Источник

Глава 21

Мф.21:1. «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,»

«Послушаем, как святой евангелист Матфей описывает торжественный въезд Иисуса Христа в Иерусалим.

Когда приблизились Христос, ученики Его и народ к Иерусалиму и пришли в Вифанию к горе Елеонской, Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо пред вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осленка с нею; отвязав, приведите ко Мне, и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное чрез пророка, который говорит: скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус. Привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге. Народ же предшествовавший и сопровождавший восклицал: осанна Сыну Давидову! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!

И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: Кто это? Народ же говорил: это Иисус, Пророк из Назарета Галилейского. И вошел Иисус в храм Божий... и приступили к Нему... хромые и слепые, и Он исцелил их. Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу; оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь (Ср.: Мф. 21:1–17). Вот описание входа Господня в Иерусалим.

Почему, сверх всякого обычая, Иисус Христос вступил в Иерусалим не на коне, а на ослице и на молодом осленке? – Здесь виден разум Божий. Господь поучает нас не только словами, но и предметами одушевленными и неодушевленными. Так, Он проклял бесплодную смоковницу в обличение неплодия иудейского и Иуды предателя; здесь Он восседает на ослицу и осленка в знак того, что Он приведет в познание Своей державы и Своего вечного Царства языческие народы, не знавшие ярма закона Моисеева, вместо отпадшего от Бога народа иудейского, и, когда войдет в Церковь Христову полное число язычников, тогда и иудеи обратятся ко Христу. Итак, вход в Иерусалим на ослице и осленке имел таинственный смысл – именно обращение язычников, в числе которых призваны и мы, русские. Что касается ликования народа и детей, встречавших с радостью грядущего на осле Господа, то эта общая радость происходила от наполнявшего сердца их восторга по случаю воскресения из гроба четверодневного мертвеца Лазаря и удивления Божественному Чудотворцу; а устами незлобивых детей, восхвалявших Господа, говорил Дух Святой. Совершенно противоположное действие произвел вход Господа в Иерусалим в гордых и завистливых фарисеях, породив в них чувство крайней зависти и злобы, и они решились убить Его. Кажется, с этого времени весь ад вселился в них. Страсти ослепляют человека, и он не знает сам, что творит, – самые нелепые и безрассудные дела, как об этом и сказал Сам Распятый ими на Кресте: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 23:34). Христос пришел, как Бог бессмертный, убить пожиравшую род человеческий смерть и даровать нам бессмертие Своею победою над смертью, – а враги убили Его Самого по плоти, доставив чрез то, сами не зная, не ведая, величайшее благо человеческому роду, – и, без сомнения, были бы и они прощены взявшим на Себя грехи мира Агнцем Божиим, если бы покаялись в своем богоубийстве» [9, 100].

Мф.21:3. «и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу: и тотчас пошлет их.»

«Гл. 21, [ст. 3]. Отвечайте, что они надобны Господу: и тотчас пошлет их. (Мф. 21:3) Так сильно и действенно слово Господа как Владыки всей твари – словесной и бессловесной. Словесной твари принадлежит бессловесное животное – осел. Господу понадобился осел: Господь видит его, хотя он далеко от Него и никому нельзя увидеть, и посылает учеников отвязать его от столба, к которому он привязан, и привести к Нему. Ученики исполняют волю Господа, идут, находят осла, отвязывают его. Хозяин спрашивает: зачем вы отвязываете его? Те отвечают, что Господь требует его – и хозяин, не говоря ни слова, отдает своего осла, не зная, кому и на что. Так убедительны были для него простые слова учеников: Господь его требует. Тварь разумная – человек – тайно, но внятно слышала и ощущала в словах учеников слова Владыки всей твари и не могла ничего отвечать против них; тварь бессловесная взята для удовлетворения надобности Того, Кто ни в чем не нуждается» [1, 129].

Мф.21:9. «народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!»

«Торжественных сретений или встреч Христа Бога, кроме Симеоновой, было еще несколько при жизни Христа на земле. Так, Его встретили волхвы, восточные мудрецы с дарами – златом, ливаном и смирною; встретил и провозвестил Его громогласно при Иордане реке Иоанн Предтеча, крестивший безгрешного Владыку твари, освятившего для нас Крещением Своим воды, – Его встретил торжественно при входе в Иерусалим с вайями и ветвями древесными народ еврейский, при пении: благословен Грядый во имя Господне (Мф. 21:9). Встречаем Его ежедневно во время Литургии и мы, когда в конце ее появляются в открытых Царских дверях Святые Тайны Тела и Крови Христовой, и хор поет: благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам» [9, 33].

Мф.21:12. «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,»

Мф.21:13. «и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.»

Мф.21:14. «И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.»

«Ст. 14 [Ст.] 14. И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

Везде вижу благодеяния и чудеса Сладчайшего Иисуса» [1, 129].

«Говорят: не нужно наказывать телесно обучающееся юношество. Мысль диавольская: эта телесная безнаказанность ведет юношество к лености, гордости и заносчивости и ко всякому злу, известному в юношах. Как не наказывать телесно? Тело, плоть, то есть плотской человек, представляемый плотию и плотскими страстями, виноват, а его не наказывай, не бичуй, ласкай, гладь, холь. Какая бесовская мудрость! Какая, право, адская гуманность! – Так диавол гладит по головке своих любимцев, а сам о том и думает, как бы своих любимчиков в огонь вечный втянуть к себе в компанию. Братия! А как вы смотрите, скажите, на то действие Спасителя, когда, помните, Он сотворил бич из вервий и им изгнал всех бесстыдных и бесстрашных торгашей из церкви и столы меновщиков опрокинул и деньги рассыпал (Ср.: Мф. 21:12; Мк.11:15; Ин. 2:15)? – Не телесное ли это наказание? Не уполномочивает ли оно и нас наказывать плотских людей? Не оттого ли правительство и хорошие родители употребляют плети для виноватых? Помните, еще изречение мудрого: любяй сына не щадит жезла (Ср.: Притч. 13:25). А как Господь избранных Своих наказует в этой жизни? Сколько внутренних бичей и внешних! Не должны ли и мы подражать Господу и в этом? Егоже любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет (Евр. 12:6; Притч. 3:12)» [10, 29].

Мф.21:16. «и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?»

"16 ст. Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу. Бог может совершить Себе хвалу чрез камни: если они умолкнут, то камни возопиют. [Лк. 19:40]. Может ли слава Творца всяческих не проторнуться наружу во гласе тварей? Может ли свет Божества, в тысячу раз светлейший солнечного, сокрыться под завесою вещественною или даже разумной твари? Никогда, никогда. Тогда тварь была бы больше и сильнее Творца. Тварь ничего не значит для Него, когда Он хочет творить Своя хотения... Бездны небесные с миром и бездны моря исчезают тогда пред Ним» [1, 129].

Мф.21:18. «Поутру же, возвращаясь в город, взалкал;»

Мф.21:19. «и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.»

Мф.21:20. «Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?»

Мф.21:21. «Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет;»

«Ст. 19. Увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Силен глагол Твой. Но для чего Ты проклял невинную смоковницу? Чтобы нам, виновным в своем неплодии, дать урок» [1, 129].

»Аще имате веру и не усумнитеся (Мф. 21:21), – говорит Господь, – то и горы можете переставлять. Смотри же: крепись, верный, и бойся единого мгновения усумнения; за мгновение сомнения будешь платиться многими часами сердечного мучения» [2, 42].

«Господь говорит, что аще имате веру и не усумнитеся (Мф. 21:21), то и гору сдвинете с места; а я, маловерный, часто усумняюсь, несмотря на старание крепиться в вере: так слабо мое сердце стоит в истине. На меня часто нападает дух неверия и, приражаясь ко мне, уязвляет меня и долго мучит меня. Господи! Даруй мне веру несомненную» [2, 145].

Мф.21:22. «и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите.»

«Молящиеся! разве мало есть вам труд даяти человеком и како даете Господеви труд [Ис. 7:13]? Мало еще разве для вас видеть бессилие в человеках: как вы еще хотите видеть бессилие в Самом Боге и тайно помышляете, что Бог не исполнит вашего прошения? – Пусть для людей многое трудно, весьма многое невозможно, – но как же вы считаете что-либо трудным для Бога? Есть разве для Него что-либо трудное и невозможное? Все для Него возможно и легко. Вся возможна суть у Бога [Мк. 10:27]. Итак, молясь, будьте уверены твердо, что для Господа все легко, все Он может во мгновение сделать. Вашей собственной немощи что-либо сделать, в чем-либо помочь себе или ближнему не приписывайте Богу. Для вас почти все трудно, как для слабых, ничтожных тварей: вы это сами на себе и на других испытывали тысячу раз, но разве мало вам еще даяти (приписывать) труд человекам, что вы даете еще и Господеви труд, – Господу, Который все создал мыслью и словом? Для Него, помните, ничто не трудно: всего смело просите; все надейтесь получить. – Вся, елика аще воспросите в молитве, верующе, приимите [Мф. 21:22]» [5, т. 2, 518].

«Кто имеет горячую любовь к Богу и ближнему, тот имеет в душе своей и прочие плоды, исчисленные Апостолом, радость о Дусе Святе, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру (Ср.: Рим. 14:17; Гал. 5:22): ибо в любви, как в семени, заключаются все добродетели: ибо где любовь, там Бог, всесовершенное совершенство, неточная доброта, бесконечная благость, бесконечное всемогущество. Кто имеет горячую любовь к Богу, тот имеет и веру такую, что горы может переставлять, как сказал Господь: и все, чего ни попросит в молитве с верою, получит (Ср.: Мф. 21:22). Итак, если не хотим сохнуть, как проклятая Господом смоковница или как трава, и в огонь вечный быть брошенными, постараемся, возлюбленные братия, приносить Насадителю нашей жизни плоды добрых дел, пока имеем время, силы, средства, случай. Может быть, придет время, когда и хотели бы сделать добро, но это будет невозможно. Дондеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере (Гал. 6:10). Аминь» [9, 106].

Мф.21:28. «А как вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.»

Мф.21:29. «Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.»

Мф.21:30. «И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.»

«Сегодня, возлюбленные братия, на утреннем богослужении читаны были три притчи: первая – о бесплодной смоковнице, вторая – об отце, имевшем два сына; один на просьбу отца: «чадо, иди сегодня, работай в винограднике моем», отвечал: «не хочу», а потом одумался и пошел; другой на ту же просьбу сказал: «иду», и не пошел (См.: Мф. 21:28–30); и, наконец, третья притча о домовитом человеке, который, имея виноградник, обнес его оградою, ископал в нем точило, устроил башню, отдал его делателям и ушел, а потом, когда пришло время собрания плодов, послал рабов своих к делателям виноградника принять плоды. Делатели в ожесточении иных из рабов били, других убивали, и, наконец, убили и Сына Его Единородного (См.: Мф. 21:33–39). Побеседуем на нынешний раз о первой притче. Проведши ночь в селении Вифании, поутру Господь, – говорит евангелист Матфей, возвращаясь в город Иерусалим, взалкал; и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме листьев одних, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек, И смоковница тотчас засохла. Увидев это, ученики удивились и говорили: как это вдруг засохла смоковница? Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, – будет; и все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф. 21:18–22).

Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями – это я и вы, брат и сестра возлюбленные. К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить глад души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И – увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском – одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших в нас нет как нет. Между тем, каждый из нас с тем и посажен на земле, чтобы приносить духовные плоды. Какие же это, в частности, плоды, которые должен приносить каждый человек, особенно христианин? На это святой апостол отвечает так: плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание (Ср.: Гал. 5:22–23).

Вот, брат и сестра, какие плоды должны мы непременно приносить Насадителю нашей жизни, Господу Иисусу Христу, ежедневно. Теперь смотри каждый: плодовитая ты смоковница или бесплодная? Если плодовитая – хорошо, приноси плоды и впредь, да препитает Он ими тебя же самого в вечности; если – бесплодная, трепещи: тебе угрожает проклятие Владыки твоей жизни и, может быть, очень скоро Он скажет и тебе: да не будет же впредь от тебя плода вовек (Мф. 21:19). И ты тотчас засохнешь; заглохнут все твои духовные силы; вовсе иссякнет у тебя вера, надежда и любовь, а всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вечный вметаемо (Ср.: Мф. 3:10). Слова эти – истинны и ясны как день. Они исполнятся непреложно, ибо небо и земля прейдут, как проходят мимо дни, месяцы, годы, а слова Господа не прейдут (Ср.: Мк. 13:31)» [9, 103].

Мф.21:33. «Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.»

Мф.21:34. «Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;»

Мф.21:35. «виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.»

Мф.21:36. «Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.»

Мф.21:37. «Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.»

Мф.21:38. «Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. »

Мф.21:39. «И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.»

«В нынешний воскресный день, братия мои возлюбленные, положено Церковию читать из Евангелия притчу о некотором домовладыке, насадившем виноградник, и о виноградарях, которым поручил домовладыка свой виноградник. Виноградник был устроен великолепно, со всеми принадлежностями, с тисками, на прекрасной земле, обнесенной оградою, но виноградари оказались крайне лукавыми и злыми, и не только не давали плодов хозяину в урочное время, но еще и били посылаемых хозяином слуг или совсем убивали и камнями побивали, а наконец убили и единственного сына хозяина (См.: Мф. 21:33–39). Под домовладыкою разумеется Бог Отец; под виноградником – иудейская Церковь; под виноградарями первосвященники, священники и правители, коим поручена была иудейская Церковь; под слугами разумеются пророки, которых Бог нередко посылал к иудейскому народу, и которые большею частию были избиты иудеями; под сыном домовладыки разумеется Господь Иисус Христос, Сын Божий. Но эта притча, братия, относится не к одним иудеям, а относится и к нам, касается и нас. Под виноградником Господним может и должна разуметься и всякая душа христианская; под оградою закон Божий, которым ограждается или должна быть ограждена всякая душа от грехов; точило или тиски в винограднике это сердце наше или утроба наша, которою мы принимаем пречистую Кровь Агнца Божия, заклавшегося за нас; под столпом или горницею разумеется Церковь Христова или благодать Святого Духа, действующая в Церкви, утверждающая сердца наши в вере и любви и добрых делах и возвышающая нас от земли к небу, как сказано: о горнем мудрствуйте, а не о земном (Кол. 3:2)» [9, 237].

Мф.21:40. «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?»

Мф.21:41. «Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.»

«Идя на вольную, мироспасительную страсть в Иерусалим, Господь восхотел посетить на пути болевшего друга Своего Лазаря и сестер его Марфу и Марию, и так как по Божественному всеведению предвидел его кончину, – совершить славное воскрешение его из мертвых во уверение общего воскресения всего рода человеческого. Чудо воскресения четверодневного мертвеца, уже предавшегося разложению, наиболее всех чудес прославило Иисуса Христа как Мессию и Победителя всеродной смерти человеков и было причиною восторженной Его встречи жителями и пришельцами Иерусалима, собравшимися на праздник иудейской Пасхи. Но в первосвященниках, книжниках и фарисеях оно возбудило страшную зависть и злобу, и они решили окончательно умертвить Того, Кто обличал их пороки и Кто пришел умертвить самую смерть нашу. Не ведали распинатели, что они распинали своего Благодетеля Агнца Божия, вземлющаго грехи мира (Ср.: Ин. 1:29) и грехи их самих – молившегося Отцу: Отче, отпусти им: не ведят бо что творят (Лк. 23:34). А нынешние все богохульники, как Лев Толстой и товарищи его, знают Спасителя мира, проповеданного и принятого верою во всем мире, но в гордости своей хотят посмеяться общему верованию и хулят Его, и если не уверуют и не обратятся, то все зле погибнут (Ср.: Мф. 21:41). Так как сегодня Святая Церковь торжественно воспоминательно празднует Вход Спасителя на молодом, не носившем никакого ярма, осле во святой град Иерусалим, при радостном ликовании народа и особенно детей, – то побеседуем о том, что означал этот необыкновенный и, по-видимому, странный въезд Его в Иерусалим на ослице и осленке, а не на коне, как водилось у восточных царей и победителей, что значила эта радость и ликование народа и особенно незлобивых детей, прославивших Господа, – и как всезлобный ад подвигнул нечестивых людей на убиение Жизнодавца и Господа, не предвидя того, что убиенный им по плоти Христос вонзит деревянное Свое копие, то есть Крест Свой, в его адское чрево и прободет его смертным, вечным прободением, а поглощенные им души избавит от всепожирающего его чрева» [9, 98].

«Итак, виноградник Божий – это мы все, братия. А виноградный сад должен приносить обильные плоды; приносим ли мы Господу, верховному Виноградарю нашему, плоды добрых дел, плоды покаяния, веры, любви, смирения, кротости, благости, милосердия, воздержания, чистоты, терпения и долготерпения и прочих добродетелей? Весьма, весьма мало, а иногда вовсе не приносим, а приносим плоды винограда дикого, винограда Содома и Гоморры, то есть всякие скверные дела: гордость, злобу, зависть, алчность, блуд, прелюбодейство, пьянство, неверие, безбожие, убийство и самоубийство. Ждет от нас Господь плодов покаяния, исправления, добродетели и – часто напрасно ждет: мы остаемся такими же грешниками, такими же бесплодными, сухими деревами, какими и были. Многие христиане насилуют и убивают свою совесть, этого слугу Божьего в нашей душе, и без страха предаются беззаконию; многие оправдывают свои грехи или извиняют себя слабостью природы или потребностью падшей грешной природы, не различая своих прихотей или похотей от действительных потребностей. Многие не стыдятся даже клеветать на Евангелие и говорят, что оно будто требует невозможного, и живут совершенно вопреки ему и, таким образом, подобно еврейским первосвященникам и книжникам, вторично распинают Сына Божия в себе. Но зачем говорить неопределенно: многие распинают Сына Божия? – Мы с вами часто распинаем в себе Сына Божия – своим маловерием, своими злобами, завистью, невоздержанием, объедением, пьянством, нечистотою сердца своего, нерадением, нераскаянностью, леностью и прочими пороками. Что же сделает хозяин виноградника нашего, запущенного и одичавшего по нашему нерадению, когда Он придет взять с нас отчет в делах наших, во всех нечистотах и злобах наших? Ответ на это тот же, который произнесли сами на себя первосвященники и книжники: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям (См.: Мф. 21:40–41), то есть величайший дар веры, благодати, отдаст другим людям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои, то есть будут, с помощью благодати, преуспевать во всякой добродетели постоянно, во всю жизнь свою.

Итак, братия, доколе Господь дает нам время, доколе душа в теле и виноградник наш не отнят от нас, – будем тщательно смотреть за ним, возделывать его, напоять дождем слезным, очищать покаянием, чтобы более приносил плода. Аминь» [9, 239].

Мф.21:42. «Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?»

«Когда мы в первый раз или даже и часто молимся о чем-либо великом, по нашим понятиям, или по признанию Самого Слова Божия и всей Вселенской Церкви, тогда враг крепко усиливается запинать сердце неверием в возможность исполнения нашей молитвы и этим стесняет и уязвляет наше сердце, и не допускает нас чрез неверие получить просимое от Бога. Но что это неверие в возможность исполнения нашей молитвы есть ложь, мечтание диавольское – это очевидно, во-первых, из ясного свидетельства Слова Божия, что вся возможна суть у Бога (Мк. 10:27), во-вторых, из бесчисленного множества дел Господа, естественных и сверхъестественных, доказывающих, что для Него во все время существования мира доселе было все возможно и будет все возможно, потому что Он един бесконечно Сущий (Исх. 3:14), все создавший и созидающий, творящий и претворяющий, и наконец, в-третьих, из того, что в самом сознании нашем невозможное становится возможным, когда мы день ото дня будем усерднее об нем молиться и когда козни вражий в нас победим своею усердною верою. Мы сами тогда увидим, что только не верующему в возможность исполнения чего-либо Господом, тому только это и невозможно, а верующему все возможно. Вся возможна суть верующему, говорит Сам Господь (Мк. 9:23). – Величайшее чудо в Христианской Православной Церкви есть ежедневно совершаемое Господом чрез посредство служителя Христова претворение хлеба и вина в истинное, обоженное Тело и Кровь Христовы – в Истинного, Всецелого Христа, Сына Божия. Диавол каждую обедню коварствует над священником, внушая ему, что хлеб не Тело, вино – не Кровь Христова, то есть, всевая в его мысли и сердце помыслы неверия в возможность претворения хлеба и вина. – Но не каждый ли раз, как дым, рассеваются его козни с помощию благодати Божией, и священник принимает их как истинное Тело и истинную Кровь Господа, получая о том разительнейшее свидетельство вовнутрь себя самого? Не каждый ли раз диавольская мечтательная невозможность остается блаженнейшею возможностию и не только возможностию, но и действительностию? Слава всемогуществу и благости Господа! Да будет проклято сатанинское сомнение и неверие! – Итак, в чем же после этого усумнимся как в невозможном, когда во очию нашею (Мф. 21:42) совершается ежедневно такое чудо, каково – претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы? – О Боже чудес! Боже Всемогущий! Утверди неколебимо нашу веру во всемогущество Твое молитвами Богородицы и всех святых, от века Тебе угодивших. – Апреля 18 дня 1862 года» [10, 98].

«По начинающемуся в душе смущению и насилию узнавай велиара и противопоставляй ему тотчас Камень – Христа (Мф. 21:42, 43; Деян. 4:11; 1Пет. 2:6, 7; Рим. 9:33; 1Кор. 10:4): разобьет о Него свои зубы велиар, а до тебя не дойдет. – Но смотри, люби всякого, как самого себя» [11, 353].


Источник: Толкование на Евангелие от Матфея святого праведного Иоанна Кронштадтского. - Санкт-Петербург : Санкт-Петербургская православная духовная акад., 2009. - 382 с. : портр. (Посвящается 200-летию Санкт-Петербургской православной духовной академии).

Комментарии для сайта Cackle