Н. Р. Бобров († 1970 г.) Перед лицом массового отступления.
«Как я уже и раньше многократно говорил вам и теперь говорю, уже не увещевая, а приказывая и повелевая... Если вы будете оставаться в господствующих среди вас пороках, я не потерплю вас, не допущу, не дозволю вам переступить этот священный порог. Зачем мне нужно множество болящих? Двенадцать было учеников, и послушай, что говорит им Христос: «Еда и вы хощете ити (Иоан. 6, 67)». ...Но существует, скажешь, много еретических сект и переходят в них. Пустое это слово. Лучше один творящий волю Господню, нежели тысяща беззаконников (Сир. 16, 3). Ведь и ты чего желаешь, скажи мне, – иметь ли тысячи слуг, состоящих из беглых и воров, или одного благонамеренного?» (Из «Творение Свят. Отца нашего Иоанна Златоуста». С.-Петербург 1906 года).
Кто из русских православных людей не помнит на Руси своих приходских храмов, благолепно украшенных и многолетиями намоленных, будь то величественный собор иль скромная на селе церковка? Кто не пережил из нас свое детство, а, многие, и годы зрелости в полной умиротворенности и безмятежной радости «прислушиваясь к священным песням своей святой матери-церкви... сладце почивая сознанием... веря не испытуя... вкушая блаженство веры полной, несомненной?» (Еписк. Никанор).
Чье сердце не сжималось от острой боли при виде... груды щебня... разрушения, осквернения и поругания родных святынь... заушения, избиения и умерщвления своих пастырей и архипастырей – стратотерпцев и мучеников? Кто не содрагался перед диавольской дерзостью советской сатанократии: искоренить религию и испепелить храмы Божии? И, наконец, кто не знает пламенного обличения извергов рода человеческого устами первомученника Церкви Русской Православной – Святейшим Тихоном Патриархом Московским и всея России:
«Опомнитесь, безумцы, то, что творите вы, не только жестокое дело, это, поистине, дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей-загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей-земной.
Властью, данною нам от Бога, запрещаем вам приступать к Тайнам Христовым, анафемствуем вас, если только вы носите еще имена христианския и хотя по рождению своему принадлежите к церкви православной.
Заклинаем и всех вас, верных чад православной церкви Христовой, не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какое либо общение: «измите злого от вас самих» (1Кор. 5, 13,).
А вы, братие архипастыри и пастыри, с пламенной ревностью зовите чада ваших на защиту попираемых ныне прав церкви православной... Зовите не нуждою, а доброю волею становиться в ряды духовных борцов, которые силе внешней противопоставят силу своего святого воодушевления...».
Не долго царило, носле смерти Святейшего патриарха Тихона, благодатное для гонимой русской православной церкви... «тихоновское время».
Последующие возглавители ея оказались лишенными благодати «по-тихоновски» защищать церковную ограду от проникновения туда агентов власти сатанинской.
Измалодушествовавшиеся и увлеченные мечтательством возможного мирного «сосуществования» церкви Христовой со слугами сатаны, эти возглавители, в лице митр. Сергия, заключили предательский для церкви и ея первомучеников... «конкордат» с безбожниками-коммунистами и тем самим породили несуразное чудовище: «церковь»-советскую, или точнее, «церковь-блудницу», вступившую в союз с «красным зверем» и сделавшейся с тх пор соучастницей советской власти за все преступления в отношении преследования веры и истинной церкви з России.
Страшно, жутко и больно за подневольных братьев наших, даже в «последнем своем убежище», безстыдно предаваемых диаволу советскими «иерархами-иудами»...
А еще страшнее за подлинную сущность современной «советской церкви», которую с исповедническим дерзновением предвещал еще при лжепатриархе Сергии истинный столп православия епископ Дамаскин (Глуховской).
«...С высоты последнего прибежища отвергнутой миром правды, с высоты амвона зазвучат слова лицемерия, человекоугодничества и клеветы... и там, где мерцал светом невечерним Образ Воплощенной Истины, смеется в отвратителъной гримасе личина отца лжи... все ложь, ложь каждое слово, каждая молитва, каждое таинство...».
Никто из православных русских людей не может нарушить прещения Святейшего патриарха Тихона: «не вступать с извергами рода человеческого в какое-либо общение», а, тем более, архипастыри и пастыри, не смеют ослушаться завета Святейшего: «звать с пламенной ревностью» чад своих «на защиту попираемых прав церкви православной», ибо и тем и другим следует не забывать, что «анафема, провозглашенная Святейшим патриархом Тихоном 19 января 1918 года на богоборческую коммунистическую власть и подтвержденная 28 января того же года Священным Собором Российской Православной Церкви, никем не была отменена, и до сего времени тяготеет над ней и над всеми, кто ее признает законной и кто, так или иначе, с нею сотрудничает или поддерживает общение». (Епископ Аверкий).
Тяготеет эта анафема Святейшего особенно на зарубежных «церковных образованиях», пусть и самозванных, в порядке бунтарского акта созданных, но действующих для соблазна верующих, под прикрытием восьмиконечного православного креста. Тяютеет постольку, поскольку общение со слугами сатаны, создано на добровольных началах и вполне сознательно. И от анафемы этой не спасет никакая цирковая эквилибристика с поминовением советского лжепатриарха, применяемая из опасения: откровенностью «навлечь на себя подозрение в нелояльности». (См. «Послание собора епископов православной церкви заграницей о церковных разделениях»).
Ложь эта, умышленно введенная в закордонных антицерковных образованиях, и есть одна из отличительных свойств всякой антицеркви, близко роднящей ее с лжецерковью советской.
Ни одна область человеческих образований так не обезличивается, так не погрязает в тине произвола и беззакония, вплоть до самоуничтожения, как именно самовольно произвольныя «церковныя организации».
В окружном послании четырех восточных патриархов 1848 года Анфима Константинопольского, Иерофея Александрийского, Мефодия Антиохийского и Кирилла Иерусалимского, среди прочего, записано следующее:
«Вера наша получила начало не от человека и не через человека, но через откровение Иисуса Христа, которое проповедывали божественные апостолы, утвердили св. Вселенские Соборы, предали по преемству великие мудрые учители вселенной и запечатлели своей кровью мученики... все новшествующие, еретики то или раскольники, добровольно облекошася в клятву, яко в ризу (Псал. 108, 18), хотя бы то были папы, хотя бы патриархи, хотя бы клирики, хотя бы миряне, аще бы и ангел с небесе – анафема ему...».
Св. Иоанн Златоуст поучает: «Разум, непокорный догматам церкви и учению св. отцов, поселяет раздоры между христианами и рождает многочисленныя ереси и расколы. Поэтому, кто хочет быть истинным сыном православной церкви, пусть укротит непокорство разума церковными правилами своей матери церкви». (Беседы на 1-е послание Коринф. 11, 1).
Епископ Никодим Далматинско-Истрийский в своем толковании 21 правила Гангрского Поместного Собора 340 года говорит: «отцы сего Собора постановили, что необходимо охранять святую церковь от новшеств и заботиться о том, чтобы все предписанное свящ. писанием и апостольским преданием, оставалось в нем святым, ненарушимым, потому что, в противном случае, откроется путь религиозным обществам, которыя не могут называться церковью».
Из приведенных только немногих из всей подобной массы поучений, постановлений и наставлений отцов и учителей Церкви с убедительной ясностью следует, что:
1. «Истинная церковь, как создание Божие, есть одна единственная, в которой только и пребывает источник жизни – Дух Святой... соединяющий всех верующих в одно церковное тело тем, что «вливает в сердца любовь» и дарует членам церкви благодать творить всякую добродетель.
2. Еретики и раскольники, вышедшие из сосгава истинной церкви, создать свою собственную вторую «истинную церковь» не могут, а то, что они называют «церковью» есть ничто иное, как произволсное «религиозное образование» раскольников или еретиков.
3. В грехе нарушения единства церкви, или, что то-же, в «грехе ума» – еретик и раскольник – понятия равнозначущия и... «хотя бы то были папы, хотя бы патриархи, хотя бы клирики, хотя бы миряне, аще бы и ангел с небесе – анафема ему».
Пристально всматриваясь в современныя нам антицерковныя образования, будь то еретики, раскольники или богоборцы, физически разобщенные, но «духовно» друг с другом спаянные в своем противоцерковном умопостроении, не можем не заметить, отсутствия у всех признаков моральной устойчивости, так характерных для категорий «религиозных праздношатаев».
Вот несколько ярких зарисовок, характерных для аморального... «церковничества»:
1. В «Голосе православия» (орган прав. церкви в Чехословакии) за апрель 1953 года читаем следующую хроникерскую заметку:
«Отдать последнюю честь И. В. Сталину, прах которого был выставлен в колонном зале Дома Союзов в Москве прибыла также делегация Русской Православной Церкви во главе с митрополитом д-ром Николаем. На траурных лентах возложенного венка была надпись: «Иосифу Виссарионовичу Сталину от Русской Православной Церкви»...
Его Блаженство митр. Елевферий Пражский и всея Чехословакии получил от патриарха Московского и всея Руси Святейшего Алексея нижеследующее письмо: «Ваше Блаженство! Сердечно тронут выраженным вами соболезнованием по случаю кончины Иосифа Виссарионовича Сталина. Для нас незабвенно его постоянно доброе, участливое и благожелательное отношение к нуждам церковным и Русская Православная Церковь всегда будет вспоминать его с искренней любовью и благодарностью. Патр. Алексий».
2. Последний (февральский) номер «Тhе Оrthоdоx Оbserver» на обложке поместил фотоснимок патриарха Константинопольского Афинагора и Московского Алексея в их совместном служении и заметку «Русский Патриарх в Фанаре», заканчивающуюся так: «мы не должны забывать, что... мученица русская церковь является предметом контроля и управления коммунистического режима». («Прав. Русь», № 5, 1961 г.)
В августовском номере органа греческой церкви в Америке «Тhе Оrthоdоx Оbserver» находим редакционное сообщение о междуюрисдикционном совещании, мартовском и июньском, созванном в Н. Иорке организатором православно-экуменического начинания греческим архиеп. Иаковом – ставленником патр. Афинагора. Среди, так называемого, «епископата», принимавшего участие в этих совещаниях, находим... «митрополита» Бориса – «Патриархального Экзархата Православной Кафолической Церкви в Америке. Оглашен и любопытный документ: положение о постоянном органе... некоем временном Синоде, имеющем блюсти задачу единения... Решения Синода принимаются большинством третей. По поводу этого невероятного события, предоставим слово редакции «Православной Руси», ном. 18 за 1961 г.
«Личный состав сообщается – общий для обоих совещаний, причем указаны только епископы, с умолчанием обо всех участниках, не достигших епископского сана. Состав таков: архиеп. Иаков, председатель, еп. Иоанн Санфранциский, митр. Антоний Башир, еп. Богдан от украинской церкви в Америке, архиеп. Полладий от украинской церкви, еп. Андрей Молдаван от румынской канонической миссионерской церкви в Америке, еп. Марк Липа от Албанской церкви в Америке, митр. Андрей от Болгарской епархии Сев. и Южн. Америки и Австралии, еп. Дионисий от Сербской вост.-прав. епархии США и Канады... представлен был также патриархальный Экзархат Русской Православной Кафолической Церкви в Америке митр. Борисом.
Зловещая значительность всего нам официально сообщаемого органом греческой церкви двояка. С одной стороны, фактом является отныне включение равноправное (фактически силой вещей руководящее) советской церкви в составь свободного православия. С другой стороны, делается это применительно к чему то совершенно новому, опрокидывающему самое понятие церкви. Образуется сговором отдельных церковных тел, произвольно возникших, или несамостоятельных, новое церковное тело, по территориальному признаку, на демократических началах. Это самочинно возникшее тело церковное образует свои органы, решая возникающие вопросы большинством голосов – вне учета истинных церквей, поместных, в своем целом образующих Церковь, провозглашенную Символом Веры.
Догмат церкви не идейно только, но и организационно УПРАЗДНЯЕТСЯ. Есть о чем плакать Божией Матери. Но нельзя представить, чтобы без реакции со стороны, неподменного церковного сознания прошло все это. Зреют события».
В докладе своем на 13-м Епархиальном Собрании Зарубежной Русской Православной Церкви, о. Константин открыто говорит об этих «зловещих явлениях растущего отступления»:
«Самый большой сдвиг наблюдается в секторе свободного православия. Язык прилипает к гортани, и не знаешь чему отдать предпочтение в обнаруженных «достижениях». Уверенной становится устремленность к Москве. Лихорадочную деятельность развивает патр. Афинагор, а за ним следуют и другие. И такая чувствуется спешка, такая планомерность действий, будто задание какое то выполняется срочное. Создается православный экуменизм... курс решительно, под водительством патр. Афинагора, принят на Москву.. Это ли не прямой тракт к антихристу?
Неужели нет сопротивления этой нечисти? Есть. Она чувствуется в католических кругах... более отчетлива реакция протестантизма... но не проявляется она во вне сколько нибудь заметно в православии. Зато Матерь Божия вмешалась. Слезы потекли из Ея очей во вразумление православного народа».
Ушедший 22 апреля 1961 года от нас в мир иной на 90-м году своей жизни один из старейших, достойнейших и заслуженнейших священнослужителей русской зарубежной церкви протопресвитер о. Василий Бощановский по поводу слез Царицы Небесной писал:
«...Обратим внимание на то, кто плачет? Плачет Царица Небесная, плачет Мать воплотившегося Сына Божия, плачет Мать, по усыновлению свыше, всего человечества. И слезы свои Она являет нам – людям. Значит, имеется в виду наше назидание...
Обратим свой взор к церковной жизни. Здесь увидим нечто грозное. Христос создал единую Церковь. Молился Отцу Своему о единстве ея членов. Так и было при апостолах. Так было и позднее, в течение нескольких веков. В половине одинадцатого века произошел первый отрыв от Церкви Единой Апостольской – Рима. За Римом отходит от Церкви протестанский мир – Лютер, за Лютером следуют Виклеф, Цвингли, Кальвин и прочие человеки-боги, их же имена Ты веси, Господи! И так до сих пор. Дойдя до полных границ деления и видя полную утрату своего авторитета... все вожди и вождята этого дробления пришли к мысли о необходимости объединения. Для чего? Не для того, чтобы воспринять истинную Христову Апостольскую Церковь и Ея Истину, а чтобы... привести весь безчисленный конгломерат церковных разделений к единству на основе признания того, что сейчас нет Истинной Христовой Церкви, что Она вся распылилась в безчисленных церковных делениях и что обрести ее можно только при сведении к единству всех этих безчисленных дроблений: в каждом делении есть какая то истина, но ни одна часть не обладает полнотою Церковной Истины. Проще: Церкви Христовой нет. Она распылилась во всех своих делениях. Имеются какия то крохи истины, но полноты церковной Истины – нет. Очевидно, врата ада оказались сильнее Церкви Христовой, и слова Христа Спасителя: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее» оказались неверными. И так, теперь существует только относительная истина. Самой истины нет, ее нужно искать, а путь к этому: приведение к единству осколков истины, разместившихся во всех, так называемых, церковных организациях.
Затея нездоровая, порочная, просто кощунственная. Она не только свидетельствует о незнании Истины, она унижает Ее, Она отрицает Ее. Новое преступление достойно слез. Есть от чего миру плакать. Плачет за него Царица Небесная. Она знает, что Бог поругаем не бывает».
Разве не кроется в этих словах русского батюшки страшная, по своим последствиям, правда, правда об апостасии нашего жуткого антиправославного времени и кто осмелихся отрицать эту правду без того, чтобы сознательно не причислить себя к тем лицемерам, которых обличал Господь Своими божественными словами: «лицемеры, лицо земли и неба разсматривать умеете: зачем же вы по самим себе (по своей жизни) не судите, – чему быть должно». (Лук. 12, 56–57).
15 марта, согласно сообщения «Тhе New Yоrk Тиmes» от 16 марта, в Нью Иорке состоялось собрание «восточных епископов – 12 представителей восточно-православных юрисдикции США», организованное все тем же греческим архиеп. Иаковым, которого газета характеризует как: лидера вселенски-широкого движения (экуменического) («Прав. Русь», № 6, 1960 г.), а на следующий день, 17 марта, после этого сборища, в... греческой благочестивой семье, заплакала ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ.
Почему именно в греческой семье?
Не есть ли ответом на этот естественный вопрос, приведенные ниже факты.
Если православный архиепископ греческий Иаков развивает свою «объединительную деятельность в узко местном нью-иоркском масштабе, а его патрон грек Афинагор патриарх Константинопольский ведет такую же «работу» в «мировом масштабе», вводя православныя церкви на общие пути современности», то их третий собрат грек Феоклит, возглавляющий в сане архиепископа, греческую Церковь, там, у себя на родине творит уже совсем нечто... несуразное.
«В последнем номере греческого еженедельника «Атланис» (17 апреля), можно прочесть поразительное сообщение, совершенно невероятное, а, вместе с тем, абсолютно достоверное. Архиеп. Феоклит, возглавляющий греческую церковь, заявил печати, что синод греческой церкви ставит вопрос о перередактировании некоторых мест Нового Завета, способных обидеть евреев и порождать антисемитския настроения. («Прав. Русь», № 8 за 1961 г.).
Разве все приведенные факты из деятельности высоких иерархов греческой церкви, некогда подлинной колыбели Православия, не свидетельство... апостасии в православии и не являются ли эти факты достаточными, чтобы вызвать слезы на глазах Царицы Небесной. Какая более сильная реакция нужна, чтобы остановить беззаконие?
«Глядя на все то, что сейчас происходит в поместных православных церквях, – говорит преосвященный Аверкий, епископ Сиракузско-Троицкий, – на то, как иерархи их ездят на поклон в красную Москву и возлагают венки на гробницу гонителя веры и церкви, как стремятся они к слиянию с чуждыми истинному христианству группировками, под благовидным предлогом общего единения, как улетучивается в них дух подлинного православного благочестия и насаждается дух «обновленчества», как «модернизируется» у них даже весь внешний облик церковной жизни, вплоть до внутреннего оборудования храмов, наружности и поведения священнослужителей, – нельзя не вспомнить подлинно пророческих словь епископа Игнатия (Брянчанинова): «времена, чем дальше, тем тяжелие. Отступничество предсказано со «всею ясностью св. Писания и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в писании. Отступление попущено Богом; не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтобы по возможности избегнуть влияния его». («Прав. Русь», № 8 за 1960 год).
О. архимандрит Константин, как бы отвечая на мысль епископа Игнатия, говорит: «многое нам уже сейчас показано. Видим, как отступление охватывает все исповедания, в их руководящих крутах. Видим, как это объединение выражается в том, что все дороги церковныя оказываются ведущими в красную Москву. В одиночестве остаемся мы. Будем являть наше трезвенное стояние в Истине, тем выполняя нашу миссию, наше послушание – все остальное сделает Сам Господь. Будем стоять в своей обособленности от мира – явно для своих и для чужих. Тогда и среди чужих найдем мы своих, а своих не отдадим чужим...
Не будем ни зазнаваться, ни робеть. Спасая свои души, послужим Родине и миру. В руках Божиих даже и наша немощь... способна обратиться в силу, меру которой Сам Господь определит...
Убоимся «обновленческого христианства», включающего в себя и коммуну. Только бы нам не дрогнуть в нашем стоянии. Пусть мы останемся одни – с нами Бог (Из доклада на 13 Епарх. Собр. 15–17 мая 1961 г.).
Первосвятитель Русской Православной Церкви Преосвященнейший Митрополит Анастасий, в своем историческом «Владимирском послании», преподает такой глубоко назидательный архипастырский призыв:
«Дадим обет хранить в чистоте свою веру и блюсти свою народность, как замысел Божий о нас, как талант, полученный нами свыше...»
А из потустороннего мира, несется горячий призыв батюшки о. Василия Бощановского:
«Русские люди, где бы вы не были, в каких бы обстоятельствах ни находились, – услышьте голос старца, священнослужителя церкви. Твердо, непоколебимо стойте в вере Православной, Апостольской, Святоотеческой. В ней заключается вся Истина, возвещенная воплощенным Сыном Божиим и неповрежденно хранимая одной лишь Православной Церковью, Церковью ЕДИНОЙ, СВЯТОЙ, СОБОРНОЙ и АПОСТОЛЬСКОЙ.
Бог да хранит вас в этой Истине в наши лукавые дни и открытого и прикровенного богоборчества». («Прав. Русь», № 11 за 1960 г.). Имеяй уши слышати, да слышат!
Мы потеряли свою Родину – Святую Русь, когда оставили заветы Евангельского учения, увлекаясь европейскими науками и новшествами, поправ уклады русской жизни по древне-отеческому строю.
Помыслу Божию угодно было разсеять несколько миллионов русских людей буквально по всему белу-свету с тем, чтобы в разсеянии, мы собственными ногами исходили весь земной шар, собственными ушами и глазами познали тех идолов, которым мы поклонялись до самозабвения, до самопогибели.
Нам нет надобности искать своего спасения в рабском подражании каким либо европейским формам жизни. Наше спасение не в них, а в нашей православной вере и церкви. История убеждает нас в том, что мы от Церкви получили все, мы и опять получим все, если сами от нея не отвернемся и ей не изменим. В нашей ВЕРЕ и Церкви, как в зерне, хранятся все силы, все условия нашего роста, нашего возрождения и раскрытия всех наших духовных и материальных национальных сил. А, «чтобы вера наша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией (1 Коринф. 2–4), будем непоколебимо верны своей отечественной Русской Православной Церкви Зарубежной, резко осудившей все попытки заграничных «живцов-обновленцев», модернизировать по своему неразумию творение Самого Спасителя – Церковь Христову, Веру Православную.
Перед лицом массового отступления, нам, «малому стаду», нет оснований колебаться, страшиться иль приходить в уныние!
«Лучше один творящий волю Господню, нежели тысяща беззаконников (Сир. 16, 3). Ведь и ты чего желаешь, скажи мне, иметь ли тысячи слуг, состоящих из беглых и воров, или одного благонамеренного?».
Н. Бобров.