Источник

Беседа 48. Евангелие от Матфея, глава 13, 45–58. «Притча о жемчужине и Притча о неводе»

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж». И сегодня мы рассмотрим следующие темы, это «Притча о жемчужине», «Притча о неводе» и окончание 13-й главы, где говорится о втором отвержении Господа Иисуса в Назарете.

И мы читаем текст Притчи о жемчужине, Евангелие от Матфея, 13-я глава с 45-го по 46-й стих:

Мф.13:45–46. «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее».

Блаженный Иероним Стридонский так истолковал эти слова: «Здесь другими словами говорится то же, что и выше [сказано]. Хорошие жемчужины, которых ищет поверенный торговца, это – закон и пророки. Слушай, Маркион! Слушай, Манихей! Хорошие жемчужины суть закон и пророки, и познание Ветхого Завета». Иными словами, Иероним Блаженный поясняет нам, что познание о Боге мы получаем через весь корпус Священного Писания. Посему и Ветхий и Новый Завет есть суть слово Божие, обращенное ко всему роду человеческому. Сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16–17).

Здесь, в этом истолковании блаженный Иероним восклицает: «Слушай, Маркион! Слушай, Манихей!» Маркиониты и манихеи были еретики, отрицавшие святость Книг Ветхого Завета. Они считали, что для христиан достаточно Евангелий, а ветхозаветные тексты излишни и даже вредоносны. Манихеи учили, что Ветхий Завет написан другим «богом», не Богом Нового Завета. Кстати, эту точку зрения разделял и Л. Н. Толстой, противопоставлявший ветхозаветные тексты текстам новозаветным. Но апостол Павел пишет более чем конкретно: «Все Писание богодухновенно…».

Причем нам надо понимать, что Библия Иисуса Христа и Библия апостолов – это был только Ветхий Завет: Закон, Пророки и Писания (Тора, Набиим и Кетубим). Книги Нового Завета появились уже после Вознесения Господня. Когда возникла угроза, что апостолов уничтожат и живого свидетельства о Христе не сохранится, тогда только и были написаны Святые Евангелия. Только два из них написаны непосредственными очевидцами событий: это Евангелие от Матфея и Евангелие от Иоанна, Евангелие от Марка записано со слов апостола Петра его соработником и сотрудником Марком, а Евангелие от Луки составлено апостолом Павлом и записано его соработником Лукою.

Похоже, что сами апостолы не придавали своим писаниям, особенно Посланиям, статуса непогрешимых текстов. Так, например, в некоторых местах апостол Павел мог позволить себе сказать: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2Сол.3:14–15); или еще, более радикально: «Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе»; и чуть ниже: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем» (1Кор.7:6–7, 10). То есть апостол Павел отличает в своих Посланиях то, что есть слово Господа, и что есть его собственное мнение.

Апостол Петр критически воспринимает стиль написания Посланий апостолом Павлом, он пишет: «и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания. Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения» (2Пет.3:15–17).

А евангелист Лука, в предисловии к своему Евангелию, пишет, что в его время был целый жанр составления евангельских повествований. Он пишет: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях…» (Лк.1:1). «Многие» – это, конечно, ни двое и не трое, но значительно более.

Есть в апостольских Посланиях ссылки на слова Христа, которые мы не обнаруживаем в четырех Евангелиях. Так, например, апостол Павел цитирует слова Спасителя: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: ″блаженнее давать, нежели принимать″» (Деян.20:35). Вот эти слова Господа Иисуса: «блаженнее давать, нежели принимать»¢ – мы не находим ни в одном из канонических Евангелий.

Но при всем при этом все тексты Библии, как ветхозаветные, так и новозаветные, Церковь объявила боговдохновенными. Ибо Церковь и есть, как сказано: «… Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15). И вынося те или иные решения, обязательные для исполнения всеми уверовавшими, апостолы говорили: «Ибо угодно Святому Духу и нам…» (Деян.15:28). То есть, Библия – это Книга Церкви и только Церкви. Следовательно, и вопрос канона Книг Библии и их правильного понимания решается только в Церкви, имеющей апостольскую веру и соблюдающей истинные догматы веры непогрешимо. Тертуллиан, например, настаивал на том, что еретики не имеют права не только толковать Писания, но даже их цитировать, так как Библия есть собственная Книга Церкви.

Православные всегда считали и учили, что если язычники и еретики и уничтожат Книги Священного Писания, то Церковь в Духе Святом воссоздаст их заново.

Сектанты на территории России ведут себя более чем нагло, используют синодальный перевод Библии, созданный РПЦ в XIX-м веке, для борьбы с Православием. У этих людей нет ни уважения к Церкви, ни элементарной человеческой благодарности.

Итак, Иероним называет скрытым и найденным жемчугом библейские Писания, и, прежде всего, Ветхий Завет, так как тогда, когда эта притча произносилась, Новый Завет еще не был написан. Но Ветхий Завет – это, в первую очередь, Закон. Как и сказано: «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17).

Конечно, Законом не может оправдаться перед Богом ни одна тварь, но при этом мы должны совершенно четко осознать следующую истину:

Мы спасаемся не Законом, но благодатью! Закон никого, как учит апостол Павел, не может довести до совершенства. Но суть проблемы заключается в том, что благодать – это есть то, что Бог сделал для нашего спасения; а исполнение заповедей Божиих означает то, что мы должны сделать для Него. Сын Божий учит нас: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21).

Вот и получается, что исполнение Закона Божия для человека и есть его (человека) ответ на любовь Божию. Но имеем ли мы такой ответ Богу, и насколько такой ответ Богу адекватен тому, что Сам Бог сделал для нас? Очевидно, что нам и вечности не хватит, чтобы отблагодарить Создателя за дар спасения. Но очевидно и то, что если мы, избалованные Божественным милосердием (благодатью), ничего не предпримем со своей стороны в направлении к исполнению воли Господа Бога, то благодать, разрушаемая нашей неверностью заповеди Создателя, может и покинуть нас. Сказано: «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему» (Евр.6:4–6).

Новый Завет учит нас, что не за каждого грешника можно и молиться. Сказано: «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» (1Ин.5:16). То есть, существует мера и для согрешающего, чтобы он знал: перейди он этот рубеж – за него уже и молиться нельзя, и благодать Божественного милосердия покидает его. Скорее всего, такое состояние души есть не что иное, как отказ от покаяния и жизнь во грехе, без оглядки на совесть, зовущую и ведущую нас к исповеди и покаянию, как полной перемене в жизни нашей.

Объясняя, что такое найденная драгоценная жемчужина, блаженный Феофилакт пишет: «Настоящая жизнь есть море; купцы суть те, которые странствуют по сему морю и стараются приобресть какое-либо знание. Мнения многих мудрецов представляют в себе многие жемчужины; но одна драгоценная жемчужина; ибо одна истина, которая есть Христос».

Внешне, казалось бы, мы видим здесь явное противоречие: Закон и Христос – что может быть общего? НО! Противоречия НЕТ! Закон – это и есть Слово Божественного Логоса. Сказано: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил» (Евр.1:1–2); и еще: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу» (1Пет.1:10–11).

Итак, Закон Божий и писался в Духе Христовом, Его же, Христа, речениями и мир сотворен. Поясняя, что Новый Завет не отменяет Ветхого Завета, а усиливает и раскрывает его подлинный духовный смысл, блаженный Иероним Стридонский пишет: «Но это не значит, что приобретение новой жемчужины служит к умалению достоинства прежних жемчужин, а то, что по сравнению с ней всякая иная жемчужина гораздо менее ценна».

Но как все же совместить жизнь во Христе и со Христом и те грехи, которые совершаются в жизни нашей? А нам и не надо совмещать несовместимое! Если ты, брат или сестра, по-прежнему ненавидишь свой грех и не соглашаешься с ним, то надежда на спасение еще может жить в твоем сердце, покаяния двери отверзает для тебя Жизнодавец Христос.

И мы читаем следующею притчу, «Притчу о неводе»:

Мф.13:47–49. «Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных».

Блаженный Иероним так истолковал слова этой притчи: «По исполнении пророчества Иеремии, который говорит: ″Вот, Я пошлю множество рыболовов″, то есть после того, как Петр, Андрей и сыны Зеведея – Иаков и Иоанн услышали: ″Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков″, они соткали себе сеть из евангельских учений Ветхого и Нового Завета и бросили ее в море этого мира, она и доныне простирается в глубине вод, схватывая в соляных и горьких пучинах все, что ни попадет в нее, то есть и добрых, и злых людей, или лучших и худших рыб. Когда же настанет кончина мира, – как Он Сам сказал немного ниже, – тогда сеть будет вытащена на берег, тогда и будет показан истинный суд [или: признак] для отделения одних рыб от других, и, как бы в некоем безопаснейшем пристанище от бурь, добрые будут положены в сосуды небесного жилища, а злых охватит огонь геенны, чтобы высушить и сжечь их».

Действительно, миссия Христа имеет двоякое назначение. Для одних проповедь о Христе, Сама личность Христа есть источник спасения; для других личность Христа и Его учение есть камень преткновения. Сказано: «И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима» (Ис.8:14).

Недавно, я побывал на Святой земле, в Израиле. Там мне пришлось беседовать на улицах Иерусалима с одним иудеем о Христе. Он сказал:

– У нас все неприятности из-за вашего Христа.

На что я возразил:

– Это только потому, что правда за Христом, а не за вами. Если бы Иисус из Назарета был бы тем, кем вы Его представляете, то за Его казнь вы получили бы от Бога награду. Мэгет эт мэгет (мера за меру); но вместо Божьего одобрения за содеянное вами вы получили Божье проклятие, разрушение Храма и голуд (рассеяние) почти на две тысячи лет. Потому что Иисус из Назарета есть истинно Мессия, Спаситель мира, и Его отречение вашим народом подставило вас под такое грозное Божье проклятие, которое продолжается до сих пор. Умейте делать выводы из своей собственной истории.

Блаженный Феофилакт истолковывая Притчу о неводе, пишет: «Поистине страшна сия притча; ибо показывает, что если мы и имеем веру, но не ведем доброй жизни, ввержены будем в огонь. Невод означает учение веры, которое переплетено знамениями и пророческими свидетельствами. Рыбари суть Апостолы; ибо, кого ни учили Апостолы, они убеждали чудесами и пророческими словами. Этот-то невод собрал от всякого рода – варваров, еллинов, иудеев, блудников, мытарей, разбойников. Когда же будет он полон, то есть когда кончится мир, тогда находящиеся в неводе будут разделены. Так, хотя мы и веровали, но если окажемся при сем без добрых дел, извержены будем; напротив, те, которые имеют добрые дела, сложены будут в сосуды, то есть в вечные жилища. Всякое действие, доброе ли то, или злое, есть пища души; поскольку и душа имеет свои мысленные зубы. Ими-то душа будет скрежетать тогда, сокрушая таким образом свои деятельные силы за то, что, имевши возможность делать добро, не делала, а, напротив, больше творила зло». Более кратко этот комментарий Феофилакта в контексте сегодняшней беседы можно обозначить так: Бог Отец во Христе Иисусе совершает в Сыне Своем дело нашего спасения (исцеления). Но мы обязаны с любовью принять этот дар спасения. То есть, наш ответ на Божий дар спасения – начать исполнять Его святые заповеди. О чем апостол Павел и пишет: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим.3:31).

И мы читаем далее следующее грозное предостережение:

Мф.13:50. «и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов».

Здесь возникает резонный вопрос: Для чего Бог создал человека, если Он наперед знал, что часть людей попадет в ад? Ответ очевиден: Бог есть совершенная Любовь. Сказано: «…Бог есть любовь» (1Ин.4:8). Любовь есть Добро. Следовательно, Господь Бог является источником добра для всего Своего творения. Сам замысел творения – нести Добро всему сотворенному. Святые Отцы учат, что сама божественная любовь есть движение. И, как известно, любовь есть обоюдный процесс. Посему мы познаем любовь Бога, поскольку возрастаем в познании Бога. Познавать Бога – означает любить Его, то есть во всем стараться исполнить волю Любимого. Любить – означает познавать Его. Сказано: «Кто говорит: ″я познал Его″, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась» (1Ин.2:4–5).

Итак, мы призваны, как и Адам, хранить и возделывать рай наших взаимоотношений с Господом Богом. Посему, когда Писание говорит, что человек оправдывается только верою, надо иметь в виду ту веру, о которой сказано: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Как видим, здесь: вера есть, прежде всего, деятельное осуществление и лишь потом созерцательная уверенность. Это означает, что и с нашей стороны в любви к Богу, в Которого мы уверовали, должно быть движение, то есть совершение, действие. Посему тот, кто ответил на призыв Бога, тот и объемлется вечною Любовью, а кто отверг этот призыв, тот и оказался удаленным от Добра, Благости и Любви (Вечной жизни в Боге и с Богом).

Посему надо прямо сказать: Бог сотворил всё для блага, но не всё оказалось способным воспринять это благо. Впрочем, в Писании сказано: «Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Кор.15:28).

Если человек призывается к Богу и все должно покориться Творцу, это означает, что не только человек, но и весь мир изменится. Иначе от чего и для чего спасение? Апостол Павел пишет: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся» (1Кор.15:51). Святитель Феофан Затворник писал: «Будет небо ново и земля нова, говорит Господь. Чего ради все мы, верующие, ″ожидаем нового неба и новой земли″ (2Пет.3:13)? Вот первая истинная новость! Она откроется во всей славе уже по кончине мира, когда все перечистится огнем; но приготовление к ней начато с первых дней бытия неба и земли и действуется с того времени невидимо, конечно, для ока чувственного, но зримо для ока веры». Так что работа по нашему спасению началась при сотворении мира и окончится при его чудесном изменении, когда Бог будет творить новое Небо и новую Землю. Посему не будем спешить с выводами.

И мы читаем далее:

Мф.13:51. «И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи!».

Объясняя эти слова, блаженный Иероним Стридонский пишет: «Собственно к апостолам обращено это слово; им говорится: Поняли ли вы все это? Господь не хочет, чтобы они, как весь вообще народ, только слушали, но чтобы они и понимали как должные быть наставниками».

Мф.13:52. «Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое».

Слова «выносит из сокровищницы своей новое и старое» означают, что проповедник Евангелия должен использовать в своих духовных изысканиях как новозаветные, так и ветхозаветные тексты, так как значимость любого Божьего слова не теряет никогда своей актуальности. Апостол Петр писал об этом следующее: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:19–21).

Книжниками здесь Христос называет самих Своих апостолов, научая нас книжности в положительном смысле этого слова. Так это понял блаженный Иероним, который и писал: «Апостолы были наставлены: они – книжники и свидетели Спасителя, которые на плотских скрижалях сердца начертали слова и заповеди Его; они наставлены в священнодействиях (sacramenta) Царства Небесного и имеют многие богатства Домовладыки, и выносят из сокровищницы учения своего новое и старое, чтобы проповедуемое из Евангелия подтверждать свидетельствами из книг закона и пророков. Поэтому невеста и говорит в книге Песнь Песней: Брат мой возлюбленный, новое и старое я сохранила тебе».

Апостол Павел, свидетельствуя о важности чтения духовных книг для верующего человека, писал апостолу из числа 70-ти Тимофею: «Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением» (1Тим.4:13).

И далее мы читаем:

Мф.13:53–54. «И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?».

Блаженный Иероним так истолковал эти слова: «После притчей, которые Он говорил народу, и которые понимали только одни апостолы, Он переходит в отечество Свое, чтобы там учить более ясно и открыто».

Изъясняя слова: «откуда у Него такая премудрость и силы?», блаженный Иероним пишет: «Удивительно неразумие назаренян; они изумляются, откуда Премудрость имеет премудрость и где Сила получила силы [чудес]. Впрочем, их заблуждение легко понять: они видят в Нем сына плотника». Эти люди, хотя и читали ветхозаветные тексты: Закон, Пророков и Писание, как бы некое покрывало неведения было положено на их головы. Сказано: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (2Кор.3:14–16). То есть, иудеи будут оставаться в неведении о Христе, пока искренне с покаянием не обратятся к Господу. сожалея о содеянным ими против истинного Мессии Израиля, – а Господа нашего Иисуса Христа. Только тогда истинный смысл Закона и Пророков откроется и для них.

И мы читаем далее, как реагировали иудеи из Назарета на проповедь Сына Божия. Они кричали:

«не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф.13:55–58).

Блаженный Феофилакт дает такое истолкование этим словам: «Назаретяне, по своему неразумию, думали, что неблагородство и уничиженность предков препятствует быть угодным Богу. Положим, что Иисус был простой человек, а и не Бог вместе, как они думали. Что же и при сем препятствовало ему быть великим в чудесах? Эти несмысленные оказываются и завистливыми, между тем как им надлежало более радоваться, что отечество их произвело такое благо. Братья и сестры Христовы были дети Иосифа, которые родились ему от жены брата его, Клеопы. Так как Клеопа умер бездетным, то Иосиф, по закону, взял жену его за себя и родил от нее шестерых детей, четыре сына и две дочери, Марию, которая по закону называется дочерью Клеопы, и Саломию. В нас суть, сказано, вместе – живут здесь вместе с нами. Соблазнялись же о Христе и братия Его, и, вероятно, говорили, что Он изгоняет бесов силою веельзевула».

Поясняя, почему Христос не сотворил многих чудес в Назарете, блаженный Феофилакт присовокупляет и следующие слова: «По неверию их Он не сотворил здесь много чудес, щадя их самих, дабы не подверглись тем большему наказанию, если бы остались неверными после знамений. Посему многих знамений не сотворил, а только несколько, дабы не могли сказать: ″если бы хоть незначительное знамение сделал, мы уверовали бы″. Впрочем ты разумей, что Иисус и до ныне бесчестен в Своем отечестве, то есть у иудеев, между тем как мы, чужие, чтим и любим его».

Эти слова объясняют нам и то, почему в нашем веке много явных чудес не совершаются перед глазами нечестивых и маловерных. Через это Господь Иисус Христос щадит и наш современный род. Ибо если бы Он настиг нечестивых чудесами, а те по ожесточению сердец, наподобие древних египтян и после этого не уверовали бы, то вина их от сего только бы усугубилась.

Итак, сегодня мы окончили изучении 13-й главы Евангелия от Матфея. Если будем живы, и Господь позволит, то в следующий раз мы займемся изучением 14-й главы Евангелия от Матфея.

Спаси Вас Христос!


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle