ⇒ Притч Соломоновых, ⇒ Книга Екклесиаста, а также апокрифич. книги Премудрости Соломона и Книга Иисуса, сына Сирахова;

2) НЗ также исходит из того, что истинная премудрость пребывает только в Боге (Рим. 14:26; 1Тим. 1:17). Поэтому человек без Бога, переоценивая свою собств. М. (Ис. 5:21; Рим. 1:22), впадает в заблуждение. М. мира сего в глазах Бога выглядит безумием (1Кор 3 и след.). Высшая мудрость заключена в Евангелии. Евангелием Бог посрамляет всю человеч. М. (1Кор 1:19 и след.,27), оно остается сокрытым от мудрых мира сего (Мф. 11:25; Лк. 10:21) и кажется им юродством (1Кор. 1:18). Поэтому новозаветное благовествование опирается не на человеч. М., а на Божий Дух и Его силу (1Кор 2 и след.,13). Христ. жизнь руководствуется не «плотской мудростью», а благодатью Божьей (2Кор. 1:12). Христос – наша М. (1Кор. 1:30), только в Нем становится возможной «мудрость на добро» (Рим. 16:19), только в Нем христиане могут поступать осмотрительно, как мудрые (Еф. 5:15; Иак. 3:13–15). Дар М. дается человеку вместе с даром Св. Духа и через Него (Деян. 6:3.10). Иисус обещает Своим ученикам «уста и премудрость», которым не смогут противостоять их враги (Лк. 21:15), поскольку через них будет говорить Дух Отца (Мф. 10:20). Даров. Духом премудрость может вскрывать тайное (1Кор. 2:7–10; Откр. 13:18; Откр. 17:9) и проявляется как в повседневной жизни христиан (Кол. 4:5; Иак. 1:5, 3:13,17), так и в духовном опыте Церкви (Еф. 1:8; Кол. 1:9; Кол. 3:16).


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle