Осанна

Источник

Содержание

Предисловие

1. Доисторическая эпоха а) фон иного мира б) духовный экран в) иная глубина г) Орёл и Петух д) полководец Тит е) исповедь 2. Эпоха истории а) путешествие в Рай... б) пробуждение Востока в) созывание духов г) на посту д) духовное пьянство е) холодильники 3. Осанна Христу а) «Осанна» от природы неодушевлённой б) «Осанна» от природы одушевлённой в) благоговение перед жизнью д) вечные идеалы 4. Слава миру а) бог славы б) идол силы в) культ знания г) культ техники д) культ красоты е) культ сытости ж) идол беспечности 5. «Осанна сатане!» а) Первый круг борьбы (Святое Крещение и гордость) б) Второй круг борьбы (Святое Миропомазание и неверие) в) Третий круг борьбы (Святое Причащение и ненависть) г) Четвёртый круг борьбы (Святое Соборование и ложь) д) Пятый круг борьбы (Святое покаяние и жестокость) е) Шестой круг борьбы (Святой брак и властность) ж) Седьмой и решающий круг борьбы (Таинство Священства и богоборчество) 6. Окончательная победа Христа Бога над зверем Борьба по безумию Бой решительный Бешенство Титана 7. Вечная Осанна Богу Жизнеописание архимандрита Тихона (Агрикова), в схиме Пантелеймона.  

 
 

Рассуждения человека, ревнующего о славе Божией

«Разве Вы не знаете, что святые отцы советуют славить чаще Бога тем, кто страдает унынием, безрадостностью жизни? Вот говори чаще: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, слава Тебе!» – и ты будешь жить, как в раю. Среди скорбей и болезней будешь, как в раю. Такое у тебя будет чувство радости, что и сам не сумеешь понять, откуда оно. А оно от­того, что ты славишь Бога за все.

Так вот что даёт твари славословие Бога. Оно даёт невыразимую радость. Веселье. Полноту жизни. А нехваление Бога даёт твари тоску, муку, горесть, безрадостность, уныние...»

Архимандрит Тихон (Агриков)

Предисловие

Это вовсе не книга, и не жития святых, и тем более это не учёный какой-либо трактат. Это просто «Рассуждения». Да, рассуждения человека, ревнующего о славе Божией. Действительно, основная тема этих вот «рассуждений» – ничто иное, как убедить читателя в той спасительной истине, что настоящая слава, истинное поклонение, подлинно всецелое почитание принадлежит только одному Богу. Да, одному живому истинному Богу. Тому Богу, Который живёт на Небесах, Который создал небо и землю, Который искупил род человеческий Своею бесценной Кровью, Который и ныне, и всегда хранит нас всех, питает нас, согревает, одевает, любит безмерно, все содержит, все животворит и всему даёт цель и смысл бытия. Вот этому-то Богу и принадлежит «слава и держава во веки веков». Ему-το вот и посвящаются эти «Рассуждения». К Нему-το они всецело и относятся, Ему-то они и приличествуют.

Дело в том, что жизнь как реальное бытие выдвинула и особенно теперь выдвигает новых богов, которым отдаётся слава и поклонение. И эти, так называемые «новые боги», весьма ревностно и даже упорно, воинственно-озлобленно отстаивают своё будто бы право на то, чтобы быть настоящими богами, т.е. настойчиво претендуют на то, чтобы им тоже отдавали божеское поклонение, чтобы их тоже почитали за богов, чтобы им тоже «кадили» фимиамом жертв и приношений. Чтобы им тоже молились и говорили: «Спасите нас, мы погибаем». Таким образом, истинный Бог, настоящий, непридуманный, не выдуманный кем-то, а вечно живущий и вечно действующий отстраняется на второй, а то и на самый последний план. Или даже говорят, что этого истинного Бога совсем не было и нет Его. Поэтому слава, которая воздавалась Ему доселе людьми, должна быть отдана другим богам, будто бы уже настоящим, совсем уж истинным, найденным, лучшим, сильнейшим, чем Тот, Которого почитал старый мир – невежественные и неучёные наши предки.

Вот чтобы избежать такого ужасного безумия, мы говорим: «Постойте, люди, подождите! Что это вы затеваете такое непутёвое, такое вот несуразное? Кого это вы хотите прославить, каких новых богов провозгласить?! Где же ваше благоразумие, где мудрость, хвалёная учёность? Оставляя Бога Великого и веками прославленного, вы, о люди, хотите теперь прославить ничтожество и несовершенство. Развенчивая Бога1 истинного, вы набиваете цену богам совсем неистинным, ложным, богам действительно придуманным, богам мерзким, несуразным, гадким богам – лжебогам».

Да, было время, когда люди кланялись и чтили богов: деревянных, серебряных, золотых, чугунных, глиняных. Даже животных, скотину чтили. Ну вот, например, египтяне кланялись быку, другие – корове. Иные собаку считали за бога, иные – серую кошку. Свинью грязную чтили, козла с рогами. Все, что ни пакостнее и несуразнее, чтили, кланялись, приносили им жертвы, даже человеческие жертвы – детей, отроковиц непорочных. Вот ведь ужас-то какой! Чему только люди не кланялись, что только не почитали за богов. Да и не только сами кланялись, но и других к этому нечестно принуждали. Принуждали силой, оружием, огнём и мечем, и даже зверями.

Вот перед нами вечно живые сонмы великих мучеников и мучениц. Великомученик Георгий Победоносец, святой великомученик и целитель Пантелеймон, мученики Вонифатий, Севастьян, Панкратий. Велико­мученицы: Варвара, Анастасия, Параскева, Екатерина, Антонина, Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, Валентина, Клавдия и много, много других. Ведь всех их принуждали кланяться этим вот ложным и гадким богам, а истинного Бога заставляли оставить, забыть и даже охулить Его.

«Нет, – сказали святые мученики. – Мы такого безумия не станем делать. Кланяться бесам не будем. Лучше умрём в муках, но нашего истинного, нами любимого Бога не оставим. Ни за что не оставим. И вашим придуманным и лживым богам ни за что не поклонимся...»

Сказали – и умерли в страшных страданиях за истинного Бога. Умерли, но не покривили душой, не изменили правде. Остались верны своему (старому) Богу. Верны до самой смерти. За что мы их вот и любим так горячо, чтим и прославляем целые столетия. Говорим им песненно, всенародно, что они «венцы прияша нетленные... мучителей низложиша, сокрушиша демонов немощные дерзости...» (Тропарь мученикам).

Слава истинному Богу, что те ложные, гадкие и нелепые истуканы все погибли, забыл их народ, честные и умные люди покрыли их вечным позором. Но навсег­да ли они оставлены людьми? Совсем ли их история зарыла в своих глубоких недрах?..

«Нет! Совсем нет! Да как же это можно жить с одним истинным Богом и не иметь ложных богов?! Это слишком уж чисто и преумно. Нет! – зло ухмыляясь, шипит сатана. – Я вам, люди-людишки, придумал новых богов, совсем-совсем новых, даже новеньких таких, совсем прекультурных, совсем современных. Те были грубые боги – деревянные, каменные, железные, серебряные, ну пусть золотые. Все-таки они грубы очень были. А вы, люди-людишки, не тот народ, что был раньше, ну, например, тысячу лет назад или больше. Вы уж стали куда культурны, образованны, и как много вы знаете, как учены! Просвещены. О, вы – люди совсем другие, люди образованные, двадцатого века, люди больших достижений, открытий. Да, да, открытий. Ведь дознались же, уточнили, установили то, что Бога-то на Небесах нет совсем. Его там и не было. Да и как Он мог бы попасть туда? О, сколько «дураков» верило, что на небе живёт Бог. Сколько их умерло с надеждой, что и они по смерти будут на небе с Богом, сколько учёных, художников, писателей, полководцев, правителей, а простого народа сколько!.. Простых честных людей, тружеников земли и жизни! О, как их много, много, бесчисленно много. И все они «обманулись» в своём Небесном Боге. Все они, бедные, верили, любили, доверялись «пустоте». Какая ужасная ошибка! Какой непоправимый обман! И вот только вы, люди просвещённого века, «раскрыли» этот многовековой обман. О, как вы гениальны! Как умны! Нет Бога на небе. Зато есть «боженьки» на земле. Есть «бог» в преисподней. Вот этим-то новым богам вы и будете кланяться, люди. Да, да, будете кланяться. Да ещё как, будете пресмыкаться перед ними. Верно то, что вы люди образованные, но что ж из этого? Разве можно вам жить без «боженьки»? Разве допустимо, чтобы вы совсем никому не кланялись? Нет уж, извините, – кривляясь, говорит сатана, – человек может ли жить без идеала какого-нибудь? Конечно, не может. Так вот вам, люди, новые люди, совсем нового поколения, вот вам и новенькие идеалы, совсем новенькие боги. Раз вы дознались в самой точности, что на небе Бога нет, так я вам найду богов на земле. Найду много, много богов на земле, а самый главный ваш бог будет в преисподней. То есть, совсем-совсем наоборот будет у нас, чем было раньше, до этого. У Вышняго славу отнимем. Хватит Ему славиться.2 А прославим теперь «нижняго». Кто был ничем, тот пусть станет всем. Вот со мной-то вы, люди, и заживёте. Вот рай-то мы и устроим настоящий. Хотя, люди, и меня-то вы официально не признаете, говорите ведь так, что «нет ни Бога, ни дьявола». И все-таки я существую потихонечку. Ну ладно, потом признаете меня. И я постараюсь сделать так, что вы все в один голос заорёте: «он – бог наш, и лучше его нет бога!» Вот тогда-то я и поймаю козла за рога. И попадётесь ко мне на удочку. От вашего старого Бога я отведу вас, а новому, т.е. вот себе, заставлю вас гнуть спину, кланяться, вопить. Ох, какое это будет счастливое время для вас и для меня, люди-людишки!.. Вот тогда-то и настанет «тарарам» всего старого. Построим все новое, все по-нашенскому...»

Но довольно! Психология и мечты бога преисподней для нас ясны, как Божий день. Как змий сей многоголовый ни извивается в своих коварных измышлениях и богопротивных замыслах, все равно ему богом не быть.

Нет! Тысячу раз нет, – говорим мы, христиане. Слава, законная слава принадлежит одному истинному Богу, вечно живущему на Небесах. Богу, Которому мы покланяемся и Которому любовно служим. Один Он достоин вечной славы, а ты, сатана, – самозванец, ты – льстец, ты – обманщик, ты – лжебог. Ты сам, несчастный, не можешь избавиться от мрака преисподней, а ещё обещаешь нам светлый земной рай. Нет уж, мы не скажем тебе «слава», не воскликнем тебе «осанна». Пусть нас останется очень и очень немного на земле – мы не перестанем воздавать славу истинному Богу. Ему будем возглашать «осанна», а ты провались совсем в свой тартарары и там в вечных глубинах пусть тебя славят бесы, горя в нестерпимом огне и бессильной злобе.

Святые отцы учат, что Бог не нуждается в нашей защите. Да Ему, собственно, и не угрожает никакая опасность. И эта истина сама светлее света солнечного. Она сама сильна прогнать и рассеять мрак лжебожия и безбожия и всякой нравственной нечистоты. Однако мы, верные Господу Богу, любящие Его всем сердцем, ценящие Его святые законы и уставы, благоговеющие пред Его непорочной Невестой-Церковью, испытавшие на себе всю благодатную силу и радость светлых переживаний в ней – мы не можем во всеуслышание не сказать, что слава и поклонение принадлежит по праву, по достоинству и по здравому смыслу одному Богу – Богу, живущему на Небесах; Богу, любящему и спасающему всех нас; Богу, терпящему и поныне наши грехи, наше «культурное» невежество.

И как ни трудно нам теперь говорить Богу «осанна», говорить Ему «слава», «держава», мы говорим. И Церковь Христова говорит. А ещё говорит Ему «осанна» мир Горний, мир чистых небесных духов – этот сверхчувственный мир – во всем своём величии, во всей своей необъятности, во всей бесчисленности своих служителей-небожителей... В лучах светлого вихря Божественных сияний он неустанно поёт Богу Небесному «славу», денно и нощно прославляет Его величие и силу, наслаждается Его блаженной красотой…

И что в сравнении с этой Горней Божественной славой бесславие земли?! Тем паче – бесславие преисподней!..

«Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» Нет – не быть, никогда не быть самозваному вору царём, никогда не быть гордому сатане богом. Никогда.

Мы «осанна» скажем Богу,

А тебе оно про что?

Хотя силишься помногу,

Но не скажем ни за что!

Бог Небесный вечно добрый,

А ты мерзкий, вместе злой,

Мыслишь враз сгубить народы,

И хитёр же ты порой.

А мечта-то: «Буду богом,

Непременно буду им,

Властвовать над всем народом –

Царством Горним и земным.

Всем я дам свою свободу,

Всех я к славе приведу,

Широку я дам дорогу,

Всюду счастье им найду.

Земной край им станет раем,

А подземный – что Эдем...

Счастье, радость им устроим –

И прежарко будет всем».

О коварная скотина,

Твоя радость – всех сгубить!

Твоя кончится седмина,

И мечтам твоим не сбыть...

Мы «осанна» скажем Богу,

А тебе: «маран-афа!»3

Его чтить будем помногу,

А тебе: «уйди, доха!»

* * *

1

Но может ли смертный человек развенчать Бога? Может ли ма­ленький комарик отнять славу, например, у солнца? Может ли он сказать, что солнце-де не солнце и оно нам теперь не нужно, потому что мы изобрели электричество, лампочку?..

2

Да простит меня Господь за такие рассуждения. Они вынужденные, они вскрывают психологию сатаны, как именно мыслит он, безумный и бессовестный.

3

Маран-афа (евр.) – да будет отлучён и да погибнет в пришествие Господне (Полный церковно-славянский словарь. Прот. Григорий Дьяченко).

«Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран афа» (1Кор. 16:22).


Источник: По благословению Преосвященнейшего Никона, епископа Липецкого и Елецкого. Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. 2010г.

Комментарии для сайта Cackle