Послание святого Игнатия к Филадельфийцам998
Игнатий Богоносец Церкви Бога Отца и Господа Иисуса Христа, находящейся в Филадельфии Азийской, помилованной и утвержденной в единомыслии Божием, нераздельно радующейся о страдании Господа нашего и Воскресением Его удостоверенной во всякой милости. Приветствую ее кровью999 Иисуса Христа, которая есть вечная и непрестающая радость для верующих, особенно если они находятся в единении с епископом и его пресвитерами и диаконами, поставленными изволением Иисуса Христа, которых по благоволение Своему Он утвердил непоколебимо Святым Духом Своим.
Глава I. Похвала епископу
Я узнал, что епископ ваш не само собой и не чрез людей принял это служение обществу верующих и не из тщеславия, но по любви Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Я поражен его кротостью: он в молчании сильнее тех, которые говорят пустое. Ибо он так согласен с заповедями, как струны в цитре. Поэтому ублажает душа моя его благочестивое расположение, находя его чистым и совершенным, и его непоколебимость и незлобие со всякой кротостью Бога живого.
Глава II. Храните единение с епископом и удаляйтесь ложных учений
Итак, чада света и истины, бегайте разделения и злых учений, но где пастырь, туда и вы, как овцы, идите. Ибо многие волки, по-видимому, достойные доверия, посредством гибельного удовольствия пленяют идущих путем Божиим; но при единении нашем они не будут иметь места.
Глава III. Удаляйтесь отделяющихся от единства Церкви
Удаляйтесь от злых плевел, которых не возращает Иисус Христос, потому что они не насаждение Отца. Не то, чтобы я нашел у вас разделение, напротив, скорее очищение.1000 Ибо которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом. И те, которые, покаявшись, придут в единение Церкви, также будут Божии, дабы жить сообразно Иисусу Христу. Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божия. Кто держится чуждого учения, тот не сочувствует страданию Христову.1001
Глава IV. Имейте одну Евхаристию
Итак, старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге.
Глава V. Я прибегаю к Евангелию и апостолам; будем почитать и пророков ветхозаветных
Братья мои! Я весь изливаюсь в любви к вам и с величайшей радостью укрепляю вас, – не я, но Иисус Христос, за Которого в узах, хотя нахожусь больше в страхе, как еще не совершенный.1002 Но ваша молитва к Богу усовершит меня, чтобы я достиг назначенного мне милостью Божию жребия. Будем прибегать1003 к Евангелию как к Плоти Иисуса и к апостолам как к пресвитерству Церкви.1004 Будем любить также и пророков, ибо и они извещали то, что относится к Евангелию, – на Христа уповали и Его ожидали, и спаслися верой и Него, посредством единения с Иисусом Христом соделавшись достовозлюбленными и досточудными святыми, Иисусом Христом свидетельствованными и сопричисленными к Евангелию общего упования.1005
Глава VI. Не допускайте иудейства
Но если кто будет проповедовать вам иудейство, не слушайте его. Ибо лучше от человека, имеющего обрезание, слышать христианство, нежели от необрезанного – иудейство. Если же ни тот, ни другой не говорит об Иисусе Христе, то они, по мне, столпы и гробы мертвых, на которых написаны только имена человеческие. Итак, убегайте коварств и ухищрений князя века сего, чтобы вы, будучи подавлены его мыслями, не ослабели в любви. Будьте все заодно нераздельным сердцем. А я благодарю Бога моего; я спокоен совестью в отношении к вам, и никто не может похвалиться ни тайно, ни явно, чтобы я кого-нибудь отяготил1006 в малом или в великом. И всем, с которыми беседовал, желаю, чтобы сказанное мною не послужило свидетельством против них.1007
Глава VII. По внушению Святого Духа увещевал я вас к единению
И меня хотели некоторые обольстить до плоти, но дух, будучи от Бога, не обольщается. Ибо он знает, откуда приходит и куда идет1008, и обличает сокровенное. Находясь между вами, я громко возвещал, сильным голосом говорил: «Внимайте епископу, пресвитерству и диаконам». Иные подозревали, что я говорил это, предвидя отделение некоторых. Но Тот, за Которого я в узах, свидетель мне, что я не знал о том от плоти человеческой, а Дух возвестил мне, говоря так: «Без епископа ничего не делайте, блюдите плоть свою как храм Божий, любите единение, бегайте разделений, будьте подражателями Иисусу Христу, как и Он – Отцу Своему».
Глава VIII. Старайтесь о единении
Итак, я делал свое дело как человек, предназначенный к единению. Где разделение и гнев, там Бог не обитает. Впрочем, всем кающимся Господь прощает, если они возвращаются к единению Божию и к собору епископа. Верую благодати Иисуса Христа, что Он разрешит вас от всяких уз. Но умоляю вас: ничего не делайте по любопрению, а по учению Христову. Я слышал от некоторых слова: «если не найду в древних писаниях1009, то не верю написанному в Евангелии»; а когда я говорил им, что написано, то отвечали мне: «надо доказать».1010 Но для меня древнее – Иисус Христос, непреложное древнее – Крест Его, Его смерть и Воскресение, и вера Его1011; вот чем желаю оправдаться при вашей молитве.
Глава IX. Новый Завет превосходит Ветхий
Хороши священники, но превосходнее Первосвященник1012, Которому вверено Святое святых, Которому одному вверены тайны Божии. Он есть дверь к Отцу1013, которою входят Авраам, Исаак и Иаков, пророки и апостолы и Церковь. Все это для единения с Богом.1014 Но Евангелие имеет в себе нечто превосходнейшее: это пришествие Господа нашего Иисуса Христа, Его страдание и Воскресение. Ибо возлюбленные пророки только указывали на Него, а Евангелие есть совершение нетления. Все вместе1015 прекрасно, если веруете с любовью.
Глава X. Сорадуйтесь антиохийским христианам об окончании гонения
Так как по молитве нашей и по любви, которую имеете во Христе Иисусе, Церковь Антиохии Сирийской, как возвещено мне, находится в мире, то прилично вам, как Церкви Божией, избрать диакона1016 для совершения там службы Божией, чтобы сорадоваться с верующими в общем собрании и прославлять имя Божие. Блажен о Иисусе Христе, кто удостоится такого служения; а вы будете за это прославлены. Если вы хотите, то это не невозможно для вас ради имени Божия, так как ближайшие Церкви уже послали епископов и некоторые пресвитеров и диаконов.
Глава XI. Благодарю вас, что вы благосклонно приняли моих спутников. Приветствуют вас братья в Троаде
Что касается до Филона, диакона из Киликии, мужа засвидетельствованного, который и теперь служит мне ради Бога вместе с Реем Агафоподом, мужем избранным, который сопутствует мне от Сирии, отказавшись от жизни, то и они свидетельствуют о вас, и я благодарю за вас Бога, что вы приняли их, как и вас Господь. А не почтившие их да будут прощены благодатию Иисуса Христа. Приветствует вас любовь братьев в Троаде, откуда и пишу вам чрез Вурра, которого ефесяне и смирняне отправили со мной из уважения ко мне. Да почтит их Господь Иисус Христос, на Которого они надеются плотью, душой, верой, любовью, единомыслием. Укрепляйтесь о Христе Иисусе, общей надежде нашей.
* * *
Оставивши Смирну, святой Игнатий прибыл в Троаду, откуда написал послание к христианам города Филадельфии в Лидии (см. Откр.1:11; 3:7), [к] которым он проходил по пути (гл. XI). В послании своем он хвалит их епископа, которому всегда должно повиноваться, увещевает избегать разделения (гл. ΙΙΙ), соблюдать единство в богослужении и не примешивать иудейства к Евангелию (гл. III-IX); наконец, просит филадельфийцев о посольстве в Антиохию (гл. X-XI).
Т.е., во Христе, Который искупил нас кровью Своею и соединил нас союзом любви.
Игнатий намекает здесь отделение от Церкви некоторых последователей лжеучения, каковое отделение он здесь называет очищением Церкви от чуждых еретических плевел.
Потому что Христос страданием Своим основал Церковь, единство которой нарушает раскольник.
Чтение ἀναπάρτιστος принимается издателями на основании пространной греческой редакции, древнего латинского и армянского переводов.
Вместо προσφυγών, причастия, которое некоторые относят к глаголу предыдущего предложения (я достоин), Персон и Смит предлагают чтение προσφύγωμεν.
Т.е., к Евангелию, как бы к Самому телесно еще присутствующему Христу, а к апостолам как бы они живые составляли пресвитерство Церкви.
Т.е., ни на кого не возлагал ига иудейства. См. 2Кор. 11:9; 12:13.
См. Игн. Ант. Трал. 12.
Издатели согласно признают чтение ἐν τοΐς ἀρχαίοις, относя эго к ветхозаветным писаниям. Игнатий здесь говорит против иудействующих, которые требовали подтверждение истины рождения и страдания Христа из древних пророчеств.
По-гречески πρόκειται. Такой смысл соединяют с этим словом новейшие ученые и издатели – Гефеле, Дрсессель, Гильгенфельд и др.
Πίστις ἡ δι’ αὐτοῦ, т.е., учение, принесенное Христом.
Под священниками разумеются здесь священники иудейские, означающие ветхозаветное домостроительство, а под Первосвященником – Христос и Его Новый Завет.
Т.е., домостроительство Ветхого и Нового Завета имеет целью восстановление союза человека с Богом.
Т.е., и Ветхий, и Новый Завет.
По-гречески χειροτονῆσαι. Это означает здесь употреблявшийся у древних способ подавать голос в суде, при избрании в должность и пр. См. «Греческий лексикон» Папе.