Не бойся, токмо веруй! 29
Святую Жичу возрождаем, Бога прославляем, свои души спасаем, дело отцов продолжаем! Не должны мы отпадать от славы Божией и от славного нашего прошлого, ибо мы хотим, чтобы и наше поколение было увенчано славой и словно драгоценный камень нанизано на ту непрерывную нить истории, на которую нанизано и на которой сверкают драгоценными каменьями многие поколения сербского народа. Если бы мы отпали, то, боюсь, мы походили бы на искусственную драгоценность, которая прельщает своей новизной и обманывает блеском, но которой потребовалось бы специальное министерство пропаганды, доказывающее, что фальшивка лучше драгоценности.
Мы возрождаем святую Жичу, чтобы наши души возродились духом Христовым. Для каждого здания ставим каменный фундамент, чтобы научиться строить свой характер на камне краеугольном, который есть – Христос. На фундамент полагаем кирпич из хорошо вымешанной глины и воды и обожженный на огне, чтобы мы понимали, что и наша душа должна пройти огонь и воду искушений, чтобы выпрямиться и укрепиться. Старики наши делали кирпич лучше, чем мы, лучше месили, лучше обжигали, легче переносили искушения. А кирпич с кирпичом соединим цементом из промытого песка и белой извести. Снова вода и огонь! Чтобы и нам научиться скреплять свое внутреннее духовное строение Святым Духом Божиим. Затем поставим крышу как символ нашей защиты от духов злобы поднебесной. Поставим и двери, которые научат нас не всякого впускать в душу. Окна сделаем, чтобы впустить свет солнечный, они научат нас открыть души Солнцу Правды, Господу Спасителю, чтобы от Его света дом наших душ был светлым и чистым от ядовитых мыслей и желаний. Прежде чем внести мебель, внесем иконы святых угодников, то есть лучших из лучших сынов человеческих, чтобы они служили нам примером и были нашими защитниками на кратком пути из мира земного в мир Небесный.
И строя так, мы и себя строим, возрождая и возводя внешний храм, мы возрождаем и возводим храм внутренний, духовный. Вот что главное. Главное – внутреннее духовное строительство духовным материалом: верой, надеждой, правдой, милостью, братолюбием, добротой, единством духа и цели и усердием в стяжании Царства Божия. Иными словами, для христианства главное – возрожденный и выстроенный внутренне человек. Древние лаодикийцы называли добрых людей божественными людьми. И мы, христиане, можем принять такое определение: истинно добрый человек – всегда Божий человек. Через Свое Евангелие Спаситель мира хочет сказать: дайте Мне добрых людей, а Я вам дам счастливый народ, счастливое государство, счастливое человечество. Есть чудаки, которые говорят: христианство это пережиток; на это мы может им ответить: если люди действительно достигли идеала, который явил и показал Христос, тогда можно было бы говорить о том, что христианство себя изжило. Древние языческие религии действительно изжили себя. Почему? Потому что их идеал человека был низким, и дорасти и перерасти его было нетрудно. А какой идеал поставил перед родом человеческим Христос? «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Только если этот идеал был бы достигнут, если люди взошли бы на эту вершину, с которой другую увидеть и представить невозможно, тогда можно было бы говорить о том, что христианство изжито. Но это недостижимо для нас, несмотря на великое число Божиих людей, которых сила Христова и учение Его подняли и воспитали за истекшие 2000 лет.
И потому мы радуемся нашему новорожденному Христу, как будто в нынешнее Рождество рожденному, хотя со времени Его земного рождения прошло много и много столетий. Ветхий, как время, и юный, как вечность... ибо в вечности нет старения. Все попытки некоторых христианских народов отойти от Христа привели их на распутье двух темных дорог, ведущих или назад к языческим фольклорным религиям, или окончательному безбожию. Нам нельзя ни одной из этих дорог, нам некуда идти от Христа и без Христа. Нам нельзя назад к Перуну, к древним славянам. Нам нельзя ждать с евреями прихода «лучшего» мессии и никак нельзя без Бога и против Бога. Ибо с незапамятных времен не было сербов безбожников по собственной воле, безбожниками рожденных. Если в наше время появились безбожники среди сербов, то это из тех, кто не своим умом живет, кто подражает дегенерирующим инородцам и на них оглядывается. И не существует на нашей святой Христовой земле даже копеечного доброго дела, безбожниками сделанного на протяжении тысячелетий. Ибо цель безбожников не созидание, а разрушение, не творчество, а уничтожение. Еще я бы мог сказать, что нет ни одного русского человека, рожденного безбожником или ставшего им по собственной воле. Все русские безбожники – подражатели и последователи инородцев, не русских. Мать Россия не рождала ни одного безбожника, но Европа-мачеха насадила их в святой Христовой Руси в таком количестве, в каком не было их в Израиле правления Пилата. Ни у нас, ни у России нет иного пути, чем путь Христов. Ни у нас, ни у России нет ни будущего, ни смысла, ни цели жизни или какой-либо миссии в мире без Христа, без Христа-Мессии, Которому посвящен этот древний жичский храм.
На вратах Флоренции были высечены слова: «Иисус Христос – Царь Флоренции». Не знаю, какое воздействие эти слова оказывали на жителей Флоренции, но мог бы сказать, горе нам и русским, пока мы не высечем эти слова на своих сердцах: «Иисус Христос – Царь славян».
А Жича, как я уже сказал, посвящена Христу Спасителю. Музыканты утверждают, что чем древнее скрипка, тем ее звук прекрасней. Нашей Жиче 720 лет, и словно старинная скрипка, она издает чудесные мелодии, которые отзываются в душе каждого серба. Это мелодии нашей многовековой истории, мелодии нашего национального становления и противостоянии инородцам-разрушителям, мелодии борьбы, героической борьбы за крест, мелодии подвигов святых, мелодии народного страдания и собирания духовных сил, мелодии мученичества за правду и свободу, мелодии пастухов, становившихся князьями, и князей, ставших мучениками и святителями. Воистину нет ни конца, ни числа мелодиям нашей старинной скрипки, нашей святосавской Жичи. Воистину, трудно найти сравнение жичской симфонии, в которую сливалось столько мелодий скорби и радости веками и веками с тех пор, как старый Неманя с двумя своими святыми сыновьями вывел на великую сцену исторической драмы мира. С тех пор и поныне судьба народа отражалась в судьбе Жичи, в горе и в радости, в разорении и возрождении. Мы благодарны Господу, что мы живем в период возрождения, мы благодарны народу, который от всего сердца участвует в возрождении Жичи. Больше других нам помогают жители Белграда, мы выражаем им особую благодарность. Мы любим и чтим нашу столицу, Белград – наша столица государственная и церковная. В наше время роль Жичи скромна, ее современная роль миссионерско-евангельская. На восточных вратах нашего монастыря начертаны слова Христовы: «Не бойся, токмо веруй!» (Лк. 8:50). В них суть жичской проповеди современному поколению и нашему времени.
Не бойся, дитя, – есть Господь.
Не бойся, если ты одинок, – ты не один.
Не бойся, трудящийся, – Господь даст силы.
Не бойся, болящий, – благой Творец исцелит тебя.
Не бойся, умирающий, – Он ждет тебя в Царстве Вечной жизни.
Не бойся, народ, токмо веруй Богу и в Бога, – и Он спасет тебя.
Не бойся, малый народ, ибо вместе с усопшими твоими ты велик. А мертвые сильнее живых.
Не бойся, токмо веруй!
В вере утешение. В вере сила. В вере мужество. В вере свет. Жича проповедует чистую и светлую веру Христову. Я знаю, что всем вам нужно утешение, и сила, и мужество, и свет, особенно в эти дни великих бурь и тьмы во всем мире. Веруйте Христу и во Христа, и все это приложится вам.
Вера дешевле науки, не требует затрат, как культура и политика, но только вера может разогнать царящую сегодня тьму, умирить бурю и принести желанный мир и благоволение в человеках и народах. Наука и культура бессильны сделать это. Напротив, наука, и культура, и политика создали в мире эту темную стихию. Нет помощи от того, что дорогостояще. Поможет нам то, что скромно и «недорого». Вера «дешевле» науки, культуры и политики. Но только вера спасительна. Не удивляйтесь, когда говорю, что спасительно то, что дешево. Что может быть дешевле воздуха? Разве вода не дешевле любого другого напитка? Разве хлеб не дешевле любой другой пищи? Все самое необходимое стоит дешевле остального, роскошь дороже умеренности, болезнь дороже здоровья, ссора дороже согласия, война дороже мира, революция дороже милости и разума, грех обходится дороже добродетели. Вера дешевле науки, культуры и политики, но она сильнее, животворнее, созидательнее, позитивнее. Но не всякая вера и не во всякого, но только вера Христу и в Христа, единого Мессию и Спасителя человечества. Дыша такой верой, юный архидиакон Стефан, память которого мы празднуем сегодня, легко предался на мучение и смерть. Дыша такой верой, несколько поколений нашего народа легко шли на мучения и смерть, ибо верой они видели вечную жизнь и вечную награду в ней. За эти свет и славу нашего прошлого мы должны быть благодарны вере. Нет никакой человеческой силы, нет никакой земной системы, которые могли бы принести нам, сегодня или в будущем, свет и славу, кроме веры, которую из этого храма насаждал в Сербии святой Савва Неманич 700 лет назад, и в которой мы, его потомки, из этого же храма укрепляем вас, которой утешаем и ободряем вас. Наша братия из 20 монахов прилагает огромные духовные усилия для спасения народа. Для вашего спасения. Согласно типикону, оставленному святым Саввой, они молятся день и ночь, соблюдая строгий пост, воздержание, в послушании и трудах. Они возносят Всевышнему покаянные молитвы за весь народ. На ежедневных Литургиях поминают живых и мертвых. Молитвенно благословляют друзей и врагов, как заповедал Христос, вопия к Богу за весь мир.
Присоедините к их усилиям и свои, все вы, кто предстоит здесь, чтобы уклонилось зло и воцарилось добро. Каждый из вас может сделать что-то для спасения своего народа и человечества. Пусть одна молитва в день, одна милостыня, один вздох к Тому, Который один только может спасти мир, – все это станет лептой, которую Он увидит и не отвергнет. Счастье мира созидается внутри каждой человеческой души. Мир в мире устанавливается возрождением души каждого, кто знает Бога. Совершите же подвиг, который определен вам законом Христа, чтобы, когда придут счастливые и мирные дни, вы все могли сказать, что в этом есть лепта каждого из вас. А когда настанет праздник окончательной победы добра над злом, победа Христа над адом, и вы станете участниками этой победы, как помощники и сотрудники и сопобедители Христа. Святая Жича встречает и провожает вас всегда с одним и тем же приветствием, которое означает пожелание света, мужества, силы, радости и утешения. Это приветствие гласит: не бойся, чадо, токмо веруй!
* * *
Проповедь в монастыре Жича на день святого первомученика Стефана, 1940 г.