Седмины пророка Даниила по олимпиадам

Источник

(По поводу статьи Степана Дорошкевича: „Хронология книг 1-й Ездры и Неемии», помещенной в Христианском Чтении за июль–август 1886 года)

В этой статье своей г. Дорошкевич усиливается доказать, что в царствования двух Артаксерксов, Лонгимана и Мнемона, было два Ездры, тот и другой были священниками и книжниками, но один – писатель книги – был современником Артаксеркса Лонгимана (465–425 до P. X.), а другой – не писатель – современником Артаксеркса II Мнемона (405–362 г. до P. X.), а равно и два Неемии, тот и другой были наместниками иерусалимскими, но один – не писатель – был современником Артаксеркса Лонгимана, а другой, виночерпий и писатель книги, был современником Артаксеркса Мнемона. Центр тяжести такой гипотезы заключается в следующих словах автора: «по свидетельству нашей (т. е. Неемиевой) книги деятельность Неемии по восстановлению иерусалимских стен и по отношению к другим реформам находила помеху в интригах Санаваллата, а между тем персидский наместник в Самарии Санаваллат, как говорит Иосиф Флавий, дожил до времени Александра Македонского, у которого он выхлопотал первосвященство для своего зятя, сына первосвященника Иоиады1, на что также есть намек в книге Неемии: «я прогнал его (зятя Санаваллатова) от себя», – говорит Неемия (XIII, 28). Выходит таким образом, что и Неемия дожил до эпохи Александра Великого», т. е. до 332 г. (стр. 30)

Прежде чем говорить о Санаваллате, считаем не излишним предпослать одно весьма важное замечание. Артаксеркс Лонгиман царствовал не с 465 по 425 г. до P. X., а с 475 – по 425 (последний год есть год уже смерти царя и в счет его царствования, как год не полный, а дополняющий собою 475-й год, не входит). Не подлежит сомнению, что Ксеркс был убит в 465 году, но за 9–10 лет до его смерти, вероятно вследствие какой-либо его болезни, Артаксеркс сделался уже его соправителем. Доказательства на это будут представлены нами при вычислении седмин; здесь же мы ограничимся одним простым замечанием об этом.

То обстоятельство, что Артаксеркс 9–10 лет соправительствовал отцу своему Ксерксу, вводило в заблуждение многих писателей; из них новейшие погрешают в том, что начало царствования Артаксеркса относят к 465 году вместо 475, а более ранние писатели погрешали в том, что продолжительность всего царствования Ксеркса полагали не в 20 (с 486 по 465), а в 11-ть лет2. Первые ошибаются потому, что воцарение Артаксеркса приурочивают к году смерти Ксеркса, а последние ошибались потому, что смерть Ксеркса приурочивали к году воцарения Артаксеркса. Отодвигая таким образом начало царствования Артаксеркса на 9–10 лет еще далее от времен Александра Великого, мы нисколько не намерены поддерживать чрез то гипотезу г. Дорошкевича; напротив, вместо двух священников Ездр и двух иерусалимских наместников Неемий допускаем двух Санаваллатов, т. е. вместо 2.2 допускаем 1.2, и нам кажется, что последнее, давно установившееся в науке3, предположение имеет под собою твердую историческую почву.

Санаваллат, современник Неемии, – Хоронит4, а современник Александра Македонского – Куфит5, или Куфей (куфянин). Первый нигде не называется наместником или сатрапом персидским в Самарии, хотя на этом предположении и построил, как увидим далее, свою гипотезу немецкий богослов Mapграф, на которого и ссылается автор статьи (стр. 32). Напротив, наместником Сирии, Финикии и Самарии, которому Артаксеркс послал с Неемиею грамоту, был, по свидетельству И. Флавия6, Адай. Второй, по свидетельству того же Флавия, был наместником Самарии в эпоху Александра Македонского7. Первый выдал дочь свою за внука Елиашивова, сына Иоиадды и брата Иохананова8, второй – за правнука Елиашивова, сына Иохананова и брата Иаддуя9. Первый жил при Артаксерксе, второй при последнем персидском царе Дарии Кодомане10.

У Флавия читаем: «Хуфеев Салманасар, царь ассирийский, переведши из Мидии и Персиды, поселил в Самарии, по изведении оттуда израильского народа11. С другой стороны в колене Ефремовом, большая часть которого, после плена вавилонского, вошла в пределы Самарийской области, находился город Беф-Хорон. Сопоставление двух этих данных и навело Марграфа на мысль, что Санаваллат, названный Неемиею Хоронитом потому, что, как наместник Самарии, устроил в Беф-Хороне свою резиденцию, мог быть назван, как у Иосифа Флавия, и Куфитом (Χουθαίος= היכּ)12, как неприродный самарянин. Но как немецкий богослов, так и автор статьи весьма ошибаются на этот раз.

1) Еврейские имена, оканчивающиеся на jод, указывают на природных или постоянных обитателей той или иной местности, или, по крайней мeрe, на мeсто рождения лица, но никак не на место временного его пребывания. У Неемии же встречаем: ינַמֹּעַהָ аммонитянин13, םיעִיֹקתְהַ фекойцы, ינעֹבְנִהַ гаваонитянин 14.

2) Если бы Неемия имел в виду Санаваллата из Беф-хорона, то назвал бы его бефхоронитом.

3) Допустим, что Беф (дом) могло быть и опускаемо; но и в таком случае Хоронита Неемии нельзя считать жителем Беф-хорона, потому что Хоронит пишется без вставочного вав после реш, именно: םיעִיֹקתְהַ, тогда как Беф-хорон – со вставочным вав после реш, именно: ןוִרחֹ־תיבֵ 15. Не был ли Хоронит хоромнитом?

О хоромитах или хоромнеях (Χωναίοι) Диодор сицилийский упоминает наряду с ирканянами, дагами и парфянами. Быть может, это – хоросмиты, жители Хоросана.

4) Но самое сильное доказательство несостоятельности предлагаемой г. Дорошкевичем гипотезы заключается в абсурде вытекающей из нее хронологии.

Перенося время жизни и деятельности Неемии на царствование Артаксеркса второго, т. е. на 60 лет позднее, чем доселе предполагали, и более, нежели на 60 лет, позднее жизни и деятельности священника и писателя Ездры, автор статьи не мог отвергнуть следующих фактов:

1) что во время прибытия в Иерусалим писателя Неемии первосвященником был там Елиашив,

2) что этот Елиашив был внуком первосвященника Иисуса, который, в царствование Кира (536 г. до P. X.), отправился в Иерусалим вместе с Зоровавелем.

Само собою разумеется, что если Иисус был первосвященником, то был человеком уже не молодым. Из сопоставления таких отдаленных друг от друга терминов времени сам собою напрашивается вопрос: каким образом внук человека уже не молодого мог не только быть в живых, но и принимать участие в постройке иерусалимских стен (Неем. III, 1) чрез 150 лeт? Автор дает на этот вопрос такого рода ответ: «первосвященник Елиашив, будучи внуком Иисуса, современника Кира, мог быть современником Артаксеркса II Мнемона (405 – 362) и дожить до 20-го года царствования последнего, т. е. до времени прибытия в Иерусалим в 385 году Неемии. Именно: предположим, что Иисус, прибывши в Иepyсалим 40 лет от роду, прожил там еще 35 лет и за 15 лет до смерти, т. е. в 516 году, у него родился сын Иоаким (Неем. XII, 10), занявший около 501 года (т.е. 15-ти лет?) первосвященническое место отца; на 50 году жизни, т. е. в 466 году у Иоакима рождается сын Елиашив, которому в 385 году было около 80 лет» (стр. 29, 30). Не правда ли, наивная хронология? У Иисуса на 60 году его жизни (40 + 35 – 15 = 60) родился Иоаким, а у Иоакима на 50 году жизни (в 466 году) родился Елиашив. Ужели у первого до 60, а у второго до 50 лет не было ни одного сына в живых? Иначе, почему же не старшие братья занимали первосвященническое место, так что Иоаким вынужден был занять его 15-ти лет? Но это еще не самое удивительное в хронологии г. Дорошкевича; сейчас увидим еще более странную ее сторону. В книге Ездры (1Ездр.7:1–8) читаем: «в царствование Артаксеркса (Артахшастэ), царя персидского, Ездра, сын Сераии ........... сын Аарона, первосвященника, вышел из Вавилона…….. С ним пошли в Иepycaлим и некоторые из сынов Израилевых, и из священников, и левитов........ в седьмой год царя Артаксеркса. И пришел он в Иерyсалим в пятый месяц, в седьмой же год царя». И у г. Дорошкевича читаем: «в седьмой год его царствования прибыл из Вавилона в Иерусалим священник Ездра со вторым караваном возвращавшихся на родину иудеев» (стр. 12). Мы уже говорили, что начало царствования Артаксеркса следует считать не с 465, а с 475 года до P. X. Вычитая семь лет царствования Артаксеркса до прибытия Ездры в Иерусалим, имеем 468-й год. А Елиашив, по мнению г. Дорошкевича, как мы сейчас видели, не мог родиться ранее 466-го года. Значит, он родился через два года после прибытия в Иepycaлим Ездры........ Впрочем, лучше вести вычисление по хронологии г. Дорошкевича. Начало царствования Артаксеркса падает, по его хронологии, на 465-й год до P. X. Вычитая семь лет, имеем 458-й год до Р. X. А Елиашив родился в 466 году; следовательно, в год прибытия Ездры в Иерусалим Елиашиву было не более 8 лет. Но вот что читаем мы в той же книге Ездры: «и встал Ездра и пошел от дома Божия в жилище Иоханана, внука16 Елиашивова; и пришел туда» (X, 6). Как же это Ездра пришел в дом внука (допустим – сына) Елиашивова, когда самому Елиашиву в то время было не более 8-ми лет? Виноват..... быть может было не только два Ездры и два Неемии, но и два Елиашива и два Иоханана, лишь бы только Санаваллат был один.

Вышеприведенные слова Ездры ясно свидетельствуют, что писатель Ездра и писатель Неемия были современниками, так как жили с одними и теми же тремя поколениями: Елиашива, Иоиады, Иоханана (Ионафана, Иоанна), и что Ездра был разве немного постарше Неемии, потому что последний знает Иаддуя, о котором первый вовсе не упоминает. И это мнение не встречает никаких серьезных возражений, если не считать двух Санаваллатов за одного. Что Неемия мог дожить до первосвященства Иаддуя, в том мы не видим никакой странности, несмотря на то, что 20-й год царствования Артаксеркса Лонгимана отодвигаем на 10–9 лет ранее, т. е. на 455–454 год. Предполагая, что Неемии было в это время около 30 лет, а всей жизни его около 95 лет, время смерти его должны будем отнести к 390 или к 389 году. В это время Иаддуй только что вступил в должность первосвященника и первосвященствовал около 58 лет, как раз до 332 года, т. е. до времени появления в Азии Александра Великого.

Вопрос о времени жизни писателя Неемии полагаем поконченным и потому считаем себя в праве перейти к главной цели настоящей статьи, т. е, к вычислению седмин пророка Даниила по олипиадам. Но и на этот раз нам предстоит сделать некоторое исправление в общей хронологии персидских царей, изложенной автором статьи на странице 40. Если Кир царствовал с 536 по 529 годы до P. X., то Дарий Гистасп должен был царствовать не с 521 по 485, а с 522 по 486, потому что И. Флавий говорит, что по смерти Кира строение храма «не было производимо через целые девять лет даже до второго года царствования Дария. Ибо Камбиз, владев токмо шесть лет, завоевал в cиe время Египет, из которого возвращаясь, скончался у города Дамаска. По истреблении же волхвов, которые по смерти Камбиза целый год управляли царством, так называемые седми персидских домов вельможи возвели на престол Дария, сына Истаспова»17. Таким образом выходит, что между царствованием Кира и царствованием Дария Гистаспа протекло семь лет (шесть лет Камбиза и год междуцарствия). Вычитая 7 из 529, имеем 522. Дарий Гистасп вступил таким образом на престол в 522 году и царствовал действительно 36 лет, как свидетельствует Евсевий: post Суrum regem primum Persarum, diadema ad Cambysem recidit; ab hoc ad Darium, qui annis omnino regnavit VI supra XXX18. Вычитая 36 из 522, имеем 486. Это – год воцарения Ксеркса, относительно продолжительности царствования которого мы также не можем согласиться с мнением г. Дорошкевича. Продолжительность царствования Ксеркса определяется также на основании свидетельства Евсевия. В тексте Евсевиева кодекса значилось, что Ксеркс царствовал XI лет; и уже впоследствии, на поле, сделана была кем-то поправка, что он царствовал XX лет19. На эту поправку мы смотрим точно также, как на поправку, сделанную латинскими издателями в том месте «Древностей» И. Флавия, где он говорит, что Санаваллат был послан в Caмарию последним персидским царем. Не подозревая возможности существования двух Санаваллатов и зная, что современник Неемии Санаваллат не мог быть послан последним персидским царем, так как Неемия жил и действовал при Артаксерксе (все равно – первом или втором), латинские издатели преспокойно себе выбросили слово: τλεταίο (последним), и ввели в искушение многих, в том числе и г. Дорошкевича, договорившегося до того, что у восьмилетнего, или даже у несуществовавшего еще Елиашива мог быть сын, а вернее – внук, который имел свое собственное, самостоятельное хозяйство. Ксеркс царствовал – один, без помощи сына Артаксеркса, – XI лет, с 486 по 475 г. включительно, да 9 лет, вероятно по болезни своей, вместе с Артаксерксом 20, так что в эти последние годы, как увидим ниже на примере Фемистокла, по делам обращались уже не к отцу Ксерксу, а к сыну Артаксерксу. Таким образом с 474 года начинает управлять царством собственно уже Артаксеркс, и управляет вместе с отцом по день смерти его, т. е. до 465–466 г. То обстоятельство, что Ксеркс еще при жизни сделал своим соправителем сына своего Артаксеркса, породило большое разногласие: одни время единоличного царствования Ксеркса полагали в XX лет – до самой его смерти, другие X–XI лет – до назначения им в соправители ceбе Артаксеркса; одни царствование Артаксеркса начинали с 466–465 года, другие, основываясь на несомненных свидетельствах древнейших писателей, начало царствования его относили к концу 475 или к началу 474 года до P. X. Последнего взгляда держимся и мы и постараемся доказать его справедливость.

Что Артаксеркс был царем много ранее 465 года, на то имеется неопровержимое свидетельство почти современника его, греческого историка Фукидида, который родился через три года по воцарении (еще при жизни отца) Артаксеркса и которому в год смерти последнего было 46 уже лет. В истории своей о пелопонезской войне он о бегстве Фемистокла в Персию говорит следующее: «с одним персом из приморских жителей достиг он до внутренних областей и отправил к Артаксерксу, сыну Ксеркса, взошедшему недавно на престол, следующее письмо: «я, Фемистокл, являюсь к тебе, я, сделавший больше всех эллинов вреда твоему дому, когда был принужден защищаться против нашествия твоего отца. Но я сделал ему еще более добра, когда перестал за себя бояться, а он был в большой опасности на возвратном пути». (Он говорил тут, что он сообщил Ксерксу о намерении греческого флота выйти из Саламина и воспрепятствовал разорванию мостов; последнее было им выдумано) «Я вступил в твои владения, будучи преследуем эллинами за мою к тебе дружбу»21. Этому свидетельству, как свидетельству современника, так подробно изложенному, нельзя не доверять. А по единогласному показанию, как Диодора Сицилийского22, так и Евсевия23, Фемистокл бежал в Персию во втором году 77-й олимпиады (в 471 г. до P. X.). Значит, во втором году 77-й олимпиады или в 471 г. до P. X. (точнее – до начала нашей эры, так как истинный год Рождества Христова 6-ю годами предшествовал началу нашей эры) Артаксеркс несомненно был уже царем. Другие данные еще точнее определяют время его воцарения. По свидетельству Евсевия Ксеркс покорил Египет в первом году 74-й олимпиады24. Сделать этого в один год он не мог. Значит, следует заключить, что воцарение Ксеркса последовало много ранее, приблизительно или в конце третьего года 73-ей олимпиады, или, по крайней мере, в начале четвертого года этой олимпиады. Первый падает на 486-ой, второй и притом второю уже своей половиной – на 485-й год до нашей эры. Мы уже видели, что 486-й имеет за собою более данных, чем 485-й. На 486-й год, как на год воцарения Ксеркса, указывает один весьма надежный хронолог классических древностей, Фридрих Любкер25. Итак, Ксеркс вступил на престол или в конце третьего, или в начале четвертого года 73 олимпиады. Прибавляя к трем годам 73 олимпиады 11 лет единоличного царствования Ксеркса, имеем два года 76-ой олимпиады. Значит, Артаксеркс сделался соправителем своего отца или в конце второго или в начале третьего года 76-й олимпиады. В декабрьской книжке Православного Собеседника за прошедший 1886-й год читатель найдет хронологическую таблицу. В ней год Рождества Господа нашего Иисуса Христа показан под третьим годом (значит, как раз на половине третьего года; потому что олимпийский год начинался с конца июня, а Господь Иисус Христос родился в конце декабря) 193-ей олимпиады. Земная жизнь Господа продолжалась почти с половиною 33 года. Присоединяя половину к половине третьего года 193-ей олимпиады, имеем ровно три года 193 олимпиады. Отделяем еще один год от 33 лет земной жизни Господа и имеем ровно 193 олимпиады. Остающиеся 32 года равняются восьми олимпиадам. Присоединяя 8 олимпиад к 193, имеем 201 олимпиаду. Итак, в год страданий Господа заканчивалась 201-я олимпиада. Седмины пророка Даниила начались, как мы, надеюсь, не неосновательно доказали (Правосл. Собеседн. март 1886), с 13-го года царствования Артаксеркса; потому что пророчество ясно говорит, что с двадцатого года его царствования, или со времени дарования им Неемии указа о возобновлении крепости иерусалимской до дня смерти Мессии имели пройти семь седмин и 62 седмины, т. е. 69, а не 70 седмин. Семидесятая же седмина должна была примыкать непосредственно к году дарования указа; так как в пророчестве говорится, что в одну эту седмину евреи урезали или сократили, включая и ее, 70 седмин. Избавившись чудесным образом от козней Амана и ровно через семь лет после того получив дозволение возобновить иерусалимскую крепость, евреи вообразили, что наступило уже время пришествия Мессии. Нет, говорит пророчество, еще не наступило; прошла только одна седмина (со времени избавления иудеев от предназначенной им смерти, избавления, долженствовавшего послужить прообразом избавления рода человеческого от вечной смерти) и до пришествия Мессии остается еще 69 седмин. Если воцарение Артаксеркса падает на начало третьего (или конец второго) года 76-ой олимпиады, то тринадцатый год его царствования (год избавления иудеев от предназначенной им Аманом смерти) падает на третий год 79-й олимпиады (значит, до этого года миновало 781/2 олимпиад), а 20-ый год его царствования (год дарования Неемии указа о возобновлении иерусалимской крепости) – на второй год 81-й олимпиады (значит, до этого года миновало 80 олимпиад и один год). Вычитая из 201 олимпиады 781/2 олимпиад, имеем 1221/2 олимпиады, или (1221/2 . 4) ровно 490 лет, а вычитая из 201 олимпиады 80 олимпиад и один год, имеем 120 олимпиад и три года, или 483 года, т. е. 69 седмин. Одно только возникало до сей поры у нас недоумение, с 14-го или с 15-го адара вести начало седмин, так как в книге Есфирь говорится, что сельские иудеи праздновали свое избавление от предназначенного избиения их в 14-й день адара (9, 19), а иудеи, находившиеся в Сузах – в 15-й (9, 18). В мартовской книжке Православного Собеседника 1886 г. мы сделали простое приноровление 1-го марта юлианского года к 1-му нисана лунного еврейского года, предполагая, что день страданий Господа падал на 14-е нисана. Дальнейшее исследование вопроса (декабрь 1886 г.) показало, что день страданий Господних падал не на 14-е, а на 15-е нисана. Потому и начало седмин вернее считать не с 14-го адара, когда иудеи, находившиеся в Сузах, еще не окончили борьбы с врагами своими, а с 15-го, когда все иудеи, без исключения, праздновали избавление свое от врагов.

Обращаем особое внимание на 15-е адара, как день начала седмин, и 15-е нисана, как день страданий Господа, потому что дни эти, в отношении к солнечному течению, через 490 лет должны были совпадать, т. е. в день начала седмин земля находилась на той же точке своего пути около солнца, на какой и в день страданий Господа. Это можно видеть из следующих вычислений:

1) Мы уже вычислили, что день страданий Господа падал на 2-е апреля26.

2) Ближайший к нам год, соответствующий году начала седмин, есть 1875-й; потому что, прибавив к нему 5 лет (разности между началом нашей эры и действительным годом Рождества Христова, или прибавив 6 лет к 1874 годам, смотря по тому, примем ли мы в счет самую первую, последовавшую через три месяца после рождения Спасителя, пасху, или не примем), будем иметь 1880 лет, а за вычетом 33 лет земной жизни Господа 1847 лет, т. е. от года страданий до 1875 года протекло 1847 лет. Если к этому числу лет присоединим 490 лет седмин, то все количество лет от начала седмин до 1875 года будет равно 2337 годам. Число 2337 делится на 19 без остатка. Следовательно, первый год седмин, в лунном отношении, соответствует 1875-му году.

3) В 1875 году мартовское полнолуние падало на вечер 8-го апреля; следовательно пасха должна была бы праздноваться 9-го апреля. А так как в 1875 году весеннее равноденствие падало на утро 9 марта, тогда как в год страданий Спасителя – почти на полдень 24 марта; то, для уравновешения лунного течения с солнечным, мы к 9-му апреля должны прибавить 141/2 дней. Но этого сделать невозможно, так как от одного полнолуния до другого не 141/2, а 291/2 дней. Двинуться назад мы также не можем, потому что, вследствие неточности юлианского календаря, и без того подвинулись уже назад. Остается на 291/2 дней подвинуться вперед. Это тем более законно, что из 291/2 дней нам следует вычесть 81/2 дней разницы между полнолуниями года страданий Господних и полнолуниями 1870-х годов (Правосл. Собесед. 1886 г. декабрь), иначе говоря, вместо 291/2 дней к 9-му апреля мы должны прибавить лишь 21 день: 9 + 21 = 30. Это будет означать, что пасха в первый год седмин должна была соответствовать 30-му апреля года страданий. Следовательно 1-му нисана года седмин должно было соответствовать 16-е апреля года страданий, а начало седмин или 15-е адара первого года седмин – 1-му апреля года страданий. А так как за 490 лет луна должна была отстать от солнечного года более, чем на один день; то полнолуние в год страданий должно было опоздать на один день и последовать именно 2-го апреля; иначе сказать: это означает, что одним днем (он мог закончиться и утром, и полднем, и вечером) должны были закончиться седмины, а с другого, непосредственно с ним соприкасавшегося, имел войти в силу Завет Новый Бога с человеком.

А.Некрасов

* * *

1

1 Это – неправда: Иосиф Флавий говорит, что Санаваллат отдал дочь свою за Манассию, брата Иаддуева и сына первосвященника Иоханана, или Иоанна. Древн. ч. II, кн. XI, гл. 7.

2

2 Migne. Patrol. Curs. Compl. Series Graeca. 1857. t. XIX, p. 177, not. 3. Chronic. Euseb. lib. 1

3

Высокпр. Филарет замечает: «сего Санаваллата (т. е. современника Александра В.) нельзя смешивать с современником Неемии тогоже имени. Их разделяет целый век». Начертание Библ. Истоpии. 1840. стр. 380.

5

Flavii Josephi Antiquit. lib. XI, cap. 7. 1726.

6

Antiqu. lib. XI, с. V, 6. По другим – Садай.

7

Ibid. с. VIII, 3 et sequ.

8

Неем. ХIII, 28.

9

Aniquit. с. VII, 2.

10

Ibid. Ὁ πεμφθεὶς εἰς Σαμαρείαν ὑπὸ Δαρείου τοῦ τελευταίου βασιλέως σατράπης. Слово: τελευταίου латинскими издателями 15 и 16 веков опущено, очевидно потому, что издатели, сообразив, что Санаваллат Неемии не мог быть послан Дарием Кодоманом, не сообразили того, что могло быть два Санаваллата. Сделать же вставку этого слова в текст ничто не вызывало, так как последний персидский царь назывался Дарием.

11

Ibid. cap. II, 1.

12

2 Царств. XVII, 24.

13

IV, 3; по еврейск. библ. Ш, 35.

14

III, 5 и 7.

15

Иис. Нав, XVI, 3. 5.

16

В русском переводе: «сына Елиашивова», но это – не точно; так как еврейское בן означает не только: сын, но, как видно из книги Бытия (Быт.29:5), и:: внук, вообще же: потомок по прямой линии. А что Иоханан был внуком Елиашива, видно из следующих слов Неемии: «Елиашив родил Иоиаду, Иоиадa родил Ионафана» (т. е. Иоханана, XII, 10.11); да с этим coглашaeтcя и сам автор статьи. Ср. Быт.24:15.

17

Древн. кн. ХI, конец 2-й и начало 3-й глав.

18

Patrolog. Curs. Compl. 1857. t. XIX. Chronic. lib 1, p. 177.

19

Ibid. not. 3: in codicis textu XI, at in margine XX.

20

Ha соцарствование Артаксеркса своему отцу указывает самое имя первого. И. Флавий говорит, что Артаксеркс назывался Киром и что Артаксерксом назвали его уже греки: «по кончине же Ксеркса вступил на престол Кир, сын его, называемый от греков Артаксерксом (Древн. XI, 6). Арта = санскр. arata – товарищ, помощник. Таким образом Артаксеркс будет означать: товарищ, помощник Ксеркса. Впоследствии имя это сделалось собственным именем, как и все вообще собственные имена образовались из нарицательных.

21

Военн. Библиот. т. I, ч. 1, Фукид. кн. 1, § 137, стр. 168. Изд. Глазунова, 1837. Сиб.

22

Историч. Библиот. ч. 3, кн. 11, стр. 80 и д. Спб, 1774. пер. Алексеева. Diodor. Sic. XI, 5355.

23

Patrolog. Curs. Compl. p. 474; Chronic. lib. II.

24

Ibidem.

25

Reallexicon d. classisch. Alterthums. Leipzig. 1867.

26

Правосл. Собеседн. 1886. декабрь, cтр. 365.


Источник: Некрасов А.А. Седмины пророка Даниила по олимпиадам. // Православный собеседник. 1887. № 1. С. 393–407.

Комментарии для сайта Cackle