10. О таинстве Покаяния
Прообразом таинства Покаяния были ветхозаветные священнодействия: жертва за грех и всесожжения, а также обряд с «козлом отпущения». Читай об этом Лев.16.
Козел отпущения, над которым исповедовались грехи народа, а также жертвы за грехи, предображали Христа, Который будет прощать грехи и понесет грехи всех людей.
Господь (мало того, что знает грехи всех) еще требует личного сознания человека в грехе и раскаяния:
Господь взывает к Адаму после его грехопадения: Адам, где ты? (Быт.3:9).
Призыв к покаянию Каина:
«сказал Господь Каину: почему ты огорчился, и отчего поникло лицо твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица, а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:6–7).
По повелению Божию Ной призывал людей к покаянию: (1Пет.3:18–21, ср. 2Пет.2:5).
Призыв Ионы к ниневитянам: (Ион.3, ср. Мф.12:41).
Исповедание и прощение грехов в Ветхом Завете священно:
«если же он (человек) виновен в чем-нибудь из сих и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой... и очистит его священник от греха его... в чем согрешил по неведению... и прощено будет ему» (Лев.16).
Проповедь покаяния Иоанна Крестителя:
«покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное... сотворите достойный плод покаяния» (Мф.3:2–8).
Проповедь Христова о покаянии:
«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17).
Отец отдал суд Сыну:
«Отец не судит никого, но суд весь отдал Сыну...» (Ин.5:22).
Христос Сам сначала прощал на земле людям грехи:
«Иисус говорит расслабленному: прощаются тебе грехи твои» (Мк.2:5).
Сын Божий отдал часть суда и священникам:
«как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это дунул» (Ин.20:21–23), (Златоуст о священстве III, 5, стр. 60).
Господь обещал даровать Апостолам и их преемникам право прощать грехи:
«Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18).
После Своего Воскресения Господь даровал право прощения грехов Апостолам я их преемникам:
«Явившись Апостолам, Господь сказал: мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:21–23).
Для прощения грехов священноначальствующими, нужно исповедание их верующими:
«Многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян.19:18).
Со времени свв. Апостолов в Церкви Православной существует таинство Покаяния. У сектантов нет истинного священства, поэтому не может быть у них и таинства Покаяния, и умирают они все со всеми своими грехами.
Посему должно спрашивать сектантов: кто позволил вам отменить дарованное Христом Апостолам и их преемникам право прощать грехи? Неужели вы лучше, чем современные Апостолам христиане, что не нуждаетесь в прощении грехов?
Разбор возражений сектантов
Сектанты говорят: Грехи может прощать только Бог, а не священники.
Православный ответ: Апостолам и их преемникам Христос даровал благодать прощения грехов (Ин.20:21–23), а сектанты не имеют истинного священства, которое могло бы прощать грехи, поэтому они и отвергают дарование Христово.
Сектанты говорят: Не священники, а все люди должны прощать друг другу грехи.
Православный ответ: Верно, это и делается у нас пред исповедью, но взаимного прощения мало; нужно еще Божие прощение, которое даруется чрез законных пастырей.
Сектанты говорят: 1Ин.2:1–2 о прощении Христом грехов.
Православный ответ: Христос прощает грехи через Своих рукоположенных пастырей Церкви, как и сказал Он: Мф.18:18; Ин.20:21–23.
Сектанты говорят: что слова Спасителя: Ин.20:21–23 и Мф.18:18 означают., что «Христос дал власть людям прощать личные оскорбления и обиды, а не те грехи, которые мы делаем пред Богом» («Бапт.», 1909 г., №10).
Православный ответ: Сектанты лгут и знают, что лгут, потому что для того, чтобы прощать свои обиды, не нужны никакие полномочия. Если же они даются, а Апостолы получают посольство в мире равное Христу и получают Дух Христов для прощения или оставления грехов, значит, здесь не простое прощение обид, а высшее дарование.
Сектанты говорят: Каяться нужно пред Богом только: Мф.11:28; Лк.7:37–38; Лк.15:20; Ин.14:6; Деян.4:11, 12; Деян.12:1; 1Тим.2:5–6; Ин.6:37 («Бапт.», 1909, №10).
Православный ответ: Верно: нужно каяться Богу, но пред людьми, как некогда Давид пред Нафаном, как приходящие к Иоанну Крестителю; как «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая грехи свои» (Деян.19:18), как перед ап. Петром каялся согрешивший Симон Волхв.
Священники «только свидетели» покаяния и разрушители грехов властью, данной им от Бога (Ин.20:21–23).
Сектанты говорят : что власть прощения грехов, действительно дарована Христом, но исключительно только Апостолам, которым Христос говорит: примите Духа Святого; кому простите грехи, тому простятся, но не всем пастырям.
Православный ответ : Православные в ответ сектантам должны спрашивать их; скажите: имел силу прощения грехов ап. Павел, когда в Ефесе «многие из уверовавших приходили исповедуя и открывая дела свои?» Имели силу прощения грехов ап. Тимофей и Тит? Конечно, имели. Если так, то не двенадцать, но все истинное священство Христово имело это право и имеет его. Христос основал Церковь Свою не на время жизни Апостолов, но до скончания мира. Посему-то Господь и сказал: «се, Я с вами во все дни до скончания века»: Значит, не только с 11 Апостолами, но и с их преемниками. С кем Христос, те и имеют право прощения грехов.
Сектанты говорят: Пс.31:5; Пс.50:3; 2Цар.12:13. О покаянии и прощении Давида; так же и они – сектанты, каются и очищаются.
Православный ответ: Если право прощения грехов было даровано только Апостолам, а не преемникам, тогда только 11-ти принадлежит и право крещения и причащения. Тогда и все Христианство только для современников апостольских, однако, этого сектанты не признают (Евр.10:1–4).
Сектанты говорят: Деян.8:18, 22: Петр сказал Симону: «сердце твое не право пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу; может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего».
Православный ответ: Здесь не отвергается таинство Покаяния, а скорее требуется.
Сектанты говорят: написано: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». (1Ин.2:1–2).
Православный ответ: «Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». (Ин.20:21–23); «если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». (Мф.12:32).
Сектанты говорят: Евр.6:4–6: невозможно обновлять покаянием.
Православный ответ: говорится здесь не о невозможности со стороны Бога, но о невозможности со стороны грешника. Если кается человек, значит, не в последней он степени нераскаянности. Бог же всегда силен принять и обновит: (2Цар.14:2–14; Бог не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженнаго (Мф.9:13; Мф.18:11–14).