Источник

Часть 1. Письма о. Серафима к крестным родителям

Предисловие

Евгения Роуза, будущего иеромонаха Серафима, всегда привлекала красота, которую он нашел в полной мере в том, что он позже назвал «ароматом Православия». Красота и постоянное стремление к правде преобладали в его интеллектуальной и духовной жизни. В то же время у него было жалостливое и любящее сердце. Его встреча со Христом не была интеллектуальной, это был скачок к вере, акт любви, чистый и простой.

Вот так он и начал любить Россию, русских людей, Русскую Православную Церковь Заграницей и, не в последнюю очередь, царя-мученика Николая II-го. Он вообще считал русских психологически более глубокими, более искренними и сердечными, и с религиозными и мистическими наклонностями.

В начале своего знакомства с Православием, во время Пасхальной службы в старом соборе в Сан-Франциско, он вдруг воочию увидел отблеск апостольского христианства. Ошеломленный красотой русского православного богослужения, он сказал: «Теперь я дома». С тех пор его глубокая духовная жажда все возрастала. Он отдал себя Христу полностью, без оговорок, постепенно изменяя все в своей жизни, переходя от земных интересов к христианскому аскетизму.

Именно в это время нас познакомил наш общий друг Глеб Подмошенский, и скоро мы стали хорошими друзьями. Я не могу забыть его добрый и в то же время проницательный взгляд, его улыбку, его рассудительность и спокойствие, его самообладание и врожденное благородство.

Он был человек образованный, широкой культуры, владевший французским, немецким и русским языками. Он также знал китайский и японский (он дал мне свой учебник японского языка, который побудил меня изучать японский язык, чем я впоследствии занимался в течение многих лет). Его профессора считали его необыкновенным студентом. Одаренный к языкам, он также изучал точные науки, выделяясь в естествознании. Он любил музыку, литературу и поэзию и особенно ценил Диккенса. Он любил природу и животных, был от природы спортивным и в молодости любил спорт. Он был также и практичным человеком: он мог починить автомобиль, исправить любые мелкие неполадки в хозяйстве и даже построить дом.

Евгений Роуз со своим крестным отцом Димитрием Андральт-де-Ланжероном

Евгений был очень способным, но застенчивым. Поскольку он не был знаком ни с кем из молодых православных интеллигентов в районе Сан-Франциско, я представил его моим друзьям. Шестидесятые годы были временем великого русского православного возрождения в этом городе, и религиозного, и культурного. К примеру, на частных квартирах собиралась группа «Умолюбцы», которая имела философскую, но также религиозную и литературную ориентацию. Там было много выдающихся личностей – клирики, писатели, художники.

Центром этого возрождения был, конечно, святитель Иоанн (Максимович), вместе с другими замечательными епископами, все они были связаны с духовными традициями старой Руси. Это было большим счастьем – быть там в то время!

В этом особом окружении мы часто встречались с Евгением, много беседовали. Я читал вслух и переводил ему некоторые классические произведения из русской духовной литературы. Он усердно посещал церковные богослужения, когда только мог, быстро научившись петь и бегло читать на церковно-славянском.

Непосредственно перед принятием Православия в 1962 году он попросил меня стать его крестным отцом, также он обратился с просьбой к моей маме, Светлане Андральт-де- Ланжерон, стать его крестной матерью. Его обращению способствовал святитель Иоанн, который был назначен в Сан-Франциско для постройки нового русского собора, посвященного иконе Богородицы «Всех Скорбящих Радости». Святитель Иоанн был аскетом: он никогда не спал в кровати и все свое время, кроме посещения богослужений, посвящал помощи бедным, униженным, больным и заключенным. По его молитве происходило много чудес. Те, кто знал его, кому он помог или кто испытал на себе его любовь, любили его в ответ всем сердцем и были чрезвычайно преданы ему. Евгений был одним из таких.

В 1969 году, спустя три года после смерти святителя Иоанна, Евгений удалился в дикую горную местность около Платины в Калифорнии вместе с Глебом (будущими игуменом Германом). Там он помог построить маленький скит: несколько небольших, скромных построек, где, избрав монашество, он поселился, полностью удовлетворенный такой жизнью, без отопления и электричества, без телефона и водопровода, до своей кончины, последовавшей всего лишь двенадцать коротких лет спустя, в самом разгаре его интеллектуальных и духовных дарований.

К нему, моему дорогому и незабвенному крестнику и другу, действительно применимы слова из книги Премудрости Соломона: «А праведник, если и рановременно умрет, будет в покое, ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости. ... Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета, ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия» (Прем. Солом., 4,7–11,13–14)».

Димитрий Андральт-де-Ланжерон

Либерти Корнер, Нью-Джерси

20 декабря/2 января, 1964 г.

Дорогой брат во Христе Димитрий! От души поздравляю тебя с великим праздником Рождества Христова. Мы скучаем по тебе в Сан-Франциско, но я был рад услышать от твоей мамы, что в Нью-Йорке у тебя все хорошо. У нас с J.1 все в порядке, и пока что мы не слишком страдаем без работы. Я работаю примерно один день в неделю, а также получаю пособие по безработице. Что касается будущего, я оптимистично отношусь к тому проекту, о котором J. тебе уже рассказывал. Это будет маленький книжный магазин и (надеемся) некоторые другие задумки. Это должно быть на ходу в ближайшие месяцы, и если все пройдет успешно, даст нам очень скромный заработок и позволит нам посвящать все наше время распространению Православия. Эта идея принадлежит Глебу2, и она должна увенчаться успехом, если нам удастся удерживать его бурную творческую фантазию в рамках нашей практической реальности! Я напишу тебе подробнее, когда наши планы станут более определенными. Пожалуйста, молись за наш проект, потому что, если на то будет Божия воля, это дело может принести духовную пользу очень многим.

Евгений Роуз и Димитрий Андральт-де-Ланжерон

В настоящее время мы составляем список подписчиков. Все имена, который ты можешь в него добавить, будь то интересующихся Православием американцев или русских, которые читают по-английски, будут очень желательны.

Я уверен, что ты знаешь все церковный новости из Сан – Франциско. К сожалению, дело3 еще далеко до завершения, но, с молитвой и с достаточно духовным восприятием, нам не должно ничего бояться, даже событий гораздо более худших, чем те, которые уже произошли. Я проезжаю мимо нового собора каждый день, и продвижение строительства, хотя и медленное, становится теперь заметнее каждую неделю, и это очень ободряет. В это воскресенье «Умолюбцы»4 встречаются снова. W. прочитает лекцию о Бергсоне, которая должна быть довольно интересной (для моего русского языка, который постепенно улучшается, это также будет хорошей практикой).

На прошлой неделе я был в Кармеле, и я провел несколько приятных дней, собирая грибы с Глебом и его мамой в лесу недалеко от их дома. Раньше я всегда боялся диких грибов, но сейчас я обнаружил, что на самом деле существует много сортов грибов, которые и очень вкусны, и достаточно легко (и безопасно) отличимы. Мы с J. планируем в эту субботу поехать за грибами в район Мэрин. Знание грибов может быть очень полезным для пустынножителей, которыми когда-нибудь могут стать один или оба из нас.

Я согласен с тобой, что Ватиканский Собор не достиг ничего; хуже того, я думаю, что он движется в совершенно неправильном направлении, к полному примирению и компромиссу с миром. Ошибки Иоанна XXIII можно еще, пожалуй, объяснить, как результат его наивности, но нынешний папа, как мне кажется, – не что иное, как очень умный политик. Я почти закончил большой очерк о духе современного Рима и надеюсь заинтересовать отца Константина5, чтобы он его вскоре опубликовал.

У «Богословского курса»6 осталось еще одно собрание в этом, первом году его существования, и через три недели начнется уже второй год. Я смог присутствовать на большинстве собраний, и, во всяком случае, они стали гораздо интереснее, чем раньше. Отец Леонид7, к слову, наконец-то начал первую главу книги Бытия, и мы ее уже почти прошли. Посещаемость держится на прежнем уровне – в среднем, около 15 человек.

Мы с J. провели несколько приятных вечеров с твоей мамой и надеемся снова ее увидеть после Рождества. Твоя мама, должно быть, рассказала тебе о нашем знакомстве с дамой, которая с ней живет. Воистину, для тех, кто относится к Православию серьезно, везде есть духовная работа – и среди пожилых русских, и среди молодых американцев.

Прошло уже около двух лет с тех пор, как я принял Православие, и если я не стал достойным Православия, ибо никто не может быть достоин Его, но хотя бы двигаюсь в верном направлении, я обязан поблагодарить тебя за помощь в этом деле. Твоя дружба и духовный пример были очень важны, чтобы поставить меня на прямую православную стезю. Я могу только надеяться, что со временем будет все больше православных, которые смогут так же хорошо заботиться о своих духовных «детях», т.к. американцы все чаще принимают Православие, и я думаю, что эта тенденция в будущем сохранится. Только с помощью такого примера и непосредственных духовных контактов православные американцы могут надеяться на то, что им удастся сохранить всю полноту Православия и избежать повсеместной западни – расслабленности и модернизма.

С наилучшими пожеланиями тебе и Ирине в эти святые праздничные дни и в наступающем году, прошу твоих молитв,

Твой брат во Христе,

Евгений

19 сентября/2 октября, 1964 г.

Дорогой брат во Христе Димитрий! От всего сердца поздравляю тебя с твоей свадьбой; представляю, как вы счастливы в эти дни. Да сохранит тебя Господь вместе со Своей Пресвятой Матерью и благословить тебя и твою супругу на совместное служение Ему. Пожалуйста, поздравь от меня и Ирину.

Здесь, в Сан-Франциско, продвигается строительство новой церкви. Внешние работы теперь закончены, осталось установить мозаику на стенах и позолотить купола; эти работы должны начаться со дня на день. Все уже восторгаются новым собором; насколько же великолепнее он будет выглядеть, когда будет достроен!

В наших собственных небольших проектах также есть определенный прогресс. Наше дело постепенно улучшается, и в недалеком будущем мы сможем сказать, что магазин – это успех. Что более важно, на прошлой неделе я купил небольшой печатный станок (который одновременно печатает на двух страницах), так что очень скоро наши первые публикации увидят свет. Первые из них будут преследовать практические цели – это будет несколько каталогов книг и икон. Но затем, мы надеемся, еще до конца года, выйдет первый номер православного журнала на английском языке и потом будет выходить каждые два месяца. Также ко времени завершения строительства нового собора мы надеемся напечатать брошюру (с несколькими иллюстрациями) о нем. Уже много людей (преимущественно, неправославных) останавливались у магазина и спрашивали о соборе, и было бы хорошо иметь серьезную брошюру по этому вопросу. Также необходимо выпустить много других брошюр, буклетов и небольших книг. Я расскажу тебе о некоторых наших планах после того, как мы начнем их выполнять. Также мы напечатаем несколько небольших работ на русском; нужно сказать, что И. М. Концевич (sic) пообещал набрать текст, если мы согласимся напечатать несколько его работ. С нашими публикациями на английском мы надеемся стать центром распространения православной информации и литературы, так что будет место, куда люди смогут обратиться за подлинным православным мировоззрением, вместо «нового» Православия, которое так распространено сегодня. Мы надеемся, что владыка Иоанн будет нашим постоянным цензором. Он приходил в магазин вчера, на другой день после доставки станка, и освятил его святой водой.

Теперь я должен возвращаться в магазин и продолжать малярные работы. У нас теперь немного будет оставаться времени для отдыха! Я вижу по календарю (хотя и не сообразил этого, когда начинал писать это письмо), что в воскресенье память твоего святого, и я предполагаю, что это должен быть день твоего ангела. Я снова тебя поздравляю.

Пожалуйста, передай мои наилучшие пожелания твоей маме. J. также передает свои приветы и поздравления. Пожалуйста, пиши и попроси твою маму, чтобы она тоже нам писала. И молись за нас. Да укажет нам Господь путь, на котором мы сможем служить Ему.

Твой брат во Христе,

Евгений

18 февраля/3 марта 1965 года

Дорогой брат во Христе Димитрий, теперь ты можешь убедиться, что я хуже всех в мире пишу письма! Я давно, с Рождества, собирался написать тебе длинное письмо, но у меня никак не хватало на это времени. Так что теперь я наконец-то начну и напишу столько, сколько смогу.

Я боюсь, уже слишком поздно поздравлять тебя с Рождеством, но я желаю тебе и Ирине радости и успехов в этом году. Снова подходит пост, и это время, чтобы отложить некоторые житейские попечения, которыми мы позволяем себе наполнять нашу жизнь. Я, немощный, уже вздыхаю при мысли о воздержании и подвиге поста, но в то же время благодарю Бога, что Он дал людям этот необходимый способ очищения и приближения к Нему, ибо без поста мы бы погибли. Согласно последней информации, постоянные богослужения начнутся в новом соборе в первый день поста, и я предвкушаю, как буду посещать их каждый день до и после работы. В прошедший понедельник митрополит Филарет остановился в Сан – Франциско по пути в Нью-Йорк, и в тот вечер в новом соборе было торжественное богослужение – вечерня и акафист Курской иконе. Было 16 священников и около 100 богомольцев. Все еще не завершены работы по внутренней отделке Собора – есть лишь временный иконостас с четырьмя иконами, и только на этой неделе кладут деревянный пол. Снаружи работы почти закончены, кроме больших икон-мозаик. Поистине источник вдохновения – смотреть на это великолепное здание каждое утро, когда я иду на работу, или неожиданно увидеть его, проходя неподалеку.

Мы наконец-то закончили первый номер нашего журнала, и я послал тебе экземпляр. Надеюсь, ты сообщишь мне свои критическая замечания и советы. Он получился гораздо лучше, чем мы ожидали, но я думаю, что многое еще можно улучшить. Я вышлю тебе еще несколько экземпляров. Может быть, ты сможешь оставить их для продажи в монастырской церкви8 – мы могли бы предложить им скидку в 40 процентов от стоимости всех проданных экземпляров. В настоящий момент, конечно, наша главная забота–распространить журнал как можно шире.

Боюсь, что ни у кого из моих знакомых нет магнитофона. Между Западным и Восточным побережьями мог бы начаться интересный обмен, но я не знаю, как его устроить с нашей стороны.

У нас с Глебом было несколько интересных разговоров с французскими священниками, и у нас сложилось впечатление, что они могут уйти в опасном направлении если только не найдут себе очень хорошего практического руководителя. Новый епископ9 показался мне скорее философом и интеллектуалом, а некоторые его идеи, показались мне немного странными. Несомненно, у них самые лучшие намеренья, и у менее интеллектуальных из них хорошая душа. Нужно молиться, чтобы они нашли себе руководителя, чтобы идти по прямому православному пути.

Отец Митрофан10 произвел на меня совершенно иное впечатление – с первого момента, как я его увидел, даже не зная, кто это такой, я понял, что это настоящий православный священник и один из «наших». Он действительно молитвенник. Он отслужил несколько молебнов перед иконой «Нечаянная Радость»11, которую привез из Парижа, и это было очень трогательно и исполнено молитвенного духа.

Я был очень рад услышать, что ты обрел спокойную жизнь, наполненную молитвой и духовным чтением. Я думаю, что главная проблема для всех православных сегодня – это не проблема юрисдикций, языков и так далее (все это важно, но это не самое главное) – но просто воцерковление – сделать Церковь Христову истинным центром своей жизни. Я думаю, что, к несчастью, это именно тот вопрос, на который большинство православных в Америке – вне нашей Церкви – просто не обращают внимания или абсолютно о нем забывают. Митрополия только что начала издавать ежемесячную газету с «духовным» направлением – но читая ее, я не обнаружил ничего, имеющего духовную ценность; все это – внешняя сторона Православия, но не его сущность. Я надеюсь, что наш журнал послужит лучшей цели, особенно потому, что на английском так мало литературы, имеющей настоящую духовную ценность.

Сам я перед Рождеством закончил читать святого Иоанна Лествичника12 и нашел это произведение очень ценным. Это именно тот сильный дух, которого сегодня всем не хватает.

Глеб по-прежнему работает в Монтерее, но каждую субботу и воскресенье приезжает в Сан-Франциско. Он безмерно любит печатное дело, но я боюсь, что он вообще все еще находится в довольно возбужденном состоянии и пребудет в нем, пока не найдет постоянного места в жизни. Что до меня, то я был слишком занят работой в магазине, печатанием и редактированием, чтобы думать о чем-либо ином. Работу над моей книгой13 я на время отложил, но я собираю для нее идеи и надеюсь вскоре к ней вернуться.

Посылаю тебе немного афонского ладана (отличного от того, который я послал твоей маме); надеюсь, что он тебе понравится. Если я не ошибаюсь, у нас сейчас нет того сорта, который мы высылали тебе в прошлом году.

Пожалуйста, напиши поскорее, и я обещаю в следующий раз отвечать более аккуратно. Пожалуйста, не забывай меня в твоих молитвах.

8/21 января, 1966 г.

Дорогой брат во Христе Димитрий, хотя святки почти прошли, но позволь мне пожелать тебе Рождественской радости и мира и всего наилучшего в новом году. У нас здесь все хорошо, хотя, как обычно, слишком много работы и слишком мало организованности. Рождественский номер «The Orthodox Word» все еще не готов, но я надеюсь, что в ближайшее воскресенье мы закончим большую часть работы. Спасибо тебе за ободряющие слова. Весь первый год нас очень поддерживает отклик читателей и заставляет думать, что работа стоит всех усилий.

На следующий год у нас нет новых планов. Вероятно, еще не наступило время для создания нашего монашеского братства. Между прочим, мы обсудили этот вопрос с владыкой Нектарием. Возможно, что скоро начнет свое существование его монастырь в Сеаттле, и владыка пригласил нас с Глебом присоединиться к нему, когда и если мы сможем; но пока что мы все еще слишком заняты, трудясь над созданием книжного магазина и журнала. Когда придет время, Бог укажет нам путь, как лучше служить Ему. Здесь, в Сан-Франциско, у нас есть владыка Иоанн, который духовно руководит нами, и на данное время это все, что нам нужно.

Кроме магазина и журнала я провожу большую часть своего времени в церкви, где я читаю или пою на клиросе. По воскресеньям я помогаю отцу Николаю (Домбровскому) на ранней (в 7 ч. утра) литургии; это очень удобно нам обоим, поскольку мы оба живем достаточно близко, чтобы ходить в церковь пешком. Владыка Иоанн хочет, чтобы со временем ранняя служба шла полностью на английском языке – это даст нам возможность планировать еще что-то. На Новый год (по новому стилю) богослужение было полностью на английском языке. Хор состоял из Глеба и меня, а владыка служил с тремя или четырьмя священниками. Для начала было не так уж и плохо.

Я очень огорчен известием о болезни Николушки14. Это, наверное, очень тяжело для тебя и Ирины. Но на все воля Божия. Рад слышать, что ему теперь лучше.

Пожалуйста, передай мои наилучшие пожелания Ирине. Я часто думаю о вас и с нетерпением жду того дня, когда смогу, наконец, познакомиться с ней и увидеть тебя снова после такого долгого перерыва. Я, конечно же, хотел бы посетить восточное побережье, но не думаю, что мне удастся это сделать в ближайшем будущем. Напиши, когда сможешь, и, пожалуйста, присылай любые материалы (на русском и на английском), которые, по-твоему, подходят для “The Orthodox Word”, – проповеди Митрополита, например. Молись за нас.

Во Христе твой брать,

Евгений

4/18 мая, 1966 г.

Христос Воскресе!

Дорогой брат во Христе Димитрий, так получилось, что я высылаю тебе письмо с пасхальными поздравлениями за день до Вознесения. Сегодня утром у нас в соборе была замечательная служба на отдание Пасхи. Все пелось точно так же, как на Пасху. К сожалению, наш хор был очень маленький – только отец Митрофан и я – но мы старались, как могли. Обычно у нас не получается даже петь в тон, но сегодня получилось довольно хорошо.

Здесь все благополучно и все в хорошем настроении. Как всегда, у нас всех много работы. По некоторым причинам последний номер нашего журнала был очень трудным, но теперь мы готовы приступить уже к следующему выпуску, который должны закончить перед первым июля. В него войдут житие и чудеса святителя Нектария, нового греческого святого, который скончался в 1920 году. Мы все время подыскиваем новые статьи – если у тебя есть новые идеи, пожалуйста, напиши нам о них. Нам все еще нужно многому научиться в печатании журнала, и нам еще есть, над чем поработать. В данный момент мы печатаем рекламную брошюру, которую разошлем (или, точнее, разошлет L. M., так как она обещала помочь нам с рассылкой) всем православным церквам в Америке, а также многим библиотекам.

Недавно мы с J. переехали на новое место по адресу 2333 Клемент, всего лишь в двух кварталах от нового Собора (наш старый дом собираются сносить). В нашем распоряжении целый маленкий домик, который находится на задворках, и потому он очень тихий и удобный. Когда J. уйдет в свой монастырь, мы сможем использовать дом для нашего братства. Как только мы въехали, нас усыновила маленькая кошка – она приходила к нам под дверь до тех пор, пока мы, наконец, не впустили ее внутрь. Сейчас, всего 2 дня назад, она родила в задней комнате четырех котят. Поистине, как дикие животные заботятся о своих детях – настоящий урок для нас. Котята – бедные, слепые, беспомощные, малюсенькие существа, которые полностью полагаются на свою мать – и она никогда их не подводит.

Владыка Иоанн, как всегда, вдохновляет нас всех. У него всегда есть нужное слово для совета. В церкви я продолжаю делить свое время между чтением на клиросе и хором. Богословские курсы продолжаются, но я обычно посещаю их лишь в среду вечером. Отец Николай (Пономарев) преподает Историю Русской Церкви (сейчас он на патриархе Никоне и старообрядцах); отец Николай Домбровский преподает Новый Завет (Послания апостола Павла); а владыка Иоанн закончил курс литургики и начал его сначала. (Я заметил, что в этот раз понимаю гораздо больше, чем раньше).

Пожалуйста, передай Ирине мои наилучшие пожелания. Я надеюсь, что мой маленький крестник здоров. Я молюсь о том, чтобы вы проводили эти дни в духовной радости. Пожалуйста, молитесь за меня и пиши, как только у тебя будет время.

Твой брат во Христе,

Евгений

17/30 июля, 1966 г.

Дорогой брат во Христе Димитрий, все как-то думали, что наш дорогой Владыка никогда не умрет, и вот он вдруг нас покинул. Но в нашей потере у нас есть и приобретение, и в нашей скорби есть радость, потому что теперь у нас есть святой, который молится за нас перед престолом Всевышнего.

Я хотел бы, чтобы ты мог быть сейчас здесь, чтобы разделить с нами это святое время. Каждый, кто духовно переживает эти дни, не только скорбит. Даже в наших слезах – такая радость, которую невозможно выразить словами. Особенно сильное чувство, что владыка Иоанн любит нас и слышит наши молитвы, возникает в усыпальнице под собором, где он похоронен.

Я посылаю тебе «Благовестник»15, посвященный памяти Владыки, и фото отца Митрофана (который был самым близким к Владыке священником), читающего перед открытым гробом. Ладан16 ты сможешь возжигать, когда будешь молиться о упокоении души Владыки.

Молись за меня,

Во Христе, твой брат

Евгений

11/24 февраля, 1967 г.

Дорогой брат во Христе Димитрий, я надеюсь, что ты снова простишь меня за то, что я так позорно пренебрегаю нашей перепиской. У меня так много работы и всяких забот, что буквально кружится голова. Конечно, больше всего я занят изданием журнала – это так трудно, что вообще только с Божией помощью нам удается выпускать его. Последний номер вышел тиражом в 2500 экземпляров, и практически вся работа делается вручную – это настоящий подвиг! Но результаты нас очень обнадеживают, а получаемые отклики свидетельствуют о том, что наша работа вызывает настоящий интерес. Глеб по-прежнему всю неделю работает в Монтерее, так что он помогает мне только по субботам и воскресеньям, а больше помощи практически нет.

Кроме этого у нас есть книжный магазин, где дела идут лучше с каждыми днем – иногда настолько, что это занимает довольно много времени. Мое «свободное» время я провожу, в основном, в церкви, где я довольно часто заменяю одного из священников на клиросе, одновременно служа и чтецом, и хором. Отец Митрофан болеет уже более недели, так что я хожу в церковь почти каждый день. Это очень хорошая практика для изучения служб, и конечно, так часто присутствовать на богослужениях – это само по себе благодать и благословение. И мы даже не знаем, как долго еще сможем пользоваться такой привилегией. Кажется, в воздухе витает отчетливое чувство, что Америка тоже в скором времени вступить в «катакомбные» времена.

Я прилагаю копию нового «Благовестника», на случай, если ты его еще не получил. Глеб теперь редактор (я не знаю, где он найдет для этого время), и у него имеется много материалов, иллюстраций и так далее. Это может сделать «Благовестник» довольно интересным. У Глеба возникла идея организовать подписку на журнал, чтобы затем рассылать его в разные уголки земного шара. Что ты об этом думаешь? Может быть, ты мог бы помочь с этим?

Уже слишком поздно поздравлять с Рождеством, но я поздравляю тебя с приближающимся Великим Постом и прошу у тебя прощения. Пожалуйста, напиши мне, когда у тебя будет возможность, как у тебя идут дела. Поцелуй от меня моего крестника и поздравь Ирину и твою маму от моего имени. Молись за нас. Твой брат во Христе,

Евгений

16 февраля/1 марта, 1967 г.

Дорогая сестра во Христе Светлана, я был очень рад получить от Вас весточку – и мне очень стыдно, что я так долго тянул с ответом. Я несколько раз собирался написать во время Святок и Вам, и Димитрию, но у нас было так много работы и столько хлопот, что голова просто шла кругом. Так что только на прошлой неделе я в конце концов написал Димитрию, а сейчас пишу Вам.

Я был очень рад услышать, что у Мити родилась еще одна дочь и что у Николушки все в порядке. Да сохранит их Господь в добром здравии и вере во Христа.

В прошлом октябре J. уехал на Святую Землю, но не нашел там подходящего монастыря и вернулся в Америку, и с тех пор он ездит по здешним монастырям – он был в Джорданвилле, Магопаке и в греческом монастыре в Бостоне. Больше всего ему понравился Бостонский монастырь, но настоятель был в то время в Греции, и у них не будет места, пока монастырь не переедет в более просторное помещение этим летом, а может, и позже, так что он вернулся в Джорданвилль дожидаться этого момента. Из того, что он пишет, видно, что он не слишком доволен Джорданвиллем, со всеми его насельниками и шумом. Поистине, путь его трудный, но, несомненно, его путешествия пошли ему на пользу, и ему удалось провести месяц, осматривая Святую Землю. Он написал мне несколько интересных заметок о Православных местах, в которых он побывал.

У Глеба и у меня все по-старому – много работы и очень мало времени. Торговля в магазине улучшается и, кроме того, работа над журналом занимает практически все наше время, а теперь Глеб стал редактором «Благовестника» и может приезжать сюда лишь на два дня в неделю. Мы молимся, чтобы Господь послал нам брата, чтобы мы могли больше успевать и не так изнурять себя – но нужно потерпеть.

У нас есть утешение: новый Собор находится совсем рядом, и я хожу туда очень часто, как и в усыпальницу под собором, где похоронен владыка – она открывается ненадолго каждое утро и вечер. В соборе я часто заменяю отца Митрофана на клиросе, что дает мне хорошую практику чтения и пения (часто я пою и читаю один). Но мне еще многому нужно научиться в церковных богослужениях.

Я слышал, что новый «Благовестник» еще не был разослан, так что я посылаю Вам номер. Глеб хочет, чтобы было много иллюстраций, и у него много еще никогда не публиковавшегося материала, так что «Благовестник» может стать очень интересным маленьким журналом.

В последнее время у меня не было времени для «каникул», но в канун Рождества и в сам праздник я закрыл магазин и отправился в Монтерей, где, кроме нас с Глебом, в хоре практически некому было петь. Для разнообразия было очень хорошо посетить маленькую церковь, а батюшка17 там просто замечательный.

Скорее всего Вы уже слышали о том, что отец Леонид покинул Свято-Тихоновскую церковь и открыл свою собственную – Иверскую часовню; у него там есть русская школа, дела в которой идут достаточно успешно. Я записал своего маленького крестного сына Александра (ему 6 лет) в класс для малышей, и он чему-то научился там, несмотря на то, что он практически не знает русского языка (Я обучил его начальным молитвам, которые он знает лучше, чем некоторые русские мальчики!).

Я был рад услышать, что все вы здоровы и что Ваша сестра уже выздоравливает. Я постараюсь писать чаще, но, пожалуйста, простите меня, если мне это не будете удаваться. Пожалуйста молитесь за Глеба, за меня и за J, а также за нашу братию (три имени).

Ваш брат во Христе,

Евгений

Письмо без даты

Христос Воскресе!

Дорогой брат во Христе, Димитрий! Пожалуйста, прости мое долгое молчание. Я, кажется, никогда не усядусь отвечать на письма (лень). Однако я был очень рад получить твои письма и узнать, что ты помогаешь такому борцу за Православие, как о. G. Как видишь, наш «Orthodox Word» так запоздал, что заметка о приходе не принесла бы никакой пользы; однако, может быть, мы могли бы поместить статью о приходе немного позже?

Наши «греки» в Зарубежной Церкви, которых мы нежно любим, в последнее время тревожили нас, пытаясь навязать всем и каждому свое мнение по второстепенным вопросам. Некоторые новообращенные спросили у нас: являются ли они ответственными за миссионерскую работу в нашей Церкви и должны ли мы верить в точности как они? Некоторые из них из-за этого близки к отчаянию. Да подаст Господь, чтобы настоящий миссионерский дух процветал в нашей Церкви в духе и молитвами нашего любимого владыки Иоанна, который является такой духовной поддержкой для всех нас!

Благодатью Божией мы здоровы и боремся, чтобы продолжать дело, на которое нас благословил владыка Иоанн. К нам присоединился третий брат, пожалуйста, молись за него (L.) и за нас.

Приближается лето, и мы ожидаем больше посетителей, даже несмотря на то, что наши условия все еще достаточно примитивны и наша церковь все еще не достроена. V. и Y. W. с детьми приезжали к нам в прошлом сентябре.

Пожалуйста, передай наши Пасхальные поздравления Ирине и детям, надеемся получить от тебя весточку.

С любовью во Христе

монах Серафим

P. S. Мы писали отцу G. несколько раз. Похоже, сейчас его настроение улучшилось?

16/29 января, 1972 г.

Преподобного Павла Фивейского

Дорогой брать во Христе Димитрий, хотя я пишу даже реже и позже, чем ты – все же я посылаю тебе мои сердечные поздравления со святками, которые недавно закончились, и с Великим постом, который скоро начнется. Я тоже не забыл тебя, но найти время для переписки мне очень трудно. Временами я думаю, что у меня сейчас меньше времени, чем когда я жил в шумном городе – но это, вероятно, потому, что сейчас мы, действительно, делаем гораздо больше.

Да, я помню нашу совместную Пасху, а также наши прогулки вокруг горы Тамалпаис (во второе воскресенье Великого поста, я думаю). А сейчас Господь даровал нам великое счастье – возможность жить в такой атмосфере постоянно. Глубоко в сердце у меня великая радость, и если иногда я слишком обременен работой, то мне достаточно лишь выйти на крыльцо, чтобы снова «возрадоваться о Господе».

Мы фактически живем на горе, северный склон которой –лес, в котором и находятся наши лачужки, на южной стороне горы – кустарник, что очень напоминает гору Тамалпаис (а также Афон). У нас два довольно маленьких домика, один для печатни, а другой для жилья, ко второму мы понемногу пристраиваем новые комнаты; наша церковь наполовину готова, но она не отапливается, поэтому мы служим там только летом и по праздникам. У нас есть маленькая трапезная, где мы ежедневно совершаем богослужения – вечерню и повечерие вечером, полунощницу, утреню и часы утром, с обедницей по воскресеньям и праздникам, кроме тех случаев, когда нам выпадает счастье молиться на литургии – когда к нам приезжают наш духовник отец Спиридон или другой священник, или Владыка. Это бывает примерно раз в месяц, кроме зимы. Остальную часть дня проводим за работой, в основном, за печатанием, поскольку мы всегда опаздываем с выпуском журнала, а когда у нас остается время, мы строим или работаем на огороде. До сих пор на огороде у нас оставалось очень мало времени, к тому же мы столкнулись со многими трудностями: отсутствие воды, очень неплодородная почва, олени и белки поедают всю зелень, и так далее. Но в этом году мы начали использовать удобрения (органические, у меня есть «Энциклопедия органического садоводства»), а также две цистерны, одна металлическая для питьевой воды, а другая пластиковая, которую мы закопали в землю (800 галлонов), для огорода... Так что мы предпримем попытку развести огород. У нас также есть 11 фруктовых деревьев, но прошлым летом олень сломал забор и поел все молодые листья, так что я даже не знаю, будут ли расти деревья в этом году. У нас также много дикого крыжовника и несколько кустов дикой ежевики, но пока у нас не хватало времени попробовать делать из них желе или джем. Пожалуйста, вышли нам информацию о съедобных диких растениях и целебных травах, а мы попытаемся ее использовать.

Погода здесь летом довольно жаркая (до ста градусовъ по Фаренгейту), но большую часть года, с тех пор как мы находимся здесь, было довольно прохладно. Две последние зимы выпадало умеренное количество снега и было не слишком холодно. На прошлой неделе растаял почти весь снег, и начали появляться почки на некоторых деревьях, и мы думали, что вот-вот наступит весна, но на этой неделе выпало 17 дюймов свежего снега, так что с весной нам придется подождать. Конечно, сейчас все выглядит очень красиво – настоящая северная пустыня.

Нас здесь по-прежнему двое, и мы не предпринимаем попыток «вербовать» кого-либо еще, веря, что Господь пошлет нам все, что нам нужно, и всех, кого надо. В течение нескольких недель у нас жили нисколько молодых людей как трудники, и один из них, возможно, вскоре присоединится к нам.

Пожалуйста, передай мой поклон Ирине и детям. Я надеюсь, что, если будет на то Божия воля, в один прекрасный день я наконец-то увижу моего крестного сына. Отец Герман также передает свои поздравления. Пожалуйста, молись за нас.

С любовью во Христе,

монах Серафим

12/25 марта, 1972 г.

Преподобного Симеона Нового Богослова

Дорогой брат во Христе Димитрий, пожалуйста, прости мне снова мою задержку с письмом – снова только из-за моей небрежности.

Получил ли ты экземпляр «Никодимоса»? Это небольшое издание семьи мирян (новообращенных), которые живут недалеко от нас (на самом деле, до них около 200 миль – но это почти ближайшие наши православные соседи!). Мы возлагаем на него большие надежды.

В вербное воскресенье, если на то будет воля Божия, у нас в скиту снова будет отслужена литургия. Отец Герман присоединяется ко мне в поздравлениях Ирине и детям с приближающимся Праздником Праздников. Это время года всегда кажется мне «миссионерским», ибо мы очищены постом и наполнены Пасхальным вдохновением, а в церкви каждый день читаются Деяния Апостолов, и мы сами тоже должны принести плоды для спасения человеческих душ. Да пошлет нам Христос Бог Свою благодать и помощь!

С любовью во Христе,

монах Серафим

Январь, 1980 г.

(Написано от руки. Рождественская открытка Голгофского скита, напечатанная отцами, с надписью внутри: «Небо и земля сегодня соединились, ибо родился Христос»).

Дорогой Димитрий, благословение Господне да будет с тобой! Сердечно поздравляю тебя, Ирину и всю твою семью с праздниками Рождества и Крещения Господня.

Большое-большое тебе спасибо за твое великодушное гостеприимство и за все, что ты предпринял, чтобы сделать мою поездку такой успешной18. Я чувствую, что я действительно чего-то достиг, и особенно радостно видеть возраставший интерес к духовным предметам у молодых людей.

Я благополучно вернулся, и у нас здесь было большое празднование на Рождество (приехало около 15 человек и выпало 2 фута снега!).

Передавай мои особые поздравления и благословение Коле19 и скажи ему, что я прошу его написать мне коротенькое письмо о том, как у него идут дела.

С любовью о Христе

Недостойный иеромонах Серафим.

8/21 мая, 1980 г.

Св. апостола Иоанна Богослова (Это письмо написано по-русски)

Дорогой Коля, Благословение Господне да будет с тобой! Очень рад был посетить твою семью и видеть тебя в первый раз. Я надеюсь, что ты еще сохраняешь твое желание посвятить себя монашеской жизни, когда это будет угодно Богу. Только помни, что до этого ты должен быть очень послушным дома, трудиться по возможности (особенно на такие труды, как мыть посуду), не ссориться с сестрами, и хорошо относиться к животным. Это и есть уже начало христианской, монашеской жизни, и те, которые привыкли к такой жизни в юности, могут потом успешно пройти монашеское испытание.

Шлю тебе самый сердечный привет на твой день Ангела завтра. Да будет святитель Николай твой покровитель во все дни Твоей жизни.

Не забудь молиться за твоего крестного отца, который очень тебя любит.

С любовью о Христе

недостойный иеромонах Серафим

Преображение Господне, 1981 г.

(Написано от руки)

Дорогой Димитрий, благословение Господне да будет с тобой! Прости, что не писал тебе раньше. Я не поехал на православную конференцию в Пенсильванию; я должен был выступить с несколькими беседами здесь, и у меня не было времени на такую долгую поездку. В придачу к этому очень печально, что дух наших греков просто неверен, и они сейчас считают меня «теософом», еретиком, и я не знаю, кем еще. Несомненно, они вскоре покинуть нашу Церковь, когда увидят, что наши епископы такого же духа, что и наше братство.

Молодой человек, которого мы крестили на Пасху, Н. G., сейчас поехал навестить свою маму в Нью-Джерси, и вполне может быть, что он заедет к тебе. Если это произойдет, окажи ему, пожалуйста, теплый прием. Его отношение к жизни становится все более серьезным, и мы возлагаем на него большие надежды. Его мама – русская и православная, а его отец – латыш, поэтому Н. G. не крестили в младенчестве.

В этом месяце у нас было на редкость успешное летнее Паломничество. В первый день пиехало 150 человек, и около 60 остались на всю неделю занятий. Очевидно, что интерес к Православию заметно растет среди молодых людей, и русских, и американцев (а также других национальностей – сирийцев, например). Я также выступил с лекцией на съезде русской молодежи в Сан-Франциско.

Пожалуйста, передай мои поздравления и мое благословение Ирине и детям. Мы молимся за М. Я напишу Коле в ближайшее время. Скажи ему, что я думаю о нем.

Пожалуйста, молись за нас,

С любовью во Христ,

Недостойный иеромонах Серафим

24 января/6 февраля, 1980 г.

Дорогая Светлана Романовна, благословение Господне да будет с Вами! Слава Богу, сегодня, в день блаженной Ксении, я отслужил литургию и, кажется, уже почти вернулся к нормальному ритму – только немного устал. К счастью, доктор сумел извлечь камень из почки без полостного разреза, так что это была не слишком серьезная операция. Но все же я провел в больнице 6 дней, и все обо мне очень беспокоились; я был тронут, узнав, сколько людей молились обо мне. Теперь у нас масса работы, нужно нагонять с печатанием. Печатать нам становится все труднее из-за наших других дел, и мы просим Господа, чтобы он показал нам правильный путь. Наша братия немного помогают – но, к сожалению, среди братии нет никого, кто бы был «единодушен» с нами, и их очень трудно этому научить – душа американца жесткая и углубляется в Православие только через много лет. D. и N. все еще с нами, и S.W. также остается еще на несколько месяцев. Весной к нам хочет присоединиться рясофорный монах из Джорданвилля – пожалуйста, молитесь, чтобы он оказался нашим истинным единомышленником, иначе будет очень трудно, – наши «помощники» забирают у нас больше энергии, чем отдают. Его зовут отец Р., американец.

Большое спасибо Вам за икону святителя Григория Великого, которую я благополучно получил. Мне очень нравится лик, но у него должна быть небольшая борода. Отец Герман дорисует ее как-нибудь, в «свободное время».

У нас была суровая зима – три фута снега в течение нескольких дней перед американским Рождеством. Но сейчас снег растаял, выглянуло солнце, и похоже на весну. Мы, должно быть, успеем больше сделать.

Большое, большое спасибо за Ваши молитвы и заботу. Пожалуйста, молитесь за всех нас, чтобы Господь сохранил нас и показал, как нам приносить больше плода. Особенно молитесь за наших сестер, которые живут в 15 милях на запад от нас и которые, возможно, вскоре будут делать часть наших изданий: М, В, S, N. Они все очень хорошие и гораздо более «единодушны» с нами, чем были наши братья.

С любовью во Христе,

Недостойный иеромонах Серафим

22 августа/4 сентября, 1981 г., мученика Агафоника

Дорогая Светлана Романовна, благословение Господне да будет с Вами! Спасибо большое за поздравление с моим днем ангела и за Ваши остальные письма. Снова я так скуп на ответы! Поблагодарил ли я Вас за икону святого Пантелеймона? Если нет – большое, большое спасибо. Она мне очень нравится.

Последние несколько недель мы были заняты так, как еще никогда в жизни. У нас было 150 человек в первый день нашего паломничества, и еще около 50 приехало в конце недели. Среди молодых людей, и русских, и американцев, происходит настоящее «возрождение», и каждый стремится научиться и стать подлинно православным. Мы крестили двух новообращенных, еще несколько человек стали новообращенными в течение недели. Владыка Алипий был здесь в первый день, а владыка Лавр приезжал к нам посреди недели. Слава Богу, паломничество прошло очень успешно.

Перед этим я ездил в Сан-Франциско и говорил там на съезде русской молодежи (тема – будущее России и конец света), провел миссионерскую поездку в Вудбурн, штат Орегон, а оттуда поехал в Спокане, штат Вашингтон (около Айдахо), где у нас есть несколько православных семей. Я крестил троих человек в Спокане и присутствовал в Этне, когда отец Алексий Янг крестил семерых (двоих взрослых и пятерых детей). Маленькая миссия в Этне растет, и теперь в ней пять семей (после того, как в течение многих лет было всего две).

Этой зимой у нас, возможно, будет по крайней мере семь или восемь братьев: отец Герман и я, рясофорный монах S. (который живет у нас уже больше года), брат G. (наш семнадцатилетний темнокожий мальчик, который живет с нами уже семь лет и недавно был пострижен владыкой Алипием в чтеца), послушник D., братья Е., S. и Н. (последний, возможно, станет послушником после своей поездки к родителям в Нью-Джерси – это мальчик-латыш, которого мы крестили на Пасху – его мать – русская, но не крестила его в детстве из-за отца, его отец – латыш) и семинарист V., который останется у нас для обучения на втором курсе семинарии (он также новообращенный, из Бурлингейма). S. А. также остается с нами, он будет ходить в ближайшую среднюю школу. В Вайлдвуде (10 миль к западу от нас) теперь живут четыре сестры: Монахиня В., рясофорная монахиня N., послушницы М. и С.. Некоторые братья и сестры приезжают на короткое время, но другие остаются дольше, и теперь у нас есть несколько серьезных кандидатов, которые могут остаться жить с нами постоянно.

После всех этих лет похоже, что мы здесь укоренились, и несколько мирян думают о переезде в Платину (город в двух милях от нас). Один из них даже хочет открыть там сиротский приют, и у него уже есть одна девочка-сирота (в действительности, сбежавшая из дома, она посещала наши службы в Реддинге и теперь крещена). Пожалуйста, молитесь за них – (список имен).

Я всегда рад получить от Вас весточку – пожалуйста простите меня за то, что я так редко отвечаю. Пожалуйста, молитесь за всех нас.

С любовью во Христе,

Недостойный иеромонах Серафим

* * *

1

Молодой человек, также принявший православие, сосед Евгения по комнате.

2

Подмошенскому, его монашеское имя – Герман.

3

Имеются ввиду большие разногласия по поводу построения нового собора.

4

См. предисловие.

5

Архимандрит Константин (Зайцев, скончался в 1975 году), который в течение 25 лет был редактором журнала «Православная Русь», Джорданвилль, штат Нью-Йорк.

6

Цикл лекций на различные богословские темы.

7

Отец Леонид Упшинский.

8

Ново-Дивеевский монастырь, Спринг-Валлей, Нью-Йорк.

9

Епископ Иоанн-Нектарий (Ковалевский), хиротонисанный святителем Иоанном (Максимовичем) и епископом Феофилом (Румынская Церковь в Изгнании) в Сан-Франциско в ноябре 1964 года для Французской Православной Церкви, которая присоединилась к РПЦЗ в 1959 году.

10

Архимандрит Митрофан (Мануилов) скончался в 1985 году, близкий ученик святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, который многие годы служил в церкви святителя Тихона Задонского, где располагалась резиденция святителя Иоанна.

11

Чудотворная икона Божией Матери «Нечаянные радости», сейчас находится в церкви святого Иова Почаевского, в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле.

12

Автор (ꝉ 603 г.) «Лествицы».

13

«Царство человеческое и Царство Божие», монументальная работа, задуманная в 1959 году, но не оконченная.

14

Николай, сын Димитрия и крестный сын отца Серафима.

15

«Православный Благовестник», ежемесячное епархиальное издание, открытое святителем Иоанном.

16

О. Серафим любил посылать своему другу афонский ладан.

17

Священник Григорий Кравчина, скончался в конце 80-х гг.

18

В Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, штат Нью-Йорк, где отец Серафим выступил с речью на Свято-Германовском съезде молодежи.

19

Крестный сын отца Серафима Николай.


Источник: Письма отца Серафима (Роуза). – Джорданвилль: Свято-Троицкий монастырь, 2005. – 318, [1] с.: ил., портр.; 23 см.; ISBN 0–88465–091-X. Перевод с английского языка и издание произведены по книге “Letters from Father Seraphim”, USA, 2001 с разрешения издателя

Комментарии для сайта Cackle