О безбожии и ереси
Кто отвергает Бога, чувствует себя внезапно освободившимся от всех обязательств, лишенным всех надежд, помрачается умом и сердцем. Он легко оправдывает убийство и самоубийство; брак для него – комедия, любовь к детям – глупая сентиментальность, любовь к родине – тем более, дружба – простое сотрудничество. Ибо весь мир для них – загон для скота без пастыря, а жизнь – случайная земная плесень. Все это следует за отречением от Бога.
Прежде всего мы должны понимать, что безбожники не просто вредители, они – люди, причем самые обделенные среди людей: их души отравлены ядом неверия. Они беднее всех. Ибо, если другие нищие, не имея хлеба, одежды, земли, здоровья, имеют в своем сердце Бога, Дародателя всех даров, имеют упование на Господа, Своего Творца, эти несчастные не имеют этого. Не имеют они драгоценнейшего имения, которым могут и должны обладать все сотворенные Богом люди: они не имеют Бога. Поэтому мы должно относиться к ним с жалостью, а не с ненавистью, ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых (Рим. 5:6). Ради жертвы Христовой за безбожников воздохнем о них, как об умерших, и помолимся Воскресителю, да воскресит их души в вере. Если безбожники влияют на тех, кто нетверд в вере, то и верующие влияют на безбожников. Под влиянием примера, советов и молитв, и любви многие и многие неверующие обратились, подобно тому как потерявшие сознание возвращаются к жизни, горько раскаялись в своем безбожии и стали истинными христианами. Их безбожие даже принесло им пользу, ибо служит укором, уязвляет совесть, отвращая от неразумного прошлого, и толкает вперед к вере, к Богу.
Есть расколы и ереси – не смущайтесь. Все это было предсказано и предвидено, искусный кормчий всегда предвидит и предупреждает спутников о предстоящих бурях и волнениях: надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1Кор. 11:19). Если одна группа путешественников смастерит корыто и пустится на нем в плавание, пожалейте их. Пример этот страшен, как и гибельное и стремительное падение в пропасть, но он утвердит вашу веру в корабль спасения, в один-единственный корабль.
Самый тяжкий удар по Евангелию нанесли богословы-еретики, усомнившиеся в Божественной природе Мессии, Спасителя мира. Отдельные усомнились, а другие полностью отреклись от нее. Вскоре за этим последовал целый ряд отрицаний духовных реальностей, отрицание существования ангелов и бесов, отрицание рая и ада, отрицание бессмертной славы святых и праведников, отрицание поста, отрицание силы креста, ценности молитвы и так далее. Одним словом, еретики занимались приспособленчеством еще до отпадения Запада от Востока, но особенно интенсивно в течение последних 150 лет. Они приравняли Небо к земле, Христа – к другим «основоположникам религий», Благую весть – к иудейскому, мусульманскому и языческому вероисповеданиям. И все это во имя так называемой терпимости и «в интересах мира» между народами. Однако именно тут таились ростки неслыханных в истории человечества войн и революций. Ибо истина не позволяет равнять себя с полуправдой и ложью.
Сказал славный Господь наш: Не принимаю славы от человеков (Ин. 5:41). Еретическая точка зрения противоположна слову Спасителя мира. Еретики ждут людской славы. Они боятся людей, потому они держатся за так называемых выдающихся людей в истории человечества, чтобы человеческим подпереть евангельское, чтобы стать угодными людям. Они оправдывают себя, говоря: «Это ради того, чтобы приобрести их души!» О, как горько они обманываются! Чем больше они льстят миру, чтобы привлечь людей в Церковь, тем дальше от Церкви бежит обласканный мир. Чем сильней они стараются казаться «просвещенными» и «современными», тем больше презирают их люди. Воистину, невозможно угодить и людям, и Богу.