Ангелы, или духовный мир
Господь Бог – Любовь, Жизнь и Первоисточник жизни – в силу стремления Существа Своего к самораскрытию, самопреданности и проявлению свойств и совершенств Своих, первоначально творит разумные духовные существа, почему именуется Отцом духов (см. Евр. 12:9) и Господом разумов. Потому же эти духи, именуемые Ангелами, в свою очередь именуются сынами Божими (см. Иов. 38:4–7), а также и звездами, окружающими духовное Солнце – Бога (см. Втор. 32:43).
Самым первым из Ангелов, или первозданным, считается Ангел Денница, сотворенный Богом. Ибо Бог Отец через пророка Давида говорит о Сыне Своем: «Из чрева прежде Денницы... родил Тебя» (Пс. 109:3).
Созданный прежде всех Ангелов, Денница был старшим из них, руководителем и предстателем за них перед Богом. Тайна происхождения Ангелов полностью для человека не постижима. Но раз уже сказано, что Бог есть Отец духов и Ангелы суть сыны Божии, то человек может не сомневаться, что эти сыны Божии жили единой с Богом Божественной жизнью любви и были в теснейшем союзе жизни с Ним.
Ангелы, как и Сам Бог, жили любовью по образу и подобию жизни Отца Бога, т.е. стремлением к деятельному проявлению свойств и совершенств своего духа, в котором отражались свойства и совершенства Божества и в жизни их проявлялись и развивались.
Относительно образа создания Богом или порождения Ангелов, свт. Григорий Богослов говорит так: «Божественная благодать (или любовь) не довольствовалась созерцанием самой себя. Надлежало, чтобы она благоразливалась, шла более и далее. Потому Бог, прежде всего, помыслил об Ангельских небесных Силах. Это помышление стало делом, которое исполнено Словом и окончено Духом»8.
И вот первыми получили от Бога личное бытие духи Ангелы, с Денницей во главе, как бы родившись от жизни и мысли Божественной любви, т.е. от стремления Бога к самопроявлению.
Нельзя не согласиться с тем, что в Божественном Откровении очень о многом говорится по-человечески, применительно к простому, нетонкому, грубому уму человека.
Относительно времени получения Ангелами бытия от Бога блаженный Иероним говорит: «Нашему миру не исполнилось еще и шести тысяч лет. А сколько, нужно полагать, и до него прошло времени вечности, сколько времени, сколько неисчислимых веков, в продолжение которых Ангелы, Престолы, Власти и прочие Силы служили Господу и существовали по воле Его без всякого измерения и перемены времен»9. Эти же мысли разделяют сщмч. Дионисий Ареопагит, Ориген, Цезарий, Иларий, свт. Григорий Великий, Афанасий Синаит, прп. Иоанн Дамаскин, свт. Димитрий Ростовский и другие10.
Таким образом, Триединое Божественное Существо, обладающее вечным стремлением и любовью к самооткровению и самопреданности, как вечная жизнь и источник любви, производит разнообразнейшие Силы, одаренные способностью воспринимать и отражать в своей жизни свойства и совершенства Божества и тем сохранять в себе образ Божий и подобие Его.
Эти Божественные Силы суть не что иное, как Божественные мысли, получившие личное бытие, облекшиеся в тонкое вещество для служения Богу проявлением свойств и совершенств Его в своей личной жизни, чтобы быть проводниками Божественной жизни в область жизни духов, содействуя тем проявлению Бога в жизни и служа Ему (см. Евр. 1:14).
Что Ангелы Божии суть олицетворенные разумные Силы и разнятся между собой лишь степенью совершенства, это можно уразуметь из наименований их. Так, самый старший из них именовался Денницей, что обозначало утреннюю звезду, самую близкую по сиянию своему к духовному Солнцу – Богу. Имя Архангела Михаила, наместника Денницы, значит «кто как Бог»11; Гавриил – сила Божия; Рафаил – исцеление Божие; Уриил – огонь, свет Божий; Салафиил – молитва к Богу12; Серафим – согревающий, сожигающий. Престолы – Божия опора; Господства – имеющие власть над царствами; Начала – устроители эфира; Власти – управляющие народами; Силы – крепкие силами; Серафимы – освещающие; Херувимы – носящие; Архангелы – стражи; Ангелы – вестники. А потому все Ангелы являются орудиями промысла Божия13.
Преподобный Исаак Сирин о создании Богом Ангелов говорит так: «В первый день Бог сотворил девять духовных природ в молчании и одну словом, и эта природа – свет»14. Под первым днем здесь нужно разуметь период времени прежде создания материального мира.
В конце этого периода, или в первый день творения вещественного мира, создан свет – самое тонкая после духа и сродная ему субстанция. Ангелы – духи. Сравнительно с нами, они телами духи, но сравнительно с духовностью существа Божия, они суть тела. Создание Богом Ангелов, по свойству восприимчивости их существа к свойствам и совершенствам Божественной жизни, составляет как бы лестницу между Богом и духом человеческим, наполняющую значительный пробел – промежуток между Богом и человеком.
Святитель Григорий Богослов говорит, что сначала Бог производит силы, созерцаемые одним умом, и затем человека, в котором приведены в единство невидимое и видимая природа.
В беспредельный, неизмеримый период бытия мира духовного, составляющего единую область жизни и царство духов, существовавших и живших единой с Богом любовью и отражавших в своей жизни образ и подобие жизни Бога любви, своего Творца, с Его свойствами и совершенствами, – в тот период существовала область полного блаженства, радости, мира и славы Божией.
Старейший и святейший из Ангелов, Денница, был предстателем перед Богом от всего Ангельского мира, посредником и проводником славы Божией в среду подчиненных ему духов, и владыкой низших сил небесных.
Низшие, менее совершенные Ангелы, созерцали в Деннице Божественную красоту и совершенства, отражавшиеся в его чистой природе, служили ему своей любовью и чествовали его, славили и поучались от Него жизни любви. Денница был для Ангелов образом Божиим и подобием Его по жизни своей и чистому существу. Некоторое подобие сему мы видим в почитании народом христианским угодников Божиих и чудотворцев.
В течение долгого периода времени Ангел Денница предстательствовал перед Богом и, подобно священнику, возносил Богу славу и любовь от подчиненных ему Ангелов, с совершенной преданностью Богу и собратьям своим, Ангелам, до самозабвения, ибо в нем отсутствовало еще самолюбие. Полное единство жизни Бога и Ангелов объединяло все личности, и интересы жизни их были едины, общи для всех. Денница Ангел, возвышаясь в свойствах и совершенствах своей природы до богоподобия, устремлял все свое внимание на Первоисточник совершенств своих – Бога, с благоговейным страхом и любовью возносил Ему хвалу как лично от себя, так и от подчиненных ему Ангелов. Ангелы же в свою очередь воздавали честь и славу Деннице, созерцая в нем Божественные совершенства. Совершенства и слава Денницы возрастали.
Это первоначальное общество духовных существ, Ангелов, всецело составляло Небесную Церковь, вселившую в себя Бога Творца, ибо в Ангелах отражались свойства и совершенства Божественного Существа и Его жизни любви. Ангелы небесные жили единой с Богом жизнью и развивали в себе божественную любовь, проявляя ее в своей деятельности. Неизреченное блаженство ощущали они, и радость наполняла сердца их.
Но вот совершенно неожиданно последовало разделение общества Ангелов, ибо произошло отпадение многих из них от Божественной любви в самолюбие, или в самоугождение, в желание служить себе. От такого направления стремлений их жизни последовало разъединение с жизнью Божества и с жизнью ближних. А отсюда возникла даже вражда против Бога и против неотпавших Ангелов. От единства жизни любви с Богом отпала треть всего числа Ангелов (см. Откр. 12:4).
Таким образом, часть членов Небесной Церкви утратила в себе образ Божий, заключавшийся в жизни любви или в стремлении служить Богу, и омрачилось самолюбием, пребыванием в самозамкнутости и злобе. Через это образовалась враждебная Богу область жизни духов – самолюбивая, злобная. Эти падшие духи, сообразно свойству их, наименованы демонами. Каким же образом все это случилось?
Продолжительное чествование Ангелами и постоянная любовь их к Деннице по его неосторожности возбудили в нем сознание себя как достойного почестей отдельно от Бога, развившееся в честолюбие, затем перешедшее в самолюбие, в конце концов ставшее абсолютным эгоизмом. В Священном Писании говорится, что Денница пал из-за гордости (1Тим. 3:6; Сир. 10:15); но гордость и эгоизм есть уже как бы последняя, из честолюбия развившаяся порочная страсть. Самый же зародыш этого порока и процесс развития его – это самомнение. В духовной природе подобные перерождения свойств духа совершаются быстро, и потому в Деннице закончились они полным отпадением от Божественной жизни любви и расторжением союза и общности жизни с Богом.
* * *
Св. Григорий Богослов. Слово 45.
Митрополит Макарий. Догматическое богословие. Т.1. С.186.
Митропролит Макарий. Ангельские разумные Силы. Т.1. С.6.
Ибо Архангел, желая предотвратить отпадение прочих Ангелов от Бога, воскликнул: «Вонмем! Кто как Бог?» То есть помните, что нет и не может быть другого Бога.
Архиеп. Филарет Черниговский. Догматическое богословие. С. 264.
Там же. С. 290.
Преподобный Исаак Сирин, Слово 17.