Слово на литургии в понедельник Светлой седмицы
19 апреля 1982 г.
Христос Воскресе!
Каждому человеку известны две несомненные истины: одна – что все непременно умрем, а другая – что умрем неизвестно когда.
Люди по-разному относятся к смерти. Одни, мирясь по необходимости со смертью, наступающей в старости, всякую, по их мнению, «преждевременную» смерть считают нелепой случайностью.
Другие, живущие без разумной цели, смотрят на смерть как на досадную помеху для счастья и, стараясь не думать о ней, ведут себя подобно древним язычникам, которые, как свидетельствует ап. Павел, рассуждали так: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1Кор. 15:32).
Третьи, признающие загробную жизнь, но находящиеся в разладе со своей совестью, обремененные грехами, боятся смерти как неожиданного зова к расплате за недостойно прожитую жизнь.
Во всех этих случаях «плотской», преданный земным удовольствиям человек инстинктивно отвращается от физической, телесной смерти, не думая или почти не думая о грозящей ему гибельной смерти духовной.
Напротив, «духовный» человек, т. е. искренне верующий и стремящийся жить по закону Христову, не относится так отрицательно к смерти телесной. Конечно и он отдает естественную дань скорби, когда видит смерть своих близких, когда провожает их в «путь всея земли». Но утешаясь надеждой на милосердие Божие, на силу и действенность церковной молитвы, он никогда не впадает в отчаяние. Скорбь его смягчается верой в то, что и смерть физическая есть благодетельное действие промысла Божия, пресечение греха.
Праведные люди были уверены, что не только жизнь, но и телесная смерть – это дары Божии, которые следует принимать с благодарностью, ибо «честна пред Господем смерть преподобных Его» (Пс. 115:6).
Но душа праведника содрогается при мысли о смерти духовной. Ибо духовная смерть, то есть вечное отчуждение от Бога, – это уже не дар Божий, а союзник греха и диавола (1Ин. 5:16; Ин. 8:44), лютый враг человека (1Кор. 15:26).
Памятуя о том, что »при кончине человека открываются дела его« (Сир. 11:27) и что »всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое« (2Кор. 5:10), даже великие праведники страшились иногда своего смертного часа. Так, великий подвижник св. Симеон Столпник, будучи на смертном одре, увещевал своего друга и сподвижника диакона Иоанна: «Всеми силами пекись о душе своей. Один Бог знает, в каком страхе и томлении находится сейчас душа моя».
Но не малодушие и не недостаток надежды на милосердие Божие были причиной этого страха, а смиренное сознание праведниками своего недостоинства пред Святейшим святых Богом. И это сознание их было тем глубже и сильнее, чем большей степени нравственного совершенства в своих подвигах они достигали.
Каждая живая человеческая душа жаждет личного бессмертия. Она хочет снова увидеть живыми своих некогда умерших близких и родных людей. Она хочет вечно жить в мире и любви, в счастье и радости, в постоянном общении с самым Источником вечной жизни и блаженства.
И вот ныне, в эти всерадостные дни праздника Светлого Христова Воскресения, Церковь возвещает нам третью великую и непреложную истину: «Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»
Пасха Христова – это праздник дивной победы над смертью и телесной и духовной. «Смерти празднуем умерщвление...» – слышим мы ликующие слова пасхального канона. «Смертию смерть разорена, лежит окаянная без дыхания» – не раз в течение года напомнит нам эту святую истину вдохновенный церковный песнописец (Тропарь 3-й песни воскресного канона на утрени 6-го гласа).
Конечно, смерть еще не окончательно уничтожена, ибо, по слову Божию, лишь в конце времен «последний враг истребится – смерть» (1Кор. 15:26; Откр. 20:14). Однако «хотя мы еще и умираем прежней смертью, – говорит св. Иоанн Златоуст,– но в ней не остаемся». Если верующий во Христа после смерти непременно оживет, притом жизнью лучшей, чем нынешняя земная, то это не смерть. И Св. Церковь, говоря о телесной смерти праведников или вообще скончавшихся в общении с нею, в вере и покаянии, слово «смерть» обычно заменяет словом «сон» или «успение». «Христос, востав от мертвых, начаток усопших бысть», – говорит св. Иоанн Златоуст в своем неповторимо прекрасном пасхальном «Огласительном слове».
Но нужно помнить и о том, что когда наступит время, «в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия», то "изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28–29).
И потому Св. Церковь учит нас не о таком бессмертии, для которого ничего не нужно делать и трудиться. Нет, она внушает нам, что мы, с помощью благодати Божией, должны еще здесь на земле воскреснуть духовно, чтобы стать пригодными для будущей жизни со Христом. А для этого нужно с чистым сердцем последовать за Христом, вверить Ему свою земную судьбу, со смирением и любовью взять на себя благое иго исполнения Его святых заповедей. И тогда Он исполнит данное Им обетование: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет» (Ин. 12:26).
Каждый вдумчивый христианин ясно сознает свое недостоинство пред Богом, ибо, как говорит св. апостол Иаков, »все мы много согрешаем« (Иак. 3:2). Но верующий во Христа знает и то, что Сам Господь, совершивший дело искупления и ставший Первенцем из мертвых, »хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины« (1Тим. 2:4). Он есть »Спаситель всех человеков, а наипаче верных» (1Тим. 4:10).
И если мы, по любви к Нему, будем сколько возможно стараться жить лучше, чище, духовно целеустремленнее; если станем, насколько хватает сил, отвращаться от зла, удаляя от себя все, что тревожит нашу совесть; если в сердце нашем не будет места злобе, вражде, зависти, унынию, гневу; если душа наша будет наполнена смирением и благоговением пред Богом, то Воскресший Господь приблизится к нам, осенит нас Своим милосердием, согреет Своей живительной любовью. и смерть духовная не будет иметь над нами никакой власти.
"Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?« Воскресе Христос Жизнодавец – воскреснем и мы с Ним! Аминь.
Христос воскресе! Христос воскресе! Христос воскресе!