Письмо № 186. Л.И. Щербининой
[1975, Покров] 1191
Дорогая, милая Лялечка.
Какое это действительно несчастье у Вас с глазами. Некоторое успокоение только в том, что катаракта это болезнь глаз наиболее легко операциоино снимаемая. У меня есть много знакомых Вашего и еще более молодого возраста, которые сняли ее и давно уже живут спокойно. Как Вы знаете, я с глаукомой обоих глаз живу уже 14 лет 1192, один глаз совсем слепой, а другим, как Вам тоже известно я за это время (даже почти 15 лет) перечел массу книг и написал множество писаний.
Быстрицкая 1193, я знаю, делает иногда чудеса, она и мне помогла. К сожалению, общее мое состояние и множество несовместимых с гомеопатией лекарств мешают мне более точно исполнять ее указания (промежуток между приемом гомеопатии и алопатии должен быть не менее чем час или два). Кстати, спросите ее – не вредит ли глазам Ваше долгое сиденье у телевизора, особенно вблизи?
А самое главное – не теряйте мужества и надежды. Хомяков говорил, что надежда для нас так же обязательна, как вера и любовь 1194. А Вы знаете, что при наличии этих трех даже жизнь, полная несчастий, становится не только как-то приемлемой, но даже и благословляемой человеком. Я верю, что Вам поможет Бог.
Я лежу развалюшкой – задыхаюсь при малейшем хождении, но припадков стенокардии больше не было 1195.
Спасибо Вам за кекс, за добрую заботу. Дорогой мой Коля меня не понял: я совсем не тяну его приехать сюда, я просто тоскую без него, тем более что знаю о его болезни и делах.
Целую Вас, мир, мир Вам от Господа, несмотря ни на что.
П.
* * *
Ср.: «Надежда так же обязательна, как и любовь... Правда, общество пляшет, дворянство играет в карты, чиновник крадет, поп меняет каноны на гривенники – да ведь это делали всегда, разом не переменишься» (Хомяков А. С. Письмо к Ю.Ф. Самарину от 3 октября 1858 года/ Поли. собр. соч. М., 1900. Т.8. С. 297).