Источник

Слово на Святое Крещение. Святого Григория Богослова, архиепископа Константинопольского

Ныне кратко побеседуем о крещении и о благодатном действии его на нас. Предлагаемое стоит внимания, и слово о таких предметах должно слушать не только без рассеяния, но и с усердием: поскольку познать силу сего таинства есть уже просвещение. Рождение чрез крещение обрезывает всякий порок, лежащий на нас от рождения, и возводит к горней жизни; Христос почтил оное рождение, когда крестился Сам. Полюбомудрствуем же о сем рождении, от которого получил наименование и день Светов.

Крещение есть очищение души, изменение жизни, отвержение плоти, последование Духу, общение со Словом, исправление заблуждения, потопление греха, причастие света, рассеяние тьмы, колесница возносящая к Богу, сопутствование Христу, утверждение веры, усовершение ума, ключ царства небесного, залог живота, освобождение от рабства, обновление природы. Но для чего перечислять многое? крещение есть лучший и величественнейший из даров Божиих: оно светлее всякого другого возможного для нас просвещения. Впрочем, дар крещения, как и Податель его – Христос, называется многоразличными именами; и это происходит или от того, что он очень приятен для нас (обыкновенно же, кто питает сильную любовь к чему-либо, тот с удовольствием повторяет и имена любимого предмета), – или от того, что многообразие заключающихся в нем благодеяний произвело у нас и наименования. Мы именуем его даром, благодатью, крещением, просвещением, одеждою нетления, банею пакибытия, печатью и всем тем, что у нас – в большом почтении. „Даром“ мы называем крещение потому, что ничего не даем за него; „благодатью“ – потому, что оно дается нам – должникам; „крещением“ – потому, что в воде спогребается грех; „просвещением“, так как оно очищает; „одеждою“, так как оно прикрывает нашу срамоту; „банею“, поскольку оно омывает; „печатью“, поскольку оно хранит и знаменует наше господство. О сем даре сорадуются небеса, его славословят ангелы (ибо он сроден им по своей чистоте); его и мы желаем, но не можем достойно восхвалить. В крещении, о котором у нас ныне – слово, заключается великая и чудная тайна нашего спасения.

Господь судил, что не должно оставлять Своего создания без помощи и пренебрегать им тогда, когда оно находится в опасности отпасть от Него. Но как прежде Он воззвал нас из ничтожества к бытию, так после, когда мы уже существовали. Он воссоздал посредством такого образа творения, который был выше первого и который для младенцев в духовной жизни служит печатью, а для совершеннолетних – благодатью и восстановлением образа, падшего чрез грех. И это – для того, чтобы мы из отчаяния не соделались худшими и, непрестанно погружаясь в большее зло, наконец совершенно не уклонились от верховного блага и добродетели и, пришедши во глубину зол, не вознерадели (Притч. 18:3), но чтобы, подобно дальним путешественникам, отдохнув в гостинице, веселее и охотнее совершили остальной путь. Впрочем, благодатная сила крещения не потопляет мира как древле, но очищает грех в каждом человеке и совершенно измывает всякую скверну его. Поскольку же мы состоим из двух частей – из души и тела, из естества видимого и невидимого: то и очищение бывает двоякое – водою и Духом. Вода употребляется видимо и вещественно, а Дух снисходит невидимо и бестелесно; вода прообразует очищение, а Дух истинно совершает оное, очищая самую внутренность души; Дух, содействуя первому рождению, ветхих творит новыми и плотских человеков богоподобными, разваряет без огня и воссозидает не разрушая. Говоря кратко, под силою крешения должно разуметь завет с Богом о вступлении в другую жизнь и о соблюдении большей чистоты; и, конечно, каждый из нас более всего должен страшиться и всяцем хранением блюсти (Притч. 4:23) свою душу, дабы не оказаться нам нарушителями сего завета. И подлинно, если Бог, будучи призван во свидетели, утверждает и те договоры, которые заключают между собою люди: то сколь опасно соделаться нарушителем завета, который заключен у нас с Самим Богом, и быть виновными пред самою Истиною не только в других грехах, но и в самой лжи? притом тогда, как нельзя уже в другой раз получить ни вознаграждения, ни воссоздания, ни восстановления в древнее состояние, хотя бы мы весьма сильно молили о сем со многими воздыханиями и слезами? Правда, ими мало-по-малу исцеляются греховные язвы, однако лучше не иметь нужды в новом очищении, а хранить первое: ибо страшно вместо нетрудного врачевания употреблять труднейшее, – отвергнув благодать милосердия подвергаться мучению и вознаграждать грех исправлением; да и сколько нужно пролить слез, чтобы они сравнились с водами крещения!?

Если после крещения приступит к тебе враг света – искуситель (а он непременно приступит к свету, сокровенному под видимою оболочкою, поскольку приступал и к Самому Слову и Богу моему, по причине телесного покрова Его); то ты имеешь, чем победить его, – не страшись войны с ним. Если искуситель вооружится против тебя нуждою, как он и со Христом дерзнул поступить и, посредством алчбы строя тебе ковы, потребует, чтобы камни соделались хлебами (Матф. 4:3); то не забудь его при сем намерении; ты научи его тому, чему он еще не доучился: противоположи ему слово жизни – хлеб посланный с небесе и дарующий жизнь миру. Если он будет искушать тебя, как Христа, тщеславием и, поставив на криле церковном, скажет: верзися отсюда низу для доказательства Божественности своей (Матф. 4:5–6), то смотри, чтобы он не низложил тебя превозношением: ибо если успеет в сем, то не остановится на том; он ненасытим и на все простирается: сначала льстит добром, а после оканчивает злом. Таков способ его брани! Даже в Писании сведущ сей душегубец: знает, что там говорится о хлебе, а здесь об ангелах. Писано бо есть, говорит он, яко ангелом своим заповесть о тебе..., и на руках возмут тя (Матф. 4:6; Пс. 90:11). О, злоковарный мудрователь! для чего ты не договорил и последующего (я помню сие, хотя и умолчишь ты!), что, ограждаемый Троицею, я наступлю на тебя – аспида и василиска и буду попирать тебя – змию и скорпию (Лук. 10:19)? Если же искуситель станет преодолевать тебя ненасытимостью, в одно мгновение времени и зрения показывая царства земные, как ему принадлежащие, и требуя поклонения, то ты презри его, как нищего, и скажи ему: „я сам – образ Божий и не лишился еще, как ты, за превозношение, небесной славы; я во Христа облекся, во Христа преобразился крещением; ты поклонись мне». И враг, побежденный и посрамленный сими словами, как отступил от Христа – первого Света, так отступит и от тех, которые просвещены сим Светом!... Такие-то благодеяния дарует купель крещения тем, которые ощутили благодатную силу ее! Такое-то пиршество предлагает она имеющим благую алчбу!... Итак, всякое время да будет благовременно для крещения, потому что во всякое время постигает смерть. Если у тебя есть младенец, то ты не подавай ему случая ко греху: пусть он будет освящен в пеленах и с младенчества посвящен Духу. Ты страшишься запечатлеть его крещением, по причине естественной его слабости? О, малодушная и маловерная матерь! Анна обещала Богу Самуила прежде, чем он родился, посвятила его тотчас по рождении и воспитала в священной ризе, не боясь человеческой немощи, а веруя в Бога. Доставь же своему младенцу одно великое и спасительное, от всякого вреда предохраняющее, врачевство – Троицу. „Но, возразишь, ужели же должно крестить и младенцев, не чувствующих еще ни зла, ни благодати“? Непременно, если настоит опасность: ибо лучше без сознания освятиться, нежели умереть незапечатленным и неосвященным. Доказательством сего служит осмодневное обрезание, которое в прообразовательном смысле было некоторым крещением и совершалось над неполучившими еще употребления разума; а также и помазание порогов, которое посредством бесчувственного вещества охраняло первенцев (Быт. 17:12; Исх. 12:7, 12, 13). Должно освящать их души и тела великим таинством крещения. Ибо хотя они начинают отдавать отчет в жизни своей тогда, как они уже придут в совершенный разум, а дотоле не отвечают, по причине своего возраста, за грехи неведения, однако же оградиться крещением, без сомнения, будет гораздо полезнее для них, по причине внезапно встречающихся с ними и никакими способами не предотвращаемых опасностей.

Должно сохранить крещение. Ибо столько же трудно стяжать благо, которого не имеем, и стяжав сберечь: часто приобретенное со тщанием утрачивается по нерадению, а беспечно погубленное возвращается рачительностью. Бдения, молитвы, милосердие к бедным, милостыня да будут у тебя и благодарственным приношением за полученные тобою блага, и вместе охранительным средством. Тебе оказано такое благодеяние, которое напоминает многие заповеди: не преступай же их. Пришел ли к тебе нищий? – вспомни, сколь убог ты прежде был сам и сколько теперь обогатился. Просит ли он у тебя пищи и пития, устыдись таинственной трапезы, к которой ты приступал: к хлебу, которого ты вкусил, – к чаше, которой ты приобщился, будучи освящен тайнами страстей Христовых. Припал ли стопам твоим странник, не имеющий дома, пришлец? Прими в его лице Того, Кто ради тебя даже между Своими был странником и по Своей благодати вселился в тебе и тебя переселил в горнее жилище; будь Закхеем, который вчера был мытарь, а ныне стал щедр; всем пожертвуй для Христова к тебе пришествия, дабы можно было тебе при малом телесном возрасте оказать великое дело – хорошо узреть Христа. Лежит ли пред тобою больной, покрытый ранами? тронься настоящим своим здравием и теми язвами, от которых избавил тебя Христос. Если увидишь нагого, одень его из уважения к своей одежде нетления. т. е. ко Христу: елицы бо во Христа крестихомся, во Христа облекохомся (Галат. 3:27). Если встретишь припадающего к ногам твоим должника, то всякое писание – праведное и неправедное раздери (Матф. 18:26–27; Ис. 58:6). Вспомни тьму талантов, которые простил тебе Христос: не будь лютым истязателем за меньший долг и притом для подобных тебе рабов, когда прощен тебе Господом больший долг: бойся, чтобы тебе не понести наказания за Его человеколюбие, которое дано тебе в образец, и которому ты не подражал. Да будет для тебя купель очищением не только тела, но и образа Божия, – не измовением только грехов, но и исправлением жизни; купель дает отпущение грехов соделанных, а не содеваемых. Надобно, чтобы очищение не на показ было произведено, а проникло тебя, чтобы ты стал совершенно светел, а не прикрашен снаружи, чтобы благодать служила не прикровением грехов, но освобождением от них. Смотри, остерегайся, чтобы враг во время твоего сна и беспечности не посеял негодных плевел: всегда пекись об очищении, восхождения в сердце своем полагая (Пс. 83:6), и тщательно храни себя от грехов, которые отпущены тебе по благодати, – так чтобы отпущение грехов зависело от Бога, а сохранение от них – и от тебя. Каким образом? – для сего весьма полезно тебе всегда помнить притчу Христову. Вышел из тебя нечистый и скверный дух, будучи изгнан крещением. Не сносно ему изгнание и не приятно быть без дома и крова; посему он преходит безводныя места, неорошенные Божественною влагою (в них он любит поселяться), блуждает, ища покоя и не обретая: приступает к душам крещенным, коих грехи омыты в купели, но страшится воды очистительной, в которой он утопает, как легион бесов в море, – после сего возвращается в тот дом, из которого вышел. Если он найдет, что Христос уже там поселился и занял то место, которое он оставил, то опять уходит без успеха и находится без пристанища; если же он обретет в тебе место пометенное и украшенное, пустое и праздное, которое может занять всякий, кто бы ни пришел первым, то поспешно занимает оное и вселяется на нем с большим числом себе подобных. И бывают последняя горша первых (Матф. 12:43–45): ибо прежде можно было надеяться, что человек исправится и будет жить осторожнее, а теперь явно обнаружилось его развращение, которое, удалив его от добра, увлекло ко злу; посему и вселившийся лукавый безопаснее может обитать в нем.

Соделаемся же светом, как именовал учеников великий Свет: вы есте свет мира (Матф. 5:14). Соделаемся якоже светила в мире, слово животно придержаще (Флп. 2:15–16), т. е. будем животворною силою для других. Будем держаться Бога, первого и чистейшего Света: пойдем к сиянию Его (Варух. 4:2), прежде даже не преткнутся нозе наши к горам темным и враждебным (Иер. 13:16). Доколе есть день, яко во дни, благообразно да ходим, не козлогласовании и пиянствы, не любодеянии и студодеянии, которые суть темные дела нощи (Римл. 13:13). Очистимся, братие, в каждом члене нашем, соделаем невинным каждое чувство: да не будет в нас ничего несовершенного; ничего не оставим в себе от скверны плотского рождения. Просветимся оком, дабы смотреть право и нескромным взором не вносить в себя какого-либо любопытного кумира иначе хотя мы и не послужим страсти, но осквериим душу свою; если есть в нас какое бревно или какой сучец, то и исторгнем их, дабы можно было видеть оные и в других. Просветимся слухом, да услышим, что возглаголет Господь Бог и слышану сотворит нам заутра милость (Пс. 142:8), и слуху нашему даны будут радость и веселие (Пс. 50:10), оглашающие слух святых. Освятим и язык наш для того, чтобы он не был мечем острым (Пс. 56:5) и бритвою изощренною (Пс. 51:4), и мы не обращали бы под ним труда и болезни (Пс. 9:28), но глаголали премудрость Божию в тайне сокровенную (1Кор. 2:7), благоговея к огненным языкам. Уврачуемся в обонянии, дабы не изнежить себя и вместо благоговонной мази не покрываться прахом, но исполниться благоуханием от истощенного ради нас Мира (восприяв его духовно), в такой мере напитываясь от него и претворяясь в него, чтобы и от нас самих благоухало вонею благоухания (Ефес. 5:2). Очистимся в осязании, вкусе, гортани, не ища мягких прикосновений, но осязая, как то прилично, воплотившееся нас ради Слово и подражая в сем Фоме; не раздражая вкуса влагами и снедями, производящими после мучительные ощущения, но вкусив и познав, яко благ Господь (Пс. 33:9) – наша лучшая и вечна пища, – не прохлаждая неблагодарную гортань, которая пропускает влагаемое в нее и не удерживает в себе, но услаждая ее словами сладчайшими меда. Хорошо (сверх сего) освятить руки и ноги: руки – для того, чтобы они на всяком месте воздевались преподобныя (1Тим. 2:8), и принимали Христово наказание, да не когда прогневается Господь (Пс. 2:12), и чтобы за добрую деятельность вверено было им слово, как оно дано было рукою одного из пророков (Агг. 1:1); ноги – для того, да не скори будут излияти кровь и не текут на зло (Притч. 1:16), но да будут готовы ко благовестию и почести вышняго звания (Флп. 3:14) и к принятию Христа, омывающего и очищающего. Хорошо и чрево не боготворить, ублажая сластопитаниями, но, сколько можно, более очищать и утончать, дабы принимало внутрь себя слово Господне, и прекрасно болезновало о падающем израиле (Иер. 4:19). Даже сердце и внутренности удостоены чести: в этом убеждает Давид, который просит, да созиждется в нем сердце чисто, и дух прав обновится во утробе (Пс. 50:12), разумея под сим силу мыслительную, ее движения или помыслы. Да будут и чресла наши препоясаны и укреплены воздержанием, как было древле у Израиля, по заповеди закона, когда он вкушал пасху: ибо никто совершенно не исходит из Египта и не избегает всегубителя иначе, как обуздав чресла. Пусть и в почках произойдет доброе изменение: вожделевательная сила устремлена да будет к Богу, дабы можно было сказать: Господи, пред Тобою все желание мое (Пс. 37:10), и дне человеча не пожелах (Иер. 17:16); ибо должно соделаться мужем желаний, желаний дѵховных. Все уды яже на земли (Колос. 3:5) предадим Богу, все освятим. Соделаемся всесожжением духовным, веецело предадим себя самих Богу, да и восприимем себя всецело: поскольку мы подлинно получаем себя в целости, когда предаемся Богу и приносим Ему в жертву свое собственное спасение.

Паче же всего и прежде всего храни добрый залог который я желал бы иметь спутником при отшествии из мира; храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа. Тщательно храни это исповедание, при коловратности времен пребывая неизменным в том, что само неизменно. Веруй, что весь мир видимый и невидимый, сотворенный Богом из ничего и управляемый промыслом Создателя, изменится некогда в лучший. Веруй, что зло произошло от нас и от лукавого, привзошло к нам от нашего нерадения, а не от Творца. Веруй, что Сын Божий – предвечное Слово соделался для тебя человеком, дабы ты ради Его был причастником Божества. Веруй, что Он за беззакония наши предан смерти (поколику мог вкусить ее, будучи распят и погребен), – что Он воскрес в третий день и вознесся на небо, дабы совозвести с Собою тебя, низверженного долу, и паки придет в славном явлении Своем судить живых и мертвых. Сверх сего, признавай воскресение, суд и воздаяние, праведно размеряемое Богом: и это воздаяние для очистивших душу свою будет светом (т. е. они будут созерцать и познавать Бога, по мере своей чистоты), а для слепотствующих умом будет мраком (т. е. они будут удалены от Бога, соразмерно с их слепотствованием). На основании сих догматов твори добро: поскольку вера без дел мертва есть (Иак. 2:26), равно как и дела без веры мертвы. Аминь92.

* * *

92

В сокращении. См. Curs. Соmрl. Раtrоlog. Міgnе, tоm. XXXVI; ср. рукоп. Московск. Синод. библиот. 57–LVIII. л.л. 121–141; творен. св. Григория Богослова в русск. перев. Москва. 1889 г., ч. III, стр. 224–265; „Христианск. Чтен.“ 1831 г., ч. XLI, стр. 3–77.


Источник: Церковная проповедь на двунадесятые праздники : Слова, беседы, поучения святых отцов и учителей Церкви и известнейших писателей церковных. Части 1-2. / сост. П. Смирнов.– Киев : Лито-Типография И.И. Чоколова, 1904. / Ч. 2. – 905, XII с.

Комментарии для сайта Cackle