Источник

Слово в Великий пяток81

Ныне суд есть миру сему. (Ин.12:31).

И кто же говорит сие? Тот самый, кого мир осудил и распял на кресте. Что это значит? Не был ли судим в то же самое время и мир невидимым Судом Божиим?

Действительно, ныне два судии, но истинный Судия – один: это Иисус Христос; ныне два подсудимые, но действительный преступник – один: это мир; ныне два суда, но праведный суд – один: это Суд Божий. Точно ныне суд есть миру сему.

Будучи собраны Церковью для поклонения Распятому на кресте, воззрим на суд мира, как он представлен в Евангельской истории, и пожалеем о распинателях; воззрим потом на Суд Божий, как Он невидимо совершается над судьбою мира, в суде его над Иисусом, и утешим себя милосердием Суда Божия.

1) СУД МИРА.

Он начался очень рано. Иисус был ещё в колыбели, а суд мира восстал было против Него; и за что? За то, что восточные мудрецы приходили поклониться к Нему с дарами, и возвеличили Его титлом Царя Иудейского; но промысл Божий не допустил нечестивого Ирода совершить цареубийство. Суд кончился избиением младенцев; и дело казалось решённым.

Примечаете ли, христиане, какая страсть первоначально судила младенца Иисуса? Это испуганное честолюбие, которое, смотря большими глазами страха, не видело того, что есть, а видело, чего нет. Возможно ли же было ожидать от такого судии здравого суда? Честолюбие смутилось, испугалось, бросилось в крайность и учинило ужаснейшее преступление – детоубийство.

Иисус вступает в общественное служение спасению рода человеческого, начинает учить истине и творить добро, совершать чудеса и устроять Царство Божие. И вот суд мира опять возгорается, опять буйные страсти восстают против смирения и кротости Иисуса. Одни осуждают Его учение; другие порицают дела. Там хотят уловить Его словом; здесь ведут на верх горы, чтобы низринуть Его. Там вземлют камение, чтобы побить Его; здесь изыскивают причины, чтобы обличить Его; и опять за что? За то, что Он учил так назидательно и утешительно, как никто никогда не учил; жил так свято, как никто никогда не жил, и творил чудеса, каких никто не творил. Фарисеи обижались тем, что Иисус обличал их в лицемерии; книжники и законники огорчались тем, что более следовали учению Христову, нежели их изъяснениям закона; первосвященники и старейшины огорчались тем, что более воздавали почтения Христу, нежели им.

Видите ли, какие страсти осуждали Иисуса? Злоба и зависть. Возможно ль было искрам гееннского огня не возгореться и не произвести пожара? Чёрным облакам не сплотиться и не образовать грозной тучи? Буйным страстям не совокупиться и не произвести мятежа? Но пока час воли Божией не наступил, злоба и зависть только шипели, но не уязвляли.

Наконец наступил тот час, в который Сын Человеческий должен прославиться и прославить Отца Своего, час страданий и крестной смерти. И вот суд мира возгорелся, страсти человеческие воспламенились и взяли верх над истиною и правдою! Первосвященники и старейшины подкупают ученика, чтобы предал им своего Учителя, и приемлют лжесвидетелей, которые могли бы обличить Иисуса. Иуда предал Учителя, лжесвидетели приисканы; Иисус взят и представлен пред суд беззаконных судей.

Иисус в судилище Каиафы.

Здесь первосвященники и старейшины выслушивают клеветы на Иисуса и произносят суд, не дождавшись, или не получив ответа, вменяют в преступление слова, которых смысла не понимают, радуясь всякому лжесвидетельству, как поводу к осуждению невинного, определённому заранее. Здесь допрашивают Его о учении и учениках; и хотя Он говорил, что учил не тайно, но всенародно, свидетельствуясь слушателями; но судии считают ответ Его за дерзость и за несоблюдение почтения, должного архиереови. Здесь сам первосвященник Каиафа заклинает Его живым Богом, сказать, Христос ли он Сын Божий? Да, ты рек, ответствовал Иисус. И что же последовало в следствие всех этих допросов? Ответ, как прежде безответность, вменен в вину; Иисуса признали Богохульником и присудили к смерти.

Иисус в судилище Пилата.

И здесь те же Первосвященники и старейшины; и здесь те же обличения и клеветы. Пилат мог легко понять, что обличители ищут смерти Иисусовой по зависти и злобе; но не имел столько твёрдости и решительности, чтобы вдруг уничтожить все замыслы злодеев и оправдать невинного. Он посылает Иисуса, как Галилеянина, к царю Галилейскому Ироду, который в то время находился в Иерусалиме.

Иисус в судилище Ирода.

Ирод принял Иисуса вежливо и благосклонно в той надежде, что Он совершит пред ним какое-либо чудо могущества и величия; но Иисус явил пред ним чудеса кротости, смирения и любви к ближнему. Что же делает Ирод, не удовлетворив своему любопытству? Приказывает облечь Иисуса, в поругание, в белую одежду и отправить опять к Пилату.

Иисус в судилище Пилата,

Пилат видит, что не удалось ему отклонить дело суда над Иисусом; решается освободить Его от смерти, и как? У Иудеев был обычай пред праздником Пасхи отпускать ежегодно одного узника: Пилат обращается к народу и говорит: кого хощете, да отпущу вам: Варавву ли, или Иисуса, глаголемого Христа? (Мф.27:17). Народ потребовал Варавву. Пилат снова пытается освободить Иисуса от смерти изъявлением Его невинности: что бо зло сотворил сей? Ничесоже достойна смерти обретох в Нем: наказав убо Его отпущу. (Лк.23:22). Не принесло пользы и это. Первосвященники и книжники, зная хорошо свойства Пилата, напали на него со слабой стороны: если отпустишь Иисуса, неси друг кесарев (Ин.19:12), кричали они, и – победили Пилата. Неси друг кесарев – эти слова, как гром, поразили честолюбивое сердце Пилата, и заставили его отбросить давно уже колебавшуюся двуличную ревность по правде. Пилат умывает руки пред народом, и говорит: неповинен есмь от крове Праведного сего: вы узрите (Мф.27:24). Народ кричит: возьми, возьми, распни Его (Лк.23:21). Кровь Его на нас и на чадех наших (Мф.27:25). И – малодушный Пилат согласился на их желания, предав Праведного неистовству злодеев. Иисуса распяли; суд мира окончился.

Таким образом небесная истина в лице Иисуса Христа посетила, кажется, все суды человеческие, дабы видеть: аще есть разумеваяй или взыскуяй правды. И теперь, как во времена Давида, не нашлось ни одного разумевающего правды! Она нигде не нашла Себе защиты и покровительства. Ирод обнаружил нечестие, Иуда – вероломство, первосвященники и старейшины – злобу и зависть, Ирод тщеславное любопытство, Пилат – сперва двоедушие, потом – малодушие.

2) СУД БОЖИЙ.

В то самое время, как мир судил учение и дела Христовы, суд Божий совершался над самим миром. Господь Иисус учил истине, а враги Его слепли от света её; творил чудеса, а преследователи Его приходили в раздражение и ожесточение. Аз на суд приидох, да невидящии видят и видящии слепы будут (Ин.9:39). Но да не подумает кто, что ослепление и ожесточение Иудеев суть непосредственные действия суда Божия; нет. Это суть последствия тех причин, которые находились в сердцах человеческих. Иисус Христос называется Солнцем правды, которое сияет свой свет на злые и благие. Добрые сердца, как воск, смягчались и таяли от огня любви Христовой, а злые, как глина, жестели и каменели.

Ныне суд есть миру сему (Ин.12:31). Господь Иисус судит заблуждение и неверие мира. Фарисеи думали, что в день субботний как в день покоя Божия нельзя делать никакого дела; Иисус обличает их притчею: что, если кто из вас имеет одну овцу, и она в день субботний упадёт в яму, не возьмёт ли её оттуда? Сколько же человек превосходнее овцы? (Мф.12:11–12). Как ему не помочь? Как не исцелить его и не спасти? Суббота человека ради, а не человек субботы ради (Мк.2:27). Саддукеи не верили в бессмертие. Иисус вразумляет их следующим образом: разве вы не читали тех мест в книгах Моисеевых, в которых изображается явление ему Бога? Как там называет Себя Бог? Аз есть Бог Авраамов, Исааков, Иаковль; но Бог несть Бог мертвых, но живых: си бо тому живы суть (Мф.22:31–32).

Ныне суд есть миру сему. Господь Иисус судит ложную и коварную политику фарисеев и книжников. Скажи нам, говорили они Ему, как Тебе кажутся подати, собираемые с нас для кесаря? Отдавая их, не делаемся ли мы из народа Божия язычниками? Иисус потребовал от них Римскую монету, и спросил: чей образ сей и написание? Кесаревы – отвечали. Так что же вы спрашиваете? Воздадите кесарева кесареви и Божия Богови (Мф.22:16–21). Первое не противоречит последнему; ибо кесарь требует своё и не запрещает Божия.

Ныне суд есть миру сему. Господь Иисус судит безпорядки и безчиния мира в храме. Храм был наполняем торжниками и продажными вещами. Шум, спор, обман, крик, ссоры производили то, что во всем Иерусалиме не было столь шумного и безпокойного места, как в притворе Храма. Иисус приходит туда и в несколько минут очищает храм от торжников, и напоминает первосвященникам: разве вы не знаете, что дом Мой есть дом молитвы для всех языков? А вы что сделали из него своим корыстолюбием? Вертеп разбойников.

Вот несколько примеров, в которых можете видеть вы, христиане, суд Божий над миром. Каждое слово Христово, каждое чувство Его, каждое дело было осуждением для мира грешного и прелюбодейного. Что ж сказать о страданиях Его и смерти? За кого страдает Он? За мир. Чьи грехи вознёс на древо крестное? Грехи мира. Посему, не Иисус осуждается ныне, ибо Он греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его (Ис.53:9), а мир, который, по слову апостола, весь во зле лежит (1Ин.5:19); не Иисус пригвождается ныне ко кресту, а грешный род человеческий в лице Его. Чьи это язвы? Наши. Чей это крест? Наш. Чья это смерть? Наша. Но как целительны язвы Христовы! Язвою бо Его мы вси исцелехом (Ис.53:5). Как спасителен крест! Кровию креста Его умирено всё, и земное и небесное. Как животворна смерть! Мы спасены от вечной смерти.

Что после сего мир, осуждающий и распинающий Иисуса? Не более, как распинаемый преступник. Что судии в намерении Промысла Божия? Не более, как гвозди, камение, древо в руках воина. Правда, всё делали, как хотели; но не ведали, что творили (Лк.23:34). Господь их свободные действия обращал к исполнению суда Своего над миром; но они не знали и не могли знать таинственных распоряжений промысла Божия. Аще бо быша разумели, говорит Апостол, не быша Господа славы распяли (1Кор.2:8).

Суд Божий есть суд любви и милосердия. Как Иисус Христос вчера и днесь, той же и во веки (Евр.13:8); то и ныне не престает молить Отца Небесного об отпущении нам согрешений наших, как некогда молил о прощении Своих распинателей; и ныне отверзает двери Царства Небесного каждому кающемуся грешнику, как некогда отверз покаявшемуся разбойнику. Он требует от нас немногого – веры и любви. Будем веровать в Него верою сердца и любить Его – всем существом своим. Аминь.

* * *

81

Произнесено апреля 13-го, 1845 года.


Источник: Избранные слова и речи высокопреосвященнейшего Никанора, митрополита Новгородского, С.-Петербургского, Эстляндского и Финляндского : В 3 том. – Изд. придв. книгопрод. Смирдина (сына) и К° - Санкт-Петербург : В Тип. Морского министерства, 1857. / Т. 1: Слова на святую Четыредесятницу и на дни недельные. - 1857. - II, LX, 339, [2] с., 1 л. фронт. (портр.).

Комментарии для сайта Cackle