Жизнеописание
В миру - Никифор Тимофеевич Каменский, родился 25 мая 1847 года в селе Солодовниково Астраханской губернии в семье дьякона. Окончил Астраханское духовное училище и Астраханскую же духовную семинарию. Потом женился и был рукоположен в священники. Два года он прослужил в приходе села Бережновка Царевского уезда Астраханской губернии. В 1869 году скончалась его жена. В 1870 году Никифор Тимофеевич поступил в Казанскую духовную академию. Здесь он тщательно и трудолюбиво изучал богословские науки. Наибольшее влияние на становление будущего архипастыря-богослова оказал ректор академии Никанор (Бровкович), впоследствии известный церковный деятель и мыслитель. Он сформировал у студента Каменского интерес к догматическому богословию и экзегетике (науке по истолкованию Писания). В знак глубокого уважения к своему учителю позднее, при пострижении в монашество, Никифор Тимофеевич выбрал именно имя Никанор. Впоследствии, на протяжении всей жизни, Никанор (Каменский) интенсивно занимался экзегетикой, оставив многочисленные труды, из которых прежде всего следует выделить полное истолкование Деяний и Посланий святых Апостолов.
В 1874 году, окончив академию, Каменский становится законоучителем Казанской духовной семинарии. А в 1879 году, будучи уже в сане протоиерея, еще достаточно молодой Никифор Тимофеевич избирается на должность ректора Казанской духовной семинарии, что свидетельствует о его высоком авторитете.
В должности ректора семинарии он пробыл тринадцать лет, в течение которых в жизни духовной семинарии произошли важные изменения. Главнейшей заслугой ректора было повышение качества преподавания. Будучи ученым-богословом, он основное внимание уделял общеобразовательным предметам, считая, что священник должен обладать широким кругозором.
Еще одним важным нововведением, осуществленным ректором семинарии, было открытие в 1886 году образцовой начальной школы при Казанской духовной семинарии. В ней учились дети из бедных городских семей, в основном из кварталов, прилегавших к семинарии.
В 1891 году Никанор был поставлен викарным епископом Чебоксарским. С 1893 года он епископ Архангельский, с 1896 — Смоленский, с 1899 — Орловский, с 1902 — Екатеринбургский, с 1903 — Гродненский, с 1905 — архиепископ Варшавский.
Во всех епархиях, бывших под его управлением, он проявил себя энергичным администратором и талантливым проповедником, не оставляя при этом занятий богословскими и историко-археологическими исследованиями. В период служения в Орловской епархии он занимался просветительской деятельностью, издал под своей редакцией «Описание Орловской епархии». За полтора года управления Екатеринбургской епархией вместе с одним вогулом (манси) составил вогульскую азбуку и русско-вогульский словарь, лично участвовал в религиозно-нравственных собеседованиях. В Смоленске и Гродно им были основаны церковно-археологические комитеты, а в Орле и Варшаве — церковно-исторические музеи.
В 1908 году он вновь возвращается в Казань уже в качестве епархиального архиерея. Здесь Никанор продолжил интенсивную деятельность своего предшественника — архиепископа Димитрия (Самбикина) — по поддержке деятельности епархиального церковно-исторического общества. Также проявил себя сторонником православного богослужения на языках народов Поволжья.
На всех этапах своей деятельности Никанор продолжал активно заниматься исследовательской работой, причем интересы его были достаточно разнообразны. Наряду с многочисленными богословскими трудами Никанор оставил труды по истории местного края. В 1889-1890 гг. он составил множество брошюр о казанских святынях, в которых простым, понятным необразованным людям языком, но детально и на научном уровне описывалась история важнейших святынь Казани. Для своего времени эти брошюры были весьма важны, ведь повесть о Казанской иконе Божией Матери и официальные жития казанских святителей сопровождались множеством недостоверных легенд и слухов.
К сожалению, его управление епархией продолжалось недолго: в ноябре 1910 года архиепископ Никанор скончался.
По отзыву известного церковного исследователя митрополита Мануила (Лемешевского) о личности архиепископа Никанора, это была «редкая даровитая натура, оставившая после себя глубокий след, обладавшая даром прокладывать новые пути; пробуждать и оживлять застоявшуюся жизнь, полная кипучей энергии и глубокого жизненного такта».
Изданные труды
- Изображение Мессии в Псалтири. Экзегетико-критическое исследование мессианских псалмов с кратким очерком учения о Мессии до пророка Давида. Казань, 1879, 2-е издание — Казань, 1901.
- О Святом Евангелии и святых евангелистах. Казань, 1879.
- Современные остатки языческих обрядов и религиозных верований у чуваш. Казань, 1879.
- Астраханский кафедральный Успенский собор. Описание его и история. Казань, 1889.
- Общедоступное объяснение Первого Соборного Послания апостола Иоанна Богослова. Казань, 1889.
- Объяснение Послания Святого апостола Павла к Римлянам. Казань, 1891.
- Православно-христианско-нравственное богословие» Издание 1-е, СПб, 1891; Издание 2-е, СПб, 1894.
- Объяснение Первого Послания Святого апостола Павла к коринфянам. Казань, 1892.
- Объяснение православного богослужения. В трёх выпусках, Казань, 1893.
- Святой Афанасий Великий, архиепископ Александрийский, и его избранные творения. СПб, 1893.
- Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, его жизнь и избранные творения. СПб, 1894.
- Слова, речи и беседы. Орёл, 1902. Церковные чтения. Екатеринбург, 1902.
- Объяснение книги Деяний Святых апостолов и Соборных Посланий. СПб, 1903.
- Объяснение первых семи Посланий Святого апостола Павла. СПБ, 1904.
- Объяснение последних семи Посланий Святого апостола Павла. СПб, 1905.
- Экзегетико-критическое исследование Послания Святого апостола Павла к Евреям. Казань, 1904.
- Воспоминания о святых местах Востока: Константинополь, Афон, Палестина, Египет, Италия. СПб, 1906.
- Святой царь Давид, псалмы его и псаломские пророчества о Мессии. Варшава, 1907.
- Собрание сочинений (включая списки орловских и смоленских иерархов). Казань, 1909.
- Слова, речи и беседы. Выпуск 1. Казань, 1909.
- Сборник статей (с рисунками). Казань, 1909.
- Святцы и праздники пасхального круга с изображением и песнопениями. М., 1909.
- Учение о нравственности. Казань, 1910.