9. О Миропомазании
Кроме благодати прощения грехов, даруемого в крещении, христиане получают для укрепления своего в благочестии еще особые дары Святого Духа:
Об этом говорил ап. Петр: «покайтесь, и да крестится каждый... и получите дар Святого Духа» (Деян.2:38).
Этот дар сначала преподавался чрез руковозложение апостольское:
«находящиеся в Иерусалиме Апостолы, услышавши, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого; ибо Он не сходил ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого» (Деян.8:14–17).
Сообщить дары Святого Духа могли только Апостолы, т.е. епископы Церкви, а остальным верующим это не дано:
«Симон же (только что крещенный), увидев, что чрез возложение рук апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» (Деян.8:18–19).
С умножением числа верующих Апостолы не имели возможности всюду ходить для возложения рук, тогда руковозложение заменено было миропомазанием, поэтому Апостолы и называют получение даров Святого Духа помазанием:
«Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца ваши» (2Кор.1:21–22).
И ап. Иоанн пишет: «вы имеете помазание от Святого» (1Ин.2:20).
Руковозложение заменено миропомазанием потому, что и в Ветхом Завете помазанием святым миром, или елеем, означалось сообщение чрезвычайных дарований Божиих:
Господь повелел миропомазанием посвятить первосвященника Аарона и сынов его; миром священным «помажь и Аарона, и сынов его, и посвяти их, чтобы они были священниками Мне» (Исх.30:30).
Елеем помазан Саул на царство: «взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его, и сказал: вот Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего» (1Цар.10:1).
«И сказал Господь Самуилу... Наполни рог твой елеем, и пойди; Я пошлю тебя к Иессею вифлеемлянину; ибо между сыновьями его Я усмотрел Себе царя... И взял Самуил рог с елеем, и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1Цар.16:1, 13).
В Новом Завете все христиане получили особые дары Святого Духа: для этого, именно, они и помазаны священным миром. Священное миро приготовляется и освящается епископами, и его раздают всем пресвитерам, чтобы они совершали таинство Миропомазания и передавали им крещенным особые дары Святого Духа.
Священное миро составлялось всегда из благовоний.
Читай по Библии (Исх.30:22–25).
«Оно – святыня; святынею должно быть для вас» (Исх.30:32)
Так же составляется священное миро и теперь для благодатного священнодействия миропомазания.
Разбор возражений сектантов
Сектанты говорят: Для Духа Святого не нужны никакие действия, никакое масло, Он и Сам сходит (Ин.3:8).
Православный ответ: Господь Спаситель мог исцелить единым словом, однако, допускает, разные действия (Мк.7:32–35; Ин.9:6–7). И с получением даров Духа Святого случалось то же: Апостолы то возлагали руки на крещенных (Деян.8:17), то говорят о помазании (2Кор.1:21–22; 1Ин.2:20). Священнодействия эти даже Симону Волхву были понятны, и он хотел купить право на ннх, а сектанты не могут этого уразуметь.
Сектанты говорят: Пашковцы и молокане говорят, что для получения даров Святого Духа не нужно ни миропомазание, ни возложение рук, а только вера: поверили во Христа Корнилий сотник и домашние его, на них и сошел Святой Дух без всякого миропомазания. Так, будто, и на сектантов Дух сходит, благодаря их вере.
Православный ответ: Корнилий сотник получил дар Святого Духа чудесно, чтобы этим открылось Апостолам, что и язычников можно принимать в Церковь, хотя они этого не допускали сначала. Однако, после получения Святого Духа, Ап. Петр «велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян.10:48). Но другого подобного чудесного получена Святого Духа не было. Да если бы не нужно было никакого священнодействия для этого, тогда Апостолов и в Самарию для этого не посылали бы (Деян.8:14–16). И в другом случае Апостолы не говорили бы о помазании от Бога (2Кор.1:21 –22; 1Ин.2:20).