Источник

IX. Отделение школы от церкв

ПРЕПОДАВАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВЕРОУЧЕНИЙ ВО ВСЕХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ, А ТАКЖЕ ЧАСТНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ, ГДЕ ПРЕПОДАЮТСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

ГРАЖДАНЕ МОГУТ ОБУЧАТЬ И ОБУЧАТЬСЯ РЕЛИГИИ ЧАСТНЫМ ОБРАЗОМ.

1. В виду отделения школы от церкви преподавание каких бы то ни было религиозных вероучений ни в коем случав не может быть допущено в государственных, общественных и частных учебных заведениях, за исключением специальных богословских.

(Инструкция НКЮ 18 г., § 33).

2. Все кредиты на преподавание религии в школах должны быть немедленно закрыты и преподаватели религиозных вероучений лишены всякого рода довольствия. Ни одно государственное и иное публично-правовое общественное установление не в праве производить преподавателям религии каких-либо денежных сумм как за настоящее, так и за истекшее с января месяца 1918 года время.

(Инструкция § 34).

3. Здания духовных учебных заведений всех вероисповеданий, а также церковно-приходских школ, как народное достояние, переходят в распоряжение местных Совдепов или Народного Комиссариата Просвещения.

Примечание. В арендное или иное пользование эти здания могут быть Совдепами предоставлены для специальных учебных заведений всех вероисповеданий лишь на общих для всех граждан основаниях и с ведома Наркомпроса.

(Инструкция § 35).

4. Преподавание малолетним и несовершеннолетним религиозных вероучений в государственных или частных учебных заведениях и школах карается – принудительными работами на срок до одного года.

(Ст. 121 Уголовн. кодекса).

5. В развитие декрета п. 9. Об отделении церкви от государства и п. 33 Инструкции к нему Наркомпрос постановляет:

а) Воспретить лицам, принадлежащим к духовенству всех его родов, всех вероисповеданий, занимать какие бы то ни было должности во всех школах.

б) Лица принадлежащие ранее к составу духовенства, по оставлении сана могут занимать таковые должности лишь с особого каждый раз разрешения Наркомпроса.

в) Виновные в нарушении сего воспрещения подлежат суду Ревтрибунала.

(Цирк. НКП от З марта 1919 г. Р. и Ц. № 2, стр. 40).

6. Преподавание вероучения лицам, не достигшим 18-летнего возраста, не допускается. Для лиц старше 18 лет могут быть устраиваемы специальные богословские курсы с целью

подготовки священнослужителей, но при условии ограничения программы таких курсов специально богословскими предметами. Для лиц старше 18 лет допускаются также отдельные лекции, беседы и чтения по вопросам вероучения, поскольку таковые не имеют характера систематического школьного преподавания.

(Пост. ВЦИК 13/VI – 1921 г., Р. и Ц. 1922 г., стр. 53).

7. Административный отдел Н. К. В. Д. при сем препровождает для сведения и руководства постановление Народного Комиссариата от 23-го апреля 1921 года. (Цирк. 30/VIII 1921 г. № 332).

(Протокол 17/144 Засед. Кол. Н. Е. П.).

Слушали:

1. О преподавании так называемого закона божия детям до 18 лет.

Постановили:

1. Обратить внимание всех Губотделов Нap. Образования на п. 1 постановления 5-го засед. государственной комиссии по просвещению от 24 апреля 1918 года (опублик. в «Извест. ВЦИК» № 191 от 5-го сентября 1918 г.), что для лиц, недостигших 18-летнего возраста, никакие учебные заведения, где преподавались бы религиозные вероучения, не могут быть допущены.

Предложить Губнаробразам принять все меры к тому, чтобы допускаемое вне стен учебных заведений преподавание так называемого закона божия детям до 18-ти лет отнюдь не отливалось в форму учреждения правильно функционирующих учебных заведений, руководимых духовенством.

В целях наиболее полного выяснения положения данного вопроса на местах и централизованной борьбы с нарушением в этой части декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, обязать Губотнаробразы в срочном порядке произвести тщательное обследование всех фактов преподавания «закона божия» детям до 18 лет, характера, форм и методов такого преподавания и информировать о них Народный Комиссариат по просвещению, с сообщением о мерах, которые по мнению Губотнаробраза необходимо было бы принять в общегосударственном масштабе для недопущения нарушения закона.

8. Обучение детей так наз. закону божьему не может быть разрешено ни в школах, ни в зданиях храмов; в отношении же преподавания религиозных вероучений лицам, уже достигшим 18-летнего возраста, преподавание «закона божия» разрешено вне школ и учебных заведений на специальных богословских курсах, при чем от усмотрения местной власти зависит удовлетворить ходатайство о предоставлении по особому договору верующим помещения храма или другого здания под занятия того или иного культа, если в этом действительно ощущается еще со стороны массы населения настойчивая потребность; местная власть имеет право оговорить, что раз храм может быть использован под небогослужебные потребности, то от Совета зависит употребить его по этому же договору в свою очередь под свои нужды во внебогослужебное время.

(21/I – 1922 года, № 38. Р. и Ц. 1922, стр. 44).

9. По вопросу о допустимости преподавания религ. вероучений в храмах, 5-м отделом НКЮ разъяснено, что преподавание закона божия лицам, достигшим 18-летнего возраста, не воспрещено, а напротив разрешено вне школ и учебных заведений. Следовательно, от усмотрения местного Совдепа всегда зависит удовлетворить ходатайство о предоставлении верующим помещения храма или иного здания под занятия того или иного культа, если в этом ощущается потребность. Прямой запрет, если в данной местности население еще объято религ. предрассудками, поведет лишь к ненужному озлоблению.

(26 апреля 1919 г, № 537. Р. и Ц. № 3, стр. 68).

10. Всероссийская беспартийная татарская конференция Крыма ходатайствовала об отмене запрета преподавания, в качестве необязательного предмета, вероучения в помещении школы, по окончании обычных занятий. Президиум В. Ц. И. К. передал вопрос об удовлетворении этого ходатайства соответственным комиссариатам (Наркомюсту и Наркомпросу).

5-й Отдел Н. К. Ю. высказался против допущения «закона божьего» в числе преподаваемых в школах предметов. Предполагая, что мнение разделяется и Наркомпросом, 5-й Отдел Н. К. Ю. просил прислать его свое заключение (14 сентября 1921 г. № 612). Наркомпрос сообщил, что считает преподавание «закона божьего» в школьных помещениях абсолютно недопустимым (17/IX 1921 г. № 6282).

11. Гражданин села Тумы Г. В. Серавкин обратился в Комиссариат «духовных дел» с запросом: «можем ли мы, старообрядцы, открыть свою общинную школу, в которой преподавать учение согласно старообрядческих воззрений, предметы: закон божий, арифметику, географию, чистописание и правописание, содержа учителя за свой счет и считая, что настоящий тип школы плох и преподавание в них ведется очень слабо и не соответствует духу старообрядческих воззрений; кроме того, в этих школах открываются вечера, танцы маскарады, пляска, гармонь; видя все это, юный мальчик воспринимает этот развращающий пример, а мальчик за 4 года революции, ходя в школу, мало что заучил полезного».

5-ый Отдел Н. К. Ю. сообщил просителю, что школа желаемого для него типа с преподаванием в ней так наз. «закона божьего» открыта быть не может, так как преподавание всех вероучений в школах запрещено законом.

Что же касается его жалобы на плохую постановку в Советской школе села Тума, то с подобным заявлением следует обращаться в местный отдел Наробраза, который и примет соответствующие меры для исправления замеченных недостатков (II/IV – 1922 г. № 166).

12. Приходский совет Петрозаводского кафедрального собора возбудил хадатайство о разрешении преподавания религиозных учений детям до 18 лет частным образом – в храмах и на дому. Отдел Юстиции Карельской Трудовой Коммуны, ссылаясь на заключение Коллегии Единой Трудовой Школы при Наркомпросе о том, что преподавание всех вероучений в частных домах или церквах никоим образом не разрешается до 18 лет, сообщил Карельскому Обисполкому, что групповое обучение детей дошкольного возраста т. н. закону божьему равносильно восстановлению упраздненных декретом духовных учебных заведений. Указание членов междуприходского совещания приходских советов церквей г. Петрозаводска в своем заявлении на то, что свое высокое назначение человек может выполнить, только получив в основу своей жизни евангелие, совершенно неосновательно, ибо не религия заставляет быть добрым гражданином и нравственным человеком трудящегося, а его борьба за устройство общественной жизни, на основании правильно понятых им классовых интересов и правильно понятых законов природы.

Если бы родители, желающие обучать детей закону божию, сослались в данном случае на свои родительские права, то й такая ссылка их но могла бы служить основанием к обязательному разрешению им Советской властью преподавания детям закона божия, ибо при социалистическом строе все общество заинтересовано в том, чтобы юное поколение получало надлежащее научное воспитание и образование.

Согласно ст. 153 кодекса законов об актах гражданского состояния (Собр. Узак. 1918 г., № 76 – 77, ст. 818), родительские права осуществляются исключительно в интересах детей.

Бесспорно, что преподавание детям закона божьего влечет за собою затемнение их детских умов и, таким образом, Советская власть, на обязанности коей лежит воспитание и образование детей, вправе и должна оградить их от наполнения детских голов религиозными предрассудками, к чему стремится духовенство путем преподавания «закона божия». Карельский Обисполком ходатайство приходского совета отклонил, что было обжаловано в 5-й Отдел Наркомюста.

5-й Отдел Наркомюста сообщил Карельскому Обисполкому, что ходатайство просителей не подлежит удовлетворению, т. к. согласно разъяснению Наркомпроса от 23 апреля 1918 г.–преподавание религиозных вероучений детям до 18-ти лет не должно ни в ноем случае принимать формы учреждения правильно функционирующего учебного заведения, чего несомненно добиваются просители (8/V 1922 г. № 227).

13. Вследствие запроса Юрисконсультского Бюро Наркомпроса, № 336 Отдел культов сообщил, что вопрос о порядке открытия и организации богословских курсов законодательными органами не рассматривался.

Единственное упоминание о богословских курсах встречается в Декрете ВЦИК-а ют 13 июня 1921 г. в прим. ст. 3. «Для лиц старше 18 лет могут быть устраиваемы специальные богословские курсы с целью подготовки священнослужителей, но при условии ограничения программы таких курсов специально богословскими предметами». Кроме того, по запросу НКВД в 1919 г. было Отделом культов НКЮ разъяснено, что как группам верующих, так равно «епархиальному совету», как организациям религиозным, не имеющим прав юридического лица, не может быть дано разрешения на открытие какой либо школы для преподавания, так наз., закона божия. (Революция и церковь 1920 г., № 3, стр. 69).

В виду выдвинутого настоящим моментом вопроса об открытии богословских курсов, 5-й Отдел признает необходимым для предупреждения возможных при этом злоупотреблений учреждение богословских курсов допускать в больших городах (не меньше губернского) и только с разрешения Губисполкома по соглашению с Наркомпросом и с Отделом кольтов Наркомюста. На курсы могут приниматься только лица, достигшие 18-летнего возраста и имеющие образовательный ценз не ниже первой ступени советской школы. Так как ВЦУ, Епархиальные церковные управления, группы верующих, а также и религиозные общества лишены права юридического лица, то открытие богословских курсов может быть предоставлено только либо отдельным, ни в чем неопороченным гражданам, либо товариществам их, причем лица эти при заявлении об открытии курсов должны представить программу, план преподавания и условия для поступления на учреждаемые курсы, и список преподавателей.

Правила об, учреждении богословских или религиозных курсов распространяются на все существующие в РСФСР культы и религиозные общества.

(2 мая 1923 г., № 280).


Источник: Церковь и государство по законодательству Р.С.Ф.С.Р. : Сборник узаконений и распоряжений с разъяснениями V Отд. НКЮ / П. В. Гидулянов, консультант V Отд. Нар. ком. юст. ; Под ред. П. А. Красикова. - Москва : Юрид. изд-во Наркомюста, 1923. - 100 с.

Комментарии для сайта Cackle