Сердце и разум
Разум есть слуга сердца, а сердце есть жизнь наша.
Если разум ведет сердце к истине, к миру, радости, то он исполняет свое назначение, значит, он – истина. Если же, наоборот, он ведет к сомнению, беспокойству, к томлению, унынию и мраку, то он уклоняется от своего назначения и непременно лжив.
Разум человеческий в совершенном рабском подчинении у сердца и исполняет все его нечистые стремления и желания. Поэтому люди грешат, несмотря на сознание, что поступают дурно, и на желание руководствоваться правдой и добром. Совсем непросто и нелегко познавать правду и добро, а если бы не так, то все люди были бы праведные и добрые.
Ошибаются те, которые не сознают, что правда и добро тоже познаются сердцем, руководящим волею человека, а не разумом.
Неужели это так трудно проверить на самом себе? Кто из отвергающих возможность постоянно познавать волю Божию жил до сих пор безошибочно и благочестиво, основываясь на своем разуме и на познании добра и зла? Никто, а потому надо понять и согласиться с той истиной, что все естество наше извращено.
Разум, сердце, воля повреждены грехом, человек в самом себе двоится, имея как бы две силы, которые находятся в непрестанной борьбе между собою. Поэтому и разумение правды и добра в людях не истинное, а относительное. Один принимает человеческую правду за истину, а другой – за ложь, один называет добром то, что другой считает безусловным злом.
Только тот человек обладает ясным, чистым, безошибочным разумом, который воспринял в своем сердце возрождающую и просвещающую благодать Святого Духа и тем видоизменил свой ум.
Только тот действительно познает правду и истинное добро, который склоняется к отречению от своей свободной и греховной воли и достигает того, что она становится единою с волею Божией.
Когда же в сердце обитает Дух Божий, тогда уже нет человеку необходимости руководствоваться своим несовершенным разумом, а только сердечным чувством, т.е. истиной, живущей в нем.
Насколько углубляется семя корнями в землю, настолько растение возвышается, крепнет и расширяется. Так и в сердце: насколько углубляется в него все доброе и святое, настолько возвышается и расширяется ум человеческий до разумения Христовой истины и созерцания всего Божественного, вечного.