Отделение второе: о молитвословиях церковного Богослужения
Составные части церковных молитвословий
§ 23. Словесное в церкви Христовой служение Господу Богу слагается главным образом: а) из возгласов,19 молитв и отпустов;20 б) из «священных и церковных поучений», или так называемых дневных чтений, и в) из многочисленных и разнообразных стихир, которые, или читаются, или поются, смотря по тому, как того требует «устав», или обычай церковный.
Главный источник происхождения церковных молитвословий
§ 24. Все главнейшее и существенное во всех составных частях «словесного» Богослужения православной церкви заимствуется из св. писания, которое не только управляет, и, так сказать, движет духом и языком всего словесного Богослужебного состава, служа ему основою и руководительным началом; а и целыми значительными отделами, даже целыми книгами и полными частями входит в него и наполняет его.
Так, весь новый завет входит в Богослужение полным составом своим, т. е. в числе всех 27-ми своих книг, не исключая и «апокалипсиса», который хотя и не так часто, как прочие новозаветные священные книги, а все же, в известные времена, должен быть, по «уставу», читан при Богослужении.
Из ветхого завета, псалтирь то же вся и почти постоянно употребляется при Богослужении, за исключением лишь 151 псалма, собственно к ней и не относящегося. Сверх сего, берутся для Богослужения: а) из «псалтири» же: прокимны21, причастны22, припевы, или заглавны стихи23 к «стихирам, величаниям»24, и антифоны25; б) более, чем из 30-ти ветхозаветных священных кпих26 – различные, по большой части, небольшие, но цельные отделения, для чтений, известных под именем: паремии; в) для употробления, в некоторых случаях, при Богослужении, преимущественно же как образцы, для так называемых, в церковных службах, канонов27, и особенно – для ирмосов28 в этих канонах, берутся следующие библейские священные песни: 1) благодарствевная Господу Богу песнь человека Божия, Моисея, по чудесном переходе израильтян чрез Чермное море29; 2) его же предсмертная обличительная песнь на непослушного израиля30; 3) песненное живейшее благодарение Иегов, от Анны матери самуиловой, за рождение Самуила31; 4) молитва пророка Аввакума32; 5) песнь пророка Исаии33; 6) молитва пророка Ионы, во чреве китов34; 7) песнь одного из трех св. отроков в пещи вавилонской – Азарии35; 8) песнь всех трех св. отроков в той же пещи36 9). В заключение всех этих ветхозаветных свящ. песнопений, берется из «Нового завета» и почти постоянно при Богослужении употребляется глубоко-знаменательная н светло-возвышенная благодарственная песнь Богородицы37 по временам с нею соединяегся и песнь отца предтечева, св. праведного Захарии38.
Второй источник происхождения церковных молитвословий
§ 25. Хотя и в меньшей, сравнительно с св. писанием, степени, но все же многое для Богослужебного состава заимствуется и из священного предания, которое, так сказать, найдя для себя безопасное хранилище в Богослужебном чине, в свою очередь и как бы за сохранение свое, чрез многочисленные отеческие творения,много послужило к образованию целости, правильности, стройности, и, можно сказать, неизсякаемой полноты нашего церковного Богослужебного чина.
Третий источник происхождения церковных молитвословий
§ 26. Из отцев церкви, трудившихся над устроением церковного Богослужебного чина, одни больше занимались составлением молитв и церковных поучений; другие же преимущественно посвящали свои духовные возвышенные дарования на составление церковных песнопений и песночтений. Между первыми отцами особенно известны: Макарий В., Василий В., Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин, Григорий В., Иоанн Лествичник, Симеон Метафраст, Феофилакт Болгарский, Димитрий Ростовский, Тихон Задонский. В числе вторых первенствуют: св. Роман сладкопевец, патриархи: Анатолий, Софроний; св. Андрей Критский, св. Иоанн Дамаскин, с другом и соучеником своим, св. Косьмою Маиюмским. После них были и дополняли многосложный песненный состав церковный следующие более известные святые песнописцы: Стефан Савваит, Феофан исповедник; Феодор Студит, брат его – Иосиф Студит же; патриархи: Герман, Тарасий, Мефодий; монахиня Кассия; из наших соотечественников: св. Григорий Печерский, св. Кирилл Туровский, Иосиф Волоколамский и др. – Переведены Богослужебные наши книги с греческого языка на славянский, в 9-м веке, св-ми Кириллом и Мефодием, с учениками их: Климентом, Наумом и друг.; а в исправлении этого перевода наиболее потрудились: митрополиты: Макарий и Киприан; патриархи: Филарет, Иосиф, особенно же Никон.
Содержание и виды стихир
§ 27. Многочисленные творения св. песнописцев церковных обнимают все возможные Богослужебные случаи, все многоразличные предметы наших благоговейных желаний, потребностей, стремлений, служа для них самым прямым, или лучше, нарочито-приспособленным выражением, так, что по этим то собственно творениям песненным служба одного дня отличается от службы другого дня, празднование одного праздника, или одному святому, от празднования всех других праздников и всем другим святым. И по такому своему многостороннему предмету и содержанию, песненные творения церковные делятся на многоразличные виды и разряды, с различными характеристическими названиями, каковы напр. следующая: тропарь, кондак, икосы, догматики, собственно стихиры, стихиры стиховные и т. д., до числа 30-ти, или 33-х39.
Содержание и виды дневных церковных чтений
§28. Священные и церковные поучения, обыкновенно называемае дневными чтениями40, если не до последних подробностей обнимают все церковные праздники и вседневные случаи нашей Богослужебной жизни, за то, как состоящая из откровенного Божественного учения и важнейших творений отеческих, содержат все основное и существенное в нашем вероучении и нравоучении, с необходимыми пособиями к правильному уразумению откровенного учения и с лучшими образцами для высшей христианской жизни, и делятся на так называемые зачала, паремии и чтении отцов церкви.
Церковное деление и главный порядок чтения «Нового завета» в церкви
§ 29. На зачала делится «Новый завет» (за исключением апокалипсиса), и по этим то зачалам он весь41 прочитывается в церкви на обеднях, в продолжение года; Евангелия же, как непременно повторяемые на «страстной седмице», прочитываются два раза, местами и трижды; а некоторые зачала в Евангелиях и посланиях, как часто употребляемые на обеднях и иногда на вечернях и часах, а так же (собственно зачала евангельские) на утренях, читаются по 9-ти раз, по 27-ми, даже по 36-ти и больше.
Главный церкный порядок, в чтении «н. завета», двоякий: праздничный, или особенный для всех праздников (кроме Воскресеньев), как «великих», так и «малых с средними», и ежедневный, или седмичный – для каждого дня седмичного и во всеседмицы года. Этот последний порядок есть наиболее важный, так как поэтому то собственно порядку, в продолжение церковного года, прочитывается почти весь «н. завет», и, по большой части, в непрерывной последовательности священного текста.
Подробный порядок седмичного чтения Евангелий
§ 30. Евангелия, по церковному седмичному порядку, в продолжение церковного года, на обеднях, читаются так:
С начала церковного года, т. е. с светлого Воскресения Христова до Тройцына дня, в продолжение т. е. недель: 1-й, или недели пасхи, 2-й о Фоме, З-ей о Мироносицах, 4-й о разслабленном, 5-й о самаряныне, 6-й о слепом, 7-й св. отец соборов вселенских, 8-й, или недели пятдесятницы, читается Евангелие от Иоанна42.
С Тройцына дня и недели 1-й, или всех святых, до недели 11 й читается Евангелие от Матфея43.
С 11-й до 17-й недели, по Воскресеньям, читается тот же евангелист Матфей, а по прочим дням седмиц благовествуется Евангелие от Марка.
В 17-ю неделю все еще читается евангелист Матфей; а с понедельника седмицы, за этой неделей следующей, до недели 28-й включительно, бывает чтение Евангелия от Луки.
Воскресенье пред праздником Р. Христова называется неделею святых отец (ветхого завета); а предшествующее этому Воскресенью – неделею св. праотец; после праздника Р. Христова Воскресенья называются след. образом: неделя no Р. Христовом, неделя по просвещении (или Богоявлении), неделя о мытаре и фарисее44, неделя о заблудшем сыне: во все эти недели, стоящие под числами 29 – 34-м, продолжается чтение Евангелия от Луки; а по прочим седмичным дням читается евангелист Марк.
В остальное время церковного года, именно: в недели мясопустную и сыропустную, в 4-ре первые поминальные субботы и в 5-ть недель великого поста, т. е. в неделю православия, в неделю о Григории Паламе, в неделю Крестопоклонную, в неделю о Иоанне Лествичнике,в неделю о Марии Египетской,и в субботы: похвальную и Лазареву( пред вербным Воскресеньем), евангельские чтения берутся из всех четырех евангелистов, больше же всего – из Марка.
В «великий понедельник, вел. вторник, великую среду» страстной седмицы, на часах45, вновь прочитываются все четыре Евангелиста, за исключением последних глав Иоанновых, именно начиная с 31-го стих.46 13-й главы. Из конца же этой 13-й главы и из следующих за ней 14-й, 15 – 19-й, вместе с подобными по содержанию главами прочих Евангелистов, составляются страстные Евангелия, как известно читаемые на утрени в «великий пяток».
Порядок седмичного чтения «посланий Апостольских с деяниями»
§ 31. Чтение Апостола на обеднях, по седмицам, в продолжение церковного года, совершается так: сначала года читаются деяния Апостольские; затем, в продолжение почти двух третей года, бывает чтение посланий An. Павла; а наконец, в последнее время года, читаются соборные послания, но с прибавлением и «Павловых посланий».
Собственное значение слова: «паремия»
§ 32. Паремия, греческое слово, буквально значит: на дороге, при пути,т. е. что-нибудь, и притом – непременно мудро, разумно, сказанное, или написанное, так как у древних был сильный обычай – собираться и всенародно разсуждать на открытых местах: на площадях, перекрестках, у городских, или своих ворот, на многолюдных улицах, или дорогах; даже, очень часто, во всех этих местах, на особых столбах, или просто на стенах домов, или крепостей, делались надписи, состоявшие из загадачных слов, или мудрых изречений, т. е. нравственно-религиозных пословиц, поговорок, коротеньких притчей, что именно и должно разуметь под словом: паремия.
Церковное значение слова: «паремии», и источники их
§ 33. Паремиями, по-русски: притчами, собственно называется одна из трех книг Соломоновых в Библии; а в церковном Богослужении этим словом означаются все «Библейские священны чтения» (в роде «евангельских и апостольских зачал»), бывающие в праздники (иногда и в «предпразднества»,47и в дни вел. поста, на «вечернях и часах»,48 и заимствуется, как из «посланий апостольских», так преимущаственно из различных книг ветхого завета, и, между этими последними, предпочтительно из книги – притчи Соломоновы, которые, поэтому, и передали свое имя священым вечерним и часовым чтениям, не только собственно из них заимствуемым, а и таким, которые берутся из других священных книг.
Употребление, при Богослужении, творений отеческих и главные их виды
§ 34. Чтения из отцев церкви, как пояснения, или разширение «чтений Библейских», по «уставу», для всенародного научения, положены на «всенощных бдениях», на «обеднях» и некоторых других праздничных, или особенных службах церковных, и состоят: а) собственно из поучений: догматических, нравоучительных, изъяснительных и т. п.; б) из житий святых и исторических повествований о праздниках и более замечательных обычаях церковных; в) к ним, по временам, присоединяются и апокалипсические чтения.
Роды и виды молитв
§ 35. Потребности молящегося человека всегда разнообразны и многочисленны; в следствие этого и молитвы наши, не только многочисленны, а и разнообразны по содержанию своему: они бывают и хвалебные, и благодарственные, даже поучительные,больше же всего – просительные. Из числа этих последних, а так же и некоторых других молитв, одни, при Богослужении, поются, другие – читаются; одни произносятся в слух – для всех, другие – тайно, лишь одними священнослужителями; одни читаются более обыкновенным образом, другие – как бы на распев, третьи с особенною протяжностию и силою, и, от этого обстоятельства, называются особонным образом – эктениями49, которые, по числу прошений, бывают: или великая, или малая; по свойству прошения: или сугубая, или простая, подразделяющиеся на новые виды, с новыми особенными названиями50.
Источники происхождения молитв
§ 36. Основанием и образцом для всех молитв служит молитва Господня ;а после «молитвы Господней» таким образцом служат молитвы апостольские, дошедшие до нас, главным образом, по «преданию»и сохранившиеся преимущественно в литургиях. Вот на этих то незыблемых основаниях и по этим то, можно сказать, истинно всемирным образцам, святыми отцамии великими подвижниками христианскими, образован полный, всеобъемлющий состав Богослужебных молитв наших, в ряду которых, как известно, псалмы, хотя, по времени происхождения своего, в принадлежащие ко временам церкви ветхозаветной, до того преимуществуют, что важнейшие из них почти всегда и везде встречаются при Богослужении; а вся псалтирь и подряд непременно прочитывается каждую седмицу, за исключением «седмицы пасхальной», в которую она, как известно, вовсе не употребляется; в седмиды же велик. поста перечитывается два раза.
* * *
Возгласы, суть краткие, но особенным возвышенным(возгласным)голосом от священнослужителя, в честь единосущной животворящей Троицы, произносимы: славословия при начале, или в середине Богослужения, для начала, или в соответствие, или в подтверждение того, что на клиросе выражается также голосом, т.е.или читается или поется.
Отпусти составляют заключение служб церковных; обыкновенно они произносятся священнослужителем и состоят, между прочим, в воспоминании различных святых, как усердных молитвенииков наших пред Господом нашим И. Христом.
Прокимен значит: напереди лежащий, пред чем нибудь употребляющийся, т. е. стих, и стих по преимуществу употребляющийся пред чтением «паремий, апостола и евангелия».
Причастны суть такие же отдедьные библейские стихи, как и прокимны, и употребляются на «обеднях», во время причащения священослужителей в олтаре.
Напр. следующие: да воскреснет Бог и – расточатся врази Его! – Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо твое! – От востока солнца до запада хвально имя Господне…
Величания поются на «праздничных утренях», в честь, или величание: Господа, Богородицы и святых. В честь напр. Господа, на Рождество Его, поется «величание»: величаем Тя живодавче – Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии! В честь Богородицы, на Благовещение: Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! в честь святителя Христова, Тихона, 1З-го Августа: ѳеличаем тя, святителю отче Тихоне и чтем святую памятъ твою: ты 6о молиши за нас Христа – Бога нашего!
Антифоны по-русски значит: противогласники, или лучше: ответственные гласы, т. е. стихи, которые провозглашаются, или поются: сначала на одном клиросе, потом, в ответ на это первое пение, на другом, т. е. противоположном клиросе. Антифоны введены в Богослужение еще св. Игнатием Богоносцем, и употребляются на утрених и обеднях праздничных.
Преимущественно из книг: «Бытия, Исход, Числ, Второзакония, Царств, Иова, Притчей, Премудрости Соломона, из книг пророческих, особенно из книги пр. Исаии.
0 каноне подробно будет сказано во второй части «изложения».
Ирмосы будут объяснены там же.
Исход. 15: 1–19.
Второзак. 32: 1–10.
Исаии 26: 1–21.
Ионы 2: 3–10.
Даниил. 3: 26–45.
Даниил. 3: 52–90.
Употребительнейшая из песнопений церковных встретятся нам сами, во второй части нашего «изложения» где и будут объяснены кратко.
Читаются при Богослужении и «молитвы с стихирами»; но, или не всегда (потому что могут быть и пгъты), или более простым образом; тогда как священнае и церковнае поучения непременно всегда читаются, и при том, для большей вразумительности, с особенным произношешем; ог чего собственно им и усвояется название: чтения.
He читаются, по зачалам, лишь самые небольшие отделы «н. Завета»; «апокалипсис» же, разумеется, читается своим особенным порядком.
Чтение евангелия Иоаннова, в продолжение пятдесятницы (т. е. от Пасхи до Духова дня), совершается лишь с тем небольшим ограничением, что три утренния евангелия: одно в неделю Фомы, другое в неделю мироносиц, третье в неделю о разслабленном, – берутся: первые два из евангелия Матфея, последнее из евангелия Луки; да одно обеденное евангелие, именно в неделю мироносиц, заимствуется из евангелия от Марка.
С недели всех святых, на утренях по Воскресеньям, начинается свой особенный порядок чтения Евангелий собственно воскресных, которых 11-ть: одно из евангелия Матфея, два из Марка, три – Луки, пять из Иоанна, и κоторая в этом порядке Евангелистов и читаются; а по прочтении одного раза, читаются, в таком же порядке, в другой раз, и т. д., до недели цветоносной (вербного Воскрссенья – тожь).
Между неделею «о мытаре и Фарисее» и неделею «до просвещении», пo большой части, бывают прибавочные, или «вставные» недели с седмицами, от одной до четырех и почти до 5-ти, смотря по большей, или меньшей продолжительности церковного года.
На утренях, на обеднях страстной седмицы, так же на вечерни великого пятка, читаются различные евангелия, и, по большой части, болшими отделами.
Собственно – с третьего слова в этом стихе.
Предпразднество есть предварительное празднование известного праздника, за день до самого праздника, за неделю, даже за несколько недель. Этим «предпразднеством» начинаются немногие – лишь самые важные праздники.
На часах «паремии» читаются лишь постом великим, на страстной седмице и в навечериях Р. Христова и Богоявления.
Эктения слово греческое и сибственно означает: протяжение, папряжение; а, применительно к молитвам, дает понятие о молитве усиленной протяжной, т. е. произносимой на распев и раздельно, по стихам, а не подряд – без остановок, но с разстановками, в промежутке которых поется: Господи, помилуй! без повторения, или с различными повторениями.
Напр. просителъные, дополнителъные и проч.