О таинстве покаяния
Что такое таинство покаяния?
Таинство покаяния есть такое церковное священнодействие, в котором епископом или пресвитером отпускаются кающимся все грехи их.
Было ли это таинственное священнодействие в Ветхом Завете?
В Ветхом Завете лишь только прообразовалось это священнодействие. Прообразами его являлись жертвы за грех и всесожжения, а также обряд с козлом отпущения. Последний обряд Господь приказал совершать так. После очищения святилища, скинии собрания и жертвенника первосвященник «приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Лев. 16:20–22).
Какое прообразование этих ветхозаветных священнодействий?
Козел отпущения, над которым исповедовались грехи народа, а также и вообще жертвы за грехи прообразовали Христа, Который будет прощать грехи и понесет на Себе грехи мира. Поэтому Иоанн креститель и сказал о Христе Иисусе: «вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29).
Каким образом Господь освободил людей от грехов?
Сначала Спаситель Сам во время земной Своей жизни прощал людям грехи: так, например, расслабленному Он сказал: «чадо, прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5).
Затем Господь обещал Апостолам даровать им и их преемникам право прощать грехи; «истинно говорю вам, – сказал Спаситель, – что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).
Даровал ли действительно Господь это право прощения грехов?
После Своего страдания за грехи людей, после Своей победы над диаволом Воскресший Господь дарует право прощения грехов Апостолам и их преемникам. «Господь «дунул, – повествует евангелист Иоанн, – и говорит им: примите Духа Святого, Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22, 23).
Как только стала существовать на земле Церковь Христова, то и начали Апостолы, а затем их преемники отпускать людям грехи их, и вот это-то священнодействие и называется таинством покаяния.
Какое непременное условие для прощения грехов в таинстве покаяния?
Для отпущения грехов в таинстве покаяния необходимо искреннее, чистосердечное раскаяние человека в своих грехах перед Господом в присутствии священника или епископа и выражение желания исправить свою жизнь к лучшему. Поэтому и говорится в кн. Деяний Апостолов, что «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19:18, 19).
Признают ли сектанты таинство покаяния?
Нет, не признают; они не исповедуют своих грехов перед законными пастырями, не получают прощения их и умирают, несчастные, с грехами своими.
Чем же оправдывают сектанты свое отвержение священнодействия исповеди?
Они говорят, что грехи может прощать только один Бог, а не священники.
Основательно ли такое оправдание?
Нет, не основательно, потому что Апостолам и их преемникам ясно сказано Господом: «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23).
У сектантов нет истинного священства, преемственно и непрерывно идущего от Апостолов; в своем обществе они не имеют посланников Христовых, пред которыми они могли бы исповедоваться, поэтому они и отвергают церковное таинство покаяния.
Какое оправдание приводят для себя сектанты?
Они говорят, что не только священники, но и вообще все люди должны отпускать другим грехи их.
Что должно отвечать сектантам на такие их рассуждения?
Должно говорить, что взаимное прощение обид, действительно необходимо и требуется Православной верой, но что этого еще мало: нужно еще и исповедание грехов своих пред пастырем и отпущение или прощение им грехов, как заповедано это Господом (Ин 20:23).
Не подыскивают ли сектанты оправданий для себя в Писании?
Они приводят слова из (1Ин. 2:1, 2): «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» и еще – из 1Ин 1:9: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.»
Оправдывают ли сектантов эти слова Писания?
Нет, не оправдывают, так как Господь прощает нам грехи наши по установленному Им же Самим порядку и именно через законных пастырей. Поэтому-то и говорит Ап. Иоанн, что должно нам «исповедовать грехи наши» (Ин. 1:9).
Если бы Спаситель положил прощать грехи без посредства пастырей, тогда Он и не обещал бы этого права Апостолам и их преемникам (Мф. 18:18).