Беседа XIII. О первом члене символа веры
Верую во единого Бога Отца
Из слова Божия мы знаем с вами, братие, что Бог есть Дух, вечный, всеблагий, всеведущий, всеправедный, всемогущий, вездесущий, неизменяемый, вседовольный, всеблаженный. Но припомним, братие, и то, что мы сказали в начале наших бесед о Боге, именно: Бог непостижим; Он бесконечно выше нас и нашего понимания. Мы рассуждали с вами напр. о благости Божии, всеведении и проч., но вполне постичь этого не можем. Одно только должно сказать о свойствах Божиих, – это то, что Бог беспределен, всесовершен. Он не только свободен от всякого ограничения и недостатка в каком то ни было отношении, но обладает всеми возможными совершенствами и притом в высочайшей степени, или без всякой степени и меры. Св. Писание называет Его великим и великим бесконечно: велий Господь и хвален зело и величию Его нестъ конца (Пс.144:3). И всесовершенство Божие относится ко всем Его свойствам: всесовершен Бог и в знании, и в силе, и в благости и пр. Это величие Божие побуждаете нас, братие, любить, благодарить и прославлять Его. Мы должны любить Бога, ибо кого же и любить нам, как не всесовершенного. Любовь к Богу составляет основание всех наших обязанностей к Нему. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслею твоею. Сия есть первая и большая заповедъ, – говорил Спаситель (Мф.22:37–38). Душа наша должна стремиться к Богу и в Нем Одном искать успокоение. Вместе с царем Давидом должны мы говорить Богу: «кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Томится по Тебе плоть моя и сердце мое; Бог твердыня сердца моего и часть моя на веки» (Пс.72:25–26). Мы должны непрестанно благодарить Бога; ибо как не благодарить Его, когда Он, по слову св. апостола Павла, дает всему жизнь и дыхание и все, и мы Им живем, и движимся, и существуем (Деян.17:25–28). Наконец, мы должны прославлять всесовершенного Бога. И если Серафимы, окружающие на небеси престол Господа Вседержителя, будучи не в состоянии сносить величия славы Его, закрывают лица свои, когда взывают друг ко другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф (Ис.6:2–3), то с каким же благоговейным страхом и трепетом должны служить Ему мы. Прославлять Бога мы должны в сердце, в мыслях своих. Принесите Господеви славу и честь, говорит Давид, принесите Господеви славу имени Его: яко велий Господь и хвален зело и величию Его несть конца (Пс.95:7–8; Пс.144:3). Прославлять его мы должны не душею только, но и телом, сохраняя его в чистоте и трудясь им во славу Божию. Прославите (убо) Бога, говорит апостол, в телесах ваших, и в душах ваших, яже суть Божия (1Кор.6:20). Вообще мы должны прославлять Бога всею своею жизнию, жить так хорошо, чтобы другие, смотря на нашу жизнь, прославляли Его. Тако да просветится свет ваш пред человеки, говорил Иисус Христос, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех (Мф.5:16) Итак, братие, будем любить единого истинного Бога, будем стремиться душею к Нему, будем благодарить за Его благодеяния и прославлять Его, как всесовершенного.
В первом члене символа веры сказано, братие, верую во единаго Бога Отца. Сказано: «верую», не просто «во единаго Бога», но прибавлено Отца. Это должно понимать в отношении к Таинству Св. Троицы, потому что Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Св. Дух Троица единосущная и нераздельная. Эта тайна особенно открылась при крещении Иисуса Христа. Иисус Христос – второе лицо Св. Троицы крестился в Иордане от Иоанна Крестителя. В то время как Он выходил из воды, Дух Святой сошел на Него в виде голубя и слышен был голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Учение о Св. Троице ясно и определенно выразил нам Иисус Христос. Посылая учеников на проповедь, Он сказал им: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19). Здесь Отцу и Сыну и Святому Духу приписывается единство, ибо сказано во имя, а не во имена. В своих беседах с евреями и учениками Иисус Христос в отдельности учил о Боге Отце, о Себе, как Сыне Божием, и о Св. Духе. Ясно выражает то же учение о Св. Троице и евангелист Иоанн. Трие суть свидетельствующие на небеси, Отец, Слово и Св. Дух; и сии три едино суть, – говорит он (1Ин.5:7), – говорит о Троих и приписывает им единство. Учение о Св. Троице известно было и в Ветхом Завете, до Иисуса Христа, например, пророку Исаии. Исаия видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и серафимов, взывавших друг к другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его (Ис.6:3). Здесь троекратным повторением славословия пророку было открыто, что Бог Троичен в Лицах. Но впрочем особенно ясных указаний на учение о Св. Троице в Ветхом Завете не было, потому что люди до Рождества Христова не могли бы усвоить этого возвышенного учения. Итак, братие, по учению Православной Церкви мы веруем, что Бог есть един, но Троичен в Лицах. Это выражаем мы и в церковных молитвах, когда говорим, напр., «Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу». Обращаемся к Отцу, Сыну и Св. Духу, но говорим не вам слава, а Тебе. При этом мы веруем, что Лица Св. Троицы совершенно равного Божеского достоинства. Как Отец есть истинный Бог, так равно и Сын есть истинный Бог, и Дух Святый есть истинный Бог; но притом так, что в трех Лицах есть един только Бог. При указанном равенстве есть и различие между Лицами Св. Троицы, именно: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица; Сын Божий предвечно рождается от Отца; Дух Святый предвечно исходит от Отца.
Учение о св. Троице есть основное учение христианской веры. В единого Бога веруют и евреи, и магометане, христиане же веруют, что единый Бог – в трех Лицах так что кто не верует во св. Троицу, тот и не христианин. Учение о св. Троице непонятно для нашего разума, но мы веруем ему, по прямому свидетельству слова Божия: «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1Кор.2:11). И этому не должно удивляться, потому что познание наше ограничено, несовершенно. «Помышления смертных нетверды», говорит Премудрый, «и мысли наши ошибочны; ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах, кто исследовал» (Прем.9:14–16). Мы должны веровать в св. Троицу, но не должны исследовать, как Бог – един в трех Лицах. «Сын мой», говорит премудрый сын Сирахов, «сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа. Много высоких и славных; но тайны открываются смиренным. Ибо велико могущество Господа, и Он смиренными прославляется. Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй: ибо не нужно тебе, что сокрыто. Многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их» (Сир.3:17–24).
Впрочем, можно найти некоторое объяснение учения о св. Троице. Сарацины-магометане спрашивали св. Кирилла, брата Мефодия: «расскажи нам, чтоб мы поняли, как вы своему единому Богу молитесь в трех лицах: Отцу, и Сыну, и Св. Духу?» Кирилл, показав им рукою на солнце, сказал: «видите вы, стоит на небе круг блестящий и от него и свет, и тепло? Бог Отец, как солнечный круг, един, без начала и без конца. От него родится Сын Божий, как от солнца свет и светит всему миру. И как от солнца вместе с лучами светлыми и тепло идет, так от Бога Отца исходит Дух Святый. Всякий различит порознь и круг солнечный, и свет, и тепло; а солнце все одно на небе. Так и Троица Пресвятая; три в ней лица – Отец, Сын и Святый Дух; а Бог все единый и нераздельный». Итак, братие, будем веровать всем сердцем во Св. Троицу, будем обращаться к ней с молитвою: Пресвятая Троице, помилуй нас: Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради. Аминь.
* * *
Предлагаемые беседы составлены по плану Православного Христианского Катихизиса Филарета митрополита Московского и представляют собою объяснение этого Катихизиса. Главным руководством при их составлении служило православно-догматическое богословие Макария м. м. Беседы предназначаются преимущественно для простого народа