Источник

Псалом 98

Псалом Давиду. В Еврейском нет надписания. «Сей псалом, – говорит св. Афан., – изображает царство Христово и высокомерие Иудейских архиереев». По бл. Феод., псалом сей предвозвещает возвращение Иудеев из Вавилона, и предрекает так же пришествие Спасителя нашего и неверие Иудеев.

1. Господь воцарися, да гневаются людие. С Евр.: «Господь царствует: да трепещут народы». Здесь словом: гневаются – предвозвещается будущее состояние гнева, ярости, вражды врагов Христовых. «Христос есть тот Царь, которого царской власти не признают гневающиеся Иудеи» (Св. Афан.). «Ибо Иудеи и Еллины приходят в неистовство и ярость, слыша о царстве Владыки Христа» (Бл. Феод.). Седяй на херувимех, да подвижится земля. Т.е. «Тот самый воцарится над живущими на земле, Кто восседает на херувимах, и пред Кем подвиглась земля – из состояния ее во зле, т.е. из идолопоклонства» (Св. Афан.). Или: «Проповедуемый нами, говорит пророк, есть Бог горних сил и Господь, Который царственно восседает на херувимах, устрашает и поражает ужасом слушающих» (Бл. Феод.). Седение Господа на херувимах у Иудеев обыкновенно выражало царское величие Божие, потому они благоговели пред Богом, невидимо восседавшим на кивоте, на херувимах. Под. Пс. 17:11, 79:2; Ис. 37:16; Иез. 10:1, 11:2; Дан. 3:5; 1Цар. 4:4 и друг.

2. Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми. «Сион есть Церковь, в которой прославляется и возносится Христос» (Св. Афан.).

3. С Евр.: «Да славят великое и страшное имя Твое; свято оно»!

4. И честь царева суд любит. С Евр.: «И могущество царя любит суд». Т.е. «досточестным делает царя – любовь к правде» (Бл. Феод.). «Поскольку честь или слава царева любит правду, которая разумеется под словом: суд, то повеление Его страшно непокорным и свято для послушливых» (Св. Афан.). Ты уготовал еси правоты554, суд и правду во Иакове Ты сотворил еси. С Евр.: «Ты утвердил справедливость; суд и правду Ты совершы во Иакове». Т.е. Ты, Господи, научил людей честности, Ты учредил справедливый суд в Еврейском народе. По бл. Феодориту, «Ты доказал истинность обетования Твоего, исполнив обещания, данные предкам Израиля, и даровав им спасение о Семени Авраамовом».

5. Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Подножием Божиим в Св. Писании, кроме земли (Мф. 5:35), называется храм Иерусалимский и в нем – ковчег завета, как это видно из Пс. 131:7, где сказано: «Войдем в жилище Его, поклонимся подножию ног Его» (Сн. 1Пар. 28:2). «Подножием ног Его, – поясняет бл. Феод., – древле признаваем был храм в Иерусалиме; ныне же признаются по всей земле и на море церкви, в которых приносим поклонение Всесвятому Богу. Сказано же: возносите – вместо: проповедуйте высоту Его. Посему воздавайте Благодетелю, чем можете, окажите Ему подобающее чествование». «Кто высок, как Бог, и всю тварь имеет под ногами Свонми, Тот, не переменяясь, соделался человеком. И так Сего, говорит Давид, без изменения соделавшегося человеком, возносите, поклоняясь Ему и плоти Его единым поклонением» (Св. Афанасий).

6. Моисей и Аарон во иереех Его, и Самуил в призывающих имя Его: призываху Господа, и Той послушаше их. Т.е. возносите, прославляйте Господа Бога, как прославляли Его Моисей, Аарон и Самуил. «Подражая благочестию сих чудных мужей, воздавайте Богу подобающее чествование» (Бл. Феод.). По св. Афанасию, «Сей ныне, поколику соделался человеком и воцарившийся на земле, есть Тот самый, Которого древле призывали Моисей, Аарон и Самуил». Моисей поставлен здесь в числе иереев, потому что, по повелению Божию, не раз приносил жертвы (Исх. 24:6, 29:25; Лев. 8:6), помазывал Аарона и сынов его, освящал скинию (Лев. 8:10 и др.). Самуил, по велению Божию, приносил жертвы и призывал в молитвах имя Божие (1Цар. 7:9–10) и, еще будучи отроком, служил пред Господом, надевая льняной ефод (1Цар. 2:18).

7. С Евр.: «В столпе облачном говорил Он к ним; они хранили Его заповеди и устав, который Он дал им».

8. И мщая на вся начинания их. Симмах перевел: «И был мстителем за оскорбления их». Бл. Феодорит: Ты, Господи, наказал тех, которые оскорбляли Моисея и Самуила; например: «желавших восхитить власть у Моисея предал огню, а возмущавшихся против пророка Самуила предал владычеству Саула и обременил всякого рода бедствиями». По св. Афанасию, Ты, Господи, был милостив к Моисею и Аарону и тогда, когда обличал их согрешения, наприм. – Аарона, согрешившего при слитии тельца, а Моисея у воды пререкания (Чис. 20:24). С Евр.: «Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом, прощающим и наказывающим за дела их».

9. И поклоняйтеся в горе святей Его. «Горою святою, – говорит бл. Феод., – древле назывался Сион, а ныне называется высота Боговедения (Исаии 2:2; Мих. 4:1). Знал и Бож. Апостол мысленную гору Сион (Евр. 12:22). Посему и нам повелевается, сообразно с данным от Бога ведением, воздавать Ему поклонение». «Разумеет, – говорит св. Афан., – или земной, или небесный Иерусалим; и еще под именем горы разуметь должно Самого Единородного, по сказанному: отсечеся камень от горы без рук» (Дан. 2:45). С Евр.: «Превозносите Господа, Бога нашего, и покланяйтесь на святой горе Его: ибо свят Господь, Бог наш».

* * *

554

Правоты ευθυτηταςτης – прямизна, честность. Vulg: directiones, у других: aequitatem. «Recta, aequa, iusta praecepta et iudiciа nobis sanxisti». Бл. Иерон. у Тирина hіс.


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle