Источник

Заключение

Имея в виду все вышеизложенное нами касательно софийного учения, мы должны констатировать, в качестве общих выводов, это учение в таком виде.

Прежде всего, учения о. о. Булгакова и Флоренского о Софии нет ни в Священном Писании, ни у св. отцов Церкви. Правда, прот. Булгаков и свящ. Флоренский делают попытки обосновать свое учение на свидетельствах Божественного Писания и святоотеческого учения. Но мы уже знаем, что все эти попытки совершенно беспочвенны и, кроме того, в устах о. Булгакова являются в высшей степени странными в виду его резко отрицательного отношения к святоотеческому авторитету1462. Как мы видели, он даже обвиняет св. отцов в несторианской, аполлинарианской и монофизитской ересях1463. Своей критикой IV Вселенского Собора он уничтожает значение его догматического определения1464. А определение VI Всел. Собора им буквально отвергается наряду с еретическим монофелитским учением, как несоответствующее истине1465. Конечно, вследствие такого отношения к Вселенским Соборам о. Булгаков сам отсекает себя от единения с православной Церковью и своими собственными устами свидетельствует, что он не является ее сыном.

He имея возможности в учении нашей Церкви найти основу для своего собственного учения о Софии и в частности, как о посредстве, чрез которое Господь сотворил мир, он ищет ее в философии Платона1466 и даже в каббалистическом учении1467. Здесь, в вопросе о творении Богом мира посредством Софии, между учением о. Булгакова и учением каббалы наблюдается очень большое сходство.

Но еще большее сходство в учении о Софии наблюдается у о. Булгакова, а также и о. Флоренского с гностицизмом и в особенности с учением гностиков валентиниан1468. В гностицизме и находится самое главное основание для учения о Софии прот. Булгакова и свящ. Флоренского. Поэтому в введении нашей настоящей книги по обследованию софийного учения, мы говорили, что исходной мыслью последнего является учение гностиков о посредстве между Богом и миром. К тому же, по словам о. Флоренского, в этом посредстве, чрез которое соприкасается или соединяется Бог со всем существующим, и заключается весь смысл великого софийного существа, т.е. Софии1469.

Итак, основой данного учения о. о. Булгакова и Флоренского является не учение Церкви, а гностическая мысль о посредстве, без которого Бог будто не может иметь соприкосновения с тварью1470. Эта гностическая мысль о посредстве содержится в основе учения ο. Булгакова о творении1471, о воплощении1472 и о вознесении Господа1473. Она имеется в виду во всех, рассмотренных нами софийных определениях. Ею проникнуто все учение о Софии о. о. Булгакова и Флоренского.

Но эта гностическая мысль является ложной. Таким она делает и все софийное учение о. о. Булгакова и Флоренского. Этою исходною, основною мыслью объясняются те бесчисленные противоречия, которые наблюдаются в учении прот. Булгакова и свящ. Флоренского.

Противоречия мы находим, прежде всего, между учениями того и другого. О. Булгаков заявляет, что Божественная София есть не ипостась, а ипостасность1474. О. Флоренский называет Софию личностью, точнее – «четвертым тварным лицем»1475.

По словам прот. Булгакова, София не «участвует в жизни внутрибожественной»1476. А свящ. Флоренский говорит, что «София участвует в жизни триипостасного Божества, входит в троичные недра»1477.

Но еще больше противоречий мы находим у каждого из них в отдельности. Так, заявляя в одном из своих сочинений, что Божественная София есть не ипостась, а ипостасность, о. Булгаков в другом месте утверждает совсем иное, говоря, что София есть четвертая ипостась1478.

В своем очерке «Ипостась и ипостасность» прот. Булгаков говорит, что «Премудрость Божию – надо строго отличать от сущности Божией или природы (οὑσία или φύσις)». А в своей книге «Агнец Божий» София и Усия – (сущность Божия или Божественная природа) им отождествляются1479.

Прот. Булгаков свидетельствует, что София не есть тварь: и тут же говорит, что София есть «создание и дщерь Божия»1480. В той же своей книге «Свет невечерний» о. Булгаков учит, что «София не имеет своей собственной мощи, но получает ее от Бога». А в своем сочинении «Купина Неопалимая», а также и в других своих сочинениях он определяет Софию, как «творческое» или миротворческое начало1481.

Прот. Булгаков заявляет, что София не Бог1482 и это заявление не препятствует ему определять Софию наименованиями, приложимыми к одному только Богу и даже прямо называть ее богиней1483.

Подобные противоречия мы находим и в кн. о. Флоренского. В своем определении Софии, где последняя именуется великим, царственным и женственным существом, о. Флоренский не отождествляет Софию с тварными существами1484. Но это не мешает ему называть ее четвертым тварным лицом1485.

Несмотря на то, что о. Флоренский называет Софию тварным лицом1486, он как и о. Булгаков, прилагает к ней такие именования, которые приложимы только к одному Богу. Это противоречие выступает с особенною силою при его вышеуказанном наименовании Софии великим, царственным и женственным существом, которому будто приносит почитание Божия Матерь и вне которого смерть и безумие1487, каковым существом исключительно может быть один только Бог.

Мы не будем здесь указывать всех противоречий в софийном учении о.о. Булгакова и Флоренского. Их слишком много. Обо всем этом нами в свое время было сказано. В своем заключении мы говорим об этих противоречиях, желая отметить, что расхождение софийного учения прот. Булгакова и свящ. Флоренского с логическими требованиями разума является одним из самых существенных недостатков этого учения.

Само собою разумеется, что расхождение настоящего софийного учения с православною Церковью является еще большим и самым главным его недостатком. Под последним мы разумеем множество нелепых заблуждений, присущих сему софийному учению, на которые также надо смотреть, как на следствие его ложной гностической основы, и которые также в данный момент не будем перечислять полностью. Отметим только главные из этих заблуждений.

Во всех определениях, в которых Софии приписывается о. о. Булгаковым и Флоренским Божественное достоинство, вводится языческое миросозерцание, ибо наряду с Св. Троицей здесь предлагается учение о бытии в лице Софии другого бога, и, таким образом, здесь содержится учение о двубожии.

В тех наименованиях, в которых София определяется о. Флоренским, как «самое истинное чистое и полное человечество», как «истинная Тварь или тварь в Истине»1488, а также в том определении Софии, в котором она именуется и о. Булгаковым и о. Флоренским душою мира1489, выражается языческое пантеистическое миросозерцание.

В определении Софии, где она именуется о. Булгаковым энергией Божией и где София, как действие Божие, отождествляется с самим Богом, выражается учение варлаамитов, которые вопреки учению св. Григория Паламы, отождествляли энергию Божию с самим Богом, за что и были осуждены Церковью1490.

В наименовании, в котором София определяется о. о. Булгаковым и Флоренским именем Божиим и под этим предлогом, как действие Божие, отождествляется с самим Богом, – мы находим еретическое учение Евномия, отождествлявшего имя Божие: «Нерожденный» с самим Богом. Это учение также было осуждено Церковью1491.

В определении о. Булгаковым Софии, как Усии, мы видим еретическое учение, уничтожающее основной христианский догмат о Св. Троице1492.

В софийном учении о сотворении Богом мира, при содействии гностического посредства – Софии, искажается православное учение о творении, почему это софийное учение, как гностическое, нужно назвать еретическим1493.

В учении о. Булгакова о воплощении, точнее – об образе соединения во Христе двух естеств, – уничтожается православное учение о воплощении и заменяется учением гностического характера о воплощении Софии1494.

В учении прот. Булгакова по поводу догматического определения VI В. Собора о двух волях и действиях во Христе, последнее им отвергается и заменяется еретическим софийным учением, что «воля и энергия есть проявление жизни духа»1495.

В учении того же о. Булгакова о вознесении уничтожается православный о сем догмат, который заменяется еретическим учением гностического характера о пребывании вознесшегося Господа одесную Отца не с человеческим прославленным телом, а лишь с идеальным его образом – Софией»1496. Здесь уничтожается и православное учение нашей Церкви о загробном блаженстве святых людей после страшного суда Христова с воскрешенными и прославленными своими телами в небесном царстве Св. Троицы; а также здесь искажается православный взгляд на таинство Евхаристии.

Таким образом, имея в виду означенные заблуждения о. о. Булгакова и Флоренского в их учении, мы должны последнее назвать настоящим еретическим учением с гностическим и языческим миросозерцанием.

Это софийное учение примешивается прот. Булгаковым и свящ. Флоренским к православному учению, благодаря чему истина смешивается с ложью. В итоге получается догматический хаос. Впрочем в этом хаосе с еретическою настойчивостью проводится, как самая главная, болезненная мысль, что София – это «Все», и «Все» – это София, которая на самом деле есть ничто – нелепая, кощунственная фантазия древних гностиков, принявшая новую форму в учении о. о. Булгакова и Флоренского.

* *

Святая наша Церковь искони тщательно охраняла истину православной веры и не допускала ее смешения с ложью, отметая всякую ересь. Должна она это сделать и теперь по отношению к нелепому еретическому учению о Софии, Премудрости Божией. При этом надо иметь в виду то, что главным представителем и распространителем этого софийного учения за рубежом России является лицо, имеющее за собой большой научный авторитет, облеченное в священный сан и поставленное во главе Богословского Института – рассадника духовного просвещения для нашего верующего русского юношества.

В виду всего вышеизложенного необходимо нашей зарубежной Русской Церкви, как и всем православным Церквам отвергнуть настоящее софийное учение о. о. Булгакова, Флоренского и Вл. Соловьева, как еретическое, не имеющее ничего общего с православным учением. Это нужно сделать во исполнение слов Христа: Мните ли, яко мир приидох дати на землю? Ни, глаголю вам, но разделение; 1497 a также и слов Ап. Павла, сказавшего: Кое бо причастие правде к беззаконию? Или кое общение свету ко тьме? 1498 Твердо убо основание Божие стоит, имущее печать сию: позна Господь сущия Своя, и: да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне 1499 .

Русский Спасов Александро-невский монастырь.

30 августа 1935 года.

* * *

1462

См. выше, стр. 80–86.

1463

Ibid., стр. 395–441.

1464

Ibid., стр. 387–395.

1465

Ibid., стр. 497.

1466

Ibid., стр. 28, 33, 37, 39, 42, 47, 117.

1467

Ibid., стр. 43, 47.

1468

Ibid., стр. 233–243.

1469

Ibid., стр. 214.

1470

Ibid., стр. 4, 15, 24, 28, 36, 40–41, 43.

1471

Ibid., стр. 3, 15, 34, 36, 41, 43.

1472

Ibid., стр. 457–484.

1473

Ibid., стр. 498–501.

1474

Ibid., стр. 126.

1475

Ibid., стр. 29.

1476

Ibid., стр. 30.

1477

Ibid., стр. 29.

1478

Ibid., стр. 30.

1479

Ibid., стр. 366.

1480

Ibid., стр. 28–29.

1481

Ibid., стр. 39, 41–42.

1482

Ibid., стр. 28.

1483

Ibid., стр. 350–351.

1484

Ibid., стр. 199.

1485

Ibid., стр. 29.

1486

Ibid., стр. 29.

1487

Ibid., стр. 199–203.

1488

Ibid., стр. 203–213.

1489

Ibid., стр. 254–262.

1490

Ibid., стр. 271–274.

1491

Ibid., 277–344.

1492

Ibid., стр. 355–387.

1493

Ibid., стр. 3–26.

1494

Ibid., стр. 387–484.

1495

Ibid., стр. 497.

1496

Ibid., стр. 499–500.


Источник: Новое учение о Софии- премудрости Божией / архиеп. Серафим Соболев. – (Репринтное издание 1935 г.) / Изд.: Св.-Троицкiй Монастырь, Джорданвиллъ, Н.I. США 1993. – 525 с. ISBN 0-88465-054-5

Комментарии для сайта Cackle