Источник

Слово в день Успения Божией Матери 15

Наше житие на небесех есть (Флп. 3:20)

Не это ли самое внушает нам, христиане, настоящее торжество Церкви? не в этом ли самом уверяет нас преславное успение Божией Матери?

Подлинно, земная жизнь не есть цель жизни христианина, а только путь к цели. Здесь мы не дома, а в дороге; здесь мы не наслаждаемся, а трудимся, не покоимся, а воинствуем, не жнем, а сеем. Здесь мы странники и пришельцы: наше житие на небесех есть.

Итак, если для нас важно и полезно, уметь правильно ценить время нашей жизни и благоразумным образом пользоваться им для сеяния: то не менее важно и полезно предварительно приобретать правильные понятия о нашей жизни в сем мире. Что есть жизнь наша? Есть место странствования. Истину сию сам Бог возвестил некогда Израилю: Моя есть земля, яко прешельцы и пресельницы вы есте предо Мною (Лев. 25:23). Мы идем непрерывно от колыбели до гроба, и проходим лета младенчества, отрочества, юности, мужества и старости как путешественники, проходящие сперва чрез поля зеленеющие и цветущие, потом чрез желтеющие обильными колосьями, наконец через пустые и обнаженные. Идем и встречаем разного рода трудности и неудобства, как путешественники, встречающие на пути места гористые, болотистые, песчаные. Идем и претерпеваем разного рода горести и скорби, как путешественники, подвергающиеся иногда гладу и жажде, иногда холоду или зною. Но идя долгое время, много ли помним из встретившихся нам предметов? Много ли знаем из тех явлений в жизни, которые удивляли нас и увлекали, огорчали и поражали? Все идет нам навстречу как новое; и все остается позади нас, как старое; все приходит, как призрак, и все уходит, как сновидение.

Что есть жизнь наша? Она есть хождение по образу: образом ходит человек, говорит Пророк (Пс. 38:7). Мы ходим по образу в мыслях: ибо ум наш ищет истины и не обретает, сомнения сопутствуют ему. Ходим по образу в сердце: ибо желаем наслаждаться благом и не наслаждаемся, одни надежды сопровождают нас. Ходим по образу в теле: ибо оно в глазах наших изменяется; болезни и смерть угрожают нам. Ходим по образу в мире физическом: ибо он непрестанно движется. Ходим по образу в мире гражданском: ибо смерть и тут сменяет людей, время вносит новые потребности и т.п. Но где ни ходим, ничего не обретаем вечного, прочного, способного насытить душу: и се вся суета и крушение духа (Еккл. 1:14).

Что есть жизнь наша? Она есть поле брани, на котором плоть сражается с духом. Человек рождается с добрыми и злыми наклонностями. Одни влекут к небу, другие к земле. Одни возвышают и облагораживают его, другие унижают и посрамляют. Одни водворяют мир в совести, другие разрушают оный; и это противодействие происходит в нас непрестанно. Кто был Апостол Павел? Но и он жаловался на брань сию: вижду, говорит он, ин закон во удех моих, противу воюющь закону ума моего (Рим. 7:23).

Что есть жизнь наша? Она есть путь скорбей и страданий. Был ли когда в мире такой счастливец, который бы прожил весь свой век, ни о чем не скорбя и ни от чего не страдая? Не было и не будет. Кто зачат в беззаконии и рожден во грехах, тот не может не скорбеть и не страдать. Кто весь есть нужда и немощь, тот не может не чувствовать лишений и недостатков. Кто поставлен в круг вещей временных и непостоянных, тот не может иметь постоянной радости. Кто живет посреди людей, обуреваемых страстьми, тот не может не встречать неприятностей. Кто ж из нас без немощей, без греха, без страстей, и следовательно, кто менее или более не скорбит, не плачет, не страдает и не бедствует?

Что есть жизнь наша? Она есть время делания. Мы делаем в Царстве Иисуса Христа, и сами составляем дело рук Его. Он делает нас сынами Своими, усвояя нам заслуги Свои, а мы должны умножать свою веру в Него, оправдывая ее добрыми делами. Он сообщает нам освящение, правду и мудрость, а мы должны возращать сии Божественные дары хождением по пути Его. Он сеятель, а мы должны быть Его нивою. Но тем не менее должны быть и сами сеятелями добра от утра до вечера, дабы в вечности пожать сладкие плоды.

Вот понятия о земной жизни! Так смотрел на оную Царь Пророк: увы мне! яко пришельствие мое продолжися. Когда прииду и явлюся лицу Твоему, Боже? (Пс. 41:3) Так смотрел Апостол Павел: окаянен аз человек, кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7:24) Так смотрели все Святые Божии, осужденные врагами распятого Господа на жесточайшие мучения и смерть. И как иначе можно смотреть на жизнь сию? Для чего мы получили ее? Неужели только для того, чтоб наслаждаться благами, которыми Бог так щедро обогатил нашу земную обитель? Нет! Мы родились для того, чтобы непрестанно жить, непрестанно возрастать, восходить выше и выше – к началу и концу всего существующего. Земная жизнь есть только преддверие жизни будущей. Земное блаженство есть только предвкушение блаженства небесного. Человеку нельзя иметь на земле, ни полного знания, ни неизменно благой воли, ни ненарушимого блаженства. Земля не удовлетворяет требованиям духа, не соответствует непрестанному его стремлению к добродетели и не доставляет ему утешения и подкрепления.

Да и как можно найти в сей преходящей жизни силу, подкрепление и цель всех высших стремлений, к которым человек вообще и в особенности христианин способен? Как может видимый мир удовлетворить собою бесконечные его желания, глубокое, святое стремление его бессмертной души? Дух выше персти, как небо выше земли, и его родство в духовном мире.

Итак, если отечество наше на небесах: то нет нужды привязывать свои мысли и желания к земле, к ее благам и удовольствиям. Земные радости, блестящее злато, громкая слава, знаменитые титулы и почести, приобретенные великими трудами и подвигами, заслуживают внимания; но не стоят того, чтобы на них долго останавливались наши взоры. Поспешающему в родительский дом сыну некогда рассматривать каждое деревцо, и разбирать каждый цветок, встречающийся на пути. – Что дано нам промыслом Вышнего, тем и должны пользоваться с благодарностию, но никогда не предаваться рассеянности, и не подавлять духа своего суетною заботою, дабы не позабыть, что житие наше на небесах.

Не скучай, возлюбленный, что тесен и прискорбен путь настоящей жизни. Тебе даны три святые спутницы. – Одна держит для тебя в одной руке венец, другою указует на небо, – это вера; другая с спокойствием во взорах, с радостию и миром приветствует тебя и ободряет, – это надежда; третья кротко и дружелюбно распростирает тебе свои обятия, – это любовь. Руководимый сими тремя дщерями небес, шествуй благодушно путем, тебе назначенным. И чем теснее твое содружество и общение с ними, тем вернее достигнешь своей цели. Там, где мелькают миллионы миров, там и еще выше, далее, глубже, там в беспредельности, в вечности, там твое небо, твое истинное отечество. Аминь.

* * *

15

Произнесено в 1836 г.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : В 3 том. – Изд. придв. книгопрод. Смирдина (сына) и К° - Санкт-Петербург : В Тип. Морского министерства, 1857. / Т. 2: Слова на праздники Господские и Богородичные и на дни святых. - 1857. - III, 461 с.

Комментарии для сайта Cackle