Источник

Изыскания великого имени Божия мусульманами

При общем веровании мусульман в таинственность великого имени Божия, некоторые или, вернее, многие из их ученых пытались приподнять завесу, закрывающую его от взора непосвященных в тайны Божии, пересмотрим их изыскания.

1) Писатель предисловия к «Тысяче и одному имени Бога» уверяет, что в тысяче и одном имени есть и Великое Имя, но говорит об этом так:

«Между этими именами Бога всевышнего Великое имя Его сокрыто так же, как сокрыта Ночь определений между ночами месяца Рамазана». 58

2) В книге «Хизб-уль-агзам», по константинопольскому изданию, к словам о силе великого имени Божия, сказанным после перечня 99 имен, приписывается на полях замечание, что великое имя Божие заключается в каком-нибудь из пяти или шести молитвенных воззваний, составленных автором книги (Галий-Аль Карием) из стихов Корана и помещенных далее за перечислением 00 имен. Эти воззвания, в которых предполагается великое имя, следующие:

Бог – нет другого достопокланяемого кроме Его, живого, присносущего, (Крн. 2:256). *Аз, люди, мыслите. Бог – нет другого достопокланяемого, кроме Его, живого, присносущего (3:1). * Нет Бога кроме Тебя; Хвала Тебе, а я один из грешников (21:87).

Боже, молюсь Тебе, ради того, что исповедую: Ты Бог; другого достопокланяемого нет кроме Тебя единого, вечного, который не рождал и не рожден, и которому равного нет никого (112:1–4). * Боже, молюсь Тебе, ради того, что Тебе подобает слава, нет Бога кроме Тебя, Тебя единого: нет участника (6:163) Тебе, благому, благодеющему, творцу небес и земли (2:11. 6:101), * о живый, о присносущий, о милосерднейший из милосердствующих! (7:150. 12:64. 21:83.)»

Приписавший к этим стихам объяснения говорит:

Покойный шейх Галий Аль-Карий в своей книге «Хизб» пять или шесть раз упомянул великое имя Божие.

Относя свое замечание к приведенным выше словам, объяснитель прямо не указал, какие именно слова или которое из слов великое имя Божие, пять или шесть раз упомянутое.

3) Брошюра под названием Дуа-и джиннат-уль-асма «Молитва, содежащая в себе Сад имен», сочинение имама Мохаммеда Газзалия (род. 450, ум. 505 г. Г., 10058–1111 Р.Х.), изданная в Казани в 1865 г., по словам издателя, содержит и великое имя Бога. В предисловии к ней сказано: «Шейх ислама, имам Мохаммед Газзалий назвал свое прекрасное сочинение Садом имен; употребляя эти священные имена, он постиг и уразумел тайны прекрасных имен Всевышнего и Преблагословенного Бога. Имам Газзалий сказал: «в этих именах без сомнения сокрыто великое имя Бога Всевышнего», в самом деле, помощью сих священных имен он достиг степени святости, сочинил несколько книг и рассуждений и с немногими усилиями получил великую пользу. Исследуя великий Коран он нашел одно, два, три слова, содействующие исполнению желания каждого человека, и извлек из великого Корана содержащуюся в нем силу. Число букв в тех словах соответствует числу букв в словах: бсм аллг алрхми алрхим: бисми-лляги ррахмани разим: « во имя Бога, милостивого, милосердаго». Священные имена, в которых заключается великое имя Божие, следующие:

фярдь, хаий, кайюм, хакям, гадаль, куддус.

«Единый, Живый, Присносущий, Судия, Правосудный, Святый». 59

В каждом ли из шести имен Божиих, указанных Газзалием, содержится великое имя, раздробившись по частям, или скрылось в одном котором либо из них – Газзалий не сказал: таким непрямым указанием едва ли удовольствуется какой-либо мусульманин; каждый, думаем, пожелает более определенного указания.

* * *

58

«Ночь определений» одна из ночей месяца Рамазана (Коран. гл. 97 и 2:181), по принятому мнению, 27-ая в этом месяце, но точно неизвестна.

59

Прилож. 19.


Источник: Сличение мохаммеданского учения о именах божиих с христианским о них учением / Сост. Г. Саблуков. - Казань : Унив. тип., 1872. - IV, 220, IV, 197, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle