Источник

Беседа 23. Благодать действует и через недостойных

Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж». Мы начинаем изучение 23-й главы, и сегодня мы рассмотрим две темы: Благодать действует и через недостойных (1–7) и Один у нас Учитель и наставник – Христос; один у нас Отец – Бог (8–11).

В первом разделе мы увидим, как Господь Иисус Христос обличает религиозную богословскую элиту еврейского народа. Он не ставит под сомнение их право учить, но Он настаивает, что учить надо не только словом, но и самой своей жизнью. В противном случае и самому учению наносится непоправимый ущерб. Без сомнения, поучения книжников и фарисеев были намного лучше, чем их жизнь, и с подобным лицемерием больше нельзя было мириться.

И мы читаем 1-й стих 23-й главы Евангелия от Матфея:

Мф.23:1. «Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим».

Здесь обращает на себя внимание то, что Христос обращается не к самим книжникам и фарисеям, но прежде всего – к «народу и ученикам Своим», лимит наставления религиозных лицемеров из числа духовной элиты исчерпан. И теперь надо думать о том непоправимом вреде, какой эти лицемеры нанесли простым верующим.

«Хотя фарисеи в целом установили для себя высокий стандарт, не все жили в соответствии с ним… Тем не менее, руководители фарисеев прекрасно знали о том, что не все их последователи были искренни; сами фарисеи называли таких лицемеров в Талмуде “ранами” или “язвами партии фарисеев” (Сота 3:4 и 226)»336.

В Талмуде перечисляется 7 типов фарисеев, из которых только один мог быть назван «нормальным». Фарисей «плечо» – который делает всё напоказ, как бы носит на плече; фарисей «подожди-минутку» – который хочет задержать проходящих, чтобы продемонстрировать свое религиозное усердие; фарисей «синяк» – который ходит, глядя в землю, чтобы случайно не увидеть женщину, и натыкается на стены; фарисей «расчетливый» – который грешит и потом пытается добрыми поступками компенсировать свои преступления; фарисей «пестик» – который лицемерно демонстрирует ложное смирение; фарисей «праведник» – который считает, что всё уже исполнил; фарисей «трус» – который готов что-либо исполнять только из страха наказания; фарисей, «ожидающий награду», – готовый что-либо исполнять при условии получения награды. Последний тип признавался по Талмуду лучшим.

Я подробно остановился на этих типажах, описанных в Талмуде, потому что и среди христиан хватает своих книжников, фарисеев и саддукеев (особенно если вспомнить пресловутых младостарцев). И апостол Павел писал об этом: «Все это происходило с ними (иудеями. – О.С.), как образы; а описано в наставление нам (то есть христианам. – О.С.), достигшим последних веков» (1Кор.10:11). Тем более, что Сам Сын Божий, предостерегал учеников, словами: «смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф.16:6).

И далее мы читаем:

Мф.23:2–3. «и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте».

Прежде всего ответим на вопрос: что такое «Моисеево седалище»? Из средневекового иудейского трактата доносится до наших времен древнее предание: «Для него (Моисея) была сделана катедра, подобная тем, что используется защитниками в суде, когда сидящий выглядит так, будто он стоит»337. Историк У.Г. Брауде писал: «Специальное место в синагоге, на котором сидели начальники, метафорически называлось “троном Моисея” или “троном Торы”, что символизировало преемство учителей Торы в течение веков»338.

Более проблематичными являются следующие слова: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте». Но не надо удивляется, нечто подобное мы видим и в Нагорной Проповеди, где Христос говорит: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф.5:20).

Блаженный Иероним пишет: «Что может быть более кротко и милосердно со стороны Господа? Он подвергается искушению со стороны фарисеев; козни их сокрушаются... и тем не менее вследствие [принадлежащего им] священства и достоинства, связанного с саном, Он убеждает народ подчиняться им, обращая внимание не на дела их, а на слова учения их. Слова же Его: “На Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи”, под словом “седалище” указывают на учение Закона»339.

Известно, что Сам Сын Божий, исцеляя некоторых, отправлял их показаться священникам. Сказано: «и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им» (Мк.1:44).

Ориген считал, что тема о Моисеевом седалище актуальна и для христиан, особенно из числа священноначалия, он писал: «Как на Моисеевом седалище неправедно сидели книжники и фарисеи, а праведно (сидели. – О.С.) – те, кто верно понимал и преподавал Закон, точно так же и на церковных седалищах (архиерейских кафедрах. – О.С.) сидят некоторые, говорящие, что следует кому делать, а сами того не делающие… А другие из сидящих (сами) делают, прежде чем сказать, и говорят рассудительно»340.

Но означает ли это, что одних священников мы должны слушаться, а других нет?

Святые Отцы согласно учат, что благодать действует и через недостойных священнослужителей, если они при этом не еретики. Вспомним эти наставления.

Блаженный Августин: «Служители Церкви Божией не перестают быть орудиями благодати Божией, хотя бы сами не были святыми. Каков бы ни был священник, когда он молится за народ, его молитва возносится к Богу, – его поучения, если содержат истину, полезны для других, – его священнодействия имеют всю силу для верующего. За себя он сам даст ответ Богу, но для паствы он есть истинный пастырь»341.

Святой Ефрем Сирин: «…Если и не знаешь о каком иерее, достоин ли он сана или не достоин, то не презирай его ради заповеди Христовой. Как не терпит вреда светлое золото, если покрыто оно грязью, а также и самый бисер, если прикоснется к каким-нибудь нечистым и скверным вещам; так подобно сему и священство не делается оскверненным от человека, хотя бы приявший был и недостоин»342.

Святитель Иоанн Златоуст: «…Кто почитает священника, тот будет почитать и Бога; а кто стал презирать священника, тот постепенно дойдет когда-нибудь и до оскорбления Бога… если кто преподает правое учение, то смотри не на жизнь его, а на слова… В отце, хотя бы он имел бесчисленное множество слабостей, сын покрывает все»343.

Святитель Григорий Богослов: «К очищению тебя всякий достоин веры (доверия. – О.С.), только бы был он из числа получивших на сие власть, не осужденных явно и не отчужденных от Церкви. Не суди судей ты, требующий врачевания; не разбирай достоинств очищающих тебя; не делай выбора, смотря на родителей. Хотя один другого лучше или ниже, но всякий выше тебя. Рассуди так: два перстня, золотой и железный, и на обоих вырезан один и тот же царский лик, и обоими сделаны печати на воске. Чем одна печать отлична от другой? – ничем. Распознай вещество на воске, если ты всех премудрее. Скажи: который оттиск железного и который золотого перстня? И отчего он одинаков? Ибо хотя вещество различно, но в начертании нет различия. Так и крестителем да будет у тебя всякий. Ибо хотя бы один превосходил другого по жизни, но сила крещения равна, и одинаково может привести тебя к совершенству всякий, кто наставлен в той же вере»344.

Святитель Иоанн Златоуст: «Случается, что миряне живут в благочестии, а священники в неправде, и потому чрез них не надлежало бы совершаться ни Крещению, ни приношению Тела Христова, если бы благодать искала везде только достойных. Но ныне Господь обыкновенно действует и чрез недостойных, и благодать Крещения нимало не оскорбляется жизнию священника... Говорю это, чтобы кто-либо, строго рассматривая жизнь священника, не стал соблазняться в рассуждении им совершаемого в Таинствах. Ибо человек ничего не привносит от себя в предлагаемое, но все это есть дело силы Божией, и Бог-то освящает вас в Таинствах»345.

Святой Исидор Пелусиот: «Ничто не теряет приемлющий (священные Таинства), если бы преподавший оказался и недостойным, и не бесплодными он пользуется Таинствами, хотя бы священник всех людей влек с собою к нечестию»346.

Блаженный Августин: «Богу всегда принадлежит благодать, Богу – и Таинство, а человеку – одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если – нехорош… то чрез него совершает Бог видимую форму Таинства, а Сам дарует невидимую благодать… Не думайте, будто от нравов и действий людей зависят божественные Таинства: они святы от Того, Кому принадлежат»347.

«По учению Православной Церкви, хранителями чистоты веры и отеческих преданий являются не только патриарх и не иерархия церковная только во всей совокупности, но все тело Церкви, а следовательно, и верующий народ, которому так же принадлежат известные права и голос в церковных делах»348, – наставлял Святейший Тихон, Патриарх Московский и всея Руси.

В наше время некоторые хотят упразднить Поместные Соборы под предлогом того, что в Древней Церкви были только Архиерейские Соборы; однако в Древней Церкви народ сам избирал и епископов, и пресвитеров, и диаконов. Пусть вернут народу Божию это право, тогда на Архиерейских Соборах будут представители приходов и епархий, а не разных религиозных партий типа саддукеев, фарисеев и книжников.

Священство сугубое не противопоставляется народу Божию (священству благодатному), но является его частью, что и означает соборность, которую латиняне и им последующие филокатолики мудрствуют разрушить своим антиканоническим клерикализмом. Еще в ветхозаветные времена Господь изрек: «а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх.19:6). Но тогда это было как обетование на будущее: «вы будете», а когда Дух Святой сошел на народ Божий в день Святой Пятидесятницы, то это и исполнилось. И не только по отношению к еврейскому народу, но и ко всем иным, что дало основание апостолу Петру изречь: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).

Анонимный автор (приписывается Златоусту) изрек: «Что же говорит Он народу! “Итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте”. Это значит, что вы, сидящие в Церкви (миряне. – О.С.), не только слушатели, но и судьи священникам. Вы можете слышать и то, что неприемлемо. Вы судите о священниках, сравнивая с собой. И как вы все слышите, но не все делаете из услышанного, так и священники учат все, но не все делают то, чему учат. Ведь все люди различны, хотя природа их одинакова. Люди с самого начала сотворены одинаково, и только затем они разделены по рангам ради вас. По такой причине природа их принадлежит им самим, а их распределение по рангам необходимо на пользу вам»349. Здесь обращают на себя внимание слова: «Ведь все люди различны, хотя природа их одинакова» – то есть и священнослужитель такой же человек, как и все остальные, но при наличии одинаковой со всеми природы от него требуется нечто незаурядное. И если он не справляется с чем-либо, то только по одинаковости падшей человеческой природы, а если превосходно исполняет сугубое служение, то только силою благодати, полученной через рукоположение. Сказано: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2Тим.1:6). То есть священник творчески призван рассмотреть и усилить дар Божий в себе («возгревать»), но это осмысление приходит с годами, поэтому бывают и ошибки, и падения священников. Но так как дар сугубого священства – достояние всей общины, то и следует поддерживать священника в его затруднениях и не отрекаться от него при его падениях. Сказано: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2). Тем более Писание учит: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» (1Тим.5:19) – то есть свидетельство одного даже не рассматривается. Именно двое или трое должны были быть свидетелем одного и того же предосудительного поступка. Причем сказано: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак.3:1). Значит, если священник учит, проповедует и оглашает, то он находится под большим ударом клеветников, чем тот, кто трусливо молчит, ибо священник, добре проповедующий слово Божие, как бы наступил бесу на хвост. Посему и сказано: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1Тим.5:17). Именно с сугубым рвением мы должны защищать наших священнослужителей, особенно тех, «которые трудятся в слове и учении», и поддерживать их, как можем.

Зададимся вопросом, а в каком смысле мирянам дан суд над священнослужителями? И как относиться ко многим отступникам из числа духовного чина, ведь это в большое уныние вгоняет верных. Святитель Василий Великий к монахам, утесненным от ариан, пишет: «Если в самом причте нашлись предатели, сие да не ослабляет упования вашего на Бога: ибо не имена спасают нас, но произволение и истинная любовь к Сотворшему нас. Рассудите, что и в совещании на Господа нашего строили козни архиереи, книжники и старцы, а искренно приявшими учение оказались немногие из народа: рассудите, что в числе спасаемых не множество, а избранные Божии. Посему да не устрашает вас многочисленность народа, волнуемая, как вода в море ветрами, ибо, если и один кто спасется, как Лот в Содоме, должен держаться здравого суждения, имея непоколебимое упование о Христе, потому что Господь не оставит преподобных Своих»350.

Кто-то может возразить: но почему столько нестроений в Церкви, ведь Христос сказал «…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). На подобное возражение я хотел бы ответить двумя цитатами из святых Отцов. Петр Хрисолог писал о Церкви: «Малый кораблец Христов иногда возносится к небу, иногда попускается в бездну, иногда Христовой управляется силою, иногда колеблется страхом, иногда покрывается волнами страстей, иногда выплывает на веслах исповедания»351. А Афанасий Великий вещает: «Истина – хотя и может быть помрачена на несколько времени, но сами гонители наконец должны будут узнать ее»352. Возможно для некоторых прозрение произойдет на Страшном Суде. Но до прозрения заблудших, или окончательной погибели предателей, надо быть осторожными, «чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы» (Мф.13:29).

И далее мы читаем:

Мф.23:3. «по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают».

Блаженный Феофилакт пишет: «Ты спросишь: ужели же должно исполнять все, что они говорят, даже и дурное? На это скажу: во-первых, никогда учитель не дерзнет склонить другого человека ко злу. А затем, если даже и допустить, что какой-либо учитель решится склонять людей к порочной жизни, то таковой станет учить этому, конечно, не с “Моисеева седалища”, то есть не во имя Закона. Но Господь ведет речь о сидящих на Моисеевом седалище, то есть об учащих Закону. Итак, должно слушать учащих Закону Божию, хотя они сами и не поступают по нему»353. Это и есть Евангельское учение о том, что благодать может действовать и через недостойных. Впрочем, пусть мне кто покажет достойного столь высокого звания священника, которое дается по благодати, а не по делам («благодать немощное врачует и оскудевающее восполняет», – говориться в Чине рукоположения). Сказано: «Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим.11:6). Блаженный Августин писал: «Итак, разве может освобожденный (то есть от греха. – О.С.) хвалиться своими заслугами? Ведь если бы ему было воздано причитающееся за его заслуги (то есть дела. – О.С.), то он непременно был бы осужден (то есть на вечные муки. – О.С.). Значит, нет вообще никаких заслуг у праведных? Разумеется, есть; иначе они и праведными не были бы. Но не заслуги сделали их праведными; они сделались праведными, поскольку оправданы (Кровью Христа. – О.С.), но, как говорит апостол: “получая оправдание даром, по благодати Его” (Рим.3:24)»354.

Апостол Павел видел смысл даже в проповеди лицемеров, почитая всех остальных христиан прощенными грешниками. Сказано: «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться» (Флп.1:18).

И далее мы читаем:

Мф.23:4. «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их».

Очень точная характеристика современных младостарцев, которые реально требуют от пасомых намного больше, чем исполняют сами или не исполняют совсем. Сказано: «Вот, ты называешься Иудеем (слово «иудей» происходит от одэ, ходэ – «хвала», «прославление»; может быть переведено словом «правоверный», или даже «православный». – О.С.), и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его, и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим.2:17–24). То есть требовать с людей то, что ты сам не исполняешь, – верх ханжества и лицемерия. Блаженный Иероним так истолковал рассматриваемый стих: «Это против всех вообще учителей, которые приказывают [исполнять] трудные действия, а не делают более легких (minora). Но при этом должно заметить, что и плечи, и персты, и тяжесть, и связки, которыми обвязывается тяжесть, необходимо понимать в духовном смысле»355. Речь идет о духовном закабалении, разновидность «церковного» крепостничества.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Этими словами Он обнаруживает двоякое зло в их действиях: именно то, что они от подчиненных без всякого снисхождения требуют полной и совершенной исправности в жизни, а сами себе предоставляют полную свободу действия, между тем как доброму начальнику надлежало бы поступать иначе, то есть к самому себе быть судьей строгим и взыскательным, а к подчиненным – кротким и снисходительным. Фарисеи же поступали наоборот. Таковы и все любомудрствующие на словах. Они без милости строги и взыскательны, потому что не испытали, как трудно учить делами»356.

И далее мы читаем:

Мф.23:5. «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих».

Слова «расширяют хранилища» – имеется в виду филактерии (теффилин). Представляли из себя кожаные коробочки, которые закреплялись кожаными ремнями на лбу или левой руке. По мнению законоучителей, обязанность ношения филактерия возложена на евреев самим Моисеем; они ссылаются на следующие четыре цитаты из Библии: «и навяжи их (слова Божии) в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими» (Втор.6:8); «положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими» (Втор.11:18); «И да будет тебе это знаком на руке твоей и памятником пред глазами твоими» (Исх.13:9) и «и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими» (Исх.13:16). Скорее всего, так как обрезание прообразовывало собой крещение (Кол.2:11), то ношение теффилин (филактерия) могло прообразовывать собой ношение креста на груди. Следовательно, слова «чтобы видели их люди» и слова «расширяют хранилища свои» запрещают христианам носить крест напоказ и несоразмерного для мирянина размера. Слова: «и увеличивают воскрилия одежд своих» – означают ношение цицит, кистей, сплетенных из нитей синего и белого цвета, на краях одежды, что было установлено Законом Божиим (Чис.15:38–41; Втор.22:12). Кисти должны были напоминать о 613 заповедях. Осуждая увеличение воскрилий, Христос осуждает увлечение внешней стороной Закона при оставлении его внутреннего содержания. События, описанные в 9-й главе Евангелия от Матфея, 20–21 стихи, показывают, что Иисус из Назарета носил цицит. Но в Нем внешнее соответствовало внутреннему, и иначе быть не могло; более того, внешнее не могло до конца выразить внутреннее, ибо сказано: «Небо и небо небес не вмещают Тебя» (3Цар.8:27).

Блаженный Иероним Стридонский писал: «Следовательно, тот, кто делает какое-нибудь дело так, чтобы его только видели люди, тот – книжник и фарисей»357.

При рассматривании внешнего и внутреннего вида древних религиозных лицемеров, восседающих на Моисеевом седалище, остается открытым вопрос: до какой степени должно повиноваться им, и где та черта, переступив которую, мы должны выйти из повиновения им. Прекрасный ответ на этот сложный вопрос дает нам Златоуст. Святитель Иоанн пишет в 34-м Слове на Послание к Евреям: «Безначалие – везде зло, причина многих бедствий, начало беспорядка и смешения; особенно же в Церкви… Но, скажет кто-нибудь, есть еще… зло, – когда начальник (священнослужитель. – О.С.) нехорош. Знаю: это немалое зло, и даже гораздо большее, нежели безначалие, – потому что лучше не управляться никем, нежели быть под управлением дурного начальника… А что, скажешь, когда (начальник) нехорош, – тогда не нужно по­виноваться ему? Нехорош, – в каком смысле говоришь ты? Если по отношению к вере (то есть еретик. – О.С.), то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже Ангел, сошедший с неба; если же по отношению к жизни, то не беспокойся об этом… Они (священнослужители. – О.С.) имеют, говорит (Христос. – О.С.), достоинство, но нечисты по жизни. А вы обращайте внимание не на жизнь, но на слова, их; от поведения же (других) никто не получит вреда. Почему? Потому, что оно явно для всех, и такой (человек), хотя бы он был тысячу раз нехорош, никогда не научит дурному. Но недостатки касательно веры неявны для всех, и дурной в этом отношении не постыдится учить (других)»358.

Но как понять слова: «Нехорош (священнослужитель. – О.С.), – в каком смысле говоришь ты? Если по отношению к вере (то есть еретик. – О.С.), то беги от него и не сообщайся с ним, хотя бы он был не только человек, но даже Ангел»?

В России в период возникновения обновленчества в начале XX века православные «голосовали ногами» – они просто не ходили в храмы, где служили обновленцы, хотя последним (обновленцам) были отданы советской властью лучшие храмы, в том числе и Храм Христа Спасителя. Подобным образом поступают православные на Украине в XXI веке: они не ходят на службы, где служат раскольники. Я наблюдал в Киеве в Свято-Владимирском соборе за службой: архиереев было больше, чем мирян. Разумно поступают православные украинцы, а это значит, что храмы, оскверненные обновленческими лжепастырями (филаретовцами), рано или поздно вернутся к ним.

И далее мы читаем:

Мф.23:6. «также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах».

Греческий богослов Ориген, живший в III веке, писал: «Очевидно, что прегрешения такого рода встречались не только у тогдашних книжников и фарисеев или встречаются у настоящих, но и в Церкви Христовой встречаются не только принимающие “пиршества” и застолья от устраивающих их, но также любящие “председания” на них и много делающие сначала для того, чтобы стать дьяконами не такими, о которых говорит Писание, но такие, которые “поедают домы вдов и лицемерно долго молятся и за то примут тем большее осуждение” (Мф.23:14). Они хотят стать именно такими дьяконами. Затем они стараются урвать видимые председания тех, кто называется пресвитерами. А кто не довольствуется этим, те много измышляют, чтобы люди звали их епископами (что означает “учитель”)»359.

У нас в России сложилась ужасная ситуация, когда любые решения, даже такие решения, которые имеют значение для целой страны, принимаются в бане под пиво и водку. Так заключаются крупные сделки, принимаются судьбоносные решения для миллионов и миллионов россиян. Печально, когда и верующие перенимают дурные обычай и «порядки», господствующие среди внешних. Застолья с жирной пещью и спиртным во время больших церковных праздников, особенно на «престол», превратились в неотъемлемую часть жизни некоторых священнослужителей и мирян. Сказано: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» (Иуд.1:12).

Слова «предвозлежания на пиршествах» свидетельствуют о реалиях античного мира. Собравшиеся на банкет или званый ужин не сидели за стульями, а именно предвозлежали, то есть полулежа участвовали в трапезе, опираясь то на левую, то на правую руку. Слова «председания в синагогах» означают, что существовала конкуренция: кто возглавит синагогальную молитву.

Один у нас Учитель и Наставник – Христос;

один у нас Отец – Бог

И далее мы читаем:

Мф.23:7–10. «и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос».

Блаженный Иероним предлагает нам следующее объяснение этих слов: «Ни учителем, ни отцом не должно называть кого-либо другого, кроме Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Он Отец, потому что все от Него; а Тот – Учитель, потому что все через Него, или потому, что через домостроительство плоти Его мы все примирились с Богом. Спрашивается теперь, почему же апостол вопреки этому повелению называет себя учителем языков; или каким образом на простонародном языке, особенно в Палестине и Египте в монастырях, взаимно называют один другого отцами? Этот вопрос разрешается так: иное дело быть отцом по природе, как и учителем, а иное – по милости (indulgentia). Если мы называем человека отцом, то показываем этим почтение к его возрасту, а не то, что он виновник нашей жизни. Также и учитель называется этим именем по участию в деле истинного Учителя»360.

И действительно, в глобальном (вселенском) смысле один Отец всего сущего, по праву Творца; и один Учитель всего сущего, по праву Истинности. Но в частном случае мы имеем и отцов, и учителей, и наставников из числа людей, призванных на это служение.

Начнем с того, что у нас есть физические (плотские) отцы. Сказано: «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12).

Есть у нас и духовные отцы. Сказано: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор.4:15). Так, например, обращаясь к Тимофею, безбрачный апостол Павел пишет: «Тимофею, истинному сыну в вере» (1Тим.1:2) и т.д.

Были в Церкви и сугубые учителя. Сказано: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф.4:11).

Были в Церкви и наставники. Сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7); и еще: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр.13:17); и еще: «Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых» (Евр.13:24).

Блаженный Феофилакт пишет: «Христос не запрещает называться учителями, но возбраняет страстно желать этого наименования и всячески стараться о приобретении его (особенно за деньги. – О.С.). Учительское достоинство в собственном смысле принадлежит только Богу. Также и словами: “отцом не называйте” не возбраняет почитать родителей; напротив, Ему угодно, чтобы мы почитали родителей и особенно духовных отцов. Этими словами Христос возводит нас к познанию истинного Отца, то есть Бога, так как отец в собственном смысле есть Бог, плотские же родители не суть виновники нашего бытия, а только содействователи и орудия Божии»361.

И далее мы читаем:

Мф.23:11. «Больший из вас да будет вам слуга».

Эти слова научают, что задача «большего» в Церкви – не нападать на «меньших», не угнетать и не порабощать их, но со смирением воспитывать и с любовью наставлять, более спрашивая с себя, чем с других.

«Однажды пресвитер Пелусиотский, услышав, что некоторые братия часто бывают в городе и ведут себя беспечно, пришел в собрание и снял с них монашеские одежды. Но после больно стало его сердцу, и он раскаялся. Волнуемый помыслами, пришел он к авве Пимену, неся с собой левитоны (одежды) братий, и рассказал старцу о деле. Старец спросил его: “Нет ли и в тебе еще чего-нибудь от ветхого человека? Совлекся ли ты его?” Пресвитер отвечал: “И во мне есть еще ветхий человек”. Старец сказал ему: “Вот и ты таков же, как и братия! Если и немного имеешь ветхости, уже подлежишь греху”. Тогда пресвитер пошел от старца и, призвав к себе братий, просил у них прощения (их было одиннадцать), облек их в монашеские одежды и отпустил»362.

И далее сказано:

Мф.23:1–12. «ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится».

Сам Сын Божий говорил о себе: «и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:27–28). Давая наставление пастырям Христовой Церкви, первоверховный апостол Петр писал: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1Пет.5:1–4).

Спаси вас Христос!

* * *

336

Энциклопедия Иудаика 13:366.

337

Трактат «Исход Рабба». 43, 4.

338

Брауде У.Г.

339

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.23:2–3.

340

БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. С. 203.

341

Сборник святоотеческий высказываний. Зеленков В. С. 115.

342

Там же. С. 113.

343

Там же. С. 118–119.

344

Слово на Св. Крещение в творениях Святых Отцов. Т. 3. С. 298–299.

345

Макарий (Булгаков), митр. Православно-Догматическое богословие. С. 393–394.

346

Там же. С. 394.

347

Там же.

348

Тихон (Белавин), Патриарх Московский и всея Руси.

349

БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. С. 202.

350

Цитаты свв. Отцов. Василий Великий, архиеп. Ч. 7. Письмо 249. (?)

351

Цитаты свв. Отцов. Петр Хрисолог. Ч.1. Слово 19. О укрощении морской бури. (?)

352

Иоанн Епископ. История трех Вселенских Соборов. С. 98. (?)

353

Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.23:2–3.

354

Свт. Августин Блаженный, архиеп. Иппонский. Письмо 194-е. К римскому пресвитеру Сиксту (3, 6).

355

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.23:4.

356

БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. С. 203.

357

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.23:4. (?)

358

Свт. Иоанн Златоуст, архиеп. Константинопольский. 34-е Слово на Послание к Евреям апостола Павла.

359

БКОЦ, Новый Завет. Т. Iб. C. 206.

360

Св. Иероним Стридонский, блж. Толкование на Мф.23:7–10.

361

Св. Блаженный Феофилакт, архиеп. Болгарский. Толкование на Мф.23:7–10.

362

Достопамятные сказания. С. 192. № 11.


Источник: Беседы на Евангелие от Матфея. / О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013. / Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7

Комментарии для сайта Cackle