Беседа XII. О первом члене символа веры
Верую во единого Бога
Мы знаем с вами, братие, из слова Божия, что Бог есть Дух, вечный, неизменяемый, всеблагий, всеправедный всеведущий и премудрый. Слово Божие открыло кроме этого еще и то, что Бог – всемогущий. Он все может сделать, и для Него ничего нет невозможного. «У Бога не останется бессильным никакое слово», говорил архангел Гавриил Пресвятой Деве Марии в ответ на вопрос, каким образом возможно исполнение благовеста архангела о рождении от Нее Спасителя. Бог одним словом Своим создал мир и управляет им. Той рече, и быша: Той повеле и создашася, говорит Псалмопевец (Пс.32:9). Во время Своей земной жизни Иисус Христос исцелял больных одним словом, воскрешал мертвых, ходил по водам, повелевал ветру и морю, и они повиновались Ему. – Если, братие, Бог всемогущ, то мы должны обращаться к Нему за помощью и благословением во всех наших делах: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии: аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс.126:1). Не будем, братие, падать духом среди самых великих опасностей, но будем обращаться с молитвою ко всемогущему Богу. «Если Бог за нас, кто против нас?» говорит св. апостол Павел (Рим.8:31). Сам Бог желает, чтобы мы обращались к Нему во всех наших скорбях и нуждах. «Призови Меня в день бедствия, Я избавлю тебя, и ты прославь Меня», говорил Бог Давиду. «Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей», говорил Он Израильтянам (Ис.41:10). Наконец, братие, веруя во всемогущего Бога, не будем оскорблять Его своими грехами: Он может наказать нас и в настоящей и в будущей жизни, и ничто не спасет нас от гнева Его, если мы не исправимся и будем творить неугодное Ему.
Слово Божие еще открыло нам, братие, что Бог – вездесущий. Бог везде присутствует, нет места, где бы Его не было, и куда бы можно было от Него скрыться. Псалмопевец Давид так говорит о вездесущии Божием. «Куда уйду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, Ты там. Паду ли в преисподнюю, се Ты! Понесусь ли на крыльях зари, переселюсь ли на край моря, и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя (Пс.138:7–10). Впрочем, хотя Бог – везде, но Он особенно присутствует на небе и в храмах. Небо, братие, есть престол Божий, – так сказал сам Господь (Мф.5:34). На небе святые и ангелы непрестанно славословят Бога. Особенным образом присутствует Господь на земле в храмах. Сам Иисус Христос сказал: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их» (Мф.18:20). В храм, братие, и собираются верные во имя Божие. Здесь они воспевают Бога, и с ними невидимо служат небесные силы, здесь они теснейшим образом соединяются с Иисусом Христом в таинстве св. причащения. Храм поэтому есть дом Божий и врата небесные. – Если, братие, Бог вездесущ, то будем стараться вести себя пред Ним со всею осмотрительностью и благоговением. Bера в вездесущие Бога многих предохраняла от грехов. Когда, например, жена Пентефрия хотела склонить праведного Иосифа ко греху, он вспомнил о Боге и сказал ей: «как же сделаю я сие великое зло, и согрешу пред Богом?» (Быт.39:9). Вера в вездесущего Бога пусть удерживает и нас от грехов. Эта же вера, братие, утешает нас во всех наших опасностях. Если Бог везде, то, следовательно, Он всегда находится с нами, где бы мы ни были, и по Своей благости охраняет нас от всякого зла. Посему и мы вместе с Давидом можем воскликнуть: «всегда вижу пред собою Господа: Он одесную меня; не поколеблюсь. Посему радуется сердце мое, веселится язык мой, даже плоть моя упокоится в уповании (Пс.15:8–9). Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся; Господь защититель живота моего, кого устрашуся? (Пс.26:1).
Наконец, братие, слово Божие открыло нам, что Бог – вседоволен. Бог ни в чем не имеет недостатка и ни от кого не зависит. Он, говорит апостол Павел, ни от рук человеческих угождения приемлет, требуя что, Сам дая всем живот и дыхание и вся (Деян.17:25). – Если, братие, мы все получаем от Бога, и жизнь и все необходимое для нее, то мы всегда должны быть благодарны Ему, покорны Его святой воле, и, принося Ему какие-либо дары или жертвы со своей стороны, не должны думать, что они необходимы для Бога и мы одолжаем Его. Все, что Мы имеем, принадлежит Богу и Им дано нам. Принесение Богу даров нужно не для Него, а для нас самих: оно должно располагать нас к любви к Нему.
Будучи Духом вечным, всеблагим, всеведущим, всеправедным, всемогущим, вездесущим, неизменяемым, вседовольным, Бог есть вместе с этим и всеблажен. Св. апостол Павел навывает Его блаженным и единым сильным, Царем царствующих и Господом господствующих (1Тим.6:15). Бог не только сам блажен, но есть единственный источник блаженства и для всех людей. Блаженного состояния удостаивает Господь и своих праведников в раю, и блаженство это столь велико, что мы его и вообразить не можем. «3наю человека во Христе», говорит апостол Павел, «который был восхищен в рай, и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2Кор. 12:2 –4). Если так велико блаженство, которого Бог удостаивает праведников, то как велико должно быть блаженство Его Самого. – Будем, братие, жить так, чтобы Господь и нас не лишил блаженной жизни. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа