Источник

Приложение 3. Учение Триденского собора о первородном грехе и оправдания741

Декрет Тридентского собора о первородном грехе

1. Если кто не признает, что первый человек Адам, преступив заповедь Божию, тотчас святость и праведность, в которой был создан, утратил и навлек на себя, таким образом, своим вероломным оскорблением [per offensam praevaricationis] гнев и негодование Бога, а потому и смерть, и со смертью пленение во власть, имеющего державу смерти, то есть диавола [Евр. 2: 14] , и что весь Адам через то вероломное оскорбление по телу и душе на худшее переменился, – а<нафема> да б<удет>.

2. Если кто считает, что вероломство Адама только ему, а не его потомкам принесло вред, после того как он погубил полученную от Бога святость и праведность; или что той заразой от греха непослушания только смерть и телесные кары сообщились всему роду человеческому, но не грех, который есть смерть души, – анафема да будет, ибо противоречит Апостолу, говорящему: единым человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, и так во всех человеков смерть вошла, в нем же все согрешили [Рим. 5: 12].

3. Если кто этот Адамов грех, от единого корня происходящий и не через подражание свойственный всем, а передающийся из рода в род, присущий каждому в собственном смысле, объявляет упраздненным или естественными человеческими силами или другим каким лекарством, а не заслугой единого Посредника, Господа нашего Иисуса Христа, Который нас примирил с Богом в крови Своей, дающей нам праведность, освящение и искупление [1Кор. 1: 30]; или отрицает, что ту самую заслугу Иисуса Христа как взрослые, так и младенцы усваивают через таинство Крещения в форме установленного Церковью обряда, – анафема да будет. Ибо нет другого имени под солнцем, данного человекам, в котором нам подобало бы спастись [Деян. 4: 12]. Откуда и сей глас: Се Агнец Божий, который подъемлет грехи мира [Ин. 1: 29]. И сей: во Христа крестившиеся, во Христа облеклись [Гал. 3: 27].

4. Если кто отрицает, что должно крестить младенцев, только что вышедших из чрева матери, пусть бы даже они и родились у крещеных родителей; или говорит, впрочем, что надо крестить их во оставление грехов, но при этом утверждает, что они ничего не перенимают от первородного греха Адама, который необходимо должен быть очищен банею возрождения для будущей вечной жизни, откуда следует, что форма крещения во оставление грехов в таком случае не истинно, но ложно разумеется, – анафема да будет. Ибо не иначе должно разуметь то, что говорит Апостол: единым человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, и так во всех человеков смерть вошла, в нем же все согрешили [Рим. 5: 12], – если не иначе это всегда понимала повсюду простирающаяся католическая церковь. Потому, согласно этому правилу веры, идущему от Апостолов, также и младенцы, которые в собственном смысле не могут согрешить, истинно во оставление грехов крещаются, да в них возрождением очистится то, что навлечено рождением. Кто именно не родится от воды и Духа Святого, не может войти в царство Божие [Ин. 3: 5].

5. Если кто отрицает, что благодатью Господа нашего Иисуса Христа, которая подается в крещении, вина первородного греха отпускается; или если утверждает, что не всецело уничтожается то, что подлинно и в собственном смысле есть грех, но говорит, что только омывается или не вменяется, – анафема да будет. В обновленных нет ничего ненавистного Богу, ибо ничто от осуждения не остается в тех, которые в подлинном смысле спогреблись со Христом в крещении в смерть, которые не по плоти ходят [Рим. 8: 1], но совлеклись ветхого человека и облеклись в нового, созданного по Богу: невинные, непорочные, целомудренные, чистые и возлюбленные чада Божии, наследники Богу,

сонаследники же Христу [Рим. 8: 17], – так что решительно ничто не препятствует им к небесному восхождению. А что остаются в них похоть или влечение ко греху, то святой собор признает и принимает; но хотя для борьбы и остаются, не вредят тем, кто не поддается им и мужественно при помощи благодати Христовой сражается. И даже кто законно подвизается, увенчивается [2Тим. 2: 5]. Про эту похоть, которую когда-то Апостол назвал грехом, святой собор объявляет, что католическая церковь не в том смысле разумеет ее поименованной грехом, что она подлинно и собственно есть грех в возрожденных, но так как из греха проистекает [ex peccato est] и ко греху влечет. Тот же, кто будет утверждать иначе, – а. да б.

6. Здесь же провозглашает святой собор, что не имеет в своей мысли относить сказанное в этом декрете, где речь идет о первородном грехе, к блаженной и непорочной Деве Марии Богородице, но в этом отношении должны быть соблюдаемы конституции блаженной памяти папы Сикста IV под страхом прещений, в этих конституциях содержащихся, которые он [собор] и обновляет.

Декрет об оправдвнии

Гл. 1. О немощи природы и закона в отношении оправдания человеков.

Прежде всего святой собор объявляет, что для должного прямого и правого уразумения учения об оправдании необходимо всякому признавать и принимать, что когда через вероломство Адама все люди утратили невинность, то они сделались нечисты и (как Апостол говорит) по природе чада гнева [Еф. 2: 3], как это представлено в декрете о первородном грехе, вплоть до того, что стали рабами греха и покорились диаволу и смерти, так что не только язычники естественными силами, но также и иудеи со своей стороны самим писанием закона Моисеева вследствие этого не могли оправдаться или восстать, хотя свободная воля в них не уничтожена была вовсе, пусть и ослаблена в силе своей и ущербна.

Гл. 2. О домостроительстве и таинстве явления Христа.

Потому-то и случилось, что небесный Отец, Отец милосердия и Бог всякого утешения [1Кор. 1: 3], когда пришла та блаженная полнота времен, послал к человекам Своего Сына Иисуса Христа, и до закона и во времена закона многими святыми отцами провозвещенного и обетованного, дабы и иудеев, которые были под законом, искупить, и язычники, не искавшие праведности, праведность получили бы [Гал. 4: 5; Рим. 9: 30], и все усыновление вновь обрели. Его предложил Бог в жертву умилостивления через веру в крови Его [Рим. 3: 25]за грехи наши, и не за наши только, но также и за грехи всего мира [Ин. 2: 2].

Гл. 3. Кто оправдывается через Христа.

Хотя и верно, что Он умер за всех [2Кор. 5: 15], не все, однако, восприемлют благодеяние Его смерти, но только те, которым сообщается заслуга Его страстей. Действительно, как подлинно люди, если бы рождались не от семени Адама, не рождались бы неправедны, но как через это свое происхождение, зачинаясь от того Адама, собственную неправедность обретают, – так ни за что и не оправдаются, если не возродятся во Христе, получая в дар ту возрождающую благодаря заслуге Христовых страстей благодать, благодаря которой становятся праведны. За это благодеяние Апостол увещевает благодарить

Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов [Кол. 1: 12–14].

Гл. 4. Уточнение того, как совершается оправдание нечестивого, и модус его в состоянии благодати.

Понятием, описывающим оправдание нечестивого, да будет перенесение [translatio] из того состояния, в котором человек рождается сыном первого Адама, в состояние благодати и усыновления Богу, через второго Адама Иисуса Христа, Спасителя нашего; каковое перенесение при этом по слову Евангелия без бани возрождения или желания ее никто совершить не может, как написано: Если кто не родится от воды и Духа Святого, не может войти в царство Божие [Ин. 3: 5].

Гл. 5. О необходимости приуготовления взрослых к оправданию и откуда сия [необходимость] проистекает.

Объявляем затем, что во взрослых начало того самого оправдания кладется посылаемой Богом через Иисуса Христа благодатью, то есть – их призыванием, каковым, не имея никаких заслуг, призываются, и те, что из-за грехов были отвержены Богом, через Его восставляющую и содействующую благодать, той самой благодати свободно подчиняясь и содействуя, для обращения себя к своему собственному оправданию располагаются, таким образом что, когда Бог озарением Святого Духа коснется сердца человека, человек, воспринимающий это вдохновение, сам ничего вполне не делает, хотя он, разумеется, и может отвергнуть его, однако без благодати Божией подвинуть себя к оправданию сам одной своей свободной волей не может также. Откуда в Священном Писании, когда говорится: обратитесь ко Мне и Я обращусь к вам [Зах. 1: 3], о свободе нашей напоминается; когда отвечаем: Обрати нас, Господи, к тебе и обратимся [Пл. Иер. 5: 21], Бога, нас благодатью предваряющего, исповедуем.

Гл. 6. Образ приуготовления.

Располагаются же люди к тому самому оправданию тогда как, будучи восставляемы и укрепляемы божественной благодатью, воспринимая веру от слышания, свободно стремятся к Богу, веруя в истинность того, что по божественной воле открыто и обетованно, и прежде всего в то, что грешник оправдывается Богом по благодати Его через искупление во Христе

Иисусе [Рим. 3: 24], и тогда как, осознав себя грешниками, от страха божественного правосудия, которым с пользою поражаются, обращаясь к созерцанию Божия милосердия, в надежде ободряются, веруя, что, ради Христа, обретут Бога милостивым к себе в будущем, и Того как источник всякой правды [justitia] любить начинают и по этой причине подвизаются против греха через ненависть некую к нему и отречение от него, то есть через раскаяние в нем, которое до крещения должно пробудиться; наконец, тогда как решаются воспринять крещение, начать новую жизнь и соблюдать заповеди. Приходящему к Богу веровати

подобает, что есть и взыскующим его мздовоздаятель будет [Евр. 11: 6], и: Дерзай, чадо, отпускаются тебе грехи твои [Мф. 9: 2], и: Страх Господен изгоняет грех [Екк. 1: 27], и:

Покайтеся и да крестится каждый во имя Господа Иисуса Христа во оставлеие грехов ваших и воспримите дар Святого Духа [Деян. 2: 38], и:Шедше убо научите вся зыки, крестящее их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учащее блюсти вся, елика заповедах вам [Мф. 28: 19–20], наконец: уготовайте сердца ваша Господу [1Цар. 7: 3].

Гл. 7. Что есть оправдание грешника и каковы его причины.

Этому установлению или предуготовлению наследует само оправдание, которое не есть только отпущение грехов, но и освящение и обновление внутреннего человека через добровольное восприятие благодати и даров, откуда человек из неправедного становится праведным и из врага другом, да будет наследник в надежде жизни вечной [Тит. 3: 7]. Причины этого оправдания суть: финальная – слава Божия и Христова и жизнь вечная; подлинно действующая – милующий Бог, омывающий, запечатлевающий и помазующий

Святым Духом обетования, Который есть залог наследия нашего [Еф. 1: 13–14]; заслуживающая [meritoria] однако – возлюбленнейший Его единородный Сын, Господь наш Иисус Христос, Который, когда мы были ему врагами, ради безмерной любви, которою возлюбил нас,[Еф. 2: 4] своими святейшими страстями на древе крестном за- служил, нам оправдание и удовлетворил за нас Богу Отцу; инструментальная, – следовательно таинство крещения, которое есть таинство веры, без коего никого не коснется оправдание. Наконец, единая формальная причина есть правда Божия, не та, которой Сам праведен, но которой нас делает праведными, которую получив от Него в дар, обновляемся духом ума нашего и не только числимся, но поистине праведными именуемся и становимся, всякий свою праведность воспринимая согласно мере, определенной каждому изволением Святого Духа согласно устроению и содействию каждого. Хотя никто не может быть праведен, если кому заслуга страстей Господа нашего Иисуса Христа не сообщится, но в таковых грешниках это совершается через оправдание, тогда как благодаря заслуге указанных святейших страстей через Духа Святого любовь Божия изливается в сердцах оправдываемых и в них укореняется. Отсюда в самом оправдании вместе с оставлением грехов человек через Иисуса Христа воспринимает влитыми в него одновременно веру, надежду, любовь. Вера подлинно, если не присовокупляется к ней надежда и любовь, ни со Христом совершенно не соединяет, ни живым членом тела Его не делает. Потому в истиннейшем смысле говорится, что вера без дел мертва и праздна есть, и во Христе Иисусе ни обрезание что значит, ни не обрезание, но вера, действующая любовью [Гал. 5: 6]. Эту веру согласно апостольской традиции оглашенные до таинства крещения обретают в церкви, тогда как обретают веру, жизнь вечную доставляющую, каковую веру без надежды и любви соблюсти невозможно. Откуда без колебаний повинуются и слову Христову: Если хочешь войти в жизнь, исполни заповеди [Мф. 19: 17]. И таким образом веру и христианскую праведность воспринимая, словно первую одежду, данную им Иисусом Христом вместо той, которую Адам своим непослушанием раздрал и себе и нам, сохранить ее белоснежно-чистой и незапятнанной всячески обязуются, да предъявят ее в судный день Господа нашего Иисуса Христа и да получат жизнь вечную.

Гл. 8. В каком смысле разумеется, грешникам верою и благодатью [безмездно] быть оправданными.

Поскольку подлинно Апостол говорит, что люди оправдываются через веру и благодать, постольку те слова в том смысле разуметь и должно, в каком всеобщее согласие католической церкви всегда это удерживало и выражало: так именно говорим об оправдании верой потому, что вера есть начало человеческого спасения, основание и корень всякого оправдания, то, без чего невозможно угодить Богу [Евр. 11: 6] и войти в общение с чадами Его; говорим же за сим, что благодатью оправдываемся, поскольку ничто из того, что предшествует оправданию, ни вера, ни дела, саму благодать оправдания заслуживает; если именно по благодати, то не от дел; иначе благодать (как говорит тот же Апостол) уже не благодать [Рим. 11: 6].

Гл. 9. Против пустой уверенности еретиков.

Сколь ни необходимо веровать, что грехи не могут ни отпуститься, ни отпущенными быть когда-либо, если не безмездно по Божественному милосердию ради Христа, никому однако не должно хвалиться несомненной уверенностью в отпущении своих грехов и считать, что ей одной грехи отпускаются или могут быть отпущены, хотя у еретиков и схизматиков эта безумная и от всякого благочестия удаленная уверенность бывает, мало того, в наше смутное время и есть и проповедуется против католической церкви с великим усердием. Однако не должно утверждать, что подлинно оправданным подобает без всяких сомнений самих себя полагать оправдавшимися и никого не считать разрешенным от грехов и оправданным кроме тех, кто истинно верует быть разрешенным и оправданным, и полагать разрешение от грехов и оправдание одной этой верой совершенным, как будто тот, кто в это не верует, в обетованиях Божиих и действенности смерти и воскресения Христа сомневается. Ибо, как никто, во благочестии пребывающий, не должен сомневаться в милосердии Божием, в заслуге Христовой и силе и действенности таинств, так и всякий, зная себя самого и свою собственную немощь и неготовность, не может за свою благодать не трепетать и не страшиться, ибо никому не дано знать уверенностью веры, в которой не мог бы таиться обман, о стяжании им Божией бла годати.

Гл. 10. О возрастании восприятого оправдания.

Так, следовательно, оправданные и ставшие друзьями и домашними Богу, восходящие от силы в силу [Пс. 83: 8], обновляются (как говорит Апостол) изо дня в день, то есть умерщвляют члены плоти своей и предоставляют их в орудия праведности для освящения, через соблюдение заповедей Божиих и церковных; в этой самой праведности, по благодати Христовой воспринятой, содействуя вере добрыми делами, возрастают и паче оправдываются, как написано: Кто праведен, да оправдывается еще [Откр. 22: 11], и еще: Не откладывай оправдания до смерти [Екк. 18: 22], и опять: Видите, что от дел оправдывается человек, не только от веры [Иак. 2: 24]. В том подлинно возрастание праведности полагает святая церковь, когда молит: Умножь нам, Господи, веру, надежду и любовь.

Глава 11. О соблюдении заповедей и о необходимости и возможности этого.

Никто же, сколь не оправдан, считать себя свободным от соблюдения заповедей не должен, никто не должен употреблять то безрассудное и отцами под страхом анафемы воспрещенное речение: заповеди Божии оправдавшимся непосильны для исполнения. Ибо Бог непосильное не предписывает, но, предписывая, наставляет и делать то, что можешь, и просить о том, чего не можешь, и помогает, чтобы мог; Того заповеди не тяжки суть, Того иго благо и бремя легко. Кои суть чада Божии, Христа любят; кои же любят Его (как Им самим свидетельствуется), соблюдают слово Его, насколько по крайней мере с Божественной помощью соблюсти могут. Возможно, следовательно, в этой смертной жизни также и святым и праведным впадать в легкие, во всяком случае, и повседневные, которые именуются также простительными, грехи, не переставая по этой причине быть праведными. Ибо праведным принадлежит тот глас, и смиренный и возвещающий истину: Остави нам долги наша [Мф. 6: 12]. Сие же делается, чтобы сами праведники тем более обязанными чувствовали себя восходить путем праведности, чтобы, освободившись уже от греха, став же рабами Божиими [Рим. 6: 22], рассудительно и праведно и благочестиво [Тит. 2: 12] живя, могли бы возрастать через Иисуса Христа, через Которого получили доступ к таковой благодати. Ибо подлинно Бог своею благодатью от оправданных вдруг не отступает, если прежде они не отступились от Него. Таким образом, никто себя одной верой тешить не должен, полагая, что одной верою может стать наследником и однажды получить обетованное наследство, даже если Христу и не сострадал, чтобы с Ним прославиться. Ибо и Христос сам (как говорит Апостол), хотя и Сын, однако страданиями навык послушанию и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного [Евр. 5: 8–9]. По причине чего тот же Апостол напоминает оправданным, говоря: Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным [1Кор. 9: 24, 26–27]. Так и начальник Апостолов Петр [учит]: Стремитесь, да через добрые ваши дела твердым ваше призвание и избрание сделаете; так поступая, не согрешите никогда [2Петр. 1: 10]. Отсюда явствует, что противятся учению православной религии те, кои говорят, что праведный во всяком благом деле хотя бы и простительно, но согрешает, или (что нестерпимо) вечную кару заслуживает; также и те, кои полагают праведных грешащими во всех делах, если, оными свою собственную нерадивость подхлестывая и себя к течению на ристалище побуждая, дабы прежде всего прославить Бога, они к вечному воздаянию всяко устремляются, как написано: Преклонил сердце мое к деланию оправдания Твоего ради воздаяния [Пс. 118: 1112]; также и о Моисее говорит Апостол, что тот взирал на воздаяние.

Гл. 12. Должно остерегаться безрассудной надежды на предопределение.

Никто также, до тех пор пока в этой смертной жизни обретается, о сокрытой тайне божественного предопределения не должен до такой степени судить, чтобы с уверенностью непременно считать себя в числе предопределенных, как будто подлинно уже оправдан и более грешить не может, или, если и согрешит, уверен должен быть, что покается. Ибо невозможно, если не по чрезвычайному откровению, знать, кого Бог изберет себе.

Гл. 13. О даре претерпевания.

Подобным образом никто де не помышляет некой совершенной уверенностью иметь у себя дар претерпевания, о котором написано: претерпевший же до конца, той спасен будет

[Мф. 10: 22; 24: 13] (что обрести невозможно ведь ниоткуда, если не от Того, Кто властен и стоящего утвердить, да твердо стоит, и падающего восставить), хотя и крепчайшую надежду на Божию помощь полагать и удерживать все должны. Бог же, если сами не пренебрегаем Его благодатью, как начинает благое дело, так и совершает, производя желание и действие. Однако те, которые полагают себя стоящими, да смотрят, чтобы не упасть, и со страхом и трепетом соделывают свое спасение, в трудах, в бдениях, в милостынях, в молитвах и приношениях, постах и непорочности. Зная же, что в надежде славы, а не во славе еще возрождены суть, опасаться должно продолжающейся битвы с плотью, с миром, с диаволом, в которой победить невозможно, не следуя по благодати Божией Апостолу, говорящему: Мы не должники плоти, чтобы по плоти жить. Ибо если живете по плоти, умрете. А если духом умерщвляете дела плоти, то живы будете [Рим. 8: 12–13].

Гл. 14. О падениях и восстановлении в них.

Те, кто по грехам своим подлинно от воспринятой благодати оправдания отпадают, могут быть снова оправданы, если потрудятся утраченную благодать вновь обрести через таинство Покаяния, в котором благодаря заслуге Христовой восставляются Богом. Здесь модус оправдания есть восставление падшего, которое святые отцы уместно называли спасительной доской после крушения утраченной благодати. Ведь именно ради тех, кои после крещения впадают в грехи, Иисус Христос учредил таинство Покаяния, когда сказал:

Примите Духа Святого: кому отпустите грехи, отпустятся им, и кому удержите, удержатся [Ин. 22: 22–23]. Откуда должно научиться, что покаяние христианина после падения есть не то же, что крещение, и что оно заключается не только в прекращении греховной жизни и отречении от нее или в сердце смиренном и уничиженном [Пс. 50: 19], но и в сакраментальной исповеди, которая по меньшей мере добровольно и в свое время должна быть совершена с отпущением грехов священником, а также и в удовлетворении за грехи через пост, милостыню, молитву и другие благочестивые упражнения духовной жизни, совершаемые при этом не в воздаяние вечного наказания, которое или через таинство, или через желание таинства вместе с виной отпускается, но в воздаяние наказания временного, которое (как учит Священное Писание) не всецело всегда, как в таинстве Крещения, оставляется тем, которые воспринятую благодать Божию, оскорбляя Духа Святого, омрачили и храм Божий осквернить не устрашились. О каковом покаянии написано: Помни, откуда ниспал, сотвори покаяние и твори прежние дела [Откр. 2: 5]. И паки: Каковая же по Богу печаль, производит неизменное покаяние ко спасению [2Кор. 7: 10], и опять: Сотворите покаяние [Мф. 3: 2; 46 17], и: Принесите плод достойный покаяния [Лк. 3: 8; Мф. 3: 8].

Гл. 15. Всяким смертным грехом повреждается благодать, а не вера.

Вопреки также ловкой изворотливости некоторых людей, которые сладкими словами и ласкательством обольщают сердца простодушных [Рим. 16: 18], чтобы не разорить учение божественного закона, должно быть признано, что не только неверностью, через которую повреждается самая вера, но и каким бы то ни было другим смертным грехом, хотя бы не повреждающим веру, воспринятая благодать оправдания повреждается; ибо из царства Божия не только неверный изгоняется, но также и верные блудники, прелюбодеи, распутники, мужеложники, воры, корыстолюбцы, злоречивые, грабители и все прочие, которые допускают смертные грехи, от которых с помощью божественной благодати воздержаться могли бы и из-за которых от благодати Христовой отлучаются.

Гл. 16. О плодах оправдания, то есть о заслуге добрых дел и о смысле [ratio] самой заслуги.

Cледовательно, оправданным, либо чтобы воспринятую благодать навсегда сохранили бы, либо поврежденную возобновили бы, в этом именно смысле должны быть предложены слова апостола: Преуспевайте во всяком благом деле, зная, что труд ваш не напрасен пред Господом [1Кор. 15: 58]. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыть дела ваши и труд любви, которым потрудились во имя Его [Евр. 6: 10], и: не отлагайте дерзновения вашего, в котором великое имеете воздаяние [Евр. 10: 35]. И потому вплоть до конца благо поступающим и на Бога уповающим должна быть предложена жизнь вечная. И как бы благодать чад Божиих, через Иисуса Христа милостиво обетованная, и как бы плата за те самые добрые дела и заслуги по обетованию самого Бога должна быть честно воздана; то есть поистине тот венец праведности, который, как утверждает Апостол, после его единоборства и вновь предлежащего ему ристалища должен быть воздан ему праведным Судией, и не только ему одному, но и всем, кои любят пришествие Его. Когда же тот самый Иисус Христос, как бы глава в члены и как бы лоза в гроздия в тех оправданных непрерывно мужество вливает, каковое мужество добрым их делам всегда предшествует, сопутствует и последует и без которого никаким образом Богу угодны и вознаграждаемы быть не могут: не должно веровать, что тем праведникам еще чего-то недостает и, тем более, что они теми делами, которые в Боге совершены, не вполне удовлетворяют божественному закону сообразно состоянию своей жизни и не заслуживают вечной жизни, которую должны наследовать (если, конечно, во благодати отойдут). Как говорит Христос Спаситель наш: Если кто выпьет от воды, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек, но в нем сделается источник воды, текущей в жизнь вечную [Ин. 4: 13–14]. Таким образом, ни собственная наша праведность, как бы наша собственная, утверждается, ни забвению предается или отвергается праведность Божия, которая при этом нашей праведностью нарекается, так как через нее, усваивающуюся нам, оправдываемся, равным образом и та Божия есть, так как вливается нам от Бога благодаря заслуге Христовой. Не должно быть подлинно и то упущено, что хотя и добрым делам в Священном Писании такое значение придается, что если даже кто одному из малых сих подаст стакан холодной воды, не потеряет, как обещано Христом, своего вознаграждения, и хотя Апостол свидетельствует, что кратковременное страдание наше производит в безмерном преизбытке в нас вечную славу [2Кор. 4: 17], не подобает, однако, чтобы человек христианин на себя самого или надеялся, или самим собой хвалился, а не Богом, Которого благость так велика в отношении всех человеков, что желает, чтобы их заслугами было то, что суть Его дары. И так как много все согрешаем [Иак. 3: 2], всякий как милосердие и благость, так строгость и правосудие перед глазами иметь должен и, даже если ничего не знает за собой, не судить о себе самом, ибо всякого человека жизнь не человеческим судом должна быть испытана и осуждена, но судом Бога, Который осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения и тогда похвала будет каждому от Бога [1Кор. 4: 5], Который, как написано, воздаст каждому по делам его [Мф. 16: 27; Рим. 2: 6; Откр. 22: 12].

После этого католического учения об оправдании, которое кто если верно и твердо не усвоит, оправдаться не сможет, благоизволил святой собор присоединить эти каноны, да все знают, не только то, чего держаться и чему следовать, но также и то, от чего уклоняться и чего избегать подобает.

Каноны об оправдании

1. Если кто скажет, что человек своими делами, которые будут сделаны либо естественными человеческими силами, либо по учению закона помимо божественной, через Иисуса Христа поданной благодати, может оправдаться перед Богом, – а. да б.

2. Если кто скажет, что лишь для того одного благодать через Иисуса дарована, чтобы человеку было бы проще праведно жить и заслужить вечную жизнь, как будто мог бы он то, хотя и с великим трудом и неудобством, но по свободной воле своей и без благодати, – а. да б.

3. Если кто скажет, что человек без предваряющего вдохновения Святого Духа и Его помощи мог бы веровать, надеяться и любить или каяться, как подобает, для того чтобы ему сообщилась бы благодать оправдания, – а. да б.

4. Если кто скажет, что свободная воля человека от Бога подвигнутая и понужденная никак не содействует согласием Богу побуждающему и призывающему, чем для обладания благодатью себя располагает и готовит, и не может не согласиться, если бы и хотела, но, как бы безжизненное нечто, никак вообще не действует и вполне пассивной себя ощущает, – а. да б.

5. Если кто свободную волю человека после греха Адама утраченной и бессильной назвал бы, или сущей только по имени, или даже именем без сути; вымыслом, наконец, подброшенным церкви сатаной, – а. да б.

6. Если кто скажет, что не во власти человека сделать путь свой дурным, но злые дела, как и добрые, Богом действуются, не попущением только, но именно в собственном смысле и через Него, вплоть до того, что собственным Его делом было бы не менее предательство Иуды, чем призвание Павла, – а. да б.

7. Если кто скажет, что все дела, которые сделаны до оправдания, с каким бы смыслом сделаны ни были, подлинно суть грехи, или что осуждение Божие навлекают, или что насколько усерднее кто трудится, дабы себя расположить к благодати, настолько тяжелее согрешает, – а. да б.

8. Если кто скажет, что страх геенны, благодаря которому к милосердию Божию, о грехах скорбя, прибегаем или от согрешений удерживаемся, грех есть или худшими грешниками соделывает, – а. да б.

9. Если кто скажет, что одною верою нечестивый оправдывается, разумея это таким образом, что он ни в чем ином не нуждается, что соделывается для следования благодати оправдания, и нет ему, в частности, необходимости подвигать свою волю к приготовлению и соответствующему устроению, – а. да б.

10. Если кто скажет, что человек оправдывается помимо правды Христовой, которою Он нам [оправдание] заслужил, или благодаря ей, но формально, – а. да б.

11. Если кто скажет, что люди оправдываются или только вменением правды Христовой, или только оставлением грехов, вне благодати и любви, которая через Святого Духа вливается в их сердца и укореняется в них, или ту благодать, которой оправдываемся, считает только благоволением Божиим, – а. да б.

12. Если кто скажет, что оправдывающая вера не что иное есть как только уверенность в Божественном милосердии, грехи отпускающем ради Христа, или что та уверенность единое есть, чем оправдываемся, – а. да б.

13. Если кто скажет, что все люди необходимо должны получить оставление грехов, если только твердо веруют, не смущаясь собственной немощью и недостоинством, что грехи им отпущены, – а. да б.

14. Если кто скажет, что человек освобождается от грехов и оправдывается тем, что уверен в своем освобождении и оправдании, или что никто не оправдан, если не верит в то, что оправдан, и что только этой верой освобождение и оправдание обретаются, – а. да б.

15. Если кто скажет, что человек возрожденный и оправданный твердо должен веровать, что находится в числе предуставленных, – а. да б.

16. Если кто скажет, что по вере своей совершенно и безошибочно убежден в том, что имеет тот великий дар претерпевания до конца, если этому не из специального откровения научился, – а. да б.

17. Если кто скажет, что благодать оправдания дается только предопределенным к жизни, остальные же все, которые призываются, хотя и призваны, но благодать не воспринимают, поскольку Божественной властью подлинно предопределены ко злу, – а. да б.

18. Если кто скажет, что заповеди Божии человеку оправданному и в благодати находящемуся невозможно соблюсти, – а. да б.

19. Если кто скажет, что ничто не заповедано в евангелии кроме веры, а прочее все безразлично: ни повелено, ни запрещено, но свободно может быть выбрано, или что десять заповедей никак не относятся к христианам, – а. да б.

20. Если кто скажет, что человек оправданный и сколь угодно совершенный не нуждается в соблюдении заповедей Божиих и церковных, но только в вере, как если бы подлинно евангелие было бы нагим и абсолютным обетованием жизни вечной, без условия соблюдения заповедей, – а. да б.

21. Если кто скажет, что Иисус Христос послан был людям Богом, как искупитель, в которого веруют, но не как законодатель, которому повинуются, – а. да б.

22. Если кто скажет, что оправданный без особой помощи Божией может пребывать в воспринятой праведности, или с тою не может, – а. д. б.

23. Если кто скажет, что человек, однажды оправданный, более не способен ни грешить, ни утратить благодать, и потому того, кто соблазняется и грешит, ни за что нельзя считать подлинно оправданным; или что напротив: способен на протяжении всей жизни уклоняться от любых грехов, даже простительных, если не только по особой Божественной привилегии, как это о блаженной Деве содержит церковь, – а. да б.

24. Если кто скажет, что воспринятая праведность не сохраняется, а также не умножается пред Богом через добрые дела, но сами дела суть плоды и знаки полученного оправдания, а не причина этого приумножения, – а. да б.

25. Если кто скажет, что праведный в любом благом деле согрешает хотя бы простительно или (что несносно) даже и смертно, и, стало быть, повинен вечному наказанию и только потому не проклят, что Бог его дела не вменяет в проклятие, – а. да б.

26. Если кто скажет, что праведные не должны в воздаяние добрых дел, которые совершены в Боге, уповать и надеяться на вечное воздаяние от Бога по Его милосердию и через заслугу Иисуса Христа, хотя и вплоть до конца усердно прилежат доброделанию и соблюдению Божественных заповедей, – а. да б.

27. Если кто скажет, что никакой грех кроме неверия нельзя назвать смертным, или что, помимо неверия, никаким грехом, сколь угодно тяжким и непомерным, однажды воспринятая благодать не повреждается, – а. да б.

28. Если кто скажет, что вместе с погибшей через грех благодатью и вера навсегда погибает, или что оставшаяся вера неистинна, ибо не жива, или что тот, кто имеет веру без любви, не есть христианин, – а. да б.

29. Если кто скажет, что тот, кто после крещения пал, не может быть Божией благодатью восставлен; или что если и возможно погибшую праведность восстановить, то одной лишь верой, без таинства покаяния, вопреки тому, что до сих пор провозглашала, хранила и чему учила святая Римская и вселенская церковь, наставленная от Христа Господа и Его апостолов, – а. да б.

30. Если кто скажет, что как бы тяжко, восприняв благодать оправдания, ни согрешал человек, но если покается, то оставляется ему вина и снимается вечное осуждение, так что таковой не пребудет уже под осуждением временным, искупающим, или в сем веке или в будущем, в чистилище, прежде чем в царствие Божие вход доступным ему станет, – а. да б.

31. Если кто скажет, что оправданный грешит, если ради вечного воздаяния творит добро, – а. да б.

32. Если кто скажет, что добрые дела оправданных таким образом суть дары Божии, что не суть при этом самих оправданных добрые заслуги, или что самих оправданных добрые дела, совершенные ими по благодати Божией и через заслугу Иисуса Христа (живым членом Которого является оправданный), не приносят им ни приращения благодати, ни жизни вечной, ни даров той вечной жизни (конечно, если во благодати отойдут), а также приращения славы, – а. да б.

33. Если кто скажет, что этим католическим учением об оправдании, от святого собора представленным здесь в этом декрете, отнимается нечто от славы Божией или заслуг Господа нашего Иисуса Христа, а не более истина веры нашей, Бога, наконец, и Иисуса Христа слава воссиявает, – а. да б.

* * *

741

Перевод выполнен по изданию: The Oecumenicae Concils of Roman Catholic Church. From Trent to Vatican II (1545–1965). Turnhout, 2010. P. 18–20, 24–36.


Источник: Хондзинский П., прот. «Ныне все мы болеем теологией»: Из истории русского богословия предсинодальной эпохи / Протоиерей Павел Хондзинский. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 482 с.

Комментарии для сайта Cackle