Источник

Толкование на Евангелие от Матфея в неделю тринадцатую (Мф.21:33–42)

Ради благочестия и добродетели Авраама, избрал Бог род его из всех иных языков, да чрез оный исправит от великого греховного падения и воззовет в первобытное блаженство весь род человеческий. В роде Авраамли дано «всыновление, и слава, и завети, и законоположение, и служение, и обетования» (Рим.9:4), Когда Сын и Слово Божие благоволил снити на землю, да спасет род человеческий, тогда не Ангельское восприял естество: «не от Ангел бо когда приемлет, – ниже от другого семени, но от семени Авраамова восприял плоть: но от семене Авраамова приемлет» (Евр.2:16). Но по страдании и воскресении Своем, кроме «избрания» (Рим.11:7), то есть Божественных Апостолов, и других от Еврейского народа уверовавших в Него, – от всего оставшегося Еврейского народа отвратился, оставил и отвергнул оный от лица Своего; вместо же оного вводит в Божественную Свою благодать и любовь, обогащает небесными Своими дарами и сподобляет бессмертного Своего царствия иной род, прежде от Него отчужденный и устраненный, то есть род идолопоклонников, якоже о сем ясно предсказал святой Божий Пророк Осия, говоря: и «помилую непомилованную, и реку не людем Моим: людие Мои есте вы, и тии рекут: Господь Бог наш Ты еси» (Ос.2:23). Какая же причина есть сего чудного отвращения и изменения? Сие Богочеловек Иисус ныне чтенною Евангельскою притчею весьма обстоятельно показал. Но понеже приточные слова без изъяснения суть почти непонятны, посредством же толкования понятен бывает людям внимательным смысл оных: сего для послушайте со вниманием сие толкование, да получите плод Божественных разумений.

Мф.21:33. Рече Господь притчу сию: человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и власть и делателем: и отъиде.

Домовит или дому владыка знаменует Бога, Владыку и Господа Иудейского рода и всея твари. Назван Он человеком, по крайнему Его к человекам человеколюбию; домовладыкою, понеже якоже владыка дому промышляет и печется о своих домашних, тако и Бог всяческих промышлял и пекся о Иудейском племени; виноград же есть синагога Иудейская, по словам Исаии: «виноград бо Господа Саваофа дом Израилев есть» (Ис.5:7). Сей виноград преведе Бог из Египта и насади в земле обетованной, якоже поет Давид: «виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и» (Пс.79:9). Оплот есть закон, яко ограждающий и воспящающий их от грехов и смешения с чужеродными. Точило есть олтарь, на немже не гроздия были истоптываемы, ниже вино изливалось, но животные закалались и кровь окроплялась. Столп есть храм, утверждающий и сохраняющий народ, якоже столп охраняет виноград; делатели же суть Иудейского народа первоседатели, священники и учители, которые, в начале быв благи и святы, благоустроили души Иудеев, якоже тщательные делатели винограда. Но «отъиде», глаголет Писание, домовит, то есть, Бог. Каким же образом отъиде везде Сый и вся исполняй? Как домовит, и виноград, и оплот, и прочая взимаются иносказательно: тако и сие «отъиде» иносказательно взимается, значит же сие: долготерпел. Отшествие показывает оставление дела, так как долготерпение – оставление казни. Долготерпел же Бог много веков, и не наказывал Иудеев страшным и конечным наказанием скоро, по содеянии ими грехов.

Мф.21:34. Егда же приближися время плодов, посла рабы своя к делателем прияти плоды его.

Какое есть приближившееся время? Есть время то, в которое Бог определил послать в мир истинных Своих рабов, то есть святых Пророков. Когда убо приближилось сие время, тогда послал их к Иудейскому роду, наипаче же к начальникам и учителям их, собрать плоды, должные Богу за данное им законоположение. Но какие были плоды? Приятие пророческого проповедания, послушание ими учимому слову, хранение заповедей и добродетельные деяния.

Мф.21:35–36. И емше делателе рабы его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша. Паки посла ины рабы множайшя первых: и сотвориша им такоже.

Делатели, то есть лжепророки и лжеучители и развращенные Иудейские председатели, иного из святых Пророков «биша», как то Михея, которого поразил в лице «Седекия, сын Ханаан» (3Цар.22:24); «оваго же убиша», как-то Захарию, коего умертвил Иоас царь Иудейский «между церковию и олтарем» (Мф.23:35); «оваго же камением побиша», как то Иеремию, коего народ побил камением в Египте (Епиф. Сын Прор.). Паки же после сих пророков послал Бог иных, множайших пред первыми: и о сем третьем послании Пророков упоминает священный Лука, которое продолжалось до дней Иоанна Крестителя (Лк.20:15). Сотворили же и сим то же, что первым. Род поистине жестоковыйный и необрезанный сердцем: ибо не только не принял, ниже поверил, ниже устрашился посланных к нему от Бога Божиих Пророков; но и бил, и умерщвлял, и камением побивал.

Мф.21:37. Последи же посла к ним сына своего, глаголя: усрамятся сына моего.

После Пророков послал Бог к ним единородного Сына и Слово Свое, Иже, прияв плоть от пречистых кровей Приснодевы Марии, бысть совершенный человек, Сый совершенный и Бог. Сие же, «усрамятся сына Моего», говорит, не яко не зная, как примут Его Иудеи; но яко объясняя должную от Иудеев в Него веру и почтение. Должны были они поистине, так как Пророками прежде наученные, услышав небесное Иисуса Христа учение, во всем сходное с проповедию пророческою, и видев множество преестественных чудес Его, и познав пророческих предсказаний на Нем исполнение, должны были, говорю, уверовавши и со благоговением приявши Его, из порочных премениться в добродетельных.

Мф.21:38–39:)  Делателе же видевше сына, реша в себе: сей есть наследник, приидите убием его, и удержим достояние его. И емше его, изведоша вон из винограда, и убиша.

Архиереи и Фарисеи, видя Иисуса Христа, с такою премудростию и благодатию изъясняющего Божественное Писание и законы Божеские, и толико сообразно и сходно обличающего беззакония их, и с толикою властию и господствием чудодействующего, и воздвизающего из гробов мертвых, хотя не верили, что Он есть Сын Божий и по естеству Бог: знали однако же, что имеет власть Божественную, вся могущую. Посему-то «собраша убо Архиерее и Фарисее сонм, и глаголаху: что сотворим, яко человек Сей многа знамения творит?» (Ин.11:47–48) Вот реченное во Евангелии, то есть, сие: «реша в себе, аще оставим, говорили они, вси уверуют в Него». И се, по каковой причине называли Его наследником, то есть владетелем всего языка их. Что же определили? «Уне есть нам, рекли, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет» (Ин.11:50). Се то самое: «придите, убием Его, и удержим достояние Его». Надеялись слепотствующие, что таким образом овладеют наследством Его, то есть, властию Его над родом их. Изведшее убо Его из сонмища и града своего, пришедши «на место, нарицаемое Лобное», тамо крестною смертию убили Его (Лк.23:33). Из сего видим мы во-первых то, коль сходны суть приточные слова с деяниями Архиереев и Фарисеев против Спасителя Христа: во-вторых, что не токмо слова сии были приточные, но и пророческие: ибо прежде, нежели то сбылось, предсказал сие Богочеловек.

Мф.21:40–41. Егда убо приидет господин винограда, что сотворит делателем тем? Глаголаша ему: злых зле погубит их, и виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя.

Притчу сию говорил Иисус пред Архиереями и старцами людскими, которые приступили к Нему, когда Он учил в Церкви (Мф.21:23). Сих убо поставил судиями предложения, говоря: «когда убо придет господин винограда, что сотворит делателем тем?» Ответствовали Ему: «злых зле погубит их». Но кто были ответствующие Ему? Видно, слушающие притчу, то есть Архиереи и старцы; однако из слов священного Луки явствует, что другие некие произнесли определение сие: «злых зле погубит их», и прочее; и что услышав о сем Архиереи и старцы, «рекоша: да не будет»! (Мф.21:41; Лк.20:16) Неужели убо Архиереи и старцы, узнав, как говорит Евангелист Марко, что к ним относится притча, умолчали, ученики же Христовы, видя их молчащих, Ему ответствовали. Когда же Архиереи и старцы услышали ответ сей, – «злых зле погубит их», – возопили: «да не будет»? (Мк.12:12) Может же быть, те же самые Архиереи и старцы, будучи истиною нудимы, сами же исповедали, какая казнь подобает тем злым делателям, потом изъявляли желание, да не случится сие когда-либо: «да не будет»! Когда же были наказуемы Иудеи, и каким наказанием? Два суть времени: одно временное, другое вечное, и две казни: одна в нынешнем веце, другая в будущем. По воскресении Спасителя, лишился Иудейский род всякой временной власти, изгнан из святого града, извержен из земли обетованной, рассеялся бедственно и бесчестно по всем концам земли. Во второе пришествие Господа Иисуса «воззрят нань, егоже прободоша» (Ин.19:37): и тогда восплачутся и возрыдают, и вечному огню предадутся. И сие-то значит оное: «злых сущих зле погубит их». Иные же делатели суть Богоносные Апостолы и все Божественные учители, и священнопроповедники Евангелия. Сим поручил Бог не токмо народ Израильский, но и все земные языки, по Писанию: «шедше убо, научите вся языки» (Мф.28:19). Сии же в разные времена приносили плоды, то есть, ради проповеди Евангельской подвиги, веру, добродетели, кровь в Него верующих. Подтверждает сие Господь следующими пророческими словами:

Мф.21:42. Глагола им Иисус: несте ли чли николиже в писаниих: камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть сей, и есть дивна во очию вашею?

Какая есть между сими и вышесказанными словами связь? Великая и тесная; ибо утверждает она, что то, что приточно рече Господь, было предопределено Богом и предвозвещено святыми Пророками. Сие же предлагая, обличает купно и невежество их в Писании. Или не знаете, говорит, сии слова Божественного Писания: «камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла»? (Пс.117:22) Камень же есть Сам Иисус Христос, «камень же, свидетельствует Божественный Апостол, бе Христос» (1Кор.10:4); зиждущии же суть те, коих выше называл он делателями. Ибо делание и созидание чрез тождесловие изъяснил блаженный Павел, говоря: «Божие тяжание, Божие здание есте» (1Кор.3:9). Угол есть соединение двух в Него уверовавших народов, то есть, Иудейского и языческого. И как чрез угольный камень соединяются две стены дома, так чрез веру во Христа совокупились сии два народа, из коих сооружена Церковь, которой глава есть Христос (Еф.5:23). О сем убо камне, то есть о Спасителе Христе, «небрегоша или уничижиша зиждущии», то есть первоседатели Иудейские, да присвоят себе власть Его. Сей же бысть начало и глава угла, то есть Церкви, из двух народов совокупившейся: Он же и сооружил ее. «От Господа бысть Сей» (Пс.117:23), сказал Псалмопевец. «И на сем камени, сказал Богочеловек, созижду церковь Мою» (Мф.16:18). Чудно же, поистине, есть создание: чудно по бесчисленным во оном чудесам, чудно по высочайшим в нем объясняемым догматам и преестественным таинствам, чудно по соединению в оном толиких народов и племен и колен и языков, чудно торжествованиям оного над врагами: «ниже бо врата адова одолеют» (Мф.16:18) когда-либо созданней Христом церкви, яже живую и непорочную хранит Им преподанную православную веру.

Беседа о долготерпении Божием

Довольно научила нас ныне чтенная Евангельская притча, что за убиение Христа отвратился Бог от возлюбленного Своего Еврейского рода, вместо же оного ввел в царствие Свое языки, составив един народ, состоящий из разных язык и из Иудеев, уверовавших в Него. И сей Христианский род, есть «род избран, царское священие, язык свят, люди обновления» (1Пет.2:9), пoелику же в связи приточного изъяснения видим мы очевиднейшие дела Божественного долготерпения; то не токмо нужно, но и душеполезно и спасительно побеседовать о Божии долготерпении.

Долготерпение Божие есть совершенство пресущественного Божества, из самого существа Божия якоже вода из источника проистекающее, якоже и любовь, и благоутробие, и правосудие, и промысл и все прочие Божии совершенства. Когда человек грешит, тогда подобится тому, который пред лицем царским дерзостно попирает законы его; или, лучше сказать, равняется с тем, который дерзает поднять руку на своего царя. Если бы убо долготерпение оскудевало, абие же воздвизалось на грешника правосудие Божие, то в тот бы самый час, в который он простирает руку для умерщвления брата своего, напал бы на него страх и трепет, якоже на Каина (Быт.4:15), был бы и он ознаменован, подобно как и Каин, так, чтобы все знали, что он есть нарушитель и презритель заповедей Божиих. В тот бы самый час, в который осудил брата своего, сделался бы абие прокажен, якоже Мариам, сестра Моисеева (Чис.12:10); если бы дерзостно поступал против Божественных вещей, прокажен бы был, якоже Озия царь (4Цар.15:5); если бы лгал, заразился бы проказою, как Гиезий (4Цар.5:27); если бы презирал священных особ, то разверзлась бы земля и поглотила его, якоже Дафана и Авирона (Чис.16:32); если бы похищал церковные вещи, пал бы тот же час мертв, якоже Анания и Сапфира (Деян.5:5). Но пoелику ходатайствует Божие долготерпение, то для сего и коснят Божеского правосудия исполнения.

От сего иные в неверие впадают, говоря, что Бог никакого не имеет попечения о делах человеческих, другие же утверждают, что Бог нимало не наказует грешников; почему как первые, так и вторые без всякого страха творят всякий грех. О несмысленности и безумия! Бог, по естественной беспредельной Своей благости, хощет спасения, а не казни грешника, якоже ясно рече с клятвою чрез святого пророка Иезекииля: «живу Аз, глаголет Адонаи Господь, не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему» (Иез.33:11). Долготерпя убо, Бог не наказует согрешающего вскоре по преступлении, но дает ему время, ожидая его покаяния; человек же не верит Божественному попечению и чает, что грешник избежит рук Божественного правосудия. Безумный человече! «или о богатстве благости Божия, и кротости и долготерпении нерадиши?» (Рим.2:4) или не знаешь, что долготерпение Божие призывает тебя на покаяние? Видишь долготерпение и почитаешь за беспромысл? Видишь долготерпение Божие и думаешь освободиться от казни? Понеже Бог ожидает покаяния твоего, для того бесстрашно повторяешь и беспрестанно умножаешь беззакония твои; понеже Бог долготерпит, так ты и думаешь, что не видит, и позволяет?

Иное – долготерпение, а иное есть благоутробие. По благоутробию Божию, когда покаемся, приемля прощение грехов наших, избегаем следственно за оные и должного нам наказания. Видим мы сие в священном Евангелии. Во-первых, простил Богочеловек грехи расслабленного, сказав: «чадо, отпущаются ти греси твои»; потом отъял бывшее наказание за грехи, то есть расслабление: «тебе глаголю: востани, и возми одр твой, и иди в дом твой» (Мф.9:2, 6). Долготерпение же Божие хотя отлагает и коснит наказанием, но если не раскаемся, то ни греха заглаждает, ниже от наказания освобождает. Отсрочка же и медлительность в наказании может доставить великую пользу, наипаче потому что в течение сего времени Бог употребляет различные способы, коими зовет нас на покаяние. Но если, когда Бог долготерпит, мы не престаем грешить, то умножается наказание по мере числа грехов, и времени терпения, и способов, каковые Бог употребил для нашего исправления. Почему, как когда видишь умножающиеся облака, не другого чего ожидаешь, разве сильного дождя, града, молний, громов, ударов: так и когда зришь долготерпение Божие, на грешнике продолжающееся и преумножающееся, тогда не другого чего ожидай, разве гнева Божия, и ярости, и негодования, и строгости, и муки.

Притча смоковницы подтверждает сказуемое. «Се, сказано в Писании, третие лето, отнелиже прихожду ища плода на смоковнице сей, и не обретаю» (Лк.13:7). Видишь ли Божие долготерпение и отлагание времени? «Се третие лето». Видишь ли, что во время долготерпения Своего ищет в душе твоей плода добродетели? «Се третие лето, отнелиже прихожду ища плода на смоковнице сей». Если же и по долготерпении не обретает плода, тогда налагает страшное определение казни: «посецы ю, вскую и землю упражняет?» (Лк.13:7) Но послушай и винаря, то есть пастырских и священнических прошений о продолжении Божеского долготерпения: «Господи! остави ю и се лето» (Лк.13:8). Виждь же и обет их в попечении о исправлении грешника: «дондеже окопаю окрест ея, и осыплю гноем». Зри же, как наконец и Церковь согласуется в том, да накажется неисправившийся грешник: «аще убо, говорит она, сотворит плод: аще ли же ни, во грядущее посечеши ю» (Лк.13:9).

Тысячу примеров найдешь в Божественных Писаниях, кои подтверждают сказанное нами; но Манассия отменный есть тому пример. Он оставил служение Творцу твари и поработал тварям, как то, солнцу и луне и звездам. «И поклонися, свидетельствует Священное Писание, всему воинству небесному, и послужи им» (2Пар.33:3). Бог же долготерпел. Он создал жертвенники звездам, в двух притворах дома Господня: «созда же жертвенники всему воинству небесному во двою дворех дому Господня» (2Пар.33:5); но Бог долготерпел. Он делал всякий вид волхования и гадания; поставил изваянного истукана в дому Божии; прельстил большую часть колена Иудова и низвергнул их в идолопоклонство; излиял много крови святых мужей, которые не согласились отступить от веры в истинного Бога. Бог же, долготерпя, вместо должной ему строжайшей казни, посылал, во-первых, святых «Своих Пророков», откровенно и велегласно научающих, наставляющих, угрожающих ему ужасными прещениями (4Цар.21:10). Потом и Сам Бог глаголал ему и народу его; но он, аки глухой и бесчувственный, не хотел обратиться на покаяние: «и глагола Господь к Манассии, и к людем его, и не послушаша» (2Пар.33:10). Посем отступило долготерпение, и открылось правосудие Божие. Приходят начальники воев царя Ассирийского, и Манассию связуют узами и цепьми железными, и отводят его в Вавилон (2Пар.33 и пр.). Несчастный царю! ты нерадел о долготерпении Божии, кротости и благости: ныне убо испытываешь Божеского правосудия раны и мщение; потерял ты царскую державу, лишился престола. Ты, седя на престоле царском, не хотел покаяться, когда Бог, долготерпя, призывал тебя: иди ныне, пленник и узник, в Вавилон, куда Бог праведно отсылает тебя. Там страдания твои, скорбь твоя, уничиженность твоя, притеснение твое, слезы очес твоих, умилительная молитва твоя умилостивят правосудие беспредельно Благоутробного! Вящший же сего пример есть род Иудейский, представляемый в ныне чтенной притче. Неверие к Богу, роптание на Него, отступление, идолопоклонства и другие бесчисленные беззакония были грехи исшедших из Египта Иудеев, да и почти на каждый день. Долготерпит на них Бог многие веки. Дал им закон, сотворил великие чудеса, посылал Пророков многих к ним в различные времена; толико Бог долготерпел на них, что и единородного Своего Сына послал к ним, благодетеля, учителя, чудодеятеля; но они, вместо покаяния и веры в Него, впали в страшное Христоубийства падение, то есть распяли Господа славы, Искупители мира и Спасителя! Итак Бог, простерши сильную Свою правосудия десницу, лишил их священства, храма, жертвоприношений, власти над святым градом, земли обетованной и всех Божественных Своих даров. Видим же их и доныне поносимых и презираемых и по всем странам земли скитающихся. Горе убо и тебе христианине, когда видишь долготерпение Божие, на тебе действуемое, а ты, вместо исправления, не токмо пребываешь в том же грехе, но и прибавляешь ежедневно, и приумножаешь число беззаконий твоих!

Но мы видим, скажете вы, многих таких, которые долговременно грешат и, нерадя о Божием долготерпении, пребывают неисправимы; но однако они никакого не приемлют наказания, а умирают спокойно. Горе таковым, братие! Иной мир – вечный, иной суд – праведный и страшный и последний, иная казнь неокончаемая и беспредельная ожидает их. Ужасаюсь проглаголать то, что о таковых сказал Божественный Апостол, когда беседовал к человеку, нерадящему о долготерпении Божии: «по жестокости же твоей, говорит он, и по нераскаянному сердцу, собираеши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его» (Рим.2:5–6).

Временное наказание грешника есть милость Божия, ведущая его на покаяние и совершенно заглаждающая ожидающее его мучение: «посещу, глаголет Бог, жезлом беззакония их, и ранами неправды их: милость же Мою не разорю от них» (Пс.88:33–34). Раны от Бога суть любовь и милость: «егоже бо любит Господь, наказует, биет же всякаго сына, егоже приемлет» (Притч.3:12). Наказует, да исцелит; биет, да спасет. Когда убо узришь грешника, Богом наказуемого, то имей о нем хорошую надежду; ибо наказание Господне есть пластырь, исцеляющий язвы души его. «Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя» (Пс.117:18). Когда же увидишь нераскаянного грешника, умирающего без всякого наказания, – плачь об нем горько! Ибо за жестокость и нераскаянность своего сердца и за нерадение о Божии долготерпении оставлен есть от Бога и, соделавшись недостойным привременного наказания и биения, «собрал себе гнев в день гнева, и откровения праведнаго суда Божия, Иже воздаст коемуждо по делом его».


Источник: Никифор Феотокис. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Ч. 1. Пер. в Казан. Духовн. Академ. — М: Синодальная типография, 1890 г

Комментарии для сайта Cackle