Духи
Веришь ли ты в бесплотных духов, Феодул, слуга Божий?
На мелководье река громко журчит, а над глубокими омутами замолкает. Посмотри в свою душу и скажи, мелководье ты или глубина. Мелководье – это язык без ума, глубина – это ум без языка. Истинно говорю тебе: болтливые безбожники – мелководье жизни, а молчаливые мудрецы и святые – ее глубины.
В хвастливом мелководье ты не можешь ни искупаться, ни пищи найти, если только не любишь лягушек. Чистоты и пищи ты должен искать только в глубинах.
«Бог есть Дух и истина»139. Неверующие упорно отрицают существование всех духов, и Самого Бога тоже. Это их бездумное журчание на мелководье жизни.
А разве лучше них многие так называемые христианские философы и еретические богословы, которые признают существование лишь одного-единственного бесплотного духа – Бога, а наличие всех других духов, и добрых, и злых, отрицают, подобно древним жалким стоикам140? Ах, этот их одинокий и отчаявшийся Бог! И древние стоики клокотали на своем мелководье, будто существует только один дух, то есть Бог, и что духи всех людей по смерти растекаются и вливаются в этот дух. Лишь до такого представления они смогли подняться до Христа и без Христа. Потому нас нимало не удивляет их клокотание на мелководье.
Поразительно другое: как христианские философы и еретические богословы могут с ними соглашаться и натягивать свои струны на их языческую лиру? Поистине, «суд им давно готов»141. Ведь, отрицая духов добра и зла, они в действительности отрицают Евангелие Христово; да и отрицают Самого Христа, от Которого они кормятся, они и дети их.
Посмотри, ведь Евангелие Христово наполнено духами добра и зла, Ангелами и бесами, а они отрицают существование мира духов! Почитают за честь быть единомышленниками стоика Марка Аврелия142, царя римского и убийцы христиан.
Ах, Феодул, где ты видел на земле царя без придворных и слуг, хотя бы одного-единственного? Если бы даже Бог был таким царем, то я и ты не пожелали бы Его достоинства и Его престола. Кому бы Он повелевал? Кем бы был окружен? Кто бы Его слушал? Да даже самый маленький князь на земле оказался бы в более счастливом положении. А все земное – символ небесного. Знай, Феодул, что камень преткновения для всех этих христианских стоиков и еретиков в том именно заключается, что они не поняли из Евангелия и не могли понять, что все земное – это образ или символ небесного.
Если Бог – Дух (как оно и есть в действительности), тогда Он, как Царь, окружен духами сотворенными, бесчисленными и недомыслимыми. Духи тьмы обитают вдали от престола Божества, а духи света стоят у престола славы Бога, Создателя своего, день и ночь. Так засвидетельствовал и один из главных архистратигов Божиих Архангел Гавриил, сказав Захарии-священнику: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою»143. Значит, он придворный Царя царей и военачальник воинств ангельских.
Когда Сын Божий явился на землю как Мессия, целое небо явилось с Ним и при Нем. Отец дал глас Свой на Иордане, а Дух Святый явился в виде голубя. Архангел Гавриил возвестил в Назарете Деве Марии волю Бога Всевышнего. Ангелы возгласили о Христовом рождестве пастырям вифлеемским и воспели Ему знаменательное славословие: «cлава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»144 Ангел Божий являлся праведному Иосифу трижды: в первый раз – чтобы он не отпускал Марию145, во второй раз – чтобы взял Божественного Младенца и бежал в Египет146 и в третий раз – чтобы возвращался из Египта в свои родные места147. Ангел явился мудрым звездочетам с Востока и дал им совет не возвращаться той же дорогой (то есть через Иерусалим), а идти иным путем в дом свой ввиду Иродова злоумышления против новорожденного Царя Иисуса148.
Сразу после крещения во Иордане Дух возвел Иисуса в пустыню, чтобы сатана искусил Его. Сорок дней и сорок ночей искушал Его сатана. И за это время Он не ел ничего, но не прерывал молитву – нить, связующую с Отцем Его Небесным. А когда победил все три самые большие диавольские искушения – сластолюбие, славолюбие и властолюбие, тогда отступил от Него сатана и «се, Ангелы приступили и служили Ему»149.
Ангел Божий утешал Его в Его душевных страданиях в Гефсимании150.
Когда один из апостолов хотел мечом защитить Его от Иудиных стражников, Он велел ему вложить меч в ножны, говоря: «или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (а это около ста двадцати тысяч)151.
Злые духи вопили, чтобы Он их пощадил. Но Он их беспощадно изгонял из одержимых людей. Духов такое великое множество, что в одном-единственном человеке, несчастном из Гадары, кишел целый легион бесов: «легион имя мне»152. И такова была сила их, что когда они вошли в свиней, ринулись две тысячи свиней в море и утонули. Какова же тогда сила Того, Кто их одним-единственным словом изгнал из человека!
Его воскресение возвестили Ангелы153.
Его вознесение объясняли Ангелы апостолам154.
Он проходил через густые ряды невидимых духов так же, как через толпы людей. Он один видит невидимое так же, как видимое. Он борется против невидимых так же, как против видимых. Ему служат невидимые так же, как видимые. В то время как взору обычных людей открыт только один мир, Ему одинаково явлены оба мира: телесный и бесплотный.
Бесплотный мир – это обитатели тьмы и обитатели света, те самые, что с самого начала драмы человеческого бытия вплетены в ее сюжет. Без их важной роли история человечества не была бы тем, чем она была и что она есть.
Здесь тот самый злой дух, богоненавистник, что обманул Еву в раю; и тот самый, что навел Каина на убийство брата его Авеля; и тот, опять же, что подстрекнул Ламеха155 на подражание Каину и сделал его худшим Каина156.
Тут и все те злые духи, что отвратили людей от Бога и посеяли семя всяческого непослушания в сердца человеческие. Они были первопричиной потопа; Бог попустил его, чтобы истребить ставший грешным весь род человеческий и начать с Ноя новую главу истории человечества.
Тут и те богоборные духи, что подсказали людям мысль о постройке башни Вавилонской, чтобы все стали жить в одном месте наперекор Божией воле, повелевавшей им жить по всей земле, «наполнять землю и обладать ею»157.
Тут и гадкие духи ненависти между детьми и родителями. Они подучили Хама надсмеяться над наготой его отца Ноя, из-за чего проклятие пало на сына его Ханаана и потомков его158.
Тут и духи разврата и содомии, сделавшие людей хуже скотов, из-за чего и пришла погибель Содому159.
Тут и низкие духи идолопоклонства, гадания и ворожбы, распространившиеся по всему свету, особенно в Египте и в земле Ханаанской, лукавые духи, старавшиеся раздробить единого Бога на много богов, чтобы в конце концов научить людей не верить ни в одно божество и сделать их совершенными безбожниками, то есть слугами сатаны.
Тут и тот самый дух, что искушал праведного Иова, но Иов победил его; тут и тот, что вошел в царя Саула160 и ополчил его против невинного Давида161, пока в конце концов не погубил самого Саула162; тут и лживые духи идольских священников и пророков, которых слушали Ахав и Иезавель163, изобличенных славным пророком Илией и погубленных164.
Тут, брат Феодул, легионы и легионы злых духов, что сеяли семена всякого зла в души людские, разжигали ненависть между родными братьями и между племенами и народами; что покоряли людей суете и расслабляли нрав человеческий пороками и страстями, – одним словом, воевали против Бога и закона Божия своими гнусными средствами и способами.
Начальник всех этих духов злобы поднебесной, всего этого роя адского, решил, значит, искушать Мессию, Сына Божия, целых сорок дней и сорок ночей. Но был побежден, постыжен и прогнан.
Тогда – ах, какая красота началась тогда!– по завершении поединка с сатаной Ангелы Божии, духи истины и света, окружили Господа Иисуса, бесчисленные воинства небесные, и встали на службу Ему – Ему, Победителю вражией силы.
А о бесплотных духах света, о славных Ангелах Божиих, прочитай, Феодул, в Писании и заметь, что без них не совершалась драма жизни ни одного человеческого поколения от начала мира.
Ангелы являлись Аврааму много раз165.
Ангелы спасли праведного Лота из Содома166.
Ангел утешил Агарь167.
Иаков видел лестницу от земли до неба, по которой спускались и восходили Ангелы Господни168.
Ангел Божий шествовал перед народом израильским на пути из Мисира169 в землю обетованную170.
Пророки Исаия и Иезекииль видели страшное видение Серафимов и Херувимов и прочих таинственных сил света, стоявших вокруг престола Всевышнего171.
Даниил лишился сил, увидев Ангела Божия172.
Праведного Товию водил в далекий путь Архангел Рафаил173.
Один-единственный Ангел Господень сразил войско царя Сеннахирима174 под Иерусалимом175; один-единственный Ангел, за одну ночь: один удар – и погубил сразу сто восемьдесят пять тысяч воинов языческих. Один Ангел света, следовательно, сильнее восемнадцати легионов людей! Ты слышишь это, Феодул? Ты видишь, какова сила одного Ангела света?
Прочти далее, что говорится о пророке Илии, как Ангел Божий пробудил его ото сна и дал ему есть176.
А затем прочти, что написано о пророке Елисее, как он открыл глаза своему испуганному слуге, дабы тот увидел воинство небесное и поверил, что «тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними»177 (то есть неприятельских).
И почитай книгу Маккавейскую и уверься, как лики Ангелов идут перед войском праведника и разбивают его неприятелей178.
Еще прочти, как Ангел Господень явился Маною и жене его бездетной и предсказал рождение славного Самсона179.
И еще прочти, как Ангел Господень явился Гедеону и призвал его восстать против мадианитян180.
И еще, и еще; много-много таких явлений описано в Ветхом Завете. А еще больше в Новом Завете, в Евангелии, и Деяниях апостольских. Более же всего найдешь их в истории Церкви за две тысячи лет, в жизнеописаниях святых Божиих людей, мужей и жен. В них описан опыт наисвятейших и наидостойнейших последователей Спасителя, просматриваются рои злых духов, против которых святым людям до́лжно было бороться, и с очевидностью явствует непрестанная помощь Ангелов света праведникам в их страданиях.
Христианские философы и еретические богословы, отрицающие все это, в действительности отрицают Священное Писание Божие. И не только его: они отрицают и Христа Господа, Спасителя мира.
А ты, Феодул мой, открестись от них, как от эпигонов181 языческой философии, и вместе со мной знай и веруй, что существует безгранично огромный мир духов, светлых и мрачных, и что этот мир духов не менее важный фактор в драме вселенской и человеческой истории, чем телесные, человеческие существа. Историки, преподносящие мировую историю как зависящую только, и единственно только, от плотских людей без участия мира духовного, уподобляются рыбам в воде, ничего не знающим о людях, рыбаках и сетях рыбацких, но все объясняющим одной только водой и водными течениями и говорящим друг другу: «Это всё волны, не существует ничего на свете, кроме нас, рыб, и воды!». Так могут говорить рыбы; и им это простительно: ведь они рыбы; так говорят и люди, чей мозг закрыт рыбьей чешуей, и им это не может проститься ни на этом, ни на том свете.
* * *
Сто́ики, школа древнегреческой философии, основанная в Афинах ок. 300 г. до Р.Х. Зеноном из Китиона, главное место в учении которой занимала этика, а добродетель трактовалась как единственное благо на земле. Идеалом стоиков было достижение мудрости, добродетели, т.е. разумения о добре и зле, бесстрастия (отсутствия страданий и страха перед тем, чего обычно боятся люди, в том числе страха перед смертью), апатии (безразличия к внешним обстоятельствам, к обычным человеческим радостям). Реально существуют только тела: космос тоже тело, единое и одушевленное, душа также телесна. Бестелесными считались только значения слов и предложений, место, время и пустота.
Марк Аврелий (121–180), римский император с 161 г.; умер от чумы, поразившей империю. После его смерти были найдены его записки, содержащие философские размышления, которыми он не делился ни с кем. Названы они были «К самому себе, или Наедине с собой». Идеи его не систематизированы, отличаются пессимизмом.
См.: Мф. 1, 19–21.
См.: Мф. 2, 19–20.
См.: Лк. 22, 43.
См.: Мф. 28, 2–7; Лк. 24, 23.
См.: Деян. 1, 10–11.
Ламе́х, сын одного из допотопных патриархов, он вторым после Каина совершил неслыханное преступление – убийство (см.: Быт. 4, 23–24).
См.: Быт. 4, 19–24.
Ср.: Быт. 1, 28; 9, 7.
См.: Быт. 9, 20–27.
Саул был благословлен пророком Самуилом стать первым израильским царем (см.: 1Цар. 9, 2). Он победил Нааса и аммонитян, совершил много других воинских подвигов, но за непослушание Богу лишился царского достоинства. О гибели его см. примеч. 176.
Святой пророк Давид (1085 – ок. 950 до Р.Х.; память в неделю по Рождестве Христовом) стал царем Израильским после Саула (см.: 2Цар. 2:4, 5:1–2). За время своего 40-летнего царствования Давид привел Израиль в цветущее состояние, расширил его пределы, перенес ковчег завета в Иерусалим, в новую скинию, собрал сокровища для строительства Иерусалимского храма и подготовил план его строительства. Пророк Давид написал богодухновенные псалмы.
См.: 1Цар. 31, 4–10.
Ахав, царь израильский (925–903 до Р.Х.), под влиянием своей жены, развратной и нечестивой Иезавели, идолопоклонницы, сам стал поклонником Ваала. На поле битвы «случайная» стрела ранила его сквозь швы лат, и он в тот же день умер. И псы лизали кровь его, а омывали блудницы, по слову Господа, которое Он изрек (3Цар. 22, 38). Иезавель была выброшена из окна своего дворца, и ее растоптали. Когда стали искать ее, чтобы похоронить, то не нашли ничего, кроме некоторых частей тела: как предсказал пророк Илия, псы съели ее (см.: 4Цар. 9). Имя Иезавель стало синонимом разврата и нечестия (см.: Откр. 2, 20). Брак Ахава с Иезавелью положил начало падению царства Израильского.
См.: 3Цар.16–22.
См.: Быт. 11–22.
См.: Быт. 21, 17–18.
См.: Быт. 28, 12.
Мисир, Египет; название происходит от имени одного из сыновей Хама, Мицраима (см.: Быт. 10, 6), который мог быть родоначальником египтян. Такова же и этимология современного арабского названия Египта – Миср.
См.: Исх. 14, 19–20.
См.: Ис. 6, 1–7; Иез. 10.
См.: Дан. 8, 18.
См.: Тов. 12, 5.
Сеннахири́м, царь ассирийский (см.: 4Цар. 18, 13; 19), сын и преемник Салманассара, уничтожившего царство Израильское в 721 г. до Р.Х. Был умерщвлен двумя своими сыновьями в храме Нисроха – идола, изображавшегося с орлиной головой.
См.: 4Цар. 19, 35; Сир. 48, 24.
См.: 3Цар. 19, 5.
Эпигон, последователь, лишенный творческой оригинальности, подражатель.