Источник

Ц

Цата

Цата – подвес, прилагаемый к иконам. «Цата образовая золота чеканная с каменьи»953.

Цвет

Цвет. Цвета имели следующие названия, из коих многие употребляются и ныне: алый, аспидный, багровый, бирюзовый, бледный. брусничный, бурнатный (сукно бурнатно»), бурый, бусый, бело-голубой, белый, васильковый, вишневый, гвоздичный, голубой, гунгулинный (ангулинный), дикий, дымчатый, еринный, жаркий, желтый, жемчужный, зеленый, золотой, изумрудный, инбирный, кирпичный, коричневый или коричный, крапивный, красно-багровый, красно-вишневый, красно-малиновый, красный, кропивный, лазоревый, лимонный954, маковый, малиновый, мелинный, мурамно-зеленый, мясной, нагой (тельный), облакотный (облачный), объяринный (т. е. с отливом), огненный («огненный цвет, а жаркой тож»), осиновый, палевый, песочный или песчаный, померанцовый, пурпуровый, розовый, рудожелтой, сахарный, светло-багровый, светло-брусничный, светло-вишневый, светло-голубой, светло-дымчатый, светло-зеленый или празелен, светло-коричневый, светло-кропивный, светло-лазоревый, светло-лимонный, светло-маковогуляфный, светло-малиновый, светло-осиновый, светло-песочный, светло-рудожелтый, светло-синий, светло-соломенный, светло-серый, серебряный, сизовый, сизый, синий, сливный, смородинный, соломенный, серо-горячий, серый, таусинный или темно-вишневый, темно-багровый, темно-брусничный, темно-гвоздичный, темно-голубой, темно-зеленый, темно-коричневый, темно-кропивный, темно-лазоревый, темно-лимонный (тмолимонный), темно-маковый, темно-малиновый, темно-осиновый, темно-песочный, темно-синий, темно-серый, темно-таусинный, ценинный955, чалый, червленый956, червчатый, черный, чубарый, шафранный, яринный957.

По различию цветов, земля, то есть главная, основная поверхность ткани, на которой наводились узоры, называлась алою, белою, голубою, червчатою, черною и проч.; а иногда просто – ал: «на але шолк бел с золотом реки и листье»; багрец: «на багреце шолк бел с золотом круги без связок, розвода золота», или багров: «на багрове шолк зелен с золотом листье, розвода золота»; бел: «на бели крушки золоты мелкой узор»; вишнев: «на вишневе шолк червчат с серебром мелкой узор»; голуб: «на голуби розные шолки без золота мужики и птицы»; жолт: «на жолти шолк червчат, зелен, лазорев клинцы»; зелен: «на зелени шолк бел с золотом косы»; лазорь: «на лазори шолк с золотом косы»; рудожолт: «на рудожолти шолк червчат да чорн круги»; синь: «на сини шолк червчат, бел, зелен с золотом круги розвода клетчата»; черевец: «на черевце розные шолки с золотом»; черн: «на черни розные шолки с золотом листье как ручки, а меж листье известки (читай: и звездки) и копытца золоты»958.

Цка

Цка или Дска 1) доска: «ковчег вделан во цку»959; 2) металлическая или картонная пластинка, которую обвивали шелком, унизывали жемчугом и усаживали каменьями: «шапка царская низана жемчугом по золотой дске, с золотыми пелепелы. – Кика … на ней цка золота, по цке в репьях каменье в гнездех. – Кика … у ней цка серебряна золочена»960; 3) меховая пластина: «цки черевьи песцовыя белы, да цки бельи»961. «Цки черева лисьи чернобуры». – «Цки хрепты бел с рукавы да зендень червчата»962.

Цепки

Цепки – по-нынешнему тамбур. Шитье или вязанье крючком петля в петлю, цепочкою, называлось шитьем или вязаньем в цепки: «круживо золото да серебро с шолком с лазоревым, делано в цепки»963. Такое круживо называлось цепковым: «круживо цепковое золотное волоченое с серебром; на нем репьи серебрены. – Круживо цепковое на аксамитное дело»964.

Цепь

Цепь (Чепь) – золотая с наперсным животворящим крестом составляла всегдашнюю принадлежность собственно царского наряда, который назывался иначе нарядом Большой Казны и употреблялся при торжественных выходах, напр. в великие праздники, при разных церковных «действах», при приеме послов и т. п. «На государе был наряд царской: крест, диадима второго наряду, чепь золотая колчета, платно царское …, кафтан царской становой …, тесма, зипун …, шапка царская с лалом, рукав аксамитной, жезл царской. – На государе был наряд Большие Казны: крест, диадима середнея, цепь золота колчета, платно царское …, кафтан становой царской …, тесма, зипун …, жезл царской, рукав аксамитной»965. Цепь из плоских золотых колец, нашитых на бархат или на атлас, называлась перевязью: перевезь крущатая золотая с надписью: «в сей перевези государь венчался царьским венцом». – «На государе был наряд царской: крест, диадима первого наряду. перевезь золота колчата, платно царское» и проч.966. Перевезь называлась и окладнем: «окладен золот по кольцам с одну сторону резана подпись Пресвятые Троицы да полное имя государя и великого князя Михаила Федоровича всея Русии; веру 3 гривенки 29 золотников. На нем мешочек камка черлена на бумаге, подложен тафтою желтою. – Окладень большой золот: в нем 21 запона и с орлом, с алмазы и с зерны Гурмыжскими; вверху два каменя изумруды висячие на спнех, на них по зерну гурмыжскому; в исподи под орлом на спне камень яхонт лазорев висячий, на нем зерно гурмыжское»967. Звенья цепей делались из золотых колец, круглых, граненых, камфаренных, репьеватых, витых или плетеных, коробчатых, ребристых и плоских, которые украшались иногда финифтью и драгоценными камнями; делались звенья и крестообразные, огнивчатые, змейками, кружками («перевезь крущатая»); на кольцах вырезывались священные изображения, имя и титла царские и т. п. Таков золотой окладень царя Михаила Федоровича, состоявший из 89 плоских колец968, на которых с одной стороны вырезано «богословие» о Пресвятой Троице с молитвой и именование царя Михаила Федоровича «с титлы». Такова, по описи 1682 года, перевязь царя Алексея Михайловича, на которой было вырезано именование государя, также «с титлы»; она потом была переделана для царя Федора Алексеевича: «к его великого государя царскому венцу убавлено 11 колец». В той же описи значатся: цепь у наперсного креста «золотая звенчата троегранна»; у другого наперсного креста «золотая звенчатая же»; далее «перевязь золотая колчатая из 100 колец … подложена отласом червчатым»969. Цепь с наперсным крестом обыкновенно надевалось на шею поверх барм; так изображались цари русские на современных им портретах и картинах. При царских походах перевязи или окладни надевались через плечо поверх чюги: 23 сентября 1652 года «пошел государь к Троице живоначальной в Сергиев монастырь; а на государе было платья: зипун …, чюга …, кушак с ножем болшой, окладень болшой, ферези …, шапка…, посох каповой»970. На перевязях привешивалась амагиль или фляжка: «13 июня 1653 г., в поход на Девичье поле, царю Алексею Михайловичу была подана «перевезь алмазная с амагилью золотою». «Тогож дни ввечеру отпущено для перемены … перевезь золота колчета, чепи пятерныя, плащи с алмазы; фляшка королек бел». – 19 сентября 1675 г., при царском походе в Троицкий Сергиев монастырь, на царевиче Федоре Алексеевиче была «перевезь золота звенчата, звена литые да звена чепи с алмазы и с яхонты червчатыми; фляшка хрусталная с каменьи ж»; и 3 октября, на обратном пути, «перевезь была со фляшкою хрусталною, что с каменьи, та ж, в которой шол государь царевич из Москвы»971. В амагили или фляжке носились часы: «перевезь …, амагиль серебрена золочена с орлом, в ней часы. – Перевезь золотая с чернью; фляшка золотая с чернью ж с орлом, в ней часы. – Перевезь золота колчата с чернью; натруска золота с чернью ж, в ней часы золоты»972. Носили перевязи и без фляжки: 4 августа 1653 года, на царе Алексее Михайловиче, при смотре рейтар на Девичьем поле, была надета «перевезь золота колчета с белым финифтом, безо фляшки, подложена отласом червчатым»973. В описи государева большого наряда 1642 г. значится 12 золотых цепей; между ними: чепь золота, кольца гладкие; в ней 201 кольцо; весу 3 гривенки 14 золотник. Чепь золота с парсоной, одни кольца дорожчаты, другие витые; в ней 260 колец, весу и с парсоною 3 гривенки»974.

* * *

953

Вельтман. Оруж. Пал. словарь. стр. 43.

954

В Вых. госуд. стр. 436: «зуфь лимонна, а коричной цвет тож».

955

По замечанию И. Е. Забелина в письменных памятниках XVII столетия «словом ценинный обозначается фарфор и фаянс, росписанный преимущественно синею краскою … образцы или кафли, покрытые синею поливою, назывались ценинными». Зап. Импер. Археол. Общ. т. VI. СПб. 1855. стр. 278.

956

В Собр. госуд. грам. и догов. ч. II. М. 1819. стр. 72: «уготовают царьский чертог … и облекут его всечервленым червьцем, и от того чертожнаго места постилают червчат постав». – О различии цветов багрового и червленого Дубенский делает следующее замечание: «червлен и багр или багор переводчики прежде не различали; но первое слово отвечает греческому χόχχινον (coccus Polonicus), а второе багр – слову ϕοινιχοῦν, краска из морских раковин». Рус. достопам. ч. III. стр. 45.

957

По Строеву: «голубой тож яринный». Вых. гос. стр. 206 и Указ. стр. 102. По Слов. церковно-слав. и рус. языка: «ярина 1) белая шерсть или волна белого цвета; 2) широкое полотно, окрашенное зеленою краскою.

958

Врем. Моск. Общ. Ист. и Древн. Рос. кн. VII. отд. III. стр. 8–33.

959

Акты Археогр. Эксп. т. III. стр. 275.

960

Зап. Импер. Археол. Общ. т. XI. стр. 352. 389. 390.

961

Акты историч. т. I. стр. 335.

962

Прих.-расх. кн. 139 г. л. 72. Прих.-расх. кн. 135 г. № 737.

963

Описн. кн. 97 г. в арх. Оруж. Пал. № 665.

964

Вых. госуд. стр. 317. 319.

965

Вых. госуд. стр. 344. 345 и мн. др.

966

Там же, стр. 287. 478 и др.

967

Описн. кн. в арх. Оруж. Пал. № 681. л. 27 и 28.

968

В Древн. Рос. Гос. отд. II. стр. 74 показано 89 колец и переписаны надписи, вырезанные на каждом из них; а у Вельтмана означено 88 колец. Оруж. Пал. изд. 1844, стр. 48 и изд. 1860. стр. 68. Великий князь Иоанн Данилович Калита завещал (1328 г.) трем сыновьям своим по «4 чепи золоты». Собр. гос. грам. и догов. ч. I. стр. 31 и 32.

969

Описн. кн. 190 г. в арх. Оруж. Пал. № 140.

970

Вых. госуд. стр. 269.

971

Там же, стр. 285. 606. 608.

972

Там же, стр. 286. 504. 560.

973

Там же, стр. 293. 286 и др.

974

Описн. кн. 150 г. в арх. Оруж. Пал. № 681.


Источник: Санкт-Петербург. Типография Императорской Академии Наук. Bac. 0стр., 9 лин., № 12. 1896г.

Комментарии для сайта Cackle