Источник

Псалом 33

Пред Авимелехом. О сем надписании есть два мнения. Бл. Феод. говорит: «Авимелехом пророк назвал Авиафара, как имевшего два имени. Поскольку Давид бежал, не открыл о своем бегстве Иерею, но сказал, что исполняет одну царскую обязанность: то и говорится, что измени лице, как поступивший не по обычной ему правде». Так думает и св. Афанасий Александ. Но св. Василий В. и другие толковники под Авимелехом разумеют Анхуса – царя Филистимского, пред которым, как показывает свящ. история, Давид измени лице свое (1Цар. 21:10–15), т.е. притворился безумным и был отпущен Анхусом (или с Евр.: «был изгнан»). «Почему же надписание именует Авимелеха, а история передает имя Анхуса? – вопрошает св. Василий В., – и решает тем, что «Авимелех», как гласит предание, было общее имя царей Филистимских; но что каждый из них имел и собственное имя, подобно тому, как все Египетские цари называются Фараонами, а имеют и другие собственные имена. «Пред сим-то Авимелехом230 или Анхусом Давид измени лице, когда был принесен на руках домочадцев, бил в городские ворота, и, как сказано, слины своя точаше по браде... И таким образом Давид был отпущен, как неистовый, и спасся в Одолламской пещере (1Цар. 22:1)». Содержание псалма недовольно оправдывает сказанное, как заметил и бл. Феодорит (См. 1Цар. 21:13). Но и с последним не легко согласиться, потому что 1) не вполне доказано, что Авимелех назывался и Авиафаром; Авиафар был сын и преемник Авимелеха в первосвященстве; 2) пред Авимелехом первосвященником (убитым Саулом) Давид не изменял лица, не притворялся, как пред Анхусом; 3) если держаться Еврейского текста, – не был изгнан первосвященником; 4) в псалме сем Давид благодарит Бога за избавление от бедствий, а особенных бедствий Давид в Номве не испытал. Псалом сей есть и благодарственный по случаю избавления от всех скорбей ст. 5, и вместе поучительный, изображающий Божие благоволение к праведникам231.

2. Благословлю – благодарю, песнословлю, на всякое время, выну и проч. Возможно ли это? Возможно, отвечает св. Василий В., потому что «у внутреннего человека есть некоторые духовныя уста, коими он может всегда благодарить Господа. Мысль о Боге, однажды напечатленная, и как бы печатию утвержденная во владычественной силе души (уме), может быть названа похвалою Божиею». С Евр.: «Благословляю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих».

3. О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся. О Господе – т.е. Господом, Его силою, помощию и спасением, а не своими силами похвалится душа моя (Св. Вас. В., Афан. и Феод.). Да услышат кротцыи – т.е. да услышат кроткие о моем спасении и возвеселятся. «Да возвеселится всякий праведник, услышав о моем спасении, какое соделано мне Господом» (Св. Афан.). «Слова: да услышат кротцыи, – говорит св. Василий В., – значат то же, что и слова: да услышат ученики Христовы, – укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах не поселено никакого мятежа».

4. Возвеличите Господа со мною. «Возвеличивает Господа, – говорит св. Василий В., – тот, кто великим умом, твердым и возвышенным духом терпит искушение за благочестие; и потом, кто великим умом, и в самых глубоких умозрениях рассматривает величие творения... и по мере сил возвеличивает Господа». Вознесем имя Его вкупе – вместе возвеличим, прославим Господа. «Как бы не имея достаточных сил возвестить величия Божия, просит, чтобы и другие приступили к тому же, и содействовали ему» (Св. Афан. и бл. Феод.).

5. Взысках Господа, и услыша мя. «Речение: взысках, – говорит Василий В., – выражает более, нежели искал, подобно как испытывание более, нежели пытание. Посему, словом взыскание псалом изобразил какой-то глубокий покой и безмятежность». «Помолился я Господу, говорит пророк, и превозмог все бедствия» (Бл. Феод.). С Евр.: «Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня».

6. Приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. «Кто приступает к Богу с верою, тот приемлет на себя лучи умного света» (Бл. Феод.). «Свет истины не всем дает видеть светозарность свою, но тем, которые живут достойно света, – говорит Василий Великий, – немного же таких, которые бы могли приступить к свету истины и открыть его, и, открыв сокровенное, отойти с непостыженным лицом».

7. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Давид, называя себя нищим, намекает на свое незнатное происхождение. «А меня, человека незначительного и пастыря овец, Господь сподобил Своего промышления, и сделал, что превозмог я врагов» (Бл. Феод. и св. Афан.). «Давид едва не перстом показывает, – говорит св. Вас. В., – что этот нищий, – это ученик Христов».

8. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. «Ангел не отступит от всех уверовавших в Господа, если только не отгонят его сами худыми делами, – говорит св. Василий Великий. – Смотри, какова природа Ангелов. Один Ангел равняется целому воинству и многочисленному ополчению. И так, в величии твоего хранителя Господь дарует тебе ополчение, а в крепости Ангела как бы ограждает тебя отовсюду его защитою. Ибо это значит окрест». С Евр.: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его, и избавляет их».

9. Вкусите и видите, яко благ Господь. «Как свойство меда, – говорит св. Вас. В., – не столько словом, сколько самым чувством вкуса может быть объяснено неизведывавшим меда, так и доброта небесного слова не может быть ясно передана в учении, если, по долговременном изведании учений истины, не возможем собственным опытом постигнуть благость Господню». Вкусите – «опытом дознайте Владычнюю благость» (Бл. Феод.). «Вкусите истинного хлеба, сшедшего с небеси» (Св. Афан.).

10. Яко несть лишения боящымся Его. «Т.е. удерживаемый страхом от всякого неприличного поступка не лишен сил ни для какой добродетели, но совершен, и не имеет недостатка ни в одном из совершенств, свойственных человеческой природе» (Св. Вас. В.). Самый страх Божий есть великое духовное сокровище, и есть начало премудрости, т.е. духовного совершенства. С Евр.: «Бойтесь Господа, (все) святые Его; ибо нет скудости у боящихся Его».

11. Богатии232 обнищаша и взалкаша, т.е. богатые мира сего. Богаты были обетованиями Божиими Иудеи, но, отвергнув Господа, Который есть хлеб животный, источник живой воды, обнищали, а духовно-бедные язычники, взыскавшие верою в истинной Церкви Господа, прияли от Него обилие благ (Св. Афан., Вас. В. и бл. Феодорит). С Евр.: «Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе».

15. Взыщи мира, и пожени и – ищи, старайся достигнуть мира, т.е. «освобождения от мятежей мира сего, – говорит св. Василий В., – приобрети безмятежный ум, невзволнованное, невозмущенное состояние души, неколеблемое страстями, неувлекаемое ложными учениями. Кто ищет мира, тот ищет Христа, потому что Той есть мир наш» (Еф. 2:14–15). Вас. В.

17. Лице же Господне на творящыя злая. Лице же Господне, т.е. грозное лице Божие. «Под лицом, как думаю, – говорит св. Василий В., – разумеется открытое и явное пришествие Господа на суд... Особо очи Господни сияют на праведника, и особо лице обращено на порочных».

21. Хранит Господь вся кости их233 . Т.е. Господь хранит праведников всецело, все члены их. «Костями, – говорит бл. Феод., – пророк назвал помыслы. Как на костях, которые тверды, держится все остальное тело: так душа помыслами приобретает себе спасение». Св. Василий В. под костями разумеет то во внутреннем человеке, чем поддерживается связь и стройность между душевными силами или разумеются такие члены Церкви, которые, по своей твердости, могут на себе носить недостатки немощных».

22. Смерть грешников люта, и ненавидящии праведного прегрешат. «Разумеет, – говорит св. Афан., – смерть душевную, за которою последует огонь вечный». Прегрешат – ошибутся; с Евр.: «погибнут»; «худой жизни и конец будет лютой» (Бл. Феод.). С Евр.: «Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут».

23. С Евр.: «Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет».

* * *

230

Авимелехом. В новом переводе истор. книг Св. Пис., изданном от Св. Синода 1869 года, этот властитель называется Ахимелехом. Так он называется и в некоторых Латинских Псалтирях.

231

Полное надписание: псалом Давиду, внегда измени лице свое предо Авимелехом и отпусти ею, и отъиде. В Русской Псалтири: «псалом Давида, когда он пред Авимелехом притворился безумным, и был изгнан от него, и удалился». Надписание явно разумеет Анхуса под Авимелехом.

232

Богатии в Евр: скимны. Но древние переводы и отцы читали: богатые обнищали.

233

На основании слов: хранит вся кости их Еврейские учители (напр. раввин Менассій) думают, что после смерти человека, хотя бы он был сожжен или съеден зверями, во всяком случае, остается до общего воскресения хотя малая кость, которая называется у них луц. См. Церк. словарь пр. Алексеева под словом: луц. М. 1815. стр. 278.


Источник: Толкование на Псалмы : Сост. Палладий епископ Сарапульский. / Изд. второе, исправленное и дополненное. Вятка : Тип. А.А. Красовского; 1874. – 588 с.

Комментарии для сайта Cackle