Псалом 39
В конец. Псалом Давида.
Терпеливо уповал476 я на Господа, и Он внял мне и услышал молитву мою,
И извел меня из страшного рва и из тинистого болота, и поставил на камень ноги мои, и направил стопы мои.
И вложил в уста мои новую песнь, гимн Богу нашему: увидят многие, и убоятся, и будут уповать на Господа.
Блажен муж, коему имя Господне служит упованием, и он не смотрит на суету и ложные волнения477.
Много сотворил Ты, Господи Боже мой, чудес Своих, и никто не уподобится Тебе в помышлениях Твоих478; я возвещал и говорил, что они превышают меру479.
Жертвы и приношения Ты не восхотел, уготовал же Мне тело, всесожжений и (жертв) о грехе ты не потребовал.
Тогда Я сказал: вот Я иду, (как) в свитке книжном480 написано о Мне.
Исполнить волю Твою, Боже мой481, Я восхотел, и закон Твой – во внутренности Моей482.
Я благовестил483 правду в собрании великом; вот, устам моим не возбраню484. Ты, Господи, знаешь.
Правды Твоей я не скрывал в сердце моем, истину Твою и спасение Твое я возвещал, не скрывал милости Твоей и истины Твоей от великого собрания.
Ты же, Господи, не удали щедрот Твоих от меня: милость Твоя и истина Твоя всегда да охраняют меня.
Ибо окружили меня беды, коим нет числа, постигли меня беззакония мои485, так что я не мог смотреть486, умножились более волос на голове моей, и сердце мое оставило меня.
Благоволи, Господи, избавить меня! Господи, поспеши487 помочь мне.
Да постыдятся и посрамятся все ищущие погибели488 души моей, да возвратятся вспять и устыдятся желающие мне зла.
Да понесут489 на себе внезапно посрамление свое говорящие мне: «Хорошо, хорошо!»490.
Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все ищущие Тебя, Господи, и любящие спасение Твое непрестанно пусть говорят: де возвеличится Господь!
А я нищ и убог, (но) Господь попечется о мне. Ты – помощник мой и защитник Мой. Боже мой, не замедли491!
* * *
Слав. терпя потерпех.
Слав. неистовления – по-греч. μανίας– букв. бешенство, страсть и т. п.; вероятно, разумеются волнения из-за житейского «попечения», ложные заботы (Афан. Вел.) (Пс. 30:7, [прим. 358]).
Так перефразирует Зигабен и изъясняет: никто не может постигнуть мыслей Твоих. Слав. помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе.
Слав. паче числа. Т. е. чудеса и помышления Господни неисследимы для человеческого понимания (Иов 5:9; 9:10).
Греч. κεφαλίδι– слав. главизне, отдел книги, свиток книжный (Иез. 2:9; 3:1). По изъяснению толковников, разумеются все ветхозаветные пророчества и писания, содержащие пророчества о Мессии – Иисусе Христе.
Ап. Павел прилагает ко Христу и новозаветной Голгофской жертве пророчество 7–9 стт. (Евр. 10:5–10).
Слав. посреде чрева моего, пользуемся переводом преосв. Порфирия. «Волю Божию исполнить всем сердцем и всею душею Я восхотел. Так Иисус Христос исполнял заповеди Отца (Ин. 12:49). Слово νόμον вин. пад. зависит от глагола исполнить (ποιῆσαι) в начале стиха» (Зигабен).
Греч. εὐαγγελισάμην – какой чудное совпадение текста LXX с новозаветным исполнением в Евангелии (Лк. 4:18: εὐαγγελίσασθαι)!
И впредь сие делать.
В приложении к Иисусу Христу грехи и беззакония человеческого рода, принятые Им на Себя (ср. Пс. 21:2, [прим. 259]).
От болезни и страданий померкли глаза (ср. 6, 8).
Греч. ἐξᾶραι – слав. изъяти, исторгнуть, вынуть; пользуемся синод. пер.
Греч. κομισάσθωσαν – слав. восприимут, понесут, как тяжесть какую.
Ср. 34, 25.
Явить мне помощь (14 ст.) (Афан. Вел., Феодорит и Зигабен).