Приложение 2. Архиеп. Феофан (Прокопович)
Розыск исторический, коих ради вин, и в яковом разуме были и нарицалися императоры римстии, как язычестие, так и христианстии, понтифексами или архиереями многобожнаго закона; а в законе христианстем, христианстии государи, могут ли нарещися епископи и арихиереи, и в каком разуме?706
К правильному на первый предложенный вопрос ответу, нет нужды розыскивать, что имя cиe Латинское ПОНТИФЕКС, по силе своей грамматической гласит? И понеже не однособственное есть, но от двоих имен сложенное, не надобе зде вопрошать, от коих имен сложено оное; о чем многии древнии и новейшыи авторы препираются, и вси почитай в недоумении остаются.
Нужда толко протолковати, какой чин, и равно, или разностепенный был Римских ПОНТИФЕКСОВ; и кое их дело;
Нума помпилий, вторый Король Римский, видя народ к сверепству паче, нежели к миролюбию, непрестанными при первом Короле Ромуле войнами приобыкшый, и желая лютость оную умягчить некиим божества страхом, ввел в Рим веру многобожия, и к богочтению уставил различные жертвы и обряды, или церемонии. А к действию оных определил священники, девы весталные, певчие, а верховнаго им правителя нарекл ПОНТИФЕКСА707.
Уставил ли Нума многих ПОНТИФЕКСОВ одному подручных, неизвестно. И хотя прилежно о сем розыскивают филологи, однакож известия не получают.
Се известно есть, что при прочиих потом Королях Римских четыре, и осмь были ПОНТИФЕКСЫ708. Но и еще большее их число обретается, как изрядно доводит Андрей Бозиус, не давный филолог709.
Верховный же ПОНТИФЕКС, о котором речь нам есть, нарицался иногда просто ПОНТИФЕКС, иногда СУММУС ПОНТИФЕКС, то есть верховный, иногда МАКСИМУС ПОНТИФЕКС, то есть больший ПОНТИФЕКС, о чем часто у древних Римских авторов поминается. A писатели Гречестии нарицали великим Архиереем: яко тотже Бозий доводит с
Греческих авторов, и с денег древних, Еллинское надписание имущых, Иулиа Кесаря, Августа, Tивериа, и прочых710.
II. Дело великаго Apxиepea сугубое было: СВЯЩЕННОДЕИСТВОВАТИ, и священники, також и мирския лица в делах духовных УПРАВЛЯТИ СО ВЛАСТИЮ.
Священнодействие его было и общее с прочиими священниками. На пpимер, умилостивляти Боги жертвами, обрядами и молитвами: и другое собственное, еже есть учити народ Богочтения; в какия дни, и в коих храмех, и каковыя жертвы приносити подобает711. Такожде смотрети, да бы не было некое Богочтения развращение, аки бы у нас ересь: Тако Август, по восприятии власти Архиерейския, сыскал книги пророческия подметныя и не известныя, и оныя, болше двух тысящей числом сожещи повелел712.
И аще что от народа, или от сената, или от партикулярных лиц деемое, усмотрел быти аки бы богопротивное, запрещати должен был. Образы сего суть у историков Римских713.
Онже разсуждал, и усыновления, и восприятия в наследие714, и законы супружества715, и обряды погребения; якоже является от многих надписаний каменей гробовых.
Собственно ему надлежало наблюдать на житие весталных девиц: которых было долженство жить в девстве, и хранить вечный огнь Богини Весты: Должен же был ПОНТИФЕКС смотреть, да бы когда нерадением Весталных дев, непогасл Огнь той716.
Сия и сим подобная были долженства священная великаго ПОНТИФЕКСА.
III. Власть же его была, наказовать священников, и менших ПОНТИФЕКСОВ, за нерадивое их в деле своем обхождение. Девы весталныя в прелюбодеянии ятые смерию казнить, и прелюбодеев их казнить же: но и прощать, и наказания умалять, и должности священническия, важных ради вин, разрешать717.
Силнаже власть сия была и великими привилегиами;
1. Что не должен был ПОНТИФЕКС ни пред сенатом, ниже пред народом давати ответы о своих делах и никакому наказанию не был подвержен718.
2. Что един высочайший был ПОНТИФЕКС, не имея ceбе равнаго другаго719.
3. Что до смерти был ПОНТИФЕКС, не отлагаемое имея владычество720.
Таковая, и так силная была власть верховнаго Римскаго ПОНТИФЕКСА.
IV. Однакож и в так силной власти, имел ПОНТИФЕКС некия пределы, и аки бы узы себе наложенныя. Ибо хотя сам не был судимь ни от кого в своих уставах и определениях, однакож мощно было от суда его провоковать, то есть переносить дело, или до коллегии меншых ПОНТИФЕКСОВ721, или и ко всему народу722.
Не волно было ПОНТИФЕКСУ изходить из Италии723. Но закон сей преступил Ликиний Крассус, купно консул и ПОНТИФЕКС великий724 и протчым образец подал.
Не волно было ПОНТИФЕКСУ в дому приватном, но должен был в дому общем, или Государственном725 жить, яковые в Риме многие палаты были.
Наипаче же не имел ПОНТИФЕКС никакия власти, повелевать или запрещать воину. Несть бо о сем у древних свидетельства. А что выше помянуто о его долженстве, наблюдать начинания сенатская и народная, не суть ли богопротивна; И аще богопротивна суть, запрещать: то не есть повелителская власть, но учителская, именем богов, совесть связующая: яковая и у Христиан всякому и малейшему пастыреви дана есть, яковую и врачь имеет над болным человеком: и не так власть се есть, яко возвещение.
А что нецыи о ПОНТИФЕКСЕ писатели шлются на Цицерона, будто он сказует, что без приговора или установления ПОНТИ ФЕКСА, война быти не могла; и то не есть истинна.
Ибо Цицерон в книге от его именованной второй о натуре богов; також и в книге второй о законах, повествует cиe не о ПОНТИФЕКСАХ, но о Авгурах. Авгуры нарицалися чин утвержденный волхвов, которыи наблюдая за птицы, как летают, седают, и ядят, прорицали щастливое поведение начинаемых дел. И оных авгуров прорицаниям веруя Римляне, яко народ суеверный, не дерзали войны, или иных каких знатных дел начинати, которым Авгуры оные щастия не обещали. Хотя нецыи чистейшаго разума мужие и ругалися таковым забобонам: якоже некто Клавдий воевода Римский, во время первыя воины Пунской, слышав от Авгуров, что птицы ясти не хотят (а то не доброе им было прознаменование) и оберегаяся, да бы таковыми забобонами не устрашилося, и куражу не потеряло воинство, дал ответ ругателный: пити де им надобе, коли ести не хо тят, и велел все птички перетопить726.
И сия доволна суть к познанию чина великаго ПОНТИФЕКСА, и дела ему должнаго, и власти его. И уже ответ даем на первый вопрос. То есть: КОЕЯ РАДИ ВИНЫ, И В КАКОВОМ РАЗУМЕ БЫЛИ И НАРИЦАЛИСЯ ИМПЕРАТО РЫ РИМСТИИ, КАК ЯЗЫЧЕСТИИ, ТАК И XPИСТИАНСТИИ, ПОНТИФЕКСАМИ?
V. Вины возжеланнаго и восприятого от Императоров такового чина от преждереченных повестей являются, и суть сия наипаче:
1. Что ни откого не был судимь о делах управления своего.
2. Что ПОНТИФЕКС великий един толко был не имея другаго себе равного.
3. И что могл и должен был ПОНТИФЕКС наблюдать на начинания, как сенатская, так и всенародная, несут ли противна богочестию. И аще противна быти усмотрит, препинать и запрещать силен был.
4. Что был в том чину непременно до кончины живота своего.
Сия прерогативы, или преимущества, велми нуждныя и полезныя были к самовластителству Императорскому: и без сих Прерогатив, не было бы крепко, но весьма недейственно, и многим препятиям подлежа щее самодержавство. Ибо когда похотел бы Император начати войну, уставы определяти, и прочая дела важныя, мощно бы начинания его истя зать сенату, и народу: понеже Иулий Кесарь, а по нем Август, Тиверии, и прочии, аще состав Демократии, то есть всенароднаго правления или Республики, и изменили на Монархию; Однакож не являли лица Монархии пред народом, но показывали себе точию началнейшими управителми, на согласии будто сената и народа висящими. И того ради, ниже Царями нарицатися хотели, но Кесарми (именем Иулиу первому толикой власти изобретателю свойственным) Августами, то есть высокочестными которую титлу сенат дал Октавию, первому по Иулии наследнику Императорами. Которое имя значит повелителя, но не самовластнаго всему Государству повелителя у Римлян прежде значило, но точию посланнаго на войну верховнаго полководца, какии у нас ныне нарицаются Фелтмаршалы.
И уже послежде, когда Кесарская власть добре укрепилася, и явно силу Монаршескую возъимела, имя cиe ИМПЕРАТОР, не общее, как прежде верховным воинских походов командиром, но собственное Монархом Римским стало. И ныне не всем Королем подается, но точию великих и многостранных народов Государям, якоже Российскому, Турскому, Китаехинскому, Индии восточной, и прочая.
Неции же и Императорами нарицати себе не велели, якоже о Тиверии, и Клавдии, Светоний пишет.
В начале убо Самодержавства Римских Императоров, еще умеренное лице на себе являюшаго, могло бы, якоже рех, начинаниям их быти некое и от Сената и от народа препятие. но и великии ПОНТИФЕКС могл бы не трудно приискать, будто богословскую вину намерению Импера торскому противную, и делу от Императора намеряемому, пpecечение положить. И тако власть императорская была бы аки связана.
Того ради первии Римстии Кесари, желая весма свободную Монархию, ни каковому розыску, и суду неподлежащую возимет, а насилием того по лучить не дерзая, изрядным умыслом присовокупили к себе сан ПОНТИФЕКСА великаго. Первая бо от вышеписанных прерогатив, освобождала их от всяких розысков судов, и препятии. Другая творила их единоличных повелителей. Ибо хотя иногда Император и имел ceбе аки равночестнаго товарища (который нарицался просто, Кесарь: А первый, Август Кесарь именован был Однакож первый толко император былъ великии ПОНТИФЕКС, а другии чести тоя имети не могл, понеже не волно было двоим быти ПОНТИФЕКСАМ великим и потому не был сей оному равносилный, и намерениям его помешателства не могл творити. Третия прерогатива подвергала разсуждению императора, дела се натская, и народная, естьли бы которая усмотрел противна интерессам своим. А четвертая прерогатива подавала ему безпечалие власти, до кончины жития его.
VI. Не носил же Император ПОНТИФЕКС, и обязателств, которыми обвязуемии бывали ПОНТИФЕКСЫ великии, не императоры и о которых вышше помянулося, под числом IV.
Не мощно было от его провоковать, как провоковано от ПОНТИФЕКСА, понеже он не толко ПОНТИФЕКС, но и император был: яко от ПОНТИФЕКСА мощно было провоковать, но не мощно яко от импе ратора: а оба чина един и тойжде человек. Разве бы кто провоковал от него до егож самого, что и суетно и смешно было бы. Не волен был император выходить за
Италию, яко ПОНТИФЕКС, но волен бык яко император. Не волно было ПОНТИФЕКСУ жить в дому собственном. Но Императора ПОНТИФЕКСА тое не утесняло: где хотел, жил, не яко ПОНТИФЕКС, но яко Император. И понеже cиe не велми трудно было, того ради Иулий Кесарь, по восприятии Apxиepeйства жил в доме публичном. А по нем Август, не хотя жить вне дому своего, часть дому своего нарекл домом публичным и государственным. И се их было из начала великое снизхождение727.
Видим уже, как Римским императорам к совершенной Монархии, честь и власть ПОНТИФЕКСА, хорошо пригодилася. И то виною было, для чего императоры присовокупили к власти своей, чин великаго ПОНТИФЕКСА; как то и Авторы согласно сказуют, и по самому делу мощно знать.
VII. Еще другой вопроса части удовлетворити подобает: то есть, показати, что императоры не толко самую титлу ПОНТИФЕКСА великаго, ради вышепомянутых прерогатив, но и дело чина того принимали, и управляли. Известно cиe будет от следующиих образов.
Август властию Архиерейскою пожегл книги подметныя пророческия, о чем выше помянуто.
Тотже Август, священников, и девиц весталных число умножил, чести им и доходов прибавил, церемонии пренебреженные возобновил728.
Tиверий о избрании священника диалнаго (чин был знатный) разсуждал729.
Клавдий некие церемонии исправил и новые узаконил730.
Вителий також о народных церемониях указ дал731.
Домитиан Корнелию Максиллю весталную девицу о любодеянии обвиненую, в землю закопать повелел732. Таковая весталным казнь была за любодейство.
Траяна, яко ПОНТИФЕКСА спрашивает Плиний чрез послание, мощноли, для некоей нужды, кумир или храм богини некоея, перенести, и Траян ответствует благословляя733.
Но и жертв приношение и иных церемоний действия, руками Императоров, по власти их Архиереиской творимая обретаются: тако священнодействовал Александер Севир734. Тако
Иулиан отступник, который в храме при священнодействии и в трубу трубить не стыдился, якоже смеется о нем Григорий Назианзин735.
Однакож ведати подобает, что, понеже священнодействие языческое было дело рабству приличное и непригожое, яко, на пример, и в трубу трубить пред народом, и се не ради охоты (что не было бы стыдно) но аки бы по долженству чина своего, того ради не многии императоры цере монии оных употребляли, а прочии точию власть Архиереискую действовали736.
VIII. Поидем уже и до христианских императоров. Ибо и оные от Константина великаго, до Гратиана, или и ниже его, нарицалися ПОНТИФЕКСЫ великии, однакож не
xpиcтианского, но языческаго чина. Известно cиe от многих надписей древних на камени изваянных, которые обретены в Риме, до селе показуются, и в моих несколко книгах изображенные видети мощно: и на тех каменех Константин великий, Валент, Валентиниан, Гратиан, и прочии нарицаются, междо иными титлами, и великии ПОНТИФЕКСЫ.
Утверждают тожде и древнии писателие: Сервий славный, Bиргилиа стихотворца толкователь, в толковании третия стихов его книги, нарицаемой Энеиды, глаголет (и до селе императоров нарицаем ПОНТИФЕКСАМИ). А жил Сервий тот даже до Царствования Феодосия юнейшаго737. И другий иныхже веков историк Зосим, свидетелствует, что от Константина великого, даже до Гратиана, Императоры христианстии, титлу и облачение ПОНТИФЕКСА великого от коллегии рядовых ПОНТИФЕКСОВ принимали. Первыи Гратиан принесенное оное облачение отринул.
IX. И не дивно cиe: Аще бо которым то, наипаче християнским императорам, великая нужда была титлу оную и власть при себе держать: Многобожнии человецы силнии и многии тогда oбpетaлиcя, не точию в народе, но и в сенате, и на властех, как воинских, так и гражданских. Чтож, если бы християнский император не имел титлы ПОНТИФЕКСА, и лишен был бы оных вышепомянутых привилегий, и прерогатив, не возмогл бы ничего на ползу християнства зделать: сенаторы могли бы намерениям его спорити, могл бы смущаемый народ непре станно шумети. А великий ПОНТИФЕКС коего бы дела императорскаго не опорочил, и остановити непотщался. И что зделалось, когда Гратиан отринул украшение ПОНТИФИЧЕСКОЕ; ПОНТИФЕКСЫ рядовии, отриновением оным постыжденнии, между собою сказали [если император не хощет нарицатися ПОНТИФЕКС, то скоро будет МАКСИМ ПОНТИФЕКС] якоже пишет помянутый Зосим. А в той их речи, слово cиe МАКСИМ, обоюдное было: МАКСИМ будто Великий, а тайно разумели МАКСИМА TИPAHHA, который тогда в Британии начать бунт готовился, на Феодосия великаго, и Грациана императоров, и скоро по том за бунтовав, убил Грациана. И о том то бунте превозвестие получивше ПОНТИФЕКСЫ, сказали: что МАКСИМ будет ПОНТИФЕКС.
Однакож нелзя мыслити, что християнстии императори, нося на себе титлу и власть ПОНТИФЕКСА, упражднялися и в языческом священнодействии, молчат бо о сем помянутыи Авторы Сервий, и Зосим, но точию о титле и облачении от них поминается. И не молчал бы Зосим [о котором ведаем, что был язычник, и о християнях хулително пишет]. Но и с християнским исповеданием поганское священнодействие не воместимо было. И были тогда Епископи дерзновенныи, которыи бы таковаго соблазна весма не стерпели. Яко Амвросий нестерпел Феодосию, за неповинное от него многих Солунян убийство. И святый Григорий Богослов как бы могл и посмел ругатися священнодействию Иулианову, если бы тем и християнстии императори упражднялися; Но и нужды не было императорам християнским священнодействовать чином языческим: Ниже бо требовали того язычницы, которые думали бы, что жертвы их рукою християнскою приносимыи паче оскверняются, и богов их раздражают: и ни каковая от вышепомянутых прерогатива, не была на священнодействии основана. Наипаче, когда и образец свободной к священнодействию воли, подали уже прежднии язычестии Императори, которые не вси священнодействовали: но болшее число титлу толко и власть при себе держали, якоже о сем вышепомянуто.
X. Вопросит кто, был ли грех християнским Императором и за самую титлу и власть ПОНТИФИЧЕСКУЮ, хотя они священнодействия и некасалися? Ответствую, по моему мнению никакова греха не было. Власть бо оная ПОНТИФИЧЕСКАЯ от священнодействия отсеченная, была весма политическая: Что бо духовное есть, когда повелевает Император не за водить новых, хотя бы и языческих церемоний, когда попускает священником определенные доходы, когда надсматривает дела сенатская и на родная, не суть ли богопротивная. А вероятно есть, что Император xpистианский, наблюдая дела сенатская и народная, усматривал, не суть ли богопротивная, по закону Бога истиннаго, а не по суеверию их языческому. И по тому усмотрению, запрещал начинания их, а они яко ПОНТИФЕКСА должни были слушать. И как не был грех Нееману входить за Государем своим в идолское капище, и его поддержуя накланятися пред идолами, по ответу Eлиcea пророка, так и зде гpеха я не вижду. И мне в сем согласуют древнии Христианстии учители, которые ни единаго Императора христианского за приятую ПОНТИФИЧЕСКУЮ власть не обличили, и в писаниях своих не хулили.
Дозде на первой вопрос о Императорском Apxиepeйстве: где ясно показалося, что христианстии императоры ПОНТИФИЧЕСКУЮ власть и титлу имели, не в церкви, и не в законе христианстем, но между язычниками, по их древнему уставлению, хотя без греха и соблазна, яко едину точию титлу, и власти оной полезную силу имевшии, а священнодействие идолское отринувшыи.
XI. Рассудим уже, что ответствовать имамы на другий вопрос; иже есть: в законе христианстем, христианстии Государи могут ли нарещися Епископи и Apxиepeи; и в каком разуме.
И зде первее протолковать подобает два имена сия, Епископ, и Архиерей, что оная гласом своим означают, и к чему служити могут, и служили по обычаю и употреблению народов.
Епископ, имя Греческое, само просто собою, не есть, ниже власть, но дело означает, и значит надсмотрщика, стража, наблюдателя; по толкованию Суиди и протчих лексиконов.
Разных же народов, разным употреблением полагаемо было на неких публичных в государстве чинах. У Афин, еще в идолопоклонстве, коммисари, которые посылаеми бывали в городы Афинейской републики подданные, осматривать, как в них поводится, нарицалися ЕПИСКОПИ: по свидетелству Суиди. А у римлян ЕПИСКОПИ нарицалися, ко торые надсмотр имели над продажным хлебом, и прочиими снедными: как явственно видим в пандектах иустиниановых, книга: 50. Титла: 4, закон 18, Число: 7. Грань (умене) 1963.
А в книге I, Маккавеискои, в главе 1 стих 53, пишется, что Антиох Епифан, понуждая израилтяны к идолослужителским обычаям, поставил наблюдатели того по всем градом: Тех наблюдателей перевод славенский НАЧАЛНИКАМИ нарицает, а в греческом Диалекте книги тоя на писано: поставил ЕПИСКОПЫ.
XII. В Церкви же христианстей имя Епископ, еще в времена Апостол, положено на чине пастырей, яко делу звания их велми прилично. И первее имя тое носили на себе не толко болшые пастырие, которые ныне просто нарицаются ЕПИСКОПИ, но и меншые, которые ныне просто нарицаются презвитеры. Ибо в деяниях Апостолских, в главе 20. Призвал к себе Павел из града Эфеса презвитеры церковныя (якоже пишет Лука Святый) а в слове своем к оным презвитером нарицает их Епископами (внимайте себе, рече, и всему стаду, в нем же нас дух святый постави Епископы). Где и дело именем тем знаменуемое показал глаголя: (внимайте себе, и всему стаду) тотже Павел в послании своем к Филипписиом, тако их приветствует (всем святым о Христе Иисусе, сущым в Филиппех, с Епископы, и диаконы.) яве, именем Епископов заключает и презвитеры, понеже междо
Епископы и диаконы не полагает средняго чина. Подобне и к Тимофею в послании первом, в главе третей, поучив каковому подобает быти Епископу, абие подает учение о диаконе, не полагая между сим и оным чином средствия. И в послании к Титу в главе первой, воспомянув о презвитерах, нарицает тамже чин их Епископским. И отсюду известно, что в оные времена имя Епископов, как меншым, так и болшым пастырем было общее: понеже и дело обоих подобное, хотя не равное было меншыи надсматривали над мирянами себе врученными, якоже выше рекл Павел (внимаите стаду) а болшыи ставили меншых: к Tитy глава 1 стих 5: и деянии глава 14. стих 22. И наставляли учением, якоже выше показалося от Павлова слова к Эфеским презвитером, и попечение о их чести имели: 1. к Тимофею: глава 5: стих 17. судили же и наказывали: тамже стих 19.
Потом же, ради лучшаго разпознания, имя Епископ осталося при болшых пастырях, а меншии толко презвитеры наречени: якоже и до днесь имена оная означает разнствие.
Bестно же отсюду и cиe есть, что имя Епископ не по священнодействию, но по долженству надсмотрения, наблюдения, правления, лежит на пастырях.
XIII. Имя же Apxиepeй, своиственне священнодействию прислушает иерей бо священника, а Архиерей священноначалника или первосвященника значит. Cиe толко между именами сими разнствие есть, что иереи просто священника, Архиереи же священника прочиих священников управляюща означает. И в едином сем разуме, как древнии иудеискии православнии, так и язычестии, Римстии, Афинеистии и прочии, потом же и християнстии Иереи и Apxиepeи нарицалися. И не было cиe имя на иных чинах ни какова священнодействия не касающихся, якоже имя Епископ и чинам не священным служило: о чем выше слово было.
XIV. И хотя в християнстве, не толко лица к болшему, и нарочитому священнодействию определенные, но и вси вернии нарицаются священство, и священницы; Петр бо Апостол ко всем всякаго чина лицам глаголет, в первом послании в главе второй (вы род избран, ЦАРСКОЕ СВЯЩЕНСТВО) однакож имя священства и на всех лежит, ради некоего, хотя не собственнаго и изряднейшаго священнодействия, якоже тотже Апостол тамже выше глаголет (и сами яко камение живо зиждитеся, в храм духовен, СВЯТИТЕЛСТВО СВЯТО, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом). Вся бо христианская бого угодная дела, молитвы, милостыни, страннолюбие, правосудие, сокрушение, и прочии, нарицаются священнодействия, приношения, жертвы. Что можно бы доволно от писания явити, но не о том нам дело зде. Таковых же ради священнодейств, вси обще христиане, и могут нарицатися, и нарицаются священницы.Тако разумети подобает и оное Апокалиптическое слово, в главе 5. (сотворил еси нас богови нашему Царя и иереи.)
Всегда убо имена сия иереи, и Архиереи, священнодействие означают, или нарочитое и собственное на собственном чину священском, или общее на всех христианех: А едино от них имя Apxиepeй с священнодействием означает и первенство, начало, или и власть над прочим священством якоже и имя древних Римских языческих священноначалников ПОНТИФЕКС ВЕЛИКИЙ, имело в себе силу сугубую, священнодействия, и над священством власти. О чем выше слово было.
XV. По разсуждению же имен сих: ЕПИСКОП, и APXИEPEЙ, не трудно уже дати ответ на вторый вопрос.
Во первых же: могут Государи Епископами народа себе подданнаго нарицатися. Имя бо Епископ значит надъсмотрителя: якоже выше протолковано: А при Государех самый верховный над всенародными делами надсмотр. И тако древний и преславный эллинский стихотворец Омир, Эктора Троянского Государя, нарицает Епископом в последнеий книге Илиади: подобне якоже и иное имя пастырь, ныне единым толко духовным властям подаемое, тотже Омир подает Государю, нарицая его пастыря людей, в книге первой.
XVI. Но се не доволно зде: есть бо нам вопрос, могут ли Государи христианстии в христианстем законе, то есть по елику христианстии Государи суть, нарещися Епископы. И на cиe ответствуем, что могут не толко Епископами, но и Епископами Епископов нарещися. И молю читателя прилежно разсудити следующый довод сего.
Государь, власть высочайшая, есть надсмотритель совершенный, крайний, верховный и вседеиствителный, то есть имущий силу и повеления, и крайнего суда, и наказания, над всеми ceбе подданными чинами и властьми, как мирскими, так и духовными. Что и от ветхаго и от новаго завета доволно показал я в слове о чести Царской, проповеданном в неделю цветоносную, 1718 году, и того ради зде не повторяю. И понеже и над духовным чином государское надсмотрителство от Бога уста влено есть, того ради всяк высочайший законный Государь в Государстве своем, есть воистину Епископ Епископов.
И да не речет кто, что есть Государь по власти и силе своей зде воспомянутой Епископ, и Епископов Епископ, но не нарицается так. Ответствуем, что, когда имеет кто силу и власть, то не возбранно ему и имя власти и силе своей пристойное возъимети. Разве бы имя было чести его нечто противное.
И зде в кратце (ради лучшаго уразумения) имен или титл разделение предлагаем.
Суть имена или титлы чиновныя, самое дело чина того именно изобразующыя, и потому собственная, и свойственная единому чину, а иному ни коему же служащая. Таковая имена суть: Купец, врач, Apxитект, Геометр: и прочая.
Суть же паки имена чиновная, не именно изобразующая дело чина своего, но и иному чину служити могущая: якоже: Вождь, Правитель, Судия, Началник, и прочая: и между таковыми титлами есть и имя ЕПИСКОП. Значит бо надсмотрителя, а каковых дел, и как великаго, само собою не являет. Но за обычное у христиан употребление присвоилося к властем духовным надсмотр имущым.
По сему разуждению яве есть, что Царь, или кийлибо высочайший Го сударь, хотя и имеет власть над всеми в народе чинами, однакож не может нарицатися имянами оными перваго рода: имеет власть над купцами, но не можем его по тому нарицати купцем: имеет власть над врачами, Архитектами, и прочая: но не можем его нарицати врачем, Архитектом, и прочая: разве фигурално и мысленно: Врачем болезнующаго отечества, архитектом добра общаго, и прочая: нареши его можем, а просто и истотно не можем. Сия бо, и сим подобная имена, дело чина своего имянно изобразуют: Царь же имеет убо власть над купцами, врачами, архитектами, имеет бо власть повелевати им, и всем прочиим чинам, да прилежно и праведно поступают в деле звания своего, и судити, аще не позванию своему ходят. Обаче сам ни куплю деет, ни врачует, ни Архитектурою упраждняется. И того ради не может нарещися Купец, Врач, Архитект: И имена сия неприбавили бы Государю, но убавили бы чести, понеже именно являя собственное собственных чинов дело показовали бы, что Государь есть един от купцев, или врачев, или Архитектов, а не высочайшый над всеми властелин.
Если же за охоту свою и упраждняется в некоем деле врачевском, Архитектонском, и прочая, то хотя может нарещися врач, Архитект, и прочая: Однакож наречется тако, не ради превосходной власти своей, но ради употребляемаго дела.
Имена же второго рода, понеже не имянно показуют дело собствен ное, но точию власть являют, того ради Царь, крайнюю и превосходителную власть имущий, может оными пристоино украшатися. И тако есть вождь, правитель, судия по превосходству, хотя и иные чины ему поддан ные имен тых участницы суть.
Таково и имя Епископ, понеже само собою неизобразует собственнаго дела духовных пастырей (якоже выше доволно показалося) но точию значит надсмотрителя; может и высочайшей власти служити, понеже оная есть общая над всеми чинами надсмотрителница: и понеже надсмо тру оной подлежат и Епископи, того ради по самой сущой истинне мо жет Царь нарещися Епископ Епископов, есть бо во истинну таков, аще и не нарицается.
XVII. Но утвердим, и заключим знатным в истории достоверной образом.
Евсевий Памфилов Кесариискии Епископ, первый и преславный историк христианский, так о великом Константине пишет, в книге первой жития его, в главе 44. (изряднейшее о Церкви Божией имея попечение, не согласующымся некиим
(епископам) по разных сторонах, сам яко ОБЩИЙ ВСЕХ ЕПИСКОП ОТ БОГА ПОСТАВЛЕННЫЙ, соборы божиих служителей созываше). Тотже Евсевий пишет, что и сам Костантин созвав Епископы к ceбе на пирование, нарекл себе Епископом. Слова Евсевиева суть в книге 4, о житии Константина, в главе 24. (некогда призвав к ceбе на пирование Епископов, не неприлично и самого себе нарекл ЕПИСКОПОМ, сими, при нашем присутствии, словеси: ВЫ УБО В ДЕЛАХ ЦЕРКВИ ВНУТРЕННИХ ЕПИСКОПИ ЕСТЕ, АЗ ЖЕ В ДЕЛАХ ВНЕШНИХ ЕПИСКОП ОТ БОГА ПОСТАВЛЕН ЕСМЬ.)
Где именем дел внешних не разумей дела гражданская, но церковная: ибо Евсевий повесть сию о Константиновом Епископстве предложил с такой причины, что Константин всем Римскаго Государства жителям, как народу, так и воинству, затворил двери капищ идолских, и всяких жертв приношения запретил, и посланным по всюду указом, повелел почитать день господский, памяти мученическия, и празд ники церковныя. Cиe сказав, Евсевий приводит помянутую повесть, что не всуе и сам себе Константин назвал Епископом. И по том cиe глаголет Евсевий (и согласная слову своему мудрствуя, над всеми под данными Епископствоваше, поощряя, елико возмог, всех к благочести вому житию).
От сих известно, что Константин внешная Епископства своего дела, не гражданское управление но церковное нарекл. Внешная же нарекл дела, превосходное свое над духовными делами надсмотрение, уста вы, повеления, соборов созывания, суды, и наказания на противляющыхся истинному богочестию, как мирских так и духовных, и самих Епископов; якоже и самым делом тое исполнял, и не толко он, но и прочии по нем императори, и того полны суть истории. И сокращенно о том засвидетельствовал историк церковный, вторый по Евсевии, Сократ, в предисловии пятой книги (от нележе, рече, императори стали xpистианами, от того времени дела церковная на них висят: и болшые со боры на их произволении лежали прежде, и ныне лежат).
Внутренняя же Епископов дела нарекл Константин дела собственная звания Епископскаго, именно, посещения церквей, наставления и нака зания меншых пастырей, и в coбopе разсуждения, объяснения догматов.
И сия Евсеиева свидетелства доволна суть к познанию, что Государи в государствах своих суть, и нарицатися могут Епископи, и в каком paзуме, как дело, так и титла Епископская оным прислушает.
XVIII. Придают к сим неции, что Константин в послании своем к церкви Александийской738 (или яко у Евсевия надпи-суется: к церквам) нарекл себе единаго от Епископов, но то снисходително и смиренномудренно о себе сказал Константин: ниже бо есть Епископ в том разуме, в котором и прочии церковныи пастырие нарицаются: якоже выше исталковалося от самых слов Константиновых у Евсевия. Ниже есть Царь един от Епископов, ибо тако был бы он честный некий и рядовый, и определенную себе Eпapxию имущый Епископ: что весма не вместимо есть. Но Царь есть, якоже и Константин был ОБЩИЙ ВСЕХ ЕПИСКОП, якоже паки слы шали мы выше от Евсевия (29) Костантин убо нарицая себе единаго от Епископов, унижал смиренно честь свою, якоже яве показуется от последующых его словес, у Евсевия книга 3, о житии Костантина: гла ва 17. Где тако глаголет Константин (Собравшымся многим, елико мощно было, совокупным, и мне самому яко единому от вас присутствующу (ниже бо отрицаюся, о чем паче радуюся, быти мене вашего сослужителя вся подобающым разсуждением разсмотрена суть,) Где сло во Константиново вместителными заключенное яве показует, что он смиренно о себе говорит, и аки бы равнаго себе Епископом представляет. Тожде извествуется и от прочиих о нем повестей Евсевиевых. На пример в книге 3, о житии, глава 10. Сказует Евсевий, что Константин входя на Собор Никейский, не имел при себе воинства, ниже телохранителей, но точию неких единоверных другов: и что не первее сел в соборе, покамест не поманули Епископи. В тойже третией книге, в главе 12, в слове своем к собору, нарицает себе
Константин служителем Епископов. В тойже книге в главе 22, нарицает Епископов Константин братию свою возлюбленную. И еще яснее показуется, в коем разуме нарекл себе Константин едина от Епископов, от повести Евсевиевой, в книге 1. О житии в главе 44. (не презирал, рече (Константин) присутствовать и сидети на соборе, участник бывая разсуждаемых, и вся, яже к миру Божию, всем промышляя: СИДЕЛ ЖЕ ПОСРЕДЕ ЯКО
ЕДИН ОТ МНОГИХ: ДАЛЕЧЕ ОТ СЕБЕ ОТЛУЧАЯ ВСЕХ ПОКРОВИТЕЛЕЙ И ТЕЛОХРАНИТЕЛЕЙ.) Сия и прочая повести Евсевиевы ясно показуют, что Константин нарицая себе единаго от Епископов не Епископство свое превосходное (онемже выше нам слово было) воспоминал, но паче смиряяся, в ряд прочиих пастырей себе снизводил.
XIX. Но уже пора ответствовать и на другую часть втораго вопроса, о имени или титле АРXIЕРЕЙСКОЙ.
И в первых, понеже всяк христианин, за духовное свое священнодействие, то есть за всякий Образ истинных добродетелей, есть, и в писании нарицается ИЕРЕЙ или СВЯЩЕН-
НИК, якоже выше показано под числом XIV. То в таковом общем священства разуме, всякий xpиcтиански Государь есть, не точию иерей, яко духовно Богу священнодействующый, но и Apxиepeй, или священноначалник, яко над толиким священства множеством, то есть, над народом христианским себе подданным державу имущый.
XX. А в собственном собственнаго и нарочитаго священства разуме, не может Государь христианский нарещися иерей, или священник, понеже имя священник (не в общем разуме употребляемое) само со бою означает и изобразует собственная дела священническая, яковыя суть в ветхом завете различныя обряды, и различных жертв приношения, в новом таинодействия, наипаче же безкровной жертвы Евхаристии: дел же тех Государь христианский не касается: разве аще бы который был и верховный Государь, и к священнодействию рукоположен. Однакож и тот был бы священник не по власти своей Государской, но по рукоположению.
И ведаем, что в древние времена, многажды тыижде были и священницы, якожде и в священном писании образ видим Мелхиседека, и от внешных писателей свидетелствуется о таковых державных священниках у многих языков. Однакож дело разное всегда было священнодеиствовать, и владети, а священнодействие высокой ради чести своей, по естественному разсуждению (когда инаго определения не было ни от Бога, ниже от человек) некому иному, толко высочайшей власти прилично судимо было. А по том иное определение стало: в великих государствах и весма не воместимо священство с самодержавством показалося. И не имеем ни единой в христианстве истории, где бы Царь собственным и нарочитым священнодеиствием упражнялся.
XXI. А что от Евсевия приводят неции, как то Константин, в праздник пасхи, аки бы священское дело действовал, то не о нарочитом и собственном священнодействии глаголет Евсевий, но о Константиновом изряднейшем в оный праздник уединении, богомыслии, молении, и славословии повествует, и по приличию делом священническим нарицает, якоже и воистину таковая богоугождения суть священнодействия, но в об щем xpистианскаго священства разуме.
XXII. Суть же некая и труднейшая свидетелства по видимому, явля ющая, что Царие не точию общаго всему христианству священства имя носят, но и собственно и нарочито суть священницы.
Се в первых велико: что на соборе Халкидонском, в деянии шестом, при конце, между разными усердными и похвалными к Царю Маркиану голосами, и cиe возгласили ему Епископи (священнику и Царю многая лета: ты церкви исправил еси, в бранех победитель, веры учитель).
XXIII. И согласная тому мнятся быти последующая, а в оные времена часто употребляемая, высокая Царей именования. Часто в кодексе Юстиниановом, императори нарицаются латинским языком САКРАТИССИМИ, то есть СВЯЩЕННЕЙШИИ: и на соборе Халкидонском нарицается ИМПЕРАТОР БОЖЕСТВЕННЫЙ, в деянии 5, Грань у мене, 450, 446, 447. И в деянии 6, Грань, 487: да на том же Соборе в деянии 5. На самом конце, нарицают императора БОЖЕСТВЕННЫЙ ВЕРХ.
Також грамоты Царския нарицаются латински САКРЕ, то есть СВЯЩЕННЫЯ А гречески БОЖЕСТВЕННЫЕ ГРАМОТЫ: зри на Соборе Ефеском надписание послания Феодосия и Валентиниана императоров, к Александриискому Кириллу, Грань у мене 1343, 1344. И тамже в деянии 7, Грань 1615, грамота Царская к собору надписуется БОЖЕ СТВЕННАЯ ГРАМОТА: Темже именем Царския грамоты украшаются на соборе Халкидонском, в томе третием Соборов, на границах 667, 682. А грамота Константина Погоната на Соборе 6, тома 3 соборов, на границах 1043, и 1076, нарицается простолатинским языком САКРА, так в латинском, так и в греческом писме.
Но и палата Царская, латински СВЯЩЕННАЯ, а гречески БОЖЕСТВЕННАЯ нарицается в начале всех деянии шестаго Вселенскаго Собора.
Но и прочые вещи Царские, священные именуются, священныя дары, священныя сокровища, священныя стаини739: о чем в законах Царских много обретается.)
И сия вся ясно кажется, являют нам, что власти высочайшые не общаго токмо с всеми христианами свяшенства, но и собственнаго нарочитаго участницы суть.
XXIV. Однакож когда прилежно и основателно вся сия розыщем, все иное покажется.
Славный Халкидонскаго Собора возглас (СВЯЩЕННИКУ И ЦАРЮ) един толко oбpетается, ни где прежде неговорен, и ни где послежде не повторен. А если бы Царие были участницы собственнаго священства, всегда бы священники и сами писалися, и от прочиих нарицаеми были. Как титлу языческаго ПОНТИФИЦИА, или Архиереиства всегда содержали не толко язычестии, но и христианстии императоры, покамест не вышла она из обычая.
XXV. Есть убо фигура, или образ речи, гречески MEФОНИМИА нарицаемыи, а мы славенски нарещи можем ЗAИMCTBOBAHИE ИМЕНИ: когда чуждее имя вещи или лицу подаем, ради некоего приличия, согласия, подобия, достоинства, наипаче же ради вины дела. Так благодетеля великаго, который воскормил и воспитал мене, могу нарещи родителем моим, хотя родитель истотно тот толко есть, который семенем своим родит человека. Так во время моровое, когда власть высокая, прилежным своим попечением, обережет некую сторону от язвы, ово отвер гая сообщение подозренных пришелцов, ово устроевая, и посылая врачев с презервативою, может власть оная нарещися врач: и просто всяк, кто великую делу вину подал, хотя дела того не делал, мо жет именем делателя наречен быти. Давид есть человекоубиец, хотя не сам убил Урию, но вину подал к убиению его. Соломон есть создатель Церкви, хотя не делал своими руками. Но и повседневная многая таковою фигурою именования творим.
XXVI. Темже речи образом и халкидонский собор Маркиана священником нарекл. Понеже бо Маркиан повелением своим созвал много Епископов, и прилежным чрез определенных от себе чрезобычайных коммисаров надсмотром управлял, и к согласию, и взысканию истинны приводил, и своим единожды присутствием почтил и укрепил, наипаче же, понеже Маркиан подал Собору три правила, к исправлению причта церковнаго: на шестой акции, того ради, по прочитании правил оных воскликнули Епископи (СВЯЩЕННИКУ И ЦАРЮ, и прочая яко великому виновнику толь священного дела, и исправления чина церков наго. И ясно сам Собор означил таковаго своего приветствия вину: воскликнувше бо (священнику и Царю многая лета) aбиe придает, (ты церкви исправил еси, в бранех победитель, веры учитель). Яков убо был Маркиан церквей исправитель, и веры учитель, таков и священнник: то есть не своим розыском истинны, но Монаршим повелением учителей к розыску приведшим. И еще вящше объясняется cиe наше разсуждение от другаго Епископов возгласа к томуж Маркиану, на томже Соборе, и на той же акции, где вопят Епископи (Грань 487) (новому Константину, НОВОМУ ПАВЛУ, новому Давиду.) и новым зде Константином и Давидом Маркиан наречен есть по свойственному образу, по неже Константин и Давид Цари же были, и как оныи, так и Маркиан управлял церковь: но Павлом новым нарицается чрез фигуру помянутую: ибо Павлово Апостолство совершалося его проповедию, Маркианово же повелением проповеди: каковым речи образом и Константин, и у нас Владимер наречены равноапостолники. До зде на соборное Халкидонское возглашение.
XXVII. Не трудно же решение имеем и оных титл, под числом XXIII. положенных, то есть, СВЯЩЕННЕЙШЫЙ И БОЖЕСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТОР, и прочая.
Ибо титлы сия, не ради священнодействия высоким властем подают ся, но ради иных вин.
И лица публичные, яковыя суть высокие власти, и публичные вещи, у римлян древних нарицалися СВЯЩЕННЫЯ, ради различия от лиц и вещеи приватных, то есть собственноличных. Тако о священных местах сказуется в Пандектах, книга I. Титла, 8, число 9.
А изряднее власти великие нарицалися Священносвятыя, того ради, что не удобовредимые были, и кто дерзнул бы на них, осужден был на смерть не простую, но на жертву Иовиту, или иному богу. Тит Ливий, книга 3, глава 55. И имя Священносвятый, значило неприкасаемаго: как то и имения неприкасаемые, нарицает Цицерон СВЯЩЕННОСВЯТЫЕ, в слове втором на Катилину. И союз народов нерушимый, священносвятым именует он же в слове за Корнилием балбом740.
И в том разуме как древние, так и познейшые, власти верховные нарицалися священнейшые, у латин, а у еллинов божественные: и до ныне Императором и Королям дается титла СВЯЩЕННЕИШАГО ВЕЛИЧЕСТВА.
Таковое же императоров прозвание, от обычая древних Римлян произшедшее, еше лучшие и важнейшые ceбе причины, и по тому и крепость болшую получило в христианстве. Закон бо христианский в писаниах священных паче всех прочих законов человеческих подает силу высочайшым властем, весма их нерушимых, не прикасаемых, и никоемуже, кроме Божия, суду не подлежащих показует. И потому и име нами преславными и превосходителными украшает их, христами Божиими и богами их нарицая.
И сия суть вины истинныя, чесо ради императоры нарицаются священнии, священносвятыи и божествении и не токмо сами, но и палаты их, и сокровища и пpoчие веши. Не ради некоего в церкви действия иepeйскаго того бо в историях не обретаем Но ради изъятия своего от всякаго суда человеческаго, получили толь высокое имя, яко не судимии не вредимии, и весма не прикосновеннии.
XXVIII. Но зри, что произошло из оной священной титлы в последние времена, в Римской, под Папою, церкви. Когда грубое древностей невежество, немогло знать истинных причин, чесо ради СВЯЩЕННЕИШЕЕ Величество Императорское нарицается, Пронеслся помалу слух от суемудренных умняков, будто Император обещник есть некоего священнаго чина, и член есть причта церковнаго. Потом начало славитися, каков именно причетник есть Император, то есть Диакон. Папе се, к его над Государями превосходству и похищаемой власти велми помощно стало, а императоры, с простоты приняли себе в честь cиe. И тако во время собора Константийскаго Сигисмунд Император служил Папе на литургии, в праздник рождества Христова по диаконску, и в диаконском облачении: в лето 1414: как повествуется в книге соборов в Антверпии, изданной от Кориолана Капучина при конце Собора Константийскаго. И тако Папы Римскии, между инными хитрыми изобретении, и сего обманною честию, подноги себе императоров покорили. И например воспомянем зде некия церемонии Папежских уставы, в книгe церемониалной положенныя: приход Императора к Папе так описуется: Папа сидит на Престоле в облачении и в митре: Император приходя к нему, трижды колена до земли преклонением почитает его. Таже ближае приступив, ногу Папину целует, по сем обема коленома преклонен доволное Злато к ногам его приносит, и благодарствует за таковую себе честь у Папы полученную. Когда Папа на коня седает, тогда присутствующый болший некий Государь, хотя бы Король или Император был, держит стремя коня Папиного, и по сем уздою ведет не по да лече. А когда Папа не на коне, но на кресле ход делает, тогда болший Государь, Король, или Император Папу на кресле не по далече понесет с прочиими на раменах своих.
Також Императору устав положен, да коленома преклонен держит умывалницу, когда Папа руки мыет: и да на трапезу Папину первое блюдо принесет: толкож не повелевает устав
Императору в поварню входить, се же ради императорской чести его.
XXIX. Но сия по случаю воспомянувше, посмотрим нашы Восточныя обычаи. Что неции повествуют с Византииских историков о Царском в Алтарь входе, и о причащении священским обычаем: cиe утверждается и правилом давнейшым пятошестаго Собора в Трулле, которыий запре щая всем миряном вход Алтарный (чаю, некакий либо, но ради npичащения) иземлет от того запрещения Царскую власть, и глаголет, что Царем входити в Алтарь, древнее предание есть. Есть же cиe и велми честно власти Царской, отличая бо оную от всех прочиих, толь славным чести образом, несоравненную ея высоту показует: Однакож не есть то доводом собственнаго священства церковнаго.
А что паки приводят неции от истории греческих, како на великом входе предходил Царь священству, в день коронования своего, и се истинна, да хвалити сего усумневаюся, и не могу угадать, к чией чести прибавлению церемония таковая изобретена была.
А Георгий Кодин, Автор Греческий, которыи написал книгу о Царских и Патриарших церемониях, именует и вину таковаго Царскаго предхождения, сказуя, что Царь в церковном причте имел честь Депутата церковнаго: ибо Депутат церковный предходил священству на великом входе.
Пети же Царю в церкви, и пения церковная слагать. (Ибо и cиe неции в дело свяшенства Царем поставляют.) Есть знамение Христолюбия и смирения Царскаго, а не чина священскаго.
XXX. Приложим мы наконец изряднейшую церемонию Константинополскую, которая, хотя також не знаменует чина церковнаго на Царех, да образует сугубую Царей власть, как над мирским, так и над духовным чином, и обоих их делами. В праздничных ходах в Царе граде, и Царю, и Патриарху предоносима была Лампада: но Патриаршая одним толко, а Царская двома венцами украшенна. Вину того подает Феодор Валсамон, что власть Патриаршая одна толко над духов ным, а Царская сугубая, и над мирским и над духовным чином. Пишет о сем Иоанн Касалий Римлянин в книге своей о церемониях христианских, в главе последней на конце.
* * *
Сему историческому розыску вину подал случившийся между некоторыми любо пытными разговор, и понеже было некиих мнение, будто христианстии Цapиe нарицалися Понтифексами или Архиереами христианскаго закона, також и великий Константин наречен был Епископ христианский, в том разуме, в котором нарицаются Eпископи, Церковнаго
Священства управители: того ради честному сему любопытству послужил Феофан Архиепископ Псковский, изследуя прямую историческую истинну.
Печатано в Санктъпитербургской Типографии 1721 году. Месяца иулиа в 7 День.
* * *
Печатается по: Верховской П. В., проф. Учреждение Духовной коллегии и Духовный регламент: К вопросу об отношении Церкви и государства в России: Исследование в области истории русского церковного права: В 2 т. Ростов-на-Дону, 1916. Т. 2. Отд. III. С. 3–20, (с сохранением основных особенностей стилистики, орфографии и пунктуации оригинала). Все последующие постраничные примечания принадлежат Прокоповичу.
Тит Ливий кн. I, гл. 20.
Тит Ливий кн. 10, гл. 6.
Бозий, в кн. о понт. гл. 1 Том 5 древностей Pимских число 1, 2, 3.
Бозий в кн. о понт. гл. 2, числ. 8.
Ливий кн. 1 гл. 20.
Светоний в Авrycте гл. 31.
Тацит в летопис. кн. 3 гл. 58; Валерий Максим кн. 1, гл. 12; Ливий кн. 37 гл. 51.
Тацит в историях кн. 1. гл. 15. Цицерон в слове за дом свой.
Тацит в летопис. кн. 1, гл. 10.
Овидий кн. 3 Фастов на день 6 Марта.
Ливий кн. 2, гл 2. и кн. 28, гл. 11; Плутарх в житии Нумы. Тацит в летопис. кн. 3, гл. 71.
Бозиус, гран: 260, т. 5: древностей римских.
Бозиус, гран. 261.
Тот же, там же.
Ливий: кн. 31, гл. 9.
Ливий кн. 40, гл. 42. и Цицерон в слове 11 на Марка Антония.
Ливий кн. 23, гл. 44.
В сокращениях Ливиевых книг: 59.
Бозиус из Диона, гран: 262.
Цицерон о натуре богов кн. 2, недалече отъ начала.
Светоний в Иулии, гл. 46. Бозиус с диона, гран. 262.
Светоний в Августе, гл. 31.
Тацит в летопис.: кн. 4, гл. 6.
Светоний в Клавдии, гл.
Тацит в летопис: кн. 2, гл. 91.
Светоний в Домитиане гл. 8. и Плиний в кн. 4 посланий, в послании 11.
Плиний кн. 10 Посланий 58: 59.
Бозиус с Лампридиа гран: 278.
Григорий Назианз: в слове на Иулиана.
Бозиус гран: 278.
У бозиа гран: 294.
Так в подлиннике. – Примеч. ред.
Так в подлиннике. – Примеч. ред.
Так в подлиннике. – Примеч. ред.