Источник

Ѵ

Бог есть един по существу, но Троичен по Лицам или ипостасям. Ина Ипостась Отча, ина Сыновня, ина Духа Святаго. «Все, что имеет Отец, говорит св. Василий Великий, усматривается в Сыне, и все, что имеет Сын, принадлежит Отцу: поскольку и Сын весь пребывает в Отце, и взаимно всего Отца имеет в самом Себе. Итак, Ипостась Сына есть, как-бы образ и вид, по которому познается Отец, и Ипостась Отца познается в образе Сына, между тем как собственныя Тому и Другому свойства пребывают неизменны для яснаго различия Ипостасей (Письмо к брату Григорию о различии сущности и Ипостаси. Хр. Чт. 1830 г. Ч. 37, стр. 154)».

Вопр. Сотворена ли Ипостась Христова, или несотворена?

Отв. Ипостась Бога Слова до воплощения была проста, несложна, бесплотна и несотворенна, говорит св. Иоанн Дамаскин (гл. 5); но по воплощении Она стала Ипостасию и для плоти, сделалась сложною и для Божества, Которое всегда имела, и для плоти, которую приняла. Она имеет свойства двух естеств, и познается в двух естествах. Таким образом, одна и та же Ипостась несотворена по Божеству и сотворена по человечеству, видима и невидима. Иначе принуждены будем или разделять одного Христа, признав две Ипостаси, или отвергнуть различие естеств и ввести превращение и слияние.

Вопр. Скажите мне что-либо об Ипостасном слове?

Отв. Об Ипостасном Слове да скажет нам сын Громов св. Иоанн – Богослов, отец Христианского богословия! В начале бе Слово, и Слово бе у Бога, и Бог бе Слово. Сей бе искони у Бога... И Слово сие Ипостасное, Им же вся быша, плоть бысть, и вселися в ны. «Сколько, говорит святитель Тихон, рассуждая о воплощении Ипостасного Слова, – сколько в создании почтен человек: столько падший превознесен – в возстановлении. Сам Бог пришел к нему взыскать и спасти его. В создании образом Своим почтил человека; а падшаго и погибшаго Сам пришел спасти. От рода человеческаго восприял и соединил Себе одушевленную плоть, и бысть человек. Итак уподобился нам и учинился Господь наш братом нашим, как Сам глаголет: возвещу имя Твое братии Моей (Пс. 21:23). И к Марии Магдалине: иди ко братии Моей и рцы им: восхожду к Отцу Моему и Отцу вашему (Ин. 20:17). О непостижимаго Божия снисхождения! О несказанныя человеческия чести! Услышите сия вси язы́цы, внушите вси живущии по вселенней, земнороднии же и сынове человечестии, вкупе – богат и убог! Сам Бог к нам пришел! Ипостасное, Отцу и Духу Святому совечное и соприсносущное, Слово плоть бысть. Приидите, и поклонимся Ему, и дадим славу Богу, пришедшему к нам (Из 12 част. стат.: Он сделал дело свое и отшел)!

венцем увязен; мене ради руце пригвоздил еси на крест, оцта и желчи вкусил еси; копием в пречистое ребро прободен еси; мене ради кровь Свою пречистую излиял еси; мене ради умер еси плотию, да оживиши мя духом. (Алфавит, стихосл. пятая).


Источник: Учение иже во святых отца нашего Святителя Тихона, новоявленного угодника Божия, всея России чудотворца. Об истинах православно-христовой веры и церкви изложенное в азбучном порядке и катихизической форме: с присоединение немногих ст. из писаний святых отцев и учителей церкви. - Санкт-Петербург: Тип. Дома призрения малолет. бедных, 1864. - XVI, 482 c.

Комментарии для сайта Cackle