Источник

XXVI. К истории термина «антиномия» (к стр. 153).

Как значение известного слова, его «семе́ма», так и слово для выражения известного понятия, т. е. «морфема» и «фонема» понятия, его термин, – непрестанно меняются. Недостаточно поэтому проследить ни историю одного только термина, ни историю одного только понятия: необходимо и то, и другое. К сожалению, ни понятие антиномии, столь занимающее нас в настоящей работе, ни термин «антиномия», столь часто употребляемый нами, не могут похвалиться знанием своих родословных. И та и другая требуют специальных разысканий, и мы можем, сейчас, лишь наметить несколько точек пути развития последнего из них.

Прежде всего, скажем о самом слове «антиномия». По единогласному определению новых греческих лексикографов слово «ἀντινομία» означает противоречие закона другому, закону же, или – самому себе; ἀντινομία есть внутренняя самопротиворечивость закона, но простое нарушение закона – παρανομία – или отсутствие закона – ἀνομία – еще нисколько не будет антиномией. Так, по Софоклу 996, это есть «conflict of laws»; Скарлат 997 говорит, что ἀντινομία есть «ἐναντίοτης (ἀντίφασις) νόμου τινὸς πρὸς ἄλλον ἢ πρὸς ἑαυτόν». Анфим Газис определяет слово «ἀντινομία» как «ἐναντίωσις τοῦ νόμου, ὅταν δηλαδὴ καθ’ ἑαυτὸν ἀντιφάσχη, διοριζων τὰ αὐτὰ καὶ εἰς τὸν ἑνάγοντα καὶ εἰς τὸν ἐναγόμενον». В новогреческом языке смысл слова «ἀντινομία» несколько расплывается, так что оно означает уже «Gesetzwidrigkeit», «Widerspruch», т. е. беззаконие, a ἀντινομικός – «gesetzwidrig, einander widersprechend», т. е. беззаконный, взаимно противоречащий 998.

Едва ли не с полной уверенностью можно утверждать, что это слово, с самого же начала, было юридическим термином; во всяком случае, весьма рано оно было захвачено правоведами. М. Фабий Квинтилиан, в конце I-го века по Р. X., пользуется им, как всем известным: «Proximum est de legibus contrariis dicere, quia inter omnes artium scriptores constitit in antinomia duos esse scripti et voluntatis status» 999.

Далее, блаженный Августин 1000, тоже юрист по образованию, в одном из сочинений конца IV-го века определяет термин «antinomia» чрез «contentio legum contrariarum». – В Кодексе Юстиниана 1001, вышедшем в 534-м году и содержащем узаконения от Адриана до 534-го года, равно как и у писателей, вроде Гермогена (173 г. по Р. X.), Иерокла (431 г. по Р. X.), Плутарха (120 г. по Р. X.) и Юлия Виктора (IV-й в. по Р. X.?) 1002 содержится все то же пользование термином «антиномия» в смысле самопротиворечия закона себе самому. Понятно, что и производные вроде «ἀντινομικῶς» и «ἀντινομικός» имеют значение все то же 1003.

Но, общеупотребительный в праве, термин «антиномия» очень долго не употреблялся в философии, ни у Платона, ни у Аристотеля он не встречается вовсе 1004.

Термином « antinomia» пользуется автор «Философского словаря» Р. Гоклен (1547–1628 г.) «pro pugnantia seu coutrarietate quarumlibet sententiarum seu propositionum» 1005.

Cхoлаcтичecкая филocoфия eдва ли знала eгo, пo крайнeй мeрe в cлoварях ee тeрминoв cлoва «антинoмия» нe нахoдитcя 1006.

В обширном философском словаре Шовенa (1640–1725 г.) 1007, вышедшем двумя изданиями, в конце XVII-го (1692) и в начале XVIII-го века (1713 г.), тоже нет слова «антиномия». 1008

Едва ли не впервые вводит его в естественную теологию Ш. Бонне (1720–1793 гг.) 1009, причем тут «антиномия» означает противоречие между двумя одинаково правильными законами 1010.

Собственно в философию, этот термин, по всем вероятиям, занесен Кантом и тут впервые является в «Критике Чистого Разума» 1011. 1781-ый год, – так датируется первое издание этой книги, – есть, вместе с тем, год рождения нашего термина.

Как известно, Кант преподавал все науки, кроме права. Но склад его мышления и всей натуры был насквозь правовой и даже законнический. В частности, «Критика чистого разума», по замыслу своему, есть перенесение в философию идеи тяжбы и даже частностей ее ведения. Нетрудно догадаться, что к Канту и термин «антиномия» попал непосредственно из римского права, так что это соображение еще раз обеспечивает за Кантом право первенства на интересующий нас термин.

С Канта положение «антиномии», как термина, сразу же настолько упрочилось, и пользование им настолько распространилось, что обсуждать дальнейшую историю термина было бы слишком копотливо.

* * *

996

Е.А. Sophocles, – Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. New York, 1885; p. 185.

997

Σκαρλὰτος Δ. Βυζάντιος, – Λεξικὸν τῆς ἑλληνικῆς γλώσσης, ἐκδοθὲ ὑπὸ Ἀνδρέου Κορομηλα. Εν Ἀθήναις, 1852, σ. 123.

998

Ἄνθιμος ὁ Γάζης, – Λεξικὸν ἑλληνικόν. Ἔκδοσις πρώτη. Τόμος πρῶτος. Ἐν Βενετία, 1809, στ. 446.

999

[Th. Kind], – Handwörterbuch der neugrichischen und deutschen Sprache, Lpz., 1888.

1000

M. Fabius Quintilianus, – Institutio oratoria VII, 102. Сравн. VII, 115 и VII, 71. – Это сочинение относится к 93–95-м годам.

1001

Бл. Августин, – Риторика, 11. – Сочинение это относится к последней четверти IV-го в. (Rhetores lat. min. ed. Halm, p. 137–151).

1002

Codex Justinianus, lib. 1, tit. 17 constit. 1 § 8 ( Krüger, – Corpus juris civilis, ed. stereot., II, 1877.

1003

C. Jul. Victor, – Ars rhetorica, 3 11. (Rhet. lat. min. ed. Halm, p. 373–448). – Hermog. 15, 3. 56, 4. Rhetores graeci. – Hierocl. – C. A. 42, 2 (Gaisford’s Stobaeus, II). – Plut. II, 741 D (Парижск. изд. 1624 г.). Примечания [ 1015–1018] составлены, кроме упомянутых выше [1011, 1012, 1013] словарей, на основании статьи Ленерта в Thesaurus linguae Latinae editus auctoritate et consilio Academiarum quinque Germanicarum Berolinensis Gottingensis Lipsiensis Monacensis Vindobomenensis. Vol. II, Fasc. 1, Lipsiae, 1901, col. 170, «Antin.».

1004

«ἀντινομικός, – ὁ ἀνήκων εἰς (περιέχων) ἀντινομίαν, ἀντιφατικός» ( Σκαρλάτον τοῦ Βυζαντίον Λεξικόν, σ. 123); «ἀντινομικός – ὅποιος ἀνήκει εἰς τὴν ἀντινομίαν» ( ἈνθίμουΓάζη Λεξιχόν, στ. 446); «ἀντινομικός – pertaining to ἀντινόμία ( Плутарх, II, 741D, по парижск. изданию 1624 r.); ἀντινομικῶς, adv. by ἀντινομία ( Argum. Dem. Androt. 592)» ( Sophocles, – Lexicon, p. 185).

1005

Fr. Astius, – Lexicon Platonicum, Lipsiae, 1835, Vol. I. – Herm. Bonitzt, – Index Aristotelicus, Berolini, 1870.

1006

R. Goclenius, – Lexicon philosophicum, 1613, p. 110.

1007

Напр. y Корнольди [49] и y Синьориелло; нет также в: Plexiacus, – Lexicon philosophicum, Hagae Comitis, 1716.

1008

Stephanus Chauvinus, – Lexicon philosophicum, novum opus, Leovardiae, 1713.

1009

Rud. Eucken, – Geschichte d. philosophischen Terminologie, Lpz. 1879. – Ha эту книгу ссылается Эйслер (Wört. d. philos. Begr., 3-te Aufl. Berlin, 1910, Bd. 1, S. 62), но я не нашел этой ссылки у Эйслера.

1010

Э. Л. Рaдлов, – Философский Словарь, СПб., 1904, стр. 13.

1011

По Канту, антиномии – это «Widerstreit der Gesetze der reinen Vernunft» (Кр. ч. раз., B., S. 440, Kherbach – S. 340), «противоречия, в которых необходимо запутывается разум при своем стремлении мыслить безусловное, противоречия разума с самим собою» (id.). – Для уяснения Кантовского понятия антиномии, кроме «Кр. ч. р.» весьма важно еще его соч. на премию «Какие действительные успехи сделала метафизика в Германии со времени Лейбница и Вольфа?», пер. H. [O.] Лосского («Труды С. Пет. Филос. О-ва», Вып. VI, СПб., 1910).


Источник: Столп и утверждение истины : опыт православной теодицеи / Павел Флоренский. - Москва : АСТ, 2003. - 640 с. ISBN 5-17-010897-4

Комментарии для сайта Cackle