Беседа 37. Воскресение Христово
Сегодня мы оканчиваем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея. И тема сегодняшней беседы – Воскресение Христово.
Мы рассмотрим сегодня весь текст 28-й главы, с 1-го по 20-й стих, завершающей главы Евангелия от Матфея, которое мы с Божией помощью и посредством ваших молитв изучали вместе с вами из этой студии в течение нескольких лет.
Я благодарю вас за каждый телефонный звонок на нашу студию, когда вы задавали уточняющие вопросы. Благодаря вашим звонкам мне было легче понять, в какой тональности проводить беседы, какой материал вызвал отклик в ваших душах.
Мы изучаем Евангелие от Матфея вместе со святыми Отцами и учителями Церкви. Даже в тех случаях, когда я не давал прямых ссылок, я всегда имел в виду понимание святых Отцов. Не могу вместе с апостолом Павлом сказать: «Я питал вас молоком, а не твердою пищею» (1Кор.3:2), – была и твердая пища. К некоторым темам и вопросам мы возвращались по нескольку раз, но это не по недосмотру, а совершенно необходимый способ более глубоко усвоить и осознать основополагающие истины Христианства. Впрочем, судить не мне, а радиоприхожанам и читателям будущей книги по этим беседам.
Итак, мы читаем 1-й стих 28-й главы Евангелия от Матфея:
Мф.28:1. «По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб» .
Здесь апостол и евангелист Матфей исправляет свою «ошибку», допущенную в 62-м стихе 27-й главы, где день субботний как бы потерял свое имя и был назван так: «другой день, который следует за пятницею» (Мф.27:62). Но в истолкованиях отцов это было связано с тем, что те, которые должны были быть образцом исполнения Закона Божия, – иудейские архиереи и старцы провели этот святой день не в Иерусалимском Храме, а в общении с Понтием Пилатом по вопросу охраны мертвого тела Иисуса и таким образом нарушили святость этого дня.
В отличие от них Господь Иисус Христос телом Своим пребывал в абсолютном покое, что и означает это слово: суббота – по-еврейски шабат (то есть «покой»). Мы уже видели, как Христос исполнял заповеди Божии, находясь на Кресте. Он даже исполнил заповедь (евр. мицвот) о почитании Своей Матери. Сказано в Евангелии от Иоанна: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин.19:26–27). С другой стороны, в лице апостола Иоанна Богослова Он всех нас усыновил Матери Божией, Которая Сама о Себе сказала в Духе Святом: «ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1:48).
Но вернемся к новозаветному Благовествованию: «на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб». – Здесь говорится только о женщинах, которые, вопреки здравому смыслу и обычной человеческой логике, идут «посмотреть гроб», к которому привален огромный камень (едва ли они смогли бы сами сдвинуть его с места), к тому же запечатанный решением высшего суда Ветхозаветной Церкви, синедриона, и охраняемый. Более рассудочные мужчины остались в Сионской горнице, заперев и окна и двери. Сказано: «В тот же первый день недели вечером… двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев» (Ин.20:19). Такое состояние апостолов можно выразить словами пророка Исаии: «Оттого руки у всех опустились, и сердце у каждого человека растаяло» (Ис.13:7).
И вот именно женщины и сподобились стать одними из первых свидетелей Христова Воскресения – за свою преданность и любовь к Господу Иисусу. Ибо тайна Воскресения, впрочем, как и любая другая религиозная тайна или Таинство, не постигается рассудочным образом, но открывается верующим сердцам. Сказано: «Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь» (Ис.51:7). Жены-мироносицы и являют нам бесстрашие, которое происходило от того, что любовь к Господу обитала в их сердцах, и они не боялись «поношения от людей, и злословия их».
Из Четвероевангелия мы видим, что женщины, как пишет блаженный Иероним, «они то прибегали, то уходили в нетерпении, не желая надолго оставить гроб Господа»600, поэтому в разных Евангелиях и говорится о разном времени их посещения Гроба Господня. Сказано в Книге Песнь Песней: «Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: “не видали ли вы того, которого любит душа моя?” Но едва я отошла от них, как нашла того, которого любит душа моя, ухватилась за него, и не отпустила его» (Песн.3:2–4).
В те времена иудеи делали гробы в пещерах, которых множество на Святой Земле. Тело заворачивалось в саван и клалось в пещеру, вход в которую закладывали одним большим камнем или замуровывали кирпичами. По прошествии нескольких лет иудеи заходили в пещеру и собирали оставшиеся кости, натирали их маслом и вином, клали в специальный гроб – оссуарий и оставляли в том же месте, закрыв заново доступ в пещеру, уже навсегда…
В случае со Христом Его друзья и ученики могли рассчитывать увидеть гроб только через год или два. Но вера в Иисуса Христа влекла женщин к этому месту. И только ради них, по свидетельству Златоуста, Ангел Господень и отвалил огромный камень от Гроба Господня.
Ведь Христос Сам сказал о Своем Воскресении следующие слова: «ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф.12:40). Опережая истолкование, скажу, что была одна сверхъестественная ночь и один чудесный и сверхъестественный день. Первая ночь наступила сверхъестественным образом посреди дня. Сказано: «и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине» (Лк.23:45). Следующие ночи: с пятницы на субботу и с субботы на день Воскресения. Сверхъестественный день – это когда Господь наш Иисус Христос воскрес из мертвых, прошел через плащаницу, не повредив и не развернув ее, прошел через камень, приваленный ко гробу, не повредив печатей синедриона. Нечто подобное было и в Сионской горнице: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» (Ин.20:19) – то есть прошел дверями затворенными. Обычные два дня – это сама страстная пятница, ибо Он умер до наступления вечера, это и суббота. Таким образом мы и имеем «три дня и три ночи».
И далее мы читаем:
Мф.28:2. «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем».
Святитель Иоанн Златоуст так истолковал данный стих: «По воскресении приходит Ангел. Для чего же приходит он и отваливает камень? Для жен, которые увидели его тогда в гробе. Они видят, что в гробе нет тела, и потому должны были поверить воскресению Его»601.
Три задачи стояли перед женами-мироносицами:
1) Поверить в чудо Воскресения;
2) Возвестить об этом всему миру;
3) И установить «праздников Праздник» – Христианскую Пасху.
Женщины прекрасно справились с данной задачей! Мужчины не веровали, что называется, до последнего. Таким последним оказался апостол Фома, который не был на первой встрече Сына Божия с апостолами, когда, войдя дверями затворенными, Христос сказал: «Мир вам!», и, услышав о встрече от остальных апостолов, не поверил (см. Ин.20:25). И здесь мы должны коснуться очень важного вопроса: какой смысл заложен в приветствии воскресшего Христа – «Мир вам!»? Отвечая на этот вопрос, мы поймем подлинный смысл Христианской Пасхи.
Когда род человеческий в лице наших прародителей поверил змею древнему более, чем Господу Богу, род человеческий оказался во враждебных отношениях с Богом. И видимым символом этих враждебных отношений был Херувим «и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:24). Никто не смог из людей встать в образовавшемся проломе между Богом и человечеством (см. Иез.22:30). И только Богочеловек Христос Иисус смог разрешить проблему наших грехов, пороков и преступлений (см. Откр.5:3–5). Сказано: «и вас, которые были мертвы во грехах… плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив… бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей (то есть бесовских. – О.С.), властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:13–15). – Все это произошло на Кресте! И вот, когда столь великая Жертва была принесена Божеству Отца и Сына и Святого Духа, происходит пауза ожидания… Примет ли Бог эту Жертву? И когда Бог Отец воскресил Своего Сына и Сын Божий в Духе Святом поднялся из гроба силою Ипостасного Божества – это и означало, что с Богом восстановлен Мир и Жертва, принесенная на Кресте, – ПРИНЯТА! Сказано: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому» (1 Пет. 1, 3); и еще: «Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим.10:9).
И так мы устанавливаем, что спасительная вера в Воскресение Христово заключается в том, что мы веруем в то, что Бог, воскресив Своего Сына, этим самым и засвидетельствовал, что принял Его искупительную Жертву. И это значит, что Мир с Богом восстановлен, и наши грехи прощены силой Крови Агнца Божия.
И далее мы читаем:
Мф.28:3–4. «вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые» .
Этот стих и есть Евангельское свидетельство, что третий день просиял «как молния» в чуде воскресшего Господа. И была «одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет» – от столь великого Света. Блаженный Иероним говорит о Христе, «что Он – Сын Божий: скрывающееся солнце»602.
И далее мы читаем:
Мф.28:5–7. «Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам» .
Ангельская весть здесь содержит три призыва: «не бойтесь», «Он воскрес» и «скажите ученикам Его, что Он воскрес». Жены-мироносицы с пасхальной радостью поспешили исполнить это поручение и сообщили апостолам, «что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите». Но, по древнему преданию, когда жены-мироносицы вошли в Сионскую горницу и огласили ее радостным приветствием: «Христос воскресе!», в ответ им было сомневающееся молчание апостолов.
Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Стража, потрясенная страхом, лежала без движения, подобно мертвым, и однако Ангел обращается с утешением не к ней, а к женщинам: “Не бойтесь”. Они, говорит, боятся; в тех, которые остаются в неверии, продолжается страх. А вы, ищущие Иисуса распятого, узнайте, что Он воскрес и исполнил обещание»603.
Страх смерти преследует человека на протяжении всей его жизни, ибо умирают молодые и старые, богатые и бедные, верующие и неверующие. Но христианин воспринимает смерть как последнею епитимию от Бога, ибо, будучи искупленными Кровью Христа, мы могли бы и не умирать. Но так как Бог усмотрел для нас нечто лучшее, то в смерти мы и освобождаемся от мира тления – истлевая от власти смерти, – умирая. Дабы, вернувшись в состояние предсуществования, став прахом, подобно первому человеку и были бы воссозданы из праха. «Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1Кор.15:47–49). – То есть воссозданы мы, верующие в Сына Божия, будем не по образу Адама «перстного», но по образу Христа Небесного. Сказано: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2). И здесь важно обратить внимание на то, что Христос называется «первенец из умерших» (Кор. 15, 20). Не в том смысле, что до Него никто не воскрес из мертвых – таких случаев было достаточно много, достаточно вспомнить четырехдневного Лазаря и сына Наинской вдовы. Но в том смысле, что характер Воскресения Христова был не совсем такой, как у Лазаря или ему подобных, которые, воскреснув из мертвых, жили той же жизнью и умирали, как все.
Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о теле воскресшего Господа: «После же воскресения из мертвых Христос устранил от Себя все немощи – разумею тленность – голод и жажду, сон и утомление… Из частей же природы человеческой Он не устранил от Себя ни одной – ни тела, ни души, но имеет как тело, так и душу разумную и мыслящую, желающую и деятельную…»604 Пророк Исаия пишет: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод; в жилище шакалов, где они покоятся, будет место для тростника и камыша. И будет там большая дорога, и путь по ней назовется путем святым: нечистый не будет ходить по нему; но он будет для них одних; идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся» (Ис.35:5–8).
Сказано: «…во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15:22–23). И Господь Иисус Христос, в течение сорока дней являясь ученикам, именно показывал им новый формат воскрешенного человеческого бытия, «соединенного неразлучно, неизменно, нераздельно, но и неслиянно» в Боге и с Богом. Это и означает: «Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин.3:2).
И далее мы читаем:
Мф.28:8–9. «И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему».
Блаженный Иероним пишет: «Души женщин охватывало двоякое чувство: страха и радости. Первое вследствие величия чуда; второе вследствие желания видеть Воскресшего. Под влиянием того и другого поспешность их увеличивается: они стремятся к апостолам, чтобы через веру их началось сияние веры [в мире]»605.
Примечательным здесь является то, что, стремясь всей душой к другим верующим, к апостолам, они, жены-мироносицы, встречаются с воскресшим Христом. То есть, истинная встреча с Господом возможна при условии, что мы любим ближних и стремимся иметь общение с ними. Сказано: «Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга» (1Ин.3:10–11).
Объясняя, почему воскресший Христос приветствует верующих женщин словом «радуйтесь!», блаженный Иероним пишет: «Те, которые так желали, которые так спешили, теперь заслужили встретить воскресшего Господа и прежде других услышать: “Радуйтесь”, так что проклятие Евы над женщинами устраняется»606.
Воскресением Христовым даруется оправдание и Адаму и Еве, и всем, находящимся в преисподней. Сказано: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя (то есть сойдя во ад. – О.С.), проповедал, некогда непокорным…» (1Пет.3:18–20).
Между смертью и Воскресением Сын Божий уже совершал миссию спасения для разбойника в Раю и для грешников в аду. И Церковь в пасхальном песнопении славословит Его: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняй, неописанный»607. – То есть тело во гробе пребывало, душою Он сошел во ад «и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал», как Бог он вводил благоразумного разбойника в Рай Сладости, «и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный». Церковь славословит и подвиг Его в аду – «ад умертвил еси блистанием Божества»608.
Но в Его Воскресении истинное Божество и истинное Человечество предстают в своем Халкидонском единении, и Он, именно как Богочеловек, предстал перед Своими учениками. Апостол Павел писал о воскресшем Христе: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим.4:25). Таким образом, в Его Искуплении – прощение грехов, но оправдываемся мы в глазах Бога Отца – Его, Христа, Воскресением.
И далее мы читаем:
Мф.28:10. «Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня».
Женщины понимают, что их миссия опосредованная, они должны донести весть о Воскресении Христовом до мужчин, апостолов. И они второй раз в это утро слышат слова – сначала от Ангелов, а здесь от Самого Сына Божия, – эти слова: «не бойтесь».
Страх сковывает многих людей, и прежде всего – страх нерешительности попытаться начать что-то менять в своей жизни. И тогда Бог, чтобы мы не впали в духовную летаргию, посылает нам те или иные встряски. Древние говорили, что последняя встряска, необходимая для нас, – это смерть и могила. Но чудо Божественного посещения – не меньшая встряска! И в женах-мироносицах мы видим соединенными вместе и трепет, и радость, испуг за себя и торжество о воскресшем Господе.
И далее мы читаем:
Мф.28:11–15. «Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня».
Святитель Иоанн Златоуст предлагает нам следующее истолкование: «Для воинов произошло землетрясение, чтобы их устрашить, и чтобы они могли быть свидетелями. Это и случилось. Рассказ стражей об этом происшествии нимало не был подозрителен, потому что одни из знамений были видны во всей вселенной, другие частно были показаны находящимся при гробе. Знамением для всей вселенной была тьма, а частным знамением было явление Ангела и землетрясение. Итак, когда они пришли и возвестили о Воскресении (а истина и в устах врагов ее светит), “денег дали воинам”, чтобы сказали, “что ученики Его, придя ночью, украли Его”. Как украли? О, безумные! Так истина ясна и очевидна, что они не умеют и солгать! Их слова совершенно невероятны, и ложь не имела никакого правдоподобия. Скажите, каким образом ученики украли Его, эти бедные и простые люди, которые не смели даже показаться?»609. И действительно, как скованные человеческим страхом могли совершить подобное? И что это за стража, которая не могла разогнать маленькую группу рыбаков и пастухов?
И далее мы читаем:
Мф.28:16–17. «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились».
Блаженный Иероним пишет: «После воскресения Иисус является в Галилее на горе, и там Ему поклоняются, хотя некоторые усомнились, но сомнение их умножает нашу веру. Тогда более ясно показывается Фоме и бок, пронзенный копьем, и руки, пригвожденные ко кресту»610. – Почему Иероним говорит, что «сомнение их умножает нашу веру»? Этим он указывает на точность евангельского повествования: ничто не скрыто и не недоговорено. Как было, так и написано.
И далее мы читаем:
Мф.28:18–20. «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».
Слова: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» – имеют огромное экклезиологическое (церковное) значение. Если Христос с Церковью «во все дни до скончания века», то это и значит, что «и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18), и она, Церковь-Невеста, пребудет «до скончания века». Следовательно, слова «во все дни» указывают на евхаристический характер церковной жизни. Эти слова перекликаются со следующими стихами: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1Кор.11:26); и еще: «И каждый день единодушно… преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян.2:46). Слова «доколе Он придет» указывают на то, что Божественная Литургия будет совершаться и до Второго Пришествия «каждый день».
Таким образом Христос евхаристически будет пребывать в Своей Церкви в Святых Дарах. А проповедь святого Евангелия пребудет до конца, и в чем-то предопределит его, конец, в своем последнем призыве, как сказано: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф.24:14). – Все это свидетельствует о непрерывном существовании Церкви и как евхаристической общины, и также как сообщества священнослужителей, проповедующих Евангелие – и все это «во все дни до скончания века».
Словами: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» – Господь наставляет нас обучать крещеных детей вере, а некрещенных взрослых оглашать перед крещением. Сказано: «Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян.2:39). Здесь имеется в виду обетование о Святом Духе (см. Деян.2:38), Который «наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13).
О необходимости наставлять вере детей и молодежь сказано: «Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк.18:16); и еще: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притч.22:6). Особенно человек обязан наставлять в вере своих детей. Сказано об исполнении одной запрещающей заповеди Божьего Закона: «не делай… ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя» (Исх.20:10). – То есть верующий человек несет ответственность не только за себя, но и за всех своих домочадцев: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).
В 12-й главе Книги Бытия сказано: «И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:1–3). Богословы с древних времен пытаются понять: почему Бог избрал Аврама?
Вот здесь все непонятно. Кто такой Аврам? Почему Бог выбирает этого человека? Здесь непонятно в целом: почему Господь дает предпочтение одним людям и не дает предпочтения другим? Например, в Новом Завете сказано, что от чрева матери, когда дети еще не родились, Господь Исава возненавидел, а Иакова возлюбил: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого… Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Рим.9:11, 13).
Если мы перелистаем несколько страничек назад, то увидим, что говорится о призвании Ноя, и здесь все ясно и понятно: «Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]» (Быт.6:8). А далее поясняется, почему: «Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт.6:9).
Вот здесь, казалось бы, все понятно с Ноем: это человек праведный и непорочный в роде своем. Но вот Аврам – это человек, который появляется на библейских страницах уже в 75‑летнем возрасте, когда обычно жизнь идет к закату, и какие-то особые благословения даются ему. С чем это может быть связано?
Ответ на этот вопрос содержится на страницах той же Книги Бытия, 18-я глава, 19-й стих: «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд» (Быт.18:18–19). Бог знал, что Авраам правильно воспитает своего сына Исаака и внука Иакова (когда Авраам умер, Иакову было 15 лет), и только за это Господь избирает этого удивительного человека, о котором и апостол Павел писал: «Познайте же, что верующие (то есть все верующие. – О.С.) суть сыны Авраама» (Гал.3:7).
Словами: «уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» – Господь повелевает нам пребывать в учении и наставлять других на протяжении всей своей жизни, ибо нельзя учить, не учась самому. Сказано: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (1Тим.4:16); и еще: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс.1:1–2).
Оканчивая истолкование на Матфея, любезно сопровождавший нас своими словесами на протяжении всего исследования святитель Иоанн Златоуст призывает нас подражать апостолам в бедности, что и составляло силу их Благовествования: «Так и мы поревнуем этому, чтобы нам не постыдиться, но с дерзновением предстать на суд Христов, и иметь Его с собою, как был Он с учениками Своими. Будет и с нами Он, как был и с учениками, если мы хотим следовать им, и подражать правилам и образу их жизни. За это-то Бог венчает и прославляет; а не требует того, чтобы ты воскресил мертвого или исцелил хромого. Не такие чудеса делают подобным Петру, а презрение богатства, – в этом и состояло совершенство апостола. Но нельзя, по твоему мнению, презреть богатство? Очень возможно. Впрочем, если не хочешь сам, я не принуждаю и не настаиваю; но умоляю только уделять хотя некоторую часть неимущим и не искать ничего, кроме необходимого»611.
Слово: «Аминь!» – означает «воистину», или: «да будет так». Это слово, употребляемое при заключении молитвы и для выражения утверждения, одобрения или пожелания, из Ветхого Завета и является в настоящее время, быть может, самым распространенным словом на планете, будучи в равной мере близким как иудеям, так и христианам и мусульманам. Оно встречается 30 раз в масоретском тексте Ветхого Завета, а в Новом Завете – 52 раза. Является слово «аминь» и одним из имен Господа Иисуса Христа. Сказано: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия» (Откр.3:14). Поэтому это слово надо всегда произносить с благоговением и духовным вниманием.
Спаси вас Христос! И – АМИНЬ!
P.S. В течение нескольких лет мы собирались здесь, в студии радио «Радонеж», а вы – у своих компьютеров и радиоприемников, и беседовали о Христе, то есть собирались во имя Его и, конечно же, ощущали Его присутствие.
За нашими плечами 96 часов эфирного времени. Первые 59 бесед уже изданы и переизданы тремя тиражами, другие 37 бесед готовятся к изданию в виде книги «Беседы на Евангелие от Матфея», том II. Если будем живы и Господь позволит, то и эта книга увидит свет. При переиздании первого и издании второго тома будут устранены обнаруженные неточности, опечатки и смысловые ошибки, за которые прошу прощения у Господа и у вас. Поистине, совершенство принадлежит только Господу.
* * *
БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Гомилии на Евангелие от Матфея 89. 2. С. (?)
Св. Иоанн Дамаскин, прп. «Точное изложение православной веры». Книга IV. 1.
Там же.
Триодь цветная. Часы на святую Пасху, тропарь: http://azbyka.org/bogosluzhenie/chasoslov_prilozhenie/pril16.shtml
Октоих воскресный. Тропарь воскресен, глас 2: http://azbyka.org/bogosluzhenie/oktoih/okt02_l.shtml
БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Гомилии на Евангелие от Матфея 90. 1. С. (?)
Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.28:16–17. (?)
БКОЦ. Новый Завет. Т. Iб. Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. Гомилии на Евангелие от Матфея 90. 4. С. (?)