Шведенборгиане
Основателем этой секты был Эммануил Шведенборг. Основным убеждением Шведенборга было то, что нет решительного разделения между миром материальным и духовным, земным, надземным и подземным, что в том и другом мире существуют одни и те же законы и отношения, что души людей, выходящих из земной жизни – умирающих, сбрасывают с себя лишь грубую земную оболочку, но сохраняют тонкое духовное тело, с которым и переселяются в разные небесные сферы, поднимаясь все выше и выше по степени своего развития или упадая ниже и ниже по степени закоснелости в грубых и злых страстях,– откуда и происходят ангелы и демоны (особых же ангелов и демонов, как духов бесплотных по природе, по представлению Шведенборга, нет). На этом основывается возможность сообщения между миром материальным и духовным, между душами людей живущих и умерших. Кроме того, по учению шведенборгиан:
Св. Писанием и источником вероучения должны считаться лишь книги Ветхого Завета, а из Нового только Евангелие и Апокалипсис;
догмат о Св. Троице должно понимать не в смысле Троичности Лиц, но в смысле «тройственности обнаружении одного Божества»;
искупление состояло в том, что единый Бог, сошедши на землю и приняв человеческий образ, вступил в борьбу с духами преисподней, которые было покорили людей своей власти, и покорил их; этим Он облегчил для людей самодеятельное обращение и обновление;
первородного греха нет, но наклонность к греху есть во всяком человеке и отсюда необходимость искупления чрез Христа;
таинства суть сопутственные божественным влияниям знаки и средства, предназначенные к тому, чтобы служить поддержкой при возрождении;
второе пришествие Господа и начало «Новой Церкви» будет не в лице, а в духе, посредством откровения духовного смысла Его св. слова; подготовить это пришествие и послан был на землю Шведенборг, по уверению его самого и его последователей;
царство небесное имеет три отдела: один для добрых духов, другой для ангелоподобных и третий для ангелов; по мере усовершенствования духи переходят из одного отдела в другой.
Секта эта распространилась во второй половине XVIII века.