Источник

Введение. Взгляд Васманна на происхождение человека

Судьба многих научных теорий является блестящим подтверждением учения Гегеля о диалектическом процессе. Когда я впервые читал книги об электричестве (в семинарии, где я обучался, электричества не проходили), я встречал везде ясно выраженное положение, что электрическая энергия находится в проводниках. Когда потом я слушал курс физики в московском университете, проф. Столетов, руководясь главным образом Жубером, развивал перед слушателями теорию, что электрическая энергия находится вне проводников и что мы называем проводниками то, что на самом деле абсолютно непроницаемо для электричества. В книгах об электричестве, выходящих теперь, обыкновенно утверждается, что электричество находится везде, сама материя имеет электрическую природу и среда представляет собою электрическое поле. На этом примере мы можем видеть, как идея приблизительно в течении четверти века прошла три фазы диалектического процесса. Сначала – тезис, утверждение: электричество находится в проводниках, затем – антитезис, отрицание: электричества нет в проводниках. Наконец – синтезис, так сказать, соглашение: электричество находится, отчасти в проводниках, отчасти вне их. Можно привести много примеров, иллюстрирующих теорию Гегеля. Но в этом для нас нет нужды. Поучительнее для нас сопоставить взгляды Гегеля с суждением Агассица об отношении научных теорий к религии и морали. По Агассицу, история этих отношений обыкновенно тоже проходит три фазы. Когда является новое учение, о нем по Агассицу говорят: «"это противно религии и нравственности». Такова первая фаза. Во вторую фазу ничего не говорят. В третьей фазе, когда случится, что эту научную теорию станут развивать перед представителями религии и морали, последние заявляют: »"это давно всем известно». Так Агассиц, как и Гегель, в конце концов приходит к синтезису.

Более двадцати лет тому назад русский дарвинист Тимирязев в своей публичной лекции „опровергнут ли дарвинизм?» высказал предположение, что конфликт между богословием и дарвинизмом уладится, как уладились конфликты богословия с астрономией и геологией. Я лично никогда не допускал и не допускаю мысли, чтобы Дарвина можно было согласить с Евангелием. Но я должен сознаться, что в некотором смысле пророчество московского ботаника стало осуществляться. И у нас на Руси имеются люди, которые пытаются соглашать свои дарвинистические убеждения с православной верой. И в католическом мире явились ученые, готовые допустить в некоторой мере происхождение человека от животных типов. Что касается до русских опытов соглашения, то для них самое лучшее, если их не будут рассматривать. Этого нельзя сказать о католических опытах. Там вопрос о признании эволюционной теории выдвигался постепенно и коллективно. Его обсуждали люди компетентные и в богословии, и в зоологии. Там старались не упустить из виду ни естественнонаучных, ни богословских трудностей проблемы. Капитальной работой посвященной вопросу является в настоящее время книга иезуитского патера Васманна – Die moderne Biologie und die Entwickelungstheorie (Dritte Auflage, Herder, 1906). Васманн – зоолог по специальности, он известен своими работами по энтомологии (например, о Dinarda, о психических способностях муравьев). Идеи Васманна нашли себе сочувствие у французских католиков и Revue pratique d’арologétique посвятило несколько статей обсуждению их с богословской точки зрения. По-видимому, они произвели впечатление и на некоторых людей свободомыслящих. Так Мориц Гёрнес в своем обширном двухтомном труде „Natur-und Urgeschichte des Menschen (Wien und Leipzig. 1909)» при обсуждении вопроса о происхождении человека пытается привлечь на сторону теории эволюции блаженного Августина, очевидно пользуясь книгой Васманна. Но за всем тем, допуская возможность уступок со своей стороны для теории эволюции, Васманн не добился того, чтобы противники христианства во имя теории эволюции с их стороны допустили возможность уступок христианству. В 1907 г. Васманн вел об этом публичные дебаты в Берлине, которые потом и опубликовал в своей книжке „Der Kampf um das Entwickelungsproblem in Berlin (Freiburg im Breisgau, 1907)“. Его речи, в которых было много основательного и которые были ясны и просты, оказались безусловно недоступными пониманию последователей Дарвина и Геккеля. Как будто вместе с дарвинистическими и геккелевскими теориями им сообщился какой-то умственный дальтонизм, делающий их не восприимчивыми ко многому в умственной и ко всему в религиозной сфере. Думается, что этот дальтонизм может исчезнуть у некоторых (у многих он будет существовать всегда) лишь тогда, когда дарвинизм и геккелизм сделаются достоянием истории. Васманн как будто готов смотреть иначе.

Изложим и потом попытаемся оценить его воззрения.


Источник: Глаголев С.С. О происхождении человека: (разбор теории Васманна). – Сергиев Посад: Издание кн. маг. Елова, 1912. – 105 с.

Комментарии для сайта Cackle