Человеколюбец
«Царь Небесный по человеколюбию на землю явился и с людьми жил»524, – пел святой Иоанн Дамаскин.
Скажи мне что-нибудь, Феодул. Сейчас, когда ты обошел всю эту жалкую планету, и заглянул во все храмы языческие, и еще прочитал все книги индийских йогов и греческих философов, – скажи мне теперь, слышал ли ты где-нибудь или читал ли о каком-нибудь боге-человеколюбце? Вспомни-ка хорошенько: слышал ли ты когда-нибудь до Христа о каком-нибудь боге, который бы особенно любил человека?
Нет.
Знаю, что нет. Ведь ты не мог найти того, чего не было. Действительно, ты не мог встретиться с небывшим, несуществовавшим и неизвестным.
О Боге Человеколюбце не знали ни Олимп, ни Египет, ни высь гималайская, ни равнина китайская.
Нет. Придавленный и скованный человек знал много – не знал лишь о Боге любви и Человеколюбце, о таком Боге, Который бы по-настоящему любил человека, невзирая на человеческие жертвы Ему, невзирая даже на человеческие оскорбления, наносимые Ему, и на все грехи, гадости и глупости человеческие.
Все так называемые «боги» олимпийские были на самом деле бесами, являвшимися людям в призраках и тенях и требовавшими от них услугу за услугу. О Человеколюбце не было и упоминания.
Индия даже доныне прославляет Кришну как бога явленного, но не как бога-человеколюбца. Кришна явился только одному-единственному человеку, воеводе Арджуне, а не народу. Не явился он как слуга Божий или народа, как Феодул, а явился как господин и мудрец, который поучает и приказывает, но не обнаруживает никакой любви, никакого человеколюбия. Он приказывает Арджуне убить неприятельское войско, говоря: «Убей убитых!»525526527
Ах, мой Феодул, все боги языческие – бесы; все они злые духи, мучители людей, человеконенавистники и человекоубийцы. И даже самые хорошие из них не проронили ни одной слезы о людях.
А Иисус заплакал.
Заплакал Иисус прежде всего над одним человеком и заплакал над одним народом, а напоследок заплакал над всем человечеством. Над своим другом, умершим Лазарем528, и над Иерусалимом и народом еврейским529; а в Гефсиманском саду над целым родом человеческим530.
Никогда не орошали эту нечистую планету более драгоценные слезы. Божии слезы, если их люди принимают, могут очистить всю эту планету от всей нечистоты; но если их не принимают и презирают, они могут сжечь всю нечистую планету нашу. Или очистить, или сжечь – как говорится в молитвах перед Причащением о Крови Христовой531.
В индийской аскезе слезы неизвестны. Никто из риши не предписывает слез, никто из йогов не проливает слез, никто из народа не надеется на слезы. В Аллахабаде на ежегодном празднике532 зажигают миллион свечей и спускают их по течению реки Ганг, но не проливается ни одной слезы. Стеклянные глаза Индии глядели тысячи лет в змеиные стеклянные глаза индийских богов. Ни люди не плакали перед богами, ни, еще меньше, боги перед людьми. Ведь слезы людей означали бы надежду сродника на сродника533 – а этого не было, а слезы богов означали бы слабость. Стеклянные глаза людей смотрят в стеклянные глаза змей тысячу лет. Стоит ли плакать перед змеей и может ли змея заплакать над людьми? Вот это проблема, о Индия, а твоя философская самсара, и карма, и реинкарнация никакая не проблема. Все второстепенно; слезы – главное. Где твои слезы перед немилосердным твоим Шивой и где слезы Шивины над тобой? Ни одна капля слез ни разу не упала с неба твоих богов и не прохладила ад человеческого страдания в Индии, и ни одна капля слез человеческих не капнула в пагодах перед немилосердными идолами, не став осмеянной. За тысячи и тысячи лет.
А Иисус заплакал.
Заплакал над умершим человеком Лазарем. Заплакал над разоренным Иерусалимом и Израилем. Заплакал над человечеством, запряженным в ярмо сатаны.
И не только Сам заплакал, но еще и благословил тех, кто плачет: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся»534.
Знаешь ли ты, Феодул, что такое слезы? Это единственная чистая жидкость, выходящая из человека. Единственная жидкость, которая может очистить скверну грешного человека и замаранной души. Единственная жидкость, которая в состоянии успокоить и умягчить человека, и одебелевшее сердце утончить, и духовное зрение ослепленному вернуть, и заблудившемуся путь к Небесному Отцу осветить, и все тело человеческое одухотворить. Все прочее, что из человека выходит, есть гадость и гнусность, ах Феодул, невыразимая гадость и гнусность, как Будда это пространно описал. Только Будда не упомянул слез. Это было сокрыто до Христа.
Как рыбаки не имели никакой цены, поставленные рядом с Сократом, и Гермесом Трисмегистом535, и Зороастром536, и Буддой, и Конфуцием537; и как вифлеемская пещера не имела ровно никакой цены в сравнении с языческими храмами и пагодами или с палатами черных фараонов египетских и гнусных кесарей римских, так – вот именно так!– и слезы не имели никакой ценности в языческом мире до выхода на сцену мировой истории Сына Божия, Мессии и Господа нашего Иисуса Христа, сердобольного и сострадательного. Не только не имели никакой ценности, но считались повсюду слабостью, от которой следует избавиться. Лишь ветхозаветные пророки и праведники, каждый по-своему предсказавшие Спасителя мира, несколько ценили слезы. «Слезы мои были для меня хлебом день и ночь» (Пс. 41, 4), пел псалмы под арфу царь Давид во дворце во Иерусалиме и слезами поливал струны под перстами, как сербские гусляры, когда поют о Косове, о кресте честно́м и свободе золотой.
Иисус заплакал.
Заплакал ли когда-нибудь Юпитер538, или Осирис, или Брама, или тао?539 Нет даже и намека на подобное явление. Слезы связаны с милостью и любовью. Где нет милости и любви, нет и слез. И еще слезы связаны со сродством: сродник о сроднике плачет. Где нет сродства, нет и слез. Добрый хозяин может увидеть слезы в глазах верного пса, или вола, или коня, но никто никогда не видел слез в глазах змеи. До Христа Человеколюбца весь мир был опоясан змеем. И слезы означали слабость. На могилах Эллады, правда, существовали плакальщицы, но лишь для самых близких кровных родственников, и по ним только они лили слезы. Не по богам, и не по вельможам, и не по жрецам, философам, художникам, ни по каким вождям народным в этом мире. Слезы считались физической слабостью, а не добродетелью; делом старух, а не героев.
Начиная со Христа слезы получают ценность и становятся добродетелью: слезы покаяния, слезы сожаления о грехе, слезы радости о Христе Человеколюбце, слезы братания и побратимства, слезы милости и духовной радости, слезы неплотской любви, слезы сострадания и слезы молитвенные. Песок египетский расцвел от слез многих тысяч монахов, и Гора Афонская озеленилась и зеленеет сегодня – какое чудо! – среди сухих окрестностей своих; всё от слезы и благодаря слезе Христа ради.
«Милости хочу, а не жертвы», сказал Господь540. Сатана всегда требовал от людей жертв, а не милости, даже жертв человеческих и детских. Да и сами евреи, по примеру язычников, приносили детей сатане в жертву. А Бог Человеколюбец требует не жертв, но милости. Что это значит? Это значит, что все колесо истории было раскачано и повернуто вспять. Находившееся внизу поднялось наверх, а находившееся наверху упало вниз. Жертв от людей требовал убийца людей, «человекоубийца от начала», а милости от людей хочет Бог Человеколюбец, Который Свою милость к людям свидетельствует и слезами. Справедливо говорит апостол Павел: «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (ср.: 1Кор. 10, 20). Христианство не знает компромисса с диаволом.
«Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд»541.
«Человеколюбче Господи, слава Тебе!» – нет богослужения в христианском храме, на котором не было бы слышно этих слов, этого славословия. Никогда и нигде у языческих народов не был назван какой-либо бог человеколюбцем. Нигде, никогда и ни один. Почему? Потому, что сатана-человеконенавистник владычествовал в храмах, в душах человеческих, над людьми и народами по всей земле. Ничего нет противнее для него из всех слов в словарях, чем слова «любовь» и «человеколюбец».
«Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного»542, Который явился среди людей как Царь Небесный и как Человеколюбец:
чтобы с людьми пожить,
чтобы с людьми поплакать,
чтобы открыть людям Отца любви и всякого утешения,
чтобы оказать милость и научить милости,
чтобы сокрушить силу бесовскую и очистить людей и святыни от бесов,
чтобы призвать людей в сыновство Бога Отца и в Царство Небесное и насадить братство между людьми, как чадами света.
И так далее, и все в этом духе и направлении.
Все это ново, все неслыханно ни в восточном, ни в западном полушарии. Все чудесно, светло, мило, сладко. Все в радостном восхищении, в радости небывалой, как случается когда мертвый воскресает, все в песнопениях, все ясно всем, а не только философам и йогам, все дорого всем народам и всем людям.
Из всех слов, которые когда-либо были произнесены на этой планете, самое милое для людей и самое притягательное – Человеколюбец. И притом это не какой-нибудь человек человеколюбец, но Сам Бог Саваоф – Человеколюбец.
Человеколюбче Господи, слава Тебе!
Обо всем ты разузнала, Индия древняя, и все узнала о материальном и психическом мире, и все у тебя есть, Индия богатая. Недостает тебе лишь самого большого знания и самого большого богатства: не узнала ты еще о Боге Человеколюбце и не почувствовала еще неизмеримого богатства Его любви и доброты. Этого Гималаи не могли тебе дать; это предлагает тебе Назарет.
А Бог Человеколюбец явился во плоти, Чистый и Пречистый, рожденный от Чистой и Пречистой Девы Марии; светлый и пресветлый, светлее солнца; Он Солнце разума и любви. Из человеколюбия Он пролил Свои священные слезы в пыль земную. Эти Божественные слезы предназначены и для тебя; они должны и тебя пробудить, растрогать, очистить и освятить, чтобы ты стала не змеиной, а святой Индией.
Бог Человеколюбец заплакал над тобой, Индия. Хочешь ли презреть слезы Его, любовь Его и продолжить служить и рабствовать этому человеконенавистнику, человекоубийце от начала?
Только этот вопрос стоит перед тобой. Другого нет. Но от этого вопроса зависит судьба во времени и судьба в вечности целой многолюдной Индии и всякого индийца в отдельности. Решай, Индия, судьбу твою, пока мы здесь, в Сербии, твои родственники, радостно воспеваем:
Человеколюбче Господи, слава Тебе!
* * *
Царь Небесный за человеколюбие на земли явися, и с человеки поживе – слова из догматика, глас 8, поемого на вечерне под воскресенье перед «Свете тихий».
«Бхагават-гита». Так в наше время Ленин говорил: «Грабь награбленное!» Свт. Николай.
Слов «Бей убитых!» кришнаитский перевод «Бхагавад-гиты» не содержит. Здесь использованы более мягкие выражения: «Победи своих врагов и наслаждайся процветающим царством. По моему замыслу все они уже погибли... Дрона, Бхишма, Джаядратха, Карна и другие великие воины уже уничтожены Мной. Поэтому убей их и не тревожься» (11, 33–34). В переводе академика Б.Л. Смирнова текст 11, 34 звучит более определенно: «...Убитых Мною в сраженье, рази не колеблясь» (Бхагавад-гита Предисл., введ., перевод, примеч., словарь, библиогр. акад. Б.Л. Смирнова. М., 2000. С. 176). Это сопоставление лишний раз говорит о том, что название кришнаитского перевода – «Бхагавад-гита, как она есть» – верно с точностью до наоборот: кришнаитская «Бхагавад-гита» – это «Бхагавад-гита», как она не есть.
Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870–1924), вождь Октябрьской революции, создатель Коммунистической партии Советского Союза и советского государства, в 1887 г. поступил на юридический факультет Казанского университета и в том же году был арестован за участие в студенческих беспорядках и выслан под надзор полиции. В 1888 г. вступил в революционный кружок Федосеева, в 1891 г. экстерном сдал экзамены за юрид. ф-т при Петербургском университете. В 1893 г. становится руководителем марксистов Петербурга, в 1895 г. выезжает за границу, в том же году арестован и выслан на 3 года в Сибирь под надзор полиции, по окончании срока ссылки в 1900 г. эмигрирует за границу, в том же году начинает издавать газету «Искра». В 1905 г. приезжает в Петербург и возглавляет созданную в 1903 г. марксистскую партию России. После поражения революции в 1907 г. (по ст. ст.) снова эмигрирует за границу. После победы февральской революции 1917 г. возвращается в Россию и возглавляет Октябрьскую революцию. В 1919 г. основывает Коммунистический Интернационал, последний год жизни был недееспособен.
См.: Ин. 11, 35.
См.: Лк. 19, 41.
См., например, стихи Метафраста из Последования ко Святому Причащению: «...Содетелю, да не опалиши мя приобщением: Огнь бо еси, недостойныя попаляяй. Но убо очисти мя от всякия скверны».
В 15 км от Аллахабада («Божий град»), у слияния священных рек Ганга, Джамны (Ямуны) и несуществующей «духовной реки Сарасвати», индийцы совершают самый массовый в мире праздник, ныне известный как Маха кумбх мела – «Великий праздник сосуда». По верованиям индусов, во время пахтания океана демонами был поднят с его дна сосуд с амритой – священным нектаром бессмертия. В начавшейся между богами и демонами битве за этот сосуд одна из капель нектара упала около Аллахабада. Для священного омовения сюда собираются миллионы паломников: например, в 2001 г. их было 70 млн. Праздник длится более месяца, и все это время скопление людей подобно муравейнику, как это видно на снимках из космоса. Каждый праздник в давке гибнут люди, более всего жертв было в 1954 г. – 800 человек.
Надежду сродника на сродника, то есть людей на богов.
Образ Герме́са Трисмеги́ста («Гермес триждывеличайший») возник в поздней античности (III в. до Р.Х. – III в. по Р.Х.), с ним связывались тайные, доступные только посвященным (герметические), оккультные учения. Гермес, проводник душ умерших, был избран в них как близкий к потустороннему миру. В этот период появилось много сочинений на разных языках, в которых избранным открывались от имени Гермеса Трисмегиста «все тайны мира». Герметизм включал астрологию, алхимию, магию, оккультизм и религиозно-философские построения. Он родствен гностицизму, как это видно на примере трактата «Поймандар». Изначально существует божественный свет, или ум, логос, затем появляется его эманация – мрак. Далее изначальное божество делится на четыре первоэлемента. Появляется и вторая его эманация – ум-демиург, он сам создает семь небесных сфер, а с помощью первобожества – космос. Третья эманация первобожества – первочеловек, антропос, от соединения которого с природой возникает просто человек. Он двойствен: тело у него смертное, а душа бессмертная. Разумеется, спасение человека заключается в гносисе – познании своей божественной сущности, но не только: и в уподоблении себя богу. Герметизм оказал наибольшее влияние на умонастроения эпохи Возрождения.
Зороа́стр (греч.), Зарату́штра (иран.), пророк и основатель зороастризма, историчность его не установлена. Если он существовал, то между X-VI вв. до Р.Х. На родине он за свои проповеди подвергся гонениям со стороны местного правителя-мага; затем Виштаспа, один из иранских царей, дал ему приют, стал его последователем и, наконец, объявил зороастризм государственной религией Ирана. Виштаспа повелел Зороастру записать свое учение на золотых досках и поместить их в храм огня. Зороастр был убит одним из преследовавших его всю жизнь врагов.
Конфуций (Кун-цзы – учитель Кун; 551–479 до Р.Х.), древнекитайский мыслитель из сословия «ученых книжников», в 22 года стал педагогом, прославился и в 50 лет стал политиком, сановником в царстве Лу. Вследствие интриг покинул свой пост и 13 лет странствовал по другим китайским царствам. В 67 лет вернулся на родину и занялся редактированием и распространением местных книг мудрости, а также первого китайского ежегодника. Его дом был превращен после его смерти в храм, а сам он стал объектом религиозного поклонения. В учении Конфуция главенствует этика, его трудно назвать религией или философией в классическом смысле этих слов. Центральными понятиями здесь являются «небо» как высшая духовная сила, «дао» – моральный закон, «цзюнь-цзы» – благородный муж, воспитанный, почтительный и добрый, «жэнь» – человечность, закон отношений между людьми: «Не делай другим того, чего не желаешь себе», «сяо» – сыновняя почтительность, «ли» – этикет, «юе» – музыка как лучшее средство исправления нравов, «чжэн мин» – выпрямление имен, приведение вещей в соответствие с их названиями. До образования в 1949 г. Китайской Народной Республики конфуцианство было господствующей идеологией Китая.
Юпитер, в римской мифологии царь богов, покровитель римского государства, отождествлявшийся с Зевсом. С ним связан обычай триумфа, когда победивший полководец, одевшись в одежды Юпитера и выкрасив в красный цвет лицо, как у статуи Юпитера, на квадриге – колеснице, запряженной четверкой коней, в сопровождении войска отправлялся в Капитолий, чтобы принести жертву Юпитеру и положить к подножию его статуи свой лавровый венок.
Тао, Дао (кит.: путь), основное понятие даосизма, разработанное Лао-цзы (4–3 вв. до Р.Х.) в книге «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ», т.е. о пути и добродетели). Цель даоса, последователя дао, – достичь бессмертия. Жизнь отождествляется с дыханием, которое скрывается в каждой физиологической функции и понимается как жизненный ресурс вообще. Если сохранять в неприкосновенности и подпитывать этот ресурс, то можно достичь бессмертия. Способов для этого существует много: «гимнастика, диетология, дыхательные и сексуальные упражнения, употребление наркотических препаратов, внутренняя алхимия» (Элиаде М., Кулиано И. Словарь религий, обрядов и верований. М.; СПб., 1997. С. 115) и медитация, которая «является принадлежностью даосизма, предвосхитившего в этом отношении буддизм» (там же). Объясним некоторые из приемов. Тай-си, или эмбриональное дыхание, заключается во все более длительной остановке дыхания. Фан-чжун – «искусство спальной комнаты». Нэй дань, внутренняя алхимия, имеет задачей поднять некий золотистый эликсир в мозг. Когда он из мозга попадет в рот и будет проглочен, то станет священным зародышем, выносив который в течение шести месяцев, даос превратится в земного бессмертного. Если же даос еще девять лет будет выполнять определенные обряды, то станет совершенным бессмертным.