Источник

Глава 39. Тщеславие Езекия и наказание его

1. В то время Меродах Валадан, сын Валадана, царь Вавилонский, прислал к Езекии письмо и дары, ибо слышал, что он был болен и выздоровел. (В то время посла Меродах Валадан сын Валаданов, царь Вавилонский, писания и послы и дары Езекии: слыша бо, яко болел есть до смерти: и воста).

В то время, когда уже выздоровел Езекия от своей смертельной болезни, Меродах Валадан сын Валадана, царь Вавилонский (точнее – вавилонский, но подчиненный ассирийскому царю), узнал об этом и, может быть, рассчитывая найти в нем друга, а если что – и союзника, решился выразить ему свое почтение. По обычаю древних, Меродах отправил к Езекии нарочитое посольство с письмами, может быть, государственного значения, и с подарками, несомненно драгоценными. (Так делалось обычно на дни рождения и после выздоровления от смертельной болезни; как бы на день второго рождения.)

2. И обрадовался посланным Езекия, и показал им дом сокровищ своих, серебро и золото, и ароматы, и драгоценные масти, весь оружейный свой дом и все, что находилось в сокровищницах его; ничего не осталось, чего не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем. (И обрадовася о них Езекиа радостью великою и показа им дом ароматов, и мира, и стакти, и фимиама, и сребра, и злата, и вся дома сосудов сокровищных, и вся, елика бяху в сокровищах его: и не оста ничтоже, его же не показа им Езекиа в дому своем, и во всей области своей).

Радуясь своему чудодейственному выздоровлению и видя дружеское сочувствие к себе со стороны великого царя востока, Езекия не скрыл своей радости перед послами Меродаха. И, желая показать себя достойным выраженной ими чести, дабы укрепить за собой это уважение к себе царя Вавилонского, Езекия с видимым тщеславием открывает и показывает послам Меродаха решительно все свои сокровища, – открывая и предметы роскоши, и средства могущества, и памятники славы. Но выставляя свое царское достоинство во всем блеске, Езекия умалил славу Царя Небесного, от Которого он получил не только все сокровища, но и саму жизнь и Которого могущество он теперь-то, при столь благоприятном обстоятельстве и должен был исповедать перед идолопоклонниками (как это и делали истинно преданные Богу люди перед лицом самого царя Вавилонского, например, Даниил гл.2:26–28,30,45–47). – Обличителем тщеславия и легкомыслия Езекии немедленно является пророк Исаия.

3. И пришел пророк Исаия к царю Езекии и сказал ему: что говорили эти люди? и откуда они приходили к тебе? Езекия сказал: из далекой земли приходили они ко мне, из Вавилона. (И прииде Исаиа пророк ко Езекии царю, и рече к нему, что глаголют сии мужи? и откуда прийдоша к тебе? и рече Езекиа: от земли далекия приидоша ко мне, от Вавилона).

Исаия спрашивает царя о послах, как бы ни зная о них ничего, и этим дает возможность царю свободнее высказаться. Тем не менее, уже само появление пророка приводит Езекию в смущение: он не отвечает на первый вопрос пророка, а прямо – на второй. Указывая на отдаленность страны и на знаменитое имя древнего и могущественного города Вавилона, Езекия, по-видимому, с особым удовольствием ставит на вид это, что так льстило его тщеславию; и, как будто, желает предупредить недоумение пророка о радушии приема иностранцев, как бы заявляет, что столь почтенным представителям надлежало оказать и столь необычный прием...

4. И сказал Исаия: что видели они в доме твоем? Езекия сказал: видели все, что есть в доме моем; ничего не осталось в сокровищницах моих, чего я не показал бы им. (И рече Исаиа: что видеша в дому твоем? и рече Езекиа: вся елика в дому моем видеша, и несть в дому моем, его же бы не видели, но и яже в сокровищах моих).

На вопрос пророка – «что видели послы» – Езекия с полной откровенностью отвечает: «видели все»... Видимая искренность ответа царя – признак уважения его к достоинству пророка: царь с привычным доверием открывает пророку свое сердце и через то становится ближе к сознанию своей вины.

5–7. И сказал Исаия Езекии: выслушай слово Господа Саваофа: вот, придут дни, и все, что есть в доме твоем и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь. И возьмут из сыновей твоих, которые произойдут от тебя, которых ты родишь, – и они будут евнухами во дворце царя Вавилонского. (И рече ему Исаиа; послушай словесе Господа Саваофа: се дние грядут, глаголет Господь: и возьмут вся, яже в дому твоем, и елика собраша отцы твои даже до дне сего, в Вавилон прейдут, и ничесоже оставят: рече Господь: яко и от чад твоих, их же родил ecu, поймут, и сотворят каженники в дому царя Вавилонска).

Езекия обнаружил тщеславие и самонадеянность: прельщаясь знакомством с царем Вавилонским и прельщая его послов многочисленным богатством, унаследованным от предков, он забыл, что еще так недавно Иерусалим был спасен от Сеннахирима не богатством и не силой союзного войска, а единственно силой Господа, – забыл, что и жизнь его была возвращена не ценою золота и серебра, а слезами покаяния и пламенной молитвой... Забвение таких милостей, при таком непостоянстве воли, вполне достойно было строгого наказания от Господа. И пророк возвещает царю, что все его сокровища взяты будут именно теми, кто их видел – вавилонянами, – теми врагами, которые теперь являются как друзья. Вавилоняне возьмут и то, что есть самое дорогое из всех сокровищ – детей царя, наследников его престола, носителей его имени, которое было славно, как имя искреннего чтителя истинного Бога, «Господа воинств», столь страшного для всех народов. Дети – наследники будут не только слугами, но и «каженниками», т.е. евнухами во дворце царя Вавилонского; а потому, как люди, не только сами лично лишенные престола, но и лишенные возможности престолонаследия в потомстве, они вдвойне несчастны. А с ними несчастен и народ, прежде соединенный священными узами с династией Давида и потомков.

8. И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек; потому что, присовокупил он, мир и благосостояние пребудут во дни мои. (И рече Езекиа ко Исаии: благо слово Господне, еже глагола, да будет ныне мир и правда во дни моя).

Выслушав грозное, но справедливое слово пророка, Езекия не предается отчаянию и не высказывает ропота на приговор суда Божия, а смиренно исповедует благость Божию в самом осуждении своем. «Благо слово Господа!» – ибо оно не строго в полнейшей мере, – Господь еще щадит самого царя; и, за его грехи наказывая его потомков до третьего или четвертого рода, не намерен истребить всего царского рода; следовательно, обетование об Искупителе, судьбами и неисследимой премудростью промышления Божия, должно осуществиться. Посему Езекия с кротостью молит Господа, да сохранит Он мир и правду, как основание всякого мира, в дни, самим Господом чудодейственно назначенные ему по избавлении от смертельной болезни.

Пророчество Исаии не замедлило исполниться. Езекия провел «остаток дней своих в мире», но его сын и преемник – Манассия первый понес кару суда Божия. Манассия довел Иудею и жителей Иерусалима до того, что они поступали хуже тех народов, которых истребил Господь от лица сынов Израилевых. И говорил Господь к Манассии и к народу его; но они не слушали. И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского; и заковали они Манассию в кандалы, и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон... (2Пар.33:9–11).


Источник: Святые пророки ветхого Завета. Последовательное изъяснение славянского текста. Т 1. Книга пророка Исайи. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1889. С. 154. Книга пророка Исайи. Последовательное изъяснение славянского текста. Выпуск 2-й. Н.И. Троицкий. Тула. Тип. Н.И. Соколова, 1891. С. 614.

Комментарии для сайта Cackle