Ш
Шапки
Шапки были разных видов и имели разные названия. В старину Русские носили высокие остроконечные шапки; потом стали носить шапки с мягкой, придавленной к голове тульей, от чего они казались низкими и плоскими1005. У простонародья шапки делались из войлока, поярка, сукманины, – зимой с меховым исподом и такой же опушкой; у людей богатых и знатных – из тонкого сукна и бархата; у государей – из алтабаса, зарбафа, бархата, атласа и других золотных и шелковых тканей, с вышитыми или нашитыми украшениями из золота, жемчуга и драгоценных камней. У большей части шапок делались меховые околы или опушки, у других – меховые же заломы или отвороты, с одной и с двумя прорехами или петлями, к которым присаживались запоны, образцы, пуговицы и проч. У Бориса Федоровича были две шапки из червчатого скорлата с петлями и круживом, низанными в рясную: у одной на прорехе 6 жемчужных пуговиц, а над прорехой «запона кораблем с раковиною»; у другой образцы с бирюзой в золотых гнездах1006. Запона состояла иногда из одного драгоценного камня или Бурмицкого зерна, обведенных камнями же меньшей величины или обнизанных жемчугом. К запоне прикреплялось дорогое перо; напр. золотые перья с драгоценными камнями были нашиты на шапки царей Иоанна и Петра Алексеевичей; стальное перо с алмазами было вставлено в запану для царя Иоанна Алексеевича1007. Названия шапок были следующие: каптур, клобук, кучма, мурмолка, науруз, столбунец, треух (см. эти слова), шапка горлатная и шапка черевья.
Шапки горлатные делались вышиной с локоть, к верху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горл (душек), от чего получили и название горлатных; вершок их делался бархатный, парчевой или суконный, с одной или двумя кистями из шелка, серебра, золота или жемчуга. У шапки Бориса Федоровича был «вершок шапошной оксамичен золотом да серебром, по оксамиченью сажен жемчугом; у него 2 кисти: кисть золота да другая серебряна», с жемчужным зерном вместо ворворки. У него же 6 шапок горлатных черных1008.
Шапки черевьи отличались от горлатных только тем, что вместо меховых горл употреблялись на них черевины, от которых дано им и название черевьих. 15 августа 1642 г. «кушал государь (царь Михаил Федорович) у патриарха Иосифа, а на государе … шапка столовая черевья»1009.
Эти шапки составляли принадлежность обыкновенных царских нарядов и, по употреблению, назывались комнатными или ходильными, столовыми, панихидными, спальными, ездовыми; по богатству и особенностям украшений, они приспособлялись к прочей одежде: были шапки первого, второго и третьего наряда, или первая, вторая, третья, большая, меньшая; шапка обнизная первого наряда с пером алмазным; шапка бархатная двоеморхая червчатая с большим орлом; шапка бархат черн с тафтяными петли; шапка сукно вишнево с жемчюжными петли; шапка горлатная первого наряда с колпаком; шапка черевья лисья с колпаком; шапка нового дела; шапка дела окольничего Василия Ивановича Стрешнева и мн. др.1010. Во время царских походов, кроме надетой царем, отпускалось еще несколько шапок «в запас»; напр. 2 марта 1633 года «ходил государь в монастырь к Спасу на Новое; на государе было платья: шуба санная …, зипун …, у него ожерелье ездовое …, шапка горлатная третьея. Да в запас было отпущено: шуба санная …, кебеняк …, шапка бархатная другого наряду, шапка бархатная третьего наряду, шапки суконные – шапка с трунцалом, шапка с частыми петли, шапка с двемя петли»1011. Со всей этой стряпней отправлялись за царем стряпчие1012.
При торжественных выходах, когда государи облачались в большой царский наряд, они надевали золотые венцы, украшенные драгоценными камнями и Гурмыжскими зернами: эти венцы, назывались также шапками, но в отличие от носильных – царскими; таковы были у царя Федора Алексеевича: кроме золотой шапки Мономаховой, шапка царская золотая; шапка царская золотая первого наряда, дело дьяка Ефима Телепнева; шапка золотая сканная с чернью, Казанского царя Симеона; шапка царская низана жемчугом по золотой дске, с золотыми перепелы1013.
Шапки носили также царицы, царевичи, царевны, князья, княгини, княжны, бояре, боярыни, боярышни и простолюдины. Шапки царицы Евдокии Лукиановны отличались богатством украшений; у царицы Агафьи Симеоновны были шапки – треухи и столбунцы алтабасные, атласные, зарбафные, с исподами и опушками из пластин собольих, некоторые украшены круживом и запонами; у царевны Софии Алексеевны – шапка лисья горлатная1014. – «Шапка женская: пух бобровой, вершек золотной, на вершке круживо и опутины (оборка, обвязка) жемчюжные»1015.
Возничья шапка «бархат лазорев, окол рысей»1016
Шапками назывались и воинские наголовья. См. Шелом.
Шарлат = Скорлат.
Шахматы. См. Узоры на тканях.
Шебединское сукно. См. Сукно.
Шеболтас
Шеболтас – ветхая, поношенная одежда. «Шеболтас бархат копытчатой, сверху шито волоченым золотом, в трех местах по-неболшому обнизано мелким жемчюгом; цена 3 р. – Шеболтасец же шит золотом да шелками, у него пуговка королковая; цена 10 алт.»1017.
Шелк
Шелк в 1678 г. в Москве ценился «по 12 рублев литра»1018.
Шелом, Шлем, Шолом
Шелом, Шлем, Шолом – воинское наголовье из булата, стали, меди или железа. Нижняя часть (околыш) его называлась венцем, верхняя – вершьем и навершьем, а прилегающая к навершью – подвершьем и подвершцем. Для защиты лица от поперечных ударов мечем или саблею, к передней части венца приделывалось забрало, называвшееся личиною1019; но у большей части шлемов, вместо личины, пропускалась в отверстие полки или козырька, металлическая полоса или, так называемый, нос, который, смотря по надобности, мог подниматься и опускаться помощию шурупца. Для прикрытия и защиты ушей и затылка, привешивались к шлему в соответственных местах наушки или уши и затылок, которые делались из одной или нескольких пластинок, выгнутых и наложенных краями одна на другу. Наушки завязывались внизу подбородка завязками. У некоторых шлемов сзади венца прикреплялись кольчужные железные сетки или бармицы, которыми прикрывали не только уши, щеки и затылок, но и плеча; эти бармицы запахивались перед лицем и застегивались у шеи или на груди иногда одною, а иногда двумя или тремя запонами. Подобные бармицы прикреплялись иногда к передней части венца, вместо личин; в них делались отверстия для глаз. Доски верхней части, наушки и затылок делались на подкладке из атласа, дорогов, зендени и камки, стеганых на хлопчатой бумаге; подкладка у краев окреплялась гвоздями1020. – В Слове о полку Игоревом шеломы называются златыми и злачеными: «камо Тур поскочяше, своим златым шеломом посвечивая: тамо лежат поганыя головы Половецкыя. – Не ваю ли злачеными шеломы по крови плаваша? – Кое ваши златыи шеломы и сулицы Ляцкии и щиты!»1021. – В духовной граммате великого князя Иоанна Иоанновича (1356 г.) значится: «чекак (шишак) золот с каменьем с женчуги1022. – В сказании о Куликовской битве представляются шеломы на головах Русских богатырей «аки утренняя заря, еловци ж шеломов их аки поломя огняное пашется»1023. В Русских сказках говорится также о златых шеломах: «на буйну голову клади злат шелом»1024. И действительно, старинные описи оружейной казны показывают, что шлемы отличались золотыми и вообще блестящими украшениями. Из этих описей мы знаем, что венцы шлемов делались золотые1025, сребропозлащенные, серебряные, медные с позолотой, железные с наводом медью и оловом; украшались драгоценными камнями, смазнями чеканными, прорезными и наводными (золотом, серебром или краскою), травами, городками, каймами, прутьями, дугами, мишенями и т. п., иногда с надписями; некоторые украшения прикреплялись к венцам серебряными и железными гвоздями; горощатые и репчатые шляпки этих, равно как и окрепочных (у подкладки) гвоздей служили также украшением шлемов. Нос, уши и затылок делались из булата, а иногда из позолоченного серебра с драгоценными камнями. У некоторых шлемов навершье украшалось еловцем или пером; затылок и стороны покрывались бархатом или атласом. – Певец Игорев упоминает о шлемах Половецких, Оварьских (Аварских), Латинских и Литовских: «ту ся саблям потручети о шеломы Половецкия. – Поскепаны саблями калеными шеломы Оварьския. – Железныи папорзи под шеломы Латинскими. – Изяслав … позвони своими острыми мечи о шеломы Литовския»1026. В описях находим шлемы Шамохейские, Кызылбашские, Турские, Черкасские, Калмыцкие, Щолканские1027, Литовские, Греческие, Московские; между шлемами Бориса Федоровича – шапки Англинския, Немецкия и Московския1028. Все они различались по месту и особенностям выделки. Кроме того, было различие и в самой форме шлемов; отсюда произошли названия шишаков, калпаков, мисюрок, ерихонок.
Общее название шлемов усвоялось, в частности, воинским наголовьям с низким и круглым верхом, с ушами и носом.
Шишаки отличались от шлемов высоким навершьем, которое имело вид длинной трубки, и оканчивалось яблоком. Такое навершье называлось шишом, от чего произошло и самое название шишаков. Иногда, вместо яблока, верх шишака оканчивался репьем и украшался еловцем.
О калпаках см. выше, стр. 44–45.
Ерихонками или шапками ерихонскими назывались шлемы Азиатской формы, с полками, носом, ушами и затылком, который прикреплялся к венцу тремя цепочками. Верх их оканчивался иногда, как и у шишаков, трубкою с яблочком1029. Название их можно объяснить происхождением из Иерихона, или же принять слово ерихонский вместо Юргенский, то есть Грузинский.
Мисюрками и шапками мисюрскими назывались Египетские или Арабские шлемы, имевшие вид черепа, к венцу которого прикреплялась, вместо наушек и затылка, бармица, а к верху приделывались иногда репьи с кольцом. Название мисюрок взято от наименования Египта, который Арабы называют
мисрам или миср (ср. Евр. или ).При куяшном наряде употреблялись особенного рода воинские наголовья, известные под названием шапок бумажных или стеганых: они делались с наушнями и затылком на подобие треухов и состояли из железных блях или пластинок, укрепленных гвоздиками в вате между верхней, шелковой или суконной, покрышкой и подкладкой, и простегивались насквозь.
Примечание. В старинных описях шапками подклобушными назывались камилавки, накрывавшиеся клобуком: «шапка архиепископля подклобушная отласная вишневая, ношена; да три шапки такие ж, ветхи»1030.
Шелепуга
Шелепуга – (от шлепать = хлопать, бить) бич, плеть (кистень?).
«Скоро Алеша каликою наряжается,
И взял шелепугу дорожную,
Котора была в пятдесят пуд,
И взял в запас чингалще булатное.
Сверстался Алеша Попович млад
Против Тугарина Змеевича,
Хлеснул его шелепугою по буйной голове,
Разшиб ему буйну голову,
И упал Тугарин на сыру зелю»1031.
Шестепер, Шестопер
Шестепер или Шестопер – знак достоинства и военачалия – род булавы, у которой головка сделана в виде перьев стрелы. Эти перья делались глухие и прорезные – золотые, серебряные с позолотой и без позолоты, булатные, стальные, железные, с золотыми наводами, с украшениями из бирюзы и драгоценных камней. По описи 7195 года1032, у одного из шестоперов было «перье прорезное, прорезаны орлы, через перо вызолочено и серебрено; наверху корона, на короне четвероглавой орел вызолочен и высеребрен». Черены шестоперов назывались и топорищами; они делались, также, как и перья, золотые, серебряные, булатные, стальные, железные – прорезные, гладкие и граненые, иногда с одним, двумя и четырьмя яблочками (шипками) или с поясками; на гранях наводились или вырезывались узоры, цветы, надписи. Были и деревянные черены, поволоченные бархатом и хзом, перевитые сканным золотом или серебром и просто крашеные. Число перьев у шестоперов было неодинаково: в разных описях Московской Оружейной Палаты находим шестоперы о 6, 7, 8, 9, 11 и 12 перьях; у Бориса Федоровича был «шестепер и топорищо железное о сми перех»1033; в оружейной палате Кириллова Белоезерского монастыря были «два шестопера: один о семи перах, а другой о шти»1034. Отсюда видно, что название шестепера, образовавшееся из Перс.
шешпер, сперва означало, собственно, шестепер, а потом сделалось общим названием пернатов, без отношения к числу перьев. – В начале XVI столетия шестоперы употреблялись как воинское оружие; в летописи под 7000 годом читаем, что «Москвичи с Тотарами биша поганых немец, … а не саблями светлыми секоша их, но биша их Москвичи и Тотарове аки свиней шестоперы»1035.Шида
Шида – (нем. Seide) шелковое волокно, шелк. «Ти червие точать около себе нити акы шелковици шиду»1036. Шиденый сделанный из шиды, шелковый. «Сорочка шидена, сажена (жемчугом) з дробницею»1037. – «Завеса шиденая обложена атласом цветным»1038. – «Вси женского полу стояху на полатах за шидяными запонами»1039.
Ширанбат, Шеронбат
Ширанбат, Шеронбат = Сарапат. «Вели поискать ширанбату самого добраго аршин с 20 и пошли в немецкую слободу к немцам для ширанбату; хотя сам съезди, нужно, надобно на наметки» значится в одной отписке с царского похода от 29 мая 1681 г.1040. Ширанбатный, Шеронбатный = Сарапатный. «15 платков камортковых и шеронбатных и рупковых. – 15 сорочек камортоковых, широнбатных и рубковых»1041.
Ширинка
Ширинка – платок, полотенце. Ширинки были безинные, кисейные, миткалинные, объяринные, тафтяные, полотняные; вышивались золотом, серебром и шелками; обшивались круживом, бахрамою; украшались кистями. См. Накищенный. По свидетельству Котошихина1042 при царских свадьбах были дары от новобрачной «ширинки тафтяные. белые, шиты кругом золотом и серебром, около кисти золото с серебром, а иные золото и серебро с шолком». «Ширинка шита по белой тафте инроги серебром. меж их древа шиты золотом и серебром с шолком червчатым; кисти шолк червчат с золотом»1043. В былине о Добрыне Никитиче упоминается «ширинка шелковая, златошвейная»1044. Об Алеше Поповиче:
«Ото сна пробуждается,
Встает рано-ранешенько,
Утренней зарей (росой?) умывается,
Белою ширинкой утирается,
На восток он, Алеша, Богу молится»1045.
Шишак. См. Шелом.
Шкарпетки
Шкарпетки = Онучи. «Указал великий государь (13 сентября 1679 г.) прислать … шкарпеток, штанов, чюлков теплых»1046. – «Шкарпетки песцы черевьи, покрыты отласом красным»1047.
Шлепанцы. См. Башмаки.
Шлык
Шлык – женская шапчонка, иногда стеганая. «Шлык немецкой, дороги зелены, стеган»1048. Как кажется, были и мужские шлыки1049.
Шляпы
Шляпы – известное наголовье, делались с большими полями, которые подшивались шелковой тканью; близ полей они украшались обручиком с пряжкой и наконечником, а женские шляпы украшались шнуром, деланным «картунелью и трунцалы с жемчюги» и т. п. У Бориса Федоровича была «шляпа Немецкая дымчата, подложена бархатом червчатым, нутрь тафтою; обручик бархат червчат, пряшка и наконешник и засов серебряны золочены»1050. У царицы Евдокии Лукиановны шляпы: «валеная бела, у ней полки (поля) по атласу по червчатому низаны жемчугом с канителью, а в ней подложено атласом же червчатым; – белая, полки подложены отлас серебром, а в ней подложено отласом червчатым; – белая ж, полки подложены отласом золотным, а в ней подложено отласом червчатым; – подложена отласом червчатым, полки у шляпы по отласу по червчатому деланы трунцалом травы»1051.
Шолом = Шелом.
Штаны
Штаны – нижнее платье, надевавшееся поверх исподницы; шились из зарбафа, объяри, камки, атласа и тафты, иногда с ушками, а иногда с плящами вместо ушков. Были холодные, стеганые и теплые, т. е. с меховым исподом, который делался из черевин собольих, бельих, песцовых1052. «Штаны с опушкою камки жаркой, камка серебряная, вызолочена; цена 2 р. с полтиною»1053.
Шуба
Шуба – верхняя меховая одежда. На испод ее употреблялись меха: беличий, песцовый, рысий, заячий, лисий, куний, соболий, бобровый и горностаевый; на покрышку – бархат, атлас, объярь, камка, тафта и сукно; для украшения пришивались к ней кружива и нашивки, а для застегиванья – пуговицы или кляпыши с петлями, а иногда шнуры с кистями1054. У Бориса Федоровича была «шуба горлатная лисья, на ней сукно вишнево лундышь; на вороту 9 кляпышов сажены жемчугом и канителью; 24 петли золоты и с прорешными концы обнизаны жемчугом; на прорехах по пуговке по канительной». У него же «шуба камка червчата кармазин чешуйчата, на черевах на песцовых на чорных; круживо и петли Немецкое золото с серебром, колесчато; 4 пугвицы дорожены, серебряны золочены с чернью, да 4 пугвицы серебряны чешуйчаты золочены». У него же значится и «шуба кунья нагольная»1055. В царевнины именины, 12 января 1641 г., государь был у обедни у Спаса в верху, а на государе была «шуба армяшная, на пупках собольих, с Кызылбашскою нашивкою; обнизь вишневая1056. Шубы делались нарядные и чистые1057. Были шубы столовые, панихидные, ездовые, санные1058. По покрою различались шубы Русские, Турские и Польские1059.
Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели отложной меховой воротник, начинавшийся от груди; запахивались они, как и прочие одежды, правой полой на левую и, как выше замечено, застегивались напереди пуговицами или завязывались длинными шнурками, которые оканчивались кистями с ворворками. Число пуговиц на шубах было неодинаково: по описям значится на них по 8, 11, 13 и до 16 пуговиц. По краям пол, начиная от воротника, пришивались петли, число которых было также неодинаково. По обеим сторонам подола делалось по одной прорехе, частью для удобства в ходьбе, а частью для того, чтобы видны были украшения сапогов. Царь Михаил Федорович, при бракосочетании с Евдокией Лукиановной Стрешневой (29 января 1626 г.) «пришел из своих хором в золотую среднюю палату, нарядився в кожух золотой аксамитной на соболях, да в шубу Русскую соболью, крыта бархатом золотным, заметав полы назад за плеча, а на государе был кованой золотой»1060. При описи одного крестьянского имущества оказались «в чюлане: … шуба овчинная, крыта крашениной, у нея 12 пугвиц медных; шубка женская под крашениной, испод заечинной, воротовой, у нея 2 пугвицы оловянные; шубка кумашная холодная, подложена холстом, пугвицы оловянные, мелкие»1061.
Турские или Турецкие шубы отличались от Русских только широкими рукавами, которые делались иногда одинокие, а иногда двойные; первые простирались до кистей рук; из двойных же – одни, не доходившие до локтей, были, собственно, для рук, а другие, очень длинные, висели сзади и служили только для украшения.
Польские шубы имели, вместо отложного, узенький воротник и, вместо петлиц, шнуров и пуговиц, застегивались только у шеи запоною; они делались с просторными, впрочем, не слишком широкими, рукавами, которые простирались до оконечностей рук и имели меховые обшлага1062.
Шубы носили и царицы: в Древностях Российского Государства1063 представлено старинное изображение царицы Натальи Кирилловны: на ней аксамитная телогрея и крытая бархатом соболья шуба, на голове треух, на ногах красные сафьянные башмаки.
Шубка
Шубка – женская одежда в роде короткого сарафана, круглого и бористого, то есть, с частыми складками назади. Шубки шились из бархата, атласа, объяри, сукна и других тканей, на подкладке, с подпушкою; нарядные шубки украшались круживом и аламами; для застегиванья пришивалось к ним пуговиц по 13 и по 15. Такие шубки находим в описях платья царицы Евдокии Лукиановны, царевны Софии Алексеевны и царицы Агафии Симеоновны1064. – В 1626 г. июня 14 «скроена царице накладная шубка в камке Кызылбашской по серебреной земле травки шолки розные, листье золото; камки пошло 7 арш. с вершком; на подкладку пошло 5 арш. без дву вершков тафты виницейки червчатой. – В 1635 г. декабря 17 скроена шубочка накладная в отласе золотном по зеленой земле в цветах, шолк таусинен да ал з золотом; отласу пошло 10 арш. без чети, на подкладку тафты виницейки червчатой пошло полпята аршина»1065. – Были шубки и на меху.
Шугай. См. Бугай.
Шушун
* * *
Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 23. 24.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Описн. кн. 190 г. № 140.
Описн. кн. 97 г. № 665. Шапки носильные царя Федора Алексеевича. Описн. кн. 190 г. № 140. Одна из них, бархатная песочного цвета с лисьим околом, пожалована боярину князю В. В. Голицыну.
Вых. госуд. стр. 105.
См. Вых. госуд. и Указат. к Вых.
Вых. госуд. стр. 10 и др.
Котошихин. О России, стр. 21. – К стряпне, посылаемой за царем в других случаях, принадлежали также: полотенцо, серебренник, лохань, подножье, стул и солношник.
Описн. кн. 190 г. № 140.
Описн. кн. 150 г. № 140. – Переп. кн. 181 г. № 145 и 189 г. № 148.
Изв. Имп. Археолог. Общ. т. III. стр. 60.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 44.
Дополн. к Акт. Историч. т. VII. стр. 107.
По замечанию А. Ф. Вельтмана, личины «Русскими не употреблялись, но принадлежат к кирасному Литовскому и Немецкому наряду». Оруж. Пал. слов. стр. 31.
Описн. кн. 148, 195, 197 и др. гг. в арх. Оруж. Пал. – Висковатов. Историч. опис. од. и вооруж. ч. I. стр. 52–56 и LXVII-LXXX. – Вельтман. Оруж. Пал. изд. 1844. стр. 73–91 и Слов. стр. 3. 23. 31. 69–72. – То же, изд. 1860. стр. 216–217 и 228–245. – Древн. Рос. Гос. отд. III. стр. XIII-XIV и 5–34.
Рус. достопам. ч. III. стр. 66. 152. 172.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I. стр. 40 и 42.
Ист. Гос. Рос. т. V. прим. 76. Сн. прим. 65: «гремят Русские удальцы злачеными шеломы и доспехи».
Древн. Рос. стихотв. стр. 46. Сн. стр. 156: «а и колпачки – золоты плаши», т. е. с золотыми плащами. – В одной старинной повести, красавица Стратиговна говорит богатырю Девгонию: «на отце моем брони златы и шелом злат с камением драгым и жемчюгом сажен, а конь у него покрыт паволокою зеленою; а братиа моя суть в сребреных бронех. только шеломы златы, а кони у них чрьвленою паволокою покрыты». Ист. Гос. Рос. т. III. прим. 272.
Описн. кн. 97 г. № 665: «шолом железной наведен золотом, недоделан; венец золот, по венцу травы чеканные, промеж трав слова, подпись имя Бориса Федоровича; по венцу 4 изумруды да 4 яхонты лазоревых да 4 лалы, все в гнездех золотых».
Рус. достопам. ч. III. стр. 60. 66. 162. 178.
Щолканский, Щелкальский, Шавкальский зн. сделанный в Шавкале (в Дагестане).
Описн. кн. 97 г. № 665. – Переп. кн. 148 г. № 678.
См. описание ерихонских шапок боярина Львова, князей Прончищева, Мстиславского и, так называемой, Кучумовской в Древн. Рос. Гос. отд. III. стр. 11–18, где сделаны выписки из старинных описей.
Изв. Археолог. Общ. т. V. ст. 108.
Древн. Росс. стихотв. стр. 184. 185.
В арх. Оруж. Пал. л. 123.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Описн. кн. Кирил.-Белоез. мон. 1668 г. ркп. л. 744 обор.
Полн. Собр. Рус. Летоп. т. IV. стр. 275.
Востоков. Слов. церк.-слав. яз. т. II. стр. 288. По замечанию И. Е. Забелина «шидою называлась индейская бумажная набивная ткань». Дом. быт рус. нар. т. II. стр. 629.
Собр. госуд. грам. и догов. ч. I стр. 303.
Опись Сольвыч. Благов. соб. 1579 г. в арх. Имп. Русск. Археол. Общ.
Ист. Гос. Рос. т. V. прим. 133.
Дом. быт Рус. нар. т. II. Матер. стр. 124.
Зап. Имп. Русск. Археол. Общ. т. XI. СПб. 1865. стр. 597. 599. В Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 110: «17 рубах мужских кисейных и ширанбатных и крапивных, да двои порты; цена 10 руб.».
О России. СПб. 1859. изд. 2. стр. 8.
Расх. кн. 132 г. в арх. Моск. Оруж. Пал. № 918.
Сахаров. Песни русск. нар. СПб. 1839. ч. V. стр. 404.
Др. Росс. стихотв. стр. 182.
Дом. быт русск. нар. т. II. Матер. стр. 121.
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 44.
Описн. кн. 97 г. № 665.
Забелин. Дом. быт Рус. нар. т. II. стр. 56. «Того ж дни (14 июня 1616) государь пожаловал боярина князя Офонасья Васильевича Лобанова Ростовсково дано ему шлык бархат венедицкой шолк червчат с золотом двоеморх петлеват, Псковского вора».
Описн. кн. 97 г. № 665.
Описн. кн. 150 г. № 679. По прих.-расх. кн. 137 г. (№ 748): августа в 31-й день «царице Евдокие Лукъяновне подложена шляпа внутри отласом червчатым гладким, а полки подложены отласом золотным, по червчатой земле опахала и травы золоты, в нацветах шолки бел, лазорев, зелен; на подкладки пошло отласов золотного 7 верш., гладково аршин без чети».
Описн. кн. 190 г. № 140. – Покрой штанов для царя Михаила Федоровича показан, по кроильным книгам 149–155 г., в Древн. Рос. Гос. отд. IV. стр. 73: «скроены государю штаны камка двоелична, шолк червчат да желт; в длину штаны аршин пять вершков, в ширину в поясе одиннадцать вершков; камки вышло в кроенье четыре аршина».
Розыск. дела о Шакл. т. IV. стлб. 102.
В кроильной книге 1627 г. записан покрой шубы царя Михаила Федоровича: «декабря 17, скроена государю шуба отлас червчат, по червчатой земле реки и листье золоты, шолк бел, зелен, лазорев. Длина шубе и з запасом по передам 2 арш. с вершком, ширина в плечах аршин с двема вершки, по подолу 3 арш. 9 вершков; рукава с полустану 11 вершков; отласу пошло 7 аршин с полуаршином». Кроил. кн. 135 г. в арх. Оруж. Пал. № 702. – У Вельтмана в слов. к опис. Оруж. Пал. стр. 72: «21 декабря 1656 г., скроена государю (Алексею Михайловичу) шуба объярь золотная, по червчатой земле струя и травы золоты да серебряны; испод лисей чернобурых лисиц; ожерелье бобровое с пухом; круживо кованое серебряное широкое, мерою 3 арш., весу 60 зол.; нашивка серебряна с кистьми; ворворки обнизаны жемчугом с каменьем; 11 пуговиц жемчуг с картулином, в закрепках зерна Кафимские».
Зап. Импер. Археол. Общ. т. ХI. стр. 282. 283. Шубы царей: Михаила Федоровича, там же, стр. 323–325; Алексея Михайловича, там же, стр. 338.
Вых. госуд. стр. 98.
Зап. Импер. Археол. Общ. т. XI. стр. 323. 324. 325. – Вых. госуд. стр. 4. 5 и др.
Вых. госуд. стр. 8. 24. 27 и мн. др.
Историч. опис. и вооруж. ч. I. стр. 17 и 18.
Сахаров. Сказ. Рус. нар. т. II. кн. VI. стр. 76.
Изв. Имп. Археол. Общ. т. III. стр. 61.
В историч. опис. од. рисунки Турских и Польских шуб (№ 13 и 14) составлены по разным старинным описям и изображениям. Из первых особенно указывается на опись имению князя В. В. Голицына, а из последних на один портрет Императора Петра I, изображенного в Польской шубе.
Отд. IV. стр. 45; рис. № 10.
Зап. Импер. Археол. Общ. т. XI. стр. 380. 381. 396. 397. 404. 405.
Кроильн. кн. 135 г. № 737; № 834. л. 105.
Рядная запись 1612 г. в Акт. Юрид. стр. 419.
Изв. Имп. Археол. Общ. т. III. стлб. 59.