О миропомазании
Что такое миропомазание?
Миропомазание есть священнодействие церковное, в котором крещенному человеку даруются особые дары Святого Духа для укрепления и преуспеяния его в христианской жизни.
Какая связь таинства крещения с таинством миропомазания?
В таинстве крещения уверовавшему во Христа даруется прощение всех грехов, он облекается во Христа (Гал. 3:27) и присоединяется к Телу Христову – Церкви (1Кор 12:13). В таинстве же миропомазания крещенному даруется благодать Святого Духа, помогающая ему жить по-христиански, добродетельно.
Откуда ведет свое начало таинство миропомазания?
Не было времени, когда бы в Церкви Христовой не было этого таинства. Призывая первою своею проповедью людей в Церковь, Ап. Петр говорил: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа" (Деян. 2:38) Священнодействие низведения даров Святого Духа шло следом за таинством крещения, как и у нас теперь.
Как совершалось впервые священнодействие низведения даров Св. Духа?
Оно совершалось сначала чрез рукоположение Апостолов или епископов. Вот как сообщается об этом в св. Писании: «Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго" (Деян 8:14–17).
Все ли христиане могли совершать священнодействие низведения даров Святого Духа на уверовавших?
Нет, не все, но только Апостолы или епископы. Узнавши этот порядок, Симон – волхв, уверовавший и крестившийся. (Деян. 8:9, 13), пожелал получить право подавать Духа Святого. "Симон же, – читаем в Писании, – увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого» (Деян. 8:18, 19).
Откуда еще более видно, что низведение Святого Духа совершалось только Апостолами или епископами?
Это видно из того, что для совершения этого действия в Самарии потребовался приход Ап. Петра и Иоанна (Деян. 8:14).
Есть ли у нас это священнодействие низведения Святого Духа?
Есть. Оно совершается над присоединяемыми к Церкви непосредственно после крещения, как и в древности. (Деян. 19:5, 6). Называется оно теперь миропомазанием, потому что совершается не через руковозложение епископов, а священниками через помазание миром, освященным епископами.
Когда и почему произошло такое изменение в священнодействии низведения Святого Духа?
Изменение произошло в глубокой древности. Так как христианство распространилось по разным местам, и частные «церкви ежедневно увеличивались числом» (Деян. 16:5), а Апостолы и затем их заместители-епископы не могли быть всюду для рукоположения, то Апостолы и решили освящать миро и раздавать его пресвитерам (священникам), чтобы эти последние могли и без Апостолов совершать священнодействие низведения Св. Духа.
Есть ли в св. Писании указание на такое изменение?
Есть. В Писании часто низведение даров Св. Духа называется помазанием. Ап. Павел говорит: «утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2Кор. 1:21, 22). Оттого священники, помазывая крещенных св. миром, говорят: «печать дара Духа Святого».
Также ясно указывает на дарование Духа Святого через Свящ. Миропомазание и Ап. Иоанн: "вы, – пишет он, – имеете помазание от Святого» (1Ин. 2:20).
Почему именно через миропомазание совершается теперь низведение даров Св. Духа?
Потому что всегда через миропомазание выражалось сообщение чрезвычайного дарования Божия.
В древности через помазание миром поставлялись первосвященники (Исх. 30:30) и цари (1Цар. 10:1, 16:1–3). В Новом Завете все христиане получают чрезвычайные дарования (1Кор 12:11–13). Для этого над ними и совершается помазание освященным благовонным миром.
Почему у нас освящается именно благовонное миро?
Потому что даже и в Ветхом Завете оно составлялось особым способом (Исх. 30:22–25, 31, 32).
Признают ли сектанты необходимость священнодействия низведения даров Св. Духа?
Баптисты признают, а потому совершают нечто похожее на это священнодействие, поступая, однако, совершенно беззаконно. Даже Симон-волхв понимал, что не всякому дано право совершения этого священнодействия, но только Апостолам и тем, кому они передали. Поэтому он и хотел купить себе это право за деньги. Баптисты же хуже Симона-волхва: они прямо как бы украли это право у священноначальствующих в Церкви лиц и думают, что этим воровством заставят Духа Святого сходить на тех, на кого их самочинники возложат руки. Понятно, что своим самоуправством они низводят на тех, кто по слепоте подчиняется им, нечистого духа, а не Духа Святого, Который пребывает только в Церкви Христовой и подается священнодействующими руками церковных пастырей. [Возможно, что их действия лишь бутафория – и это в лучшем случае.]
В наше время появилось много сект пятидесятников и неопятидесятников, на собраниях которых подчас происходят откровенные беснования, которые они именуют «сошествием Св. Духа»5.
Признают ли пашковцы необходимость священнодействия низведения Духа Святого?
Нет, не признают и говорят, что Дух Святой сходит на них, как на Корнилия сотника и домашних его (Деян. 10 гл).
Основательно ли такое суждение пашковцев?
Нет, не основательно, потому что случай с нисхождением Духа Святого на Корнилия и домашних его был исключительным. Им Господь показал, что должно принимать в Церковь и язычников, чего до того времени не было. Во всех же других случаях низведение Духа Святого совершалось через особое священнодействие (Деян. 8:14–17, 19:6); даже Симон-волхв понимал это, изъявив желание купить себе право низведения Св. Духа; пашковцы же не принимают священнодействия низведения даров Св. Духа и поэтому оказываются неразумнее Симона-волхва.
* * *
Подробнее о этом явлении читай С. Роуз «Православие и религия будущего» глава «Харизматическое возрождение, как знамение времени» – Ред.