О времени Великого поста
«Се – время благоприятное, се – день спасения».
Великий пост – Святая Четыредесятница – начинается с понедельника после Прощёного воскресенья, за сорок дней (шесть недель) до Вербного воскресенья – в память о сорокадневном посте Спасителя, переходит в Страстную седмицу и заканчивается в день Светлого Христова Воскресения.
Великий пост – время молитвы и покаяния. Ещё в Ветхом Завете Господь повелел иудеям каждый год давать на храм десятую часть из всего, что они приобретали, и, делая так, они имели благословение во всех делах своих. Зная это, св. апостолы установили и для нашей пользы десятую часть года, т. е. время Великого поста, посвящать Богу, чтобы и мы были благословлены во всех делах наших.
Пост в собственном своём значении означает воздержание в пище, питии и удовольствиях. Иногда воздержание выражается в совершенном неядении (в продолжение одного или нескольких дней), чаще же всего в неядении так называемой скоромной пищи – мяса, яиц, молочных продуктов, а также в воздержании в супружеской жизни. По согласованию с духовником могут освобождаться от физического поста больные люди и дети до 7 лет.
Необходимость воздержания в пище, в обуздании чрева вытекает из самого устройства человека, имеющего, кроме тела, бессмертную душу. Из-за греховной испорченности человеческой природы нарушена гармония между человеческим телом и душой, в результате чего греховные желания тела большей частью берут верх, а иногда и совсем подавляют в человеке все добрые порывы его души. Человек превращается в раба своих страстей. Обуздать насилие своей физической природы, дать раскрыться и окрепнуть возвышенным стремлениям души возможно только с помощью поста. Вот почему Церковь придаёт посту такое большое значение и утверждает, что без него невозможна христианская жизнь. Воздержание, или своего рода пост, было заповедано нашим прародителям Адаму и Еве, когда они ещё находились в раю и были безгрешными (Быт. 2:17 – запрещение вкушать плоды дерева «познания добра и зла»). Тем более пост стал необходимостью после грехопадения, и поэтому на протяжении всей священной истории мы видим, как праведные люди строго постились в разные периоды своей жизни. Великий пророк Моисей, законодатель Ветхого завета, постился в течение сорока дней перед получением от Бога десяти заповедей на Синайской горе (Исх. 34:28). Часто постился праведный царь Давид, что можно заключить из его боговдохновенных псалмов. Постился великий пророк Илия (3Цар. 19), взятый живым «яко на небо». Постился пророк Даниил перед тем, как получил откровение от Бога о судьбах своего народа (Дан. 10). Пророк и креститель Господень Иоанн был великим постником, научившим поститься и своих учеников. Пророчица Анна, не отходя от храма, служила Богу постом и молитвой день и ночь, и удостоилась благодати Божией и откровения о рождении Спасителя (Лк. 2:37). Постился даже безгрешный Богочеловек, Господь наш Иисус Христос, в течение сорока дней, перед тем как выйти на общественное служение, не потому, что Сам нуждался в посте, но чтобы нам дать пример. Постились и Его ученики, святые апостолы (Деян. 13:3; 1Кор. 7:5; 1Кор. 9:27; 2Кор. 6:5; 2Кор. 11:27).
Указания о необходимости поста мы находим в книгах Нового завета. На упрёк фарисеев в том, что ученики Христовы не постятся, Господь ответил, что для них время поста ещё не настало, пока с ними пребывает Жених (Христос), но когда отнимется от них Жених, тогда будут поститься (Лк. 5:33–35). Поэтому с апостольских времён вошло в обычай поститься по средам, когда Иуда предал Христа, и по пятницам, когда Господь Иисус Христос был распят и умер на кресте. По этой же причине Великий пост приурочен Церковью к дням, предваряющим Страстную седмицу. На вопрос учеников, почему они не могли изгнать беса. Господь ответил, что «этот род (бесовский) изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17:21). Действительно, бесы большей частью действуют через нашу плотскую природу, возбуждают в ней беспорядочные страсти, чем толкают нас на всевозможные грехи и таким образом берут контроль над нашей волей. Чтобы освободиться от их влияния, необходимо воздержанием ослаблять плоть и укреплять дух. Посвящать известные дни года посту стало всеобщей практикой в ранней христианской Церкви апостольских времён. Преемники апостолов, св. отцы и учители церковные, внушали христианам прилежно поститься в Великий пост. Блаженный Иероним († 420) от лица всех христиан своего времени говорил: «Мы постимся Четыредесятницу по преданию апостольскому». «Четыредесятницей не пренебрегайте, – пишет св. Игнатий Богоносец († 107) к христианам в Филиппах, – она составляет подражание жительству Христа». «Чем более дней поста, тем лучше лечение; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения», – учит блаженный Августин († 430). По учению св. Астерия Амасийского, св. Четыредесятница есть «учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; её строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и угашает всякие волнения, возникающие от многоядения».
Преподобный Иоанн Колов (V в.) говорил: «Когда царь собирается взять неприятельский город, он, прежде всего, пресекает подвоз в него съестных припасов. Тогда граждане, будучи утеснены голодом, покоряются царю. То же бывает и с плотскими вожделениями: если человек будет проводить жизнь в посте и голоде, то беспорядочные желания изнемогут». По учению св. Иоанна Златоуста († 407), как невоздержанность в пище бывает причиной и источником бесчисленных зол для рода человеческого, так и пост и презрение удовольствий плотских всегда были для нас причиной несказанных благ; как лёгкие суда скорее переплывают моря, а обременённые большим грузом утопают, так пост, делая ум наш более лёгким, помогает ему быстро переплывать море настоящей жизни, стремиться к небу и предметам небесным.
Разумно проведённый физический пост приводит к обновлению человеческого организма. Но без духовных упражнений он не даёт положительных результатов. Поэтому время поста надо посвятить молитве, покаянию, прилежному посещению храма, усиленной борьбе со своими грехами, а не привычным развлечениям и страстям. Воздержание в пище даёт возможность проснуться духовным потребностям человека. Когда усмиряются плотские страсти, просветляется духовный разум человека, и он начинает лучше видеть свои недостатки, греховные дела и дурные привычки, возникает жажда очистить свою совесть, покаяться перед Богом.
Святые отцы, объясняя важность воздержания в пище, всегда настаивали на том, что необходимо одновременно воздерживаться от пороков, ибо главная цель поста состоит в нравственном исправлении человека. «Подвиг поста, – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов) († l867), – не принадлежит исключительно телу; подвиг поста полезен и нужен не единственно для тела, он полезен и нужен преимущественно для ума и сердца». «Пользу поста, – учит св. Василий Великий († 379), – не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел. Разрешай всяк союз неправды. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. Ты не ешь мяса, но обижаешь брата. Будем поститься постом, угодным Богу. Истинный пост есть удаление зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи и клятвопреступления. Воздержание от сего есть истинный пост». Как через невоздержание наших прародителей мы пали и лишились рая, так через добровольно принимаемый на себя подвиг поста мы можем возвратить себе потерянное райское блаженство.
Характер великопостного богослужения
Церковь помогает христианину в подвиге поста, располагая его к покаянию. В великопостное время в храме всё иное, необычное: и состав церковных служб, и молитвы, и песнопения, и напевы, и поклоны, и вся обстановка храма. Священнослужители облачаются в тёмные ризы; Царские врата открываются реже, освещение ослабляется, звон к богослужению бывает редкий и унылый, песнопений мало, чаще слышится чтение псалмов и других молитв, располагающих человека к покаянию, часто повторяется молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...» с поклонами, молящиеся часто преклоняют колени. Праздничная пышность и торжественность уступают место сосредоточенному сокрушению о грехах, очищению совести. Полная литургия, как самая торжественная из всех церковных служб, совершается только по субботам и воскресеньям, по средам же и пятницам в течение всего поста совершается литургия Преждеосвященных Даров.
Первая седмица отличается особой строгостью и духовной углублённостью богослужений. В понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается покаянный канон прп. Андрея Критского. В пятницу первой седмицы Великого поста после литургии происходит освящение «колива» в память вмч. Феодора Тирона. В первый воскресный день Великого поста отмечается Торжество Православия – праздник, установленный в память восстановления почитания св. икон, которые преследовались иконоборцами в VIII и IX веках. По окончании литургии совершается молебное пение Недели Православия – благодарение Богу за благодеяния, молитвы об обращении заблудших и анафема еретикам. Второе воскресенье поста посвящено памяти святителя Григория Паламы. Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонной Неделей, так как на всенощной после великого славословия из алтаря выносится на середину храма святой крест и полагается на аналое для поклонения. Четвёртая Неделя Св. Четыредесятницы посвящена воспоминанию прп. Иоанна Лествичника. В среду вечером на пятой седмице вновь читается Великий покаянный канон прп. Андрея Критского и предлагается вниманию верующих пример прп. Марии Египетской, великой грешницы, через покаяние достигшей величайшей праведности. Прп. Марии посвящено пятое воскресенье поста. Вся шестая седмица Великого поста есть приготовление верующих к достойному прославлению Господа, грядущего в Иерусалим, чтобы добровольно принять страдания ради нашего спасения. В пятницу на шестой неделе заканчивается св. Четыредесятница, как время, предназначенное для покаянного подвига. В воскресенье вспоминается вход Господень в Иерусалим, и начинается Страстная седмица – воспоминание последних дней земной жизни Спасителя.
Издревле принято подкреплять великопостный подвиг исповедью и причащением святых Христовых Таинств, ибо Причастие даёт христианину большую духовную силу и оживляет душу. Человек должен подготовиться к исповеди, вспомнить свои грехи и с глубоким чувством покаяния и намерением изменить свой образ жизни исповедать их перед священником.