XII. Юридическое положение церковных учреждений
НИКАКИЕ ЦЕРКОВНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩЕСТВА НЕ ИМЕЮТ ПРАВА ВЛАДЕТЬ СОБСТВЕННОСТЬЮ. ПРАВ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
ОНИ НЕ ИМЕЮТ.
1) Всякое принуждение при взимании в пользу церковных или религиозных обществ, а равно осуществление над ними административных, судебных или иных публично-правовых функций или прав юридических лиц карается – принудительными работами на срок до шести месяцев с ликвидацией вышеуказанных организаций и с конфискацией имущества организации.
(Ст. 123 Уголовн. Код.).
2) Религиозные объединения, как таковые, правами юридического лица не пользуются. В виду сего удостоверения, мандаты и т. д., выдаваемые религиозными объединениями, как таковыми, не имеют юридической силы в советских учреждениях. Выдаваться религиозными объединениями они могут исключительно по делам религиозного характера.
По точному смыслу декрета об отделении церкви от государства, – мандаты и удостоверения, выдаваемые религиозными группами и объединениями, как таковыми, не имеют юридической силы в области хозяйственной, промышленной, торговой, транспортной и т. п. Все подобные удостоверения и бумаги могут выдаваться религиозными лицами и организациями исключительно по делам культа и имеют только религиозное значение.
Религиозные группы и объединения могут пользоваться печатями, штемпелями и бланками исключительно по религиозным делам, при чем самая печать не должна иметь каких-либо эмблем низвергнутого народом самодержавия (орлов, корон и т. п.). Православные и католические епископы и священники, еврейские раввины, магометанские муллы, сектантские пресвитеры, проповедники, диаконы, на предмет частных бумаг и записок по исключительно религиозным делам равным образом могут пользоваться своими именными печатями.
(Цир. НКЮ и НКВД 15/VIII 1921 г. п. 5–6).
3) Религиозные организации, согласно декрета СНК об отделении церкви от государства не имеют права владеть собственностью и прав юридического лица не имеют. Поэтому религиозные организации, в частности бывшие консистории, ныне переименованные в епархиальные советы, управления, правления, генеральные консистории и т. п., как бы они не назывались и к какому бы культу они не принадлежали, не имеют права присваивать себе судебных, карательных и налоговых функций. Не имея прав юридического лица, религиозные организации не могут выдавать удостоверения или мандаты на представительство от религиозных организаций и объединений для хозяйственных, промышленных, торговых и т. п. целей. Не имеют силы и всякого рода экспертизы, удостоверения, свидетельства и т. д., выдаваемые, так наз., «объединенными советами религиозных обществ и групп» по делам об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям и проч.: мандаты, удостоверения и т. д., могут выдаваться религиозными организациями исключительно по делам религиозного характера и имеют только религиозное значение. Исключительно только по религиозным же делам, религиозные группы и организации могут пользоваться штемпелями, печатями и бланками (Циркуляр НЕЮ от 18/V – 1920 г. и Циркуляр НКЮ, НКП, НКВД, ИКРКИ от 15/VII – 1920 г.).
4) Граждане РСФСР свободны за себя и за своих единомышленников принимать участие в религиозных съездах, но никоим образом не могут претендовать на право представительства на них от лица трудящихся в общегосударственных, профессиональных или промышленных областях жизни (Тот же циркуляр 15/VII–21 г.).
(Инструкция НКЮ и НКВД 1923, § 9–10).
5) Опыт показал, что крестьянские коммунистические образования, создавшиеся и гонимые при царизме за то, что практически уничтожили в своей хозяйственной жизни частную собственность, имели общественный труд и распределение, как духоборы, молокане, новый израиль и др., совершенно безболезненно усваивают общегражданские советские законы и уставы, органически вливаясь, как сельскохозяйственные, промышленные ячейки, в советское строительство, несмотря на то, что их коммунистические стремления и облеклись в силу исторических условий в религиозную форму. Задача советских органов по отношению к этим организациям преимущественно состоит в том, чтобы эти коммунистические организации, как промышленные коллективы, развивали и укрепляли свои уже практически усвоенные навыки и способы коммунистической организации, земледельческого труда с помощью науки и более высокой техники и, переходя к высшей форме, служили практически примером осуществимости и всесторонней выгодности коммунизма для трудящихся.
Примечание. Закупка и выписка из-за границы сельскохозяйственных машин сельскохозяйственными коллективами, артелями, коммунами могут происходить на общем основании через органы Вн. Торг. по соглашению с Наркомземом.
Съезд сельскохозяйственных общин, коммун, артелей, коллективов, кооперативов и т. п. объединений и других промышленных организаций, входящих в советское строительство, как полноправные юридические лица, в качестве таковых, могут выносить только постановления хозяйственного характера.
Граждане республики свободны лично за себя и за своих единомышленников принимать участие в религиозных съездах, но никоим образом не могут претендовать на право представительства на них от лица трудящихся в общегосударственных, профессиональных или промышленных областях жизни.
Поэтому на религиозных съездах мандаты могут быть только личные – от имени частных лиц или групп, а никоим образом не от промышленных и т. п. организаций или советских учреждений (сельских советов, колхозов и т. п.) трудовых ячеек, как частей государственного целого.
(Цирк. НКЮ, НКВД и НКРКИ от 15/VIII – 1921).
6) Циркуляр Наркомюста от 18 мая 1920 г. предлагает всем местным Губисполкомам прекращать деятельность бывших консисторий, ныне переименованных в епархиальные советы, генеральные консистории и т. п., как бы они не назывались и к какому бы культу они не принадлежали, всюду, где эти последние фактически ее осуществляют, опираясь на слегка измененные старые законы, вопреки декрета об отделении церкви от государства, декретам о суде, кодексу законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве и иных законов Совреспублики, и где эти воспрещенные ст. 12 декрета, религиозные организации присваивают себе – в качестве юридических лиц – судебные, розыскные, карательные, налоговые, финансовые, хозяйственно-административные функции, равно и привлекать лиц, виновных в дальнейшем осуществлении этих старых, уничтоженных революцией законов, к судебной ответственности. (Собр. Узак. 1920 г., стр. 204. Р. и Ц. № 3, стр. .78).
7) «Епархиальному совету», как организации религиозной, немеющей прав юридического лица, никакого общего разрешения на открытие школы для преподавания так наз. закона божия не может быть дано.
(Разъясн. V Отд. НКЮ ЗО/VIII – 1919, № 1056, Р. и Ц. № 3, стр. 69).
8) Центральные религиозные организации.
Отдел управления петроградского губисполкома запросил местный! отдел юстиции, подлежат ли регистрации центр, религиозные организации, созданные по почину верующих для внутреннего самоуправления церковью того или иного культа, как, например, петроградское епархиальное управление (православное вероисповедание), управление могилевского архиепископа (римск.-катол. вер.) глав. сов. еванг.-лютер. церкви – Сев. Зап. Обл. и вообще считается ли законным существование данных организаций (24/VII–22 г., № 10283). Отдел Юстиции препроводил этот вопрос в 5-й отдел НКЮ со следующим заключением: «Отдел Юстиции полагает, что представляя каждой религиозной организации в отдельности самоуправляться, вряд ли следует допустить объединение этих организаций и создание для них центрального органа в виде всероссийского главного церковного совета. По проекту о самоуправлении евангелическо-лютеранской церкви в России органами управления являются 3 главных церковных совета, в коих каждый приход имеет свое представительство в лице церковного совета избираемого общим собранием прихожан. В число функций главного церковного совета входят, между прочим, оповещения церковных советов о правительственных постановлениях, касающихся церкви и преподания разъяснений по вопросу о проведении в жизнь этих постановлений и применения их на практике (3/VIII – 1922 г., № 20823).
5-ый Отдел НКЮ разъяснил: Исходя из принципа, что религия есть частное дело отдельного верующего, декрет об отделении церкви от государства от 23-го января 1918 г. не признает церкви или религиозного общества, как юридического института, а допускает существование лишь отдельных религиозных групп граждан, объединяющихся для удовлетворения религиозных потребностей. Группа эта правами юридического лица не пользуется и не может владеть собственностью, По духу советского законодательства, каждая такая группа верующих – это вольная самодовлеющая церковь, которая может устраивать собственную жизнь и иметь какие угодно верования, лишь бы при этом не нарушался законный и общественный порядок и не затрагивались права граждан Советской России. Если, однако, какая-либо группа под религиозным флагом проявляет деятельность, за которую, согласно советского законодательства, подлежат закрытию частные союзы и общества, то местному совдепу принадлежит право пересмотреть договор, заключенный с данной группой верующих. В виду этого советское законодательство и государство не вмешиваются в вопросы церковной иерархии, образовавшихся на его территории религиозных групп, предоставляя им в делах внутренней организации и устройства полную самостоятельность, вплоть до провозглашения себя автономной, ни от кого независимой церковной общиной. В соответствии с этим 5-ый Отдел НКЮ неоднократно разъяснял, что подчинение отдельной труппы граждан, а также и священнослужителей своему епископу является в РСФСР, как и во всей Западной Европе, совершенно добровольным, так как налагаемые церковного властью канонические кары и наказания за непокорность и неподчинение духовной власти в роде отлучения, интердикта, низложения, лишения должности, перемещения и т. д. не имеют никакой юридической силы в РСФСР, потому что не от епископа, а от самой группы верующих зависит сделать свободный выбор между епископом или угодным группе священнослужителем.
В виду изложенного и принимая во внимание, что декрет 23-го января 1918 г. не признает за церковью в целом, прав юридического лица, или говоря иначе, не считает какую-либо историческую церковь, как-то: римско-католическую, евангелическо-реформатскую, греко-православную и т. п. за правовой организм, 5-й Отдел полагает, что высшая иерархическая организация всех вышеперечисленных церквей, как-то: епархиальная, дизцезальная, центральная, не подлежат регистрации со стороны советской власти в РСФСР ввиду системы отделения церкви от государства.
(25. VIII – 22 г., № 512).
9) 0 свободе совести группы верующих.
Служитель культа Вологодской губ. гражданин Гиммельбродский жаловался на низведение его церковниками в причетники за несоблюдение формальностей по совершению церковных браков. Прошение его на имя Совнаркома переслано на разрешение V-ro Одела, который разъяснил просителю, что указанное смещение обязательно для просителя лишь постольку, поскольку он сам добровольно, а не по принуждению извне, готов ограничить свою культовую деятельность и подчиниться указанному постановлению. В виду отделения церкви от государства, приглашение в священники, диаконы или причетники всецело зависит от группы верующих, каковой группе никакая прежняя церковная иерархия, под каким бы видом она ни конструировалась, не может делать никаких предписаний и обязательных постановлений.
Всякий иной порядок противоречил бы объявленной декретом от 23/I – 18 г. свободе совести. Советская власть не вмешивается во внутренние взаимоотношения групп верующих, потому что эти вопросы вне ее компетенции (10 июля 1920 г. № 712).
Р. и Ц. 1922, стр. 46.
10) Мало-Пинежская Спасо-Преображенская группа верующих (Сольвычегодского уез., Северо-Двинской г.) жаловалась на стеснение их со стороны бывшей церковной иерархии. V-й Отдел разъяснил, что, на основании декрета об отделении церкви от государства от 23/I – 1918 г. § 2, 5, 13 конституции и § 4 и 5 Инструкции, помещенной в 62 Собр. Узакон., гражданам Советской Республики предоставляется право придерживаться любых религиозных верований, а также не придерживаться никакой религии. Поэтому никакая религиозная организация не имеет никакого права распоряжаться, как власть имущая, какой-либо другой религиозной организацией претив ее воли (назначать ей неугодных служителей культа, отбирать у ней предоставленное местным совдепом в ее пользование здание и т. п.), ибо отдача в ее пользование храма или молельни местным Совдепом происходит не в пользу какой-либо церковной иерархии, а лично тем гражданам, которые подпишут договор с совдепом.»
Местная Советская власть должна оградить спокойное и свободнее отправление религиозных потребностей граждан в той форме, какая им угодна, и привлекать к ответственности лиц, нарушающих законы Советской Республики (4 марта 1920 г. № 157).
(Р. и Ц. 1922, стр. 46).
11) Согласно ст. 10 декрета об отделении церкви от государства, все церковные и религиозные общества не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных или самоуправляющихся установлений. Вследствие этого запрещается всем государственным установлениям путем административного вмешательства, поддерживать какой либо культ или какое либо церковное управление в ущерб другим культам или религиозным группировками, причем высылка контрреволюционных служителей культа, как и других граждан, может иметь, место, лишь в порядке декрета СНК об административной высылке (Собр. Узак. 1922 г., № 51, ст. 646) и изданной в развитие его инструкции НКВД (Сбор. Узак. 1923 г., № 8, ст. 108), на общем основании (Инструкция НКЮ и НКВД 1923 г., § 7).
12) Вследствие предоставления конституцией (ст. 13) и декретом об отделении церкви от государства гражданам права придерживаться любых религиозных верований, ни одна религиозная организация не имеет права вмешиваться, как власть имущая, в деятельность какой либо другой религиозной организации против ее воли (назначать ей неугодных служителей культа, отбирать от нее предоставленных в ее пользование местным Исполкомом зданий и т. д.), ибо отдача в ее пользование храма или молельни местным Исполкомом происходит не в пользу какой либо церковной иерархии, а лично тем гражданам, которые подпишут договор с Исполкомом. Вообще местная масть должна оградить спокойное и свободное отправление религиозных потребностей граждан в той лойяльной форме, какая им угодна, и привлекать к ответственности лиц, нарушающих законы РСФСР (Инструкция НКЮ и НКВД 1923 г., § 8). '
13) Так как церковные религиозные общества во всем приравниваются к частным обществам и при этом прав юридического лица не имеют, то согласно циркуляру НКЮ от 18/V – 1920 г., считается незаконной всякая деятельность бывших консистори, ныне переименованных в епархиальные советы, управления, правления, генеральные консистории и т. п., как бы они ни назывались и к какому бы культу они не принадлежали, всюду где эти воспрещенные ст. 12 декрета от отделении церкви от государства религиозные организации присваивают себе в качестве юридических лиц судебные, розыскные, карательные, налоговые, финансовые, хозяйственно-административные и т. д., функции. Б числу подобных же нелегальных религиозных объединений относятся и, так наз., соединенные советы религиозных общин и групп, произвольно присваивавшие во многих местах дело религиозной экспертизы в судах по делам об освобождении от воинской повинности и незаконно издававшие по этим вопросам циркуляры. В случае появления в обращении или рассылки таких циркуляров, последние должны быть направляемы к прокурору в ГПУ. При. выступлении на суде эксперты по религ. делам не должны выходить из рамок судебной экспертизы и выступать в роли защитников сектантов, требуя себе последнего слова и т. д., так как прав правозаступников им законом не представлено (Разъясн. НКЮ 2/V – 23 № 283),
14) По договору о бесплатном пользовании зданиями культа группа верующих отвечает за сохранность и целость вверенного ей народного достояния и несет ответственность за порядок и произносимые в храме проповеди.
Вследствие этого от добровольного согласия самих верующих или религиозных обществ зависит подчинение распоряжениям центральных или епархиальных организаций, делаемым ими в порядке внутреннего церковной дисциплины, поскольку таковые распоряжения касаются хозяйственного управления культовым имуществом или отправления обязанностей церковно-должностных лиц (служителей культа, сторожа и т. д.), коим группою или религиозным обществом вверены предметы культа и отправление богослужения (проповеди) на основании особого договора о найме (Инстр. НКЮ и НКВД 1923 г., § 11).
15) Так как согласно декрету об отделении церкви от государства национализированные здания культа передаются в бесплатное пользование исключительно группам верующих или религиозным обществам, то всякого рода центральные организации (всероссийские, епархиальные, диэцезальные и т. д.), а также съезды религиозных обществ л избираемые ими исполнительные органы не могут: 1) обладать культовым имуществом или получать его по договору; 2) заключать какие бы то ни было договоры и сделки; 3) устанавливать принудительные сборы (Инструкции НКЮ и НКВД о регистрации религиозных обществ, ст. 10). (Там же § 12).
16) В виду отделения церкви от государства и приравнения всякого рода церковных и религиозных обществ к частным обществам все религиозные организации, группы и общества как-то ВЦУ, Епархиальное Управление, Съезды религиозных обществ и их исполнительные органы и т. д., при подаче заявлений в советские учреждения обязаны оплачивать их установленным гербовым сбором в обычном для всех граждан размере (Уст. о герб. сб. ст. 1).